Порядок написания выпускных квалификационных работ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ, ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

 

 

Уфа 2019


 

УДК-378.146.9 ББК-74.580 я 73 Т 38 Печатается по решению редакционно-издательского совета БГУ

 

Рецензенты:

Белобородова Н.С. – доктор пед. наук, профессор

Авторы - составители:

Гаязова Г.А. – кандидат мед.наук, доцент;

Гурова Е.В. - кандидат пед. наук, доцент;

Кузнецова И.В. - кандидат пед. наук, доцент;

Султанова Р.М. - кандидат пед. наук, доцент;

Фахретдинова Г.Ф. – ассистент.

 

Технология подготовки и оформления выпускного квалификационного исследования: Учебно-методические материалы для бакалавров факультета психологии. - Уфа: БашГУ., 2019. - 66 с.

 

Учебно-методические материалы составлены в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и предназначены бакалаврам очного и заочного отделений. В методических рекомендациях приведена технология проведения, оформления и защиты выпускной квалификационной работы.

 

 

©Коллектив авторов

кафедры педагогики, 2019   




Содержание

Введение 4
Порядок написания выпускных квалификационных работ 4
Формирование и развитие исследовательских умений у студентов в процессе выполнения выпускной квалификационной работы как фактор эффективности будущей профессионально-педагогической деятельности в условиях целостной модели дифференциации обучения и воспитания обучающихся 6
Основные элементы педагогического исследования 13
Методы педагогического исследования 18
Требования, предъявляемые к оформлению выпускной квалификационной работы 30
Правила оформления использованных источников и литературы 36
Практические рекомендации к подготовке доклада для защиты на ГИА 38
Характеристика основного содержания ВКР 43
Критерии оценивания результатов защиты ВКР 44
Подготовка к процедуре защиты выпускной квалификационной работы 45
Процедура защиты выпускной квалификационной работы 48
Порядок проведения государственной итоговой аттестации 49
Примерная тематика выпускных квалификационных работ 50

 



Введение

Выпускная квалификационная работа (ВКР) в педагогическом вузе является самостоятельной научной работой студента, завершающим этапом его профессионально-педагогической подготовки. Обязательное выполнение каждым выпускником ВКР предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации по высшему образованию №686 от 2 марта 2000 года и имеет целью:

– систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания и практические умения студентов по выбранной специальности;

– приобщить студентов к самостоятельной научно- исследовательской работе;

– продемонстрировать уровень профессиональной подготовленности выпускников и владение ими современными научными знаниями, новыми образовательными технологиями, передовым педагогическим опытом;

– показать умения выпускников обобщить имеющиеся знания и опыт собственной учебно-педагогической деятельности.

Предлагаемые учебно-методические материалы призваны помочь студентам в выполнении выпускной квалификационной работы.

Методы педагогического исследования

Наблюдение

Наблюдение в житейском смысле представляет собой умение ориентироваться, осуществлять непрерывную связь человека с окружающей средой.

Педагогическое наблюдение педагога состоит в восприятии деятельности детей, учащихся в разных ситуациях.

Исследовательское умение - универсальный инструмент ученого, какую бы область знания он не изучал.

Исследовательское наблюдение выборочно. Оно направлено на те стороны и детали, которые соответствуют целям наблюдения с охватом всего педагогического процесса.

Данный метод описан многими учеными (Л.В. Занков, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.).

Метод наблюдения определяется как «относительно» длительное целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительности на основе непосредственного восприятия. В педагогическом исследовании наблюдение - изначальная ступень изучения нового процесса.

Сущность наблюдения заключается в том, что это не просто восприятие, а восприятие-процесс и восприятие-результат, метод познания педагогического процесса.

Наблюдение как метод совершенствуется с техническим прогрессом, используется в связи с другими методами. Некоторые ученые считают метод наблюдения основным.

Существуют следующие виды наблюдений: непосредственное, опосредованное, открытое, скрытое.

1. При непосредственном наблюдении внимание уделяется живому педагогическому процессу.

При наблюдении исследователь может занимать три позиции и при этом быть исследователем-свидетелем, участником процесса, руководителем процесса.

Недостаточность позиций исследователя-свидетеля - в известной недостоверности данных. Присутствие исследователя искажает естественную картину педагогического процесса, так как педагог и воспитанники ощущают подконтрольность.. При использовании позиции наблюдателя-исследователя требуют пережить процесс привыкания.

Исследователь - участник процесса включается в ту или иную деятельность, в процессе которой ему открывается такие стороны процесса, которые при внешнем наблюдении скрыты.

Исследователь-руководитель осуществляет управление развитием педагогического явления.

2.Опосредованное или косвенное наблюдение. Оно осуществляется через лиц, работающих по разработанным заданиям и программам. Ценный материал получают участники комплексного исследования, одновременно наблюдая за разными сторонами педагогического процесса.

Интерес представляет самонаблюдение воспитанника по заданию педагога. Оно является вспомогательным, его необходимо организовывать.

3. Открытое наблюдение протекает в присутствии посторонних лиц. Дети и педагоги не безразличны к этому, ведут себя по иному. Поэтому данным этого вида наблюдений присущ элемент искусственности.

4. Скрытое наблюдение дает реальную картину педпроцесса. Осуществляется с помощью телевизионных установок на производстве, в медицинских учреждениях, в школах с односторонней прозрачной стеной, прямой микрофонной связи для дистанционного управления; наблюдение за деятельностью педагога в естественных условиях (занятия на природе).

Это наблюдение может порождать отрицательные эмоции у педагогов, поэтому при его использовании необходимо проявлять чувство такта, помнить, что это научное исследование, а не подсматривание и подслушивание.

Наблюдение может быть непрерывным и дискретным (прерывистым).

Наблюдение называется непрерывным, если оно отражает педагогическое явление в законченном виде (начало, развитие и завершение). Такое наблюдение возможно, если педагогическое явление протекает в короткие отрезки времени (занятия в детском саду).Дискретное наблюдение осуществляется через отдельные интервалы за длительным или скрытым педагогическим процессом.

Монографическое наблюдение охватывает большое количество педагогических явлений в их взаимосвязи, осуществляется длительное время, ведется по многим показателям. Например, наблюдение за развитием личности в течении ряда лет.

Узкоспециальное наблюдение - это вычленение и восприятие одного исследуемого явления в его собственных границах. Оно осуществляется в изоляции от всего инородного. Позднее изучается как полученные данные вписываются в живой процесс.

Наблюдение-поиск. Цель исследователя - найти в педагогическом процессе явления и факты, которые его интересуют. В этом случае исследователь одновременно наблюдает за рядом педагогических явлений или переходит от одного объекта к другому. Наблюдение-поиск - длительный процесс, требует много времени и терпения в получении результатов. Одновременно дает непредвиденные находки.

Методу наблюдения присуща известная ограниченность, так как при его использовании доступны лишь внешние проявления педпроцесса. Оно не раскрывает мотивов деятельности, существенных связей и отношений. Поэтому этот метод используется в сочетании с другими.

Организация наблюдений.

Метод есть способ познания педагогического акта; методика - есть система действий для реализации этого способа; техника - это инструментовка поиска.

Методика наблюдения зависит главным образом от существа и особенностей изучаемой проблемы, конечной цели, задач исследования, характера объекта, условий, в которых протекает исследование, опыта, личных качеств исследователя и др.

На основе учета этих обстоятельств отбираются виды наблюдений, составляется четкий план, где указываются объект наблюдения, цель, задачи, время его проведения, длительность, предварительный результат, ожидаемые изменения.

Техника фиксирования наблюдаемого.

Наблюдаемые педагогические явления записываются. Запись может быть протокольная, воссоздающая все увиденное; выборочная; при длительном наблюдении дневниковая; матричная — запись по заданной схеме.

Помимо словесных записей можно количественно отражать факты в форме хронометража, таблиц.

Записывая данные наблюдений надо указать время, учебное заведение, группу или класс, участников педпроцесса, место действия, условия, при которых протекают события, запись о качестве наблюдения. Технические средства.

В процессе наблюдения используются самые разнообразные технические средства от хронометража до записывающей аппаратуры; от кинофотосъемки до специальных аппаратов (например, для оценки физического состояния)и др.

После магнитофонной записи делается монтаж, выбрасываются пустоты и малозначимый материал. Ценность этого вида записи - в ее повторении.

Для фотосъемки составляется программа (что, когда, какие кадры, сколько снимков); для киносъемки делается сценарий.

Существуют сокращенные виды записей в виде кода, шифра, стенографии. Эти записи представляют собой черновики; после второй технической обработки переписываются набело. Затем следует истолкование добытых результатов. Обобщенные результаты могут оформляться в виде таблиц, матриц, картотеки и др. Этот материал сопоставляется с другими данными.

 

Беседа как метод исследования.

В практической деятельности педагога беседа используется как метод обучения и как метод изучения личности воспитанников.

Исследовательская функция беседы способствует обнаружению научных фактов, психолого-педагогических закономерностей.

Беседу сочетают с другими методами. Эффективность беседы зависит от опыта исследователя, его психолого-педагогической подготовки, искусства вести беседу, даже его личной привлекательности. Результат беседы зависит и от того, с кем беседуют, меру его откровенности, доверчивости. Важна эмоциональная и мотивационная значимость тех предметов, которые касаются в беседе.

Беседа по сравнению с другими методами имеет более неопределенную структуру, проведение беседы - искусство.

Есть также проблемы, связанные с изучением личности воспитанника, когда цель исследования не должна быть ему известна.

Стержнем беседы должна быть цель исследования. Материал, собранный в процессе беседы, будет подтверждать гипотезу или опровергать ее.

Исследователь постоянно наблюдает психологическое состояние испытуемого (мера откровенности, паузы, мимика и др.).

Подготовка к беседе заключается в составлении вопросов целевых и поддерживающих. Первые из них направлены на выяснение задач исследования, вторые помогают вести беседу, поддерживают разговор.

При использовании этого метода надо уметь вступить в контакт с испытуемым и поддерживать нужное направление разговора. Этим беседа отличается от интервью, то есть односторонней беседы, где один задает вопросы, а собеседник только отвечает.

Для беседы необходима атмосфера доверия, должен соблюдаться педагогический такт. Этот метод лучше использовать в естественной среде, там, где испытуемый воспитывается, учится, живет, отдыхает.

Результат беседы надо фиксировать на магнитофоне с дальнейшим анализом записи. Лучше использовать скрытый магнитофон. Стенографию делает кто-то другой. Результаты беседы самому экспериментатору не рекомендуется записывать. Надо запомнить услышанное и впоследствии воспроизвести.

Отдельные результаты беседы могут быть представлены в виде таблицы. Она может послужить исходным материалом для проверки гипотезы с помощью статистических критериев. Возможна математическая обработка беседы.

 

Анкета как метод исследования.

Анкетирование широко используется как в социологических, так и в психолого-педагогических исследованиях, когда изучается общественное мнение, эстетические и моральные оценки, отношение людей друг к другу, к событиям, родам деятельности.

Анкетный метод имеет сходство с методом беседы, так как в них ставятся вопросы и получается ответ. Анкетируемый называется респондентом.

В отличие от метода беседы в анкете существует жесткая логическая конструкция. Она неизменна в процессе анкетирования.

Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов. Анкета охватывает большой круг людей, может распространяться по почте.

При подведении итогов анкетирования используется метод математической статистики.

Вопросы анкеты могут быть прямыми и косвенными. В прямом вопросе его содержание и объект интереса совпадают: - Нравиться ли вам профессия воспитателя? В косвенном вопросе то и другое расходится. Согласны ли вы утверждать, что профессия воспитателя - одна из лучших? В этом случае выражается согласие, несогласие или определенная степень согласия. Подбор косвенных вопросов - трудна часть построения анкеты.

Содержание вопросов определяется также характером ситуации, которая задается в анкете. Она может быть реальной и воображаемой. Нравится ли Вам профессия воспитателя? Этот вопрос задан в реальной ситуации. - Хотели бы Вы, чтобы Ваша дочь в будущем избрала профессию воспитателя? Этот вопрос является условным.

Вид анкеты определяется формой вопросов. Вопросники могут быть открытыми и закрытыми.

Вопросы в анкете называются открытыми, если инструкция не ограничивает способ ответа на него. Анкета, содержащая открытые вопросы называется свободной. Данные такой анкеты не служат средством точного измерения мнения. С их помощью осуществляется предварительная ориентировка. Исследователь диктует вопросы в определенной последовательности, испытуемые на них отвечают самостоятельно.

Более точное измерение мнения осуществляется путем анкет с закрытыми вопросами. В этих анкетах даются несколько вариантов ответов. Полученный материал статистически обрабатывается. Респонденту разрешается записать свой ответ, если он не обнаружил подходящего.

Формы закрытых вопросов определяются способами ответа на них. Наиболее распространенными являются формы вопросов, ответы которых построены по схемам парных сравнении, последовательных категорий оценок и рангового ряда.

При парных сравнениях респондент выбирает то, что предпочитает. Например, одну из двух названных профессий.

Схема последовательных категорий предусматривает разбивку ответа по делениям шкалы оценок, каждое деление которой представляет собой категорию оценкам на вопрос. «Согласны ли Вы с утверждением, что одна из лучших профессий - профессия воспитатель?» Ответы на такой вопрос могут быть разбиты по категориям оценок согласия: «безусловно согласен», «согласен», «не согласен», «безусловно не согласен». Для подсчета достаточно приписать категориям соответственно числа 5,4,3,2,1.

Степень согласия респондентов определяется числом на шкале оценок путем нахождения средней арифметической, что записывается в таблицу частот оценок.

Анкета может являться средством измерения объектов исследования путем изучения высказываний людей. Многочисленные ответы на вопросы анкеты объединяются и систематически обрабатываются.

В анкетировании измеряемая величина отражается косвенно, в виде частот различных ответов.

Чтобы измерить отношение испытуемых к профессиям, можно использовать анкету как средство измерения с помощью ранговой шкалы. В анкете дается перечень профессий, а респондент располагает в порядке возрастания или убывания. Затем каждому объекту приписывается число, обозначающее его место в нарастающем или убывающем ряду. Это число называется рангом.

 

Изучение документации и продуктов деятельности.

Этот метод используется в основном как дополнительный.

При исследовании многих педагогических явлений большое число значение имеет изучение документации образовательных учреждений; продуктов деятельности детей или учреждения.

Так, изучая развитие личности ребенка необходимо изучить данные его физического развития; исследуя уровень овладения ребенком разными видами деятельности - подвергнуть анализу его рисунки, лепку, постройки из строительного материала.

Для исследования профессионального становления воспитателя собираются данные об успеваемости, уровне овладения специальными умениями навыками, проводится фотосъемка, запись на видео.

 

Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент - специально организованная деятельность педагога и детей с заранее заданными исследовательскими целями.

Педагогический эксперимент - сложный комплексный метод научного знания, который включает в себя целенаправленное наблюдение, беседы с испытуемыми, анкетирование, изучение творческих работ и др. Он опирается на множество данных наук о ребенке (естественнонаучные основы, психология и др.), требует педагогического мастерства от исследователя и тех, кто ему помогает.

Педагогический эксперимент — научная постановка опыта в точно учитываемых условиях. При этом устанавливается зависимость между тем или иным педагогическим воздействием и ее результатом.

Существуют различные типы эксперимента: по времени действия он может быть кратковременным или длительным; от характера структуры изучаемых педагогических явлений - простым и сложным; в зависимости от цели исследования - преобразующим, контролирующим и т.д.; по организации - естественным, лабораторным, комплексным.

Существует ряд требований к методике педагогического эксперимента: предварительное целенаправленное наблюдение над изучаемыми педагогическими явлениями; создание необходимых условий; подбор объектов; разработка хода эксперимента; систематические наблюдения в процессе его, регистрация полученных фактов разными средствами; переход от наблюдения фактов к логическому их осмыслению.

Успех эксперимента зависит от теоретической и практической готовности исследователя, проявления интереса и желания исследовать ту или иную проблему.

Педагогический эксперимент обычно состоит из трех частей (констатирующей, формирующей и итоговой) и начинается с разработки аппарата научного исследования.

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования. Основная его задача заключается в выяснении состояния дел по изучаемой проблеме. Эта часть педагогического эксперимента может включать ряд исследовательских методик: наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности и др.

Если данные констатирующего эксперимента подтверждают необходимость исследования названной проблемы, то приводится формирующая часть эксперимента, которая еще называется созидательно преобразующей.

Цель этой части эксперимента - в разработке нового содержания и методик, которые реализуются в практике. Завершается педагогический эксперимент третьей его частью, которая называется итоговой или заключительной. В методике ее проведения используются исследовательские методики констатирующей части эксперимента. Проверка полученных данных может осуществляться в нескольких учреждениях, территориях (район, область).

 

Метод изучения и обобщения
передового педагогического опыта

Метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики развития лучших детских садов и педучилищ. Известно, что опытным путем педагоги подходят к важным педагогическим находкам не известным в педагогике. Эти новшества надо изучать, обобщать, подводить под них теоретическую основу и делать достоянием других.

При необходимости массового изучения тех или иных вопросов исследования, для получения более достоверных данных используются социологические методы исследования: анкетирование и рейтинг(оценивание).

В последнее время все более широко используются математические методы исследования, в частности, методы статистической обработки исследовательского материала.

 

Требования, предъявляемые
к оформлению выпускной квалификационной работы

 

Требования по оформлению ВКР отражены в Положение о выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, приказом Башкирского государственного университета от 05.04.2016г. №382, расположено на сайте http://isbashgu.bashedu.ru/epb/GetFile.aspx?file_gid=a96de813-703d-49d3-b656-aca3886a7f3e})



Требования к содержанию, объему и структуре

Рекомендуемый объем выпускной квалификационной работы составляет 40-50 страниц печатного текста

Данная норма носит рекомендательный характер и может быть изменена в зависимости от требований ФГОС ВО.

Объем графического и иллюстрированного материала согласовывается с научным руководителем.

 

ВКР должна содержать элементы, расположенные в следующем порядке:

- титульный лист, содержащий название университета, название факультета, кафедры, тему, по которой выполнена работа, фамилию и инициалы студента, фамилию, инициалы и академические звания руководителя, название города, в котором находится университет, год написания работы;

- ОГЛАВЛЕНИЕ;

- ВВЕДЕНИЕ;

- ОСНОВНОЙ ТЕКСТ РАБОТЫ (ГЛАВЫ И ПАРАГРАФЫ);

- ЗАКЛЮЧЕНИЕ;

- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ;

- СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ;

- СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ;

- ПРИЛОЖЕНИЯ.

Введение Во введении даётся обоснование темы исследования, его актуальности, определяется объект и предмет исследования, формулируется цель, гипотеза и  задачи исследования, указываются методы исследования, эмпирическая база исследования, определяется практическое значение исследования, структура выпускной квалификационной работы. Описываются этапы выполнения исследования: теоретический обзор по проблеме исследования, проведение собственно эмпирического исследования (констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования), обобщение результатов исследования, формулирование выводов. Также во введении обозначается степень разработанности проблемы исследования в литературе.

Подготовка к процедуре защиты выпускной квалификационной работы

 К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующей образовательной программе высшего образования

Подготовка к процедуре защиты выпускной квалификационной работы регламентируется Положением о выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным приказом БашГУ, который размещен на официальном сайте БашГУ.

Выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа выполняется в период прохождения практики, выполнения научно-исследовательской работы. Ее тема должна быть актуальной и направленной на решение профессиональных задач в профессиональной деятельности/сфере в соответствии с образовательной программой.

При выполнении выпускной квалификационной работы обучающийся должен показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

Выпускная квалификационная работа представляется в виде, который позволяет судить о том, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и предложения, их актуальность и значимость. Результаты работы должны свидетельствовать о наличии у ее автора (авторов) соответствующих компетенций в избранной области профессиональной деятельности.

Требования к использованию источников, объему и структуре выпускной квалификационной работе установлены Положением о выпускной квалификационной работе студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденным приказом БашГУ, который размещен на официальном сайте БашГУ, и иными методическими рекомендациями. Университет утверждает перечень тем выпускных квалификационных работ, предлагаемых обучающимся (далее – перечень тем), и доводит его до сведения обучающихся не позднее чем за 6 месяцев до даты начала государственной итоговой аттестации.

По письменному заявлению обучающегося (нескольких обучающихся, выполняющих выпускную квалификационную работу совместно) Университет может в установленном порядке предоставить обучающемуся (обучающимся) возможность подготовки и защиты выпускной квалификационной работы по теме, предложенной обучающимся (обучающимися), в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.

Для подготовки выпускной квалификационной работы за обучающимся (несколькими обучающимися, выполняющими выпускную квалификационную работу совместно) приказом Университета закрепляется руководитель выпускной квалификационной работы из числа работников Университета и при необходимости консультант (консультанты).

Не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения первого государственного аттестационного испытания Университет утверждает расписание государственных аттестационных испытаний (далее – расписание), в котором указываются даты, время и место проведения государственных аттестационных испытаний и предэкзаменационных консультаций, и доводит расписание до сведения обучающегося, председателя и членов государственных экзаменационных комиссий и апелляционных комиссий, секретарей государственных экзаменационных комиссий, руководителей и консультантов выпускных квалификационных работ.

Для проведения рецензирования выпускной квалификационной работы указанная работа направляется Университетом одному или нескольким рецензентам. Рецензент проводит анализ выпускной квалификационной работы и представляет в Университет письменную рецензию на указанную работу (далее – рецензия).

Если выпускная квалификационная работа имеет междисциплинарный характер, она направляется Университетом нескольким рецензентам.

Университет обеспечивает ознакомление обучающегося с отзывом и рецензией (рецензиями) не позднее чем за 5 календарных дней до дня защиты выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа, отзыв и рецензия (рецензии) передаются в государственную экзаменационную комиссию не позднее чем за 2 календарных дня до дня защиты выпускной квалификационной работы.

Тексты выпускных квалификационных работ, за исключением текстов выпускных квалификационных работ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, размещаются Университетом в электронно-библиотечной системе и проверяются на объем заимствования. Порядок размещения текстов выпускных квалификационных работ в электронно-библиотечной системе БашГУ, проверки на объем заимствования, в том числе содержательного, выявления неправомочных заимствований устанавливается Университетом.

Для проведения государственной итоговой аттестации в Университете создаются государственные экзаменационные комиссии.

Для рассмотрения апелляций по результатам государственной итоговой аттестации в Университете создаются апелляционные комиссии.

 

Оформление иллюстраций

 (таблицы, чертежи, схемы, графики, диаграммы, фотоснимки и т.д.)

 

Иллюстрации следует располагать в тексте ВКР непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации обозначается словом «Рисунок» или «Таблица».

Слово «Рисунок» или «Таблица» располагается по правому краю.

После слова «Рисунок» или «Таблица» и его номера на следующей строке с выравниванием по правому краю может быть приведена наименование таблицы (рисунка).

Наименование таблицы или рисунка (при наличии) должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование таблицы или рисунка следует помещать над таблицей или рисунком справа, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах главы.

Номер иллюстраций должен состоять из номера главы и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например: «Рисунок 1.2» (второй рисунок первой главы), «Таблица 1.3» (третья таблица первой главы).

 

Оформление списка сокращений и условных обозначений

Сокращение слов и словосочетаний на русском и иностранных европейских языках оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.12-2011 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.

Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила» и ГОСТ 7.11-2004 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках». Применение в ВКР сокращений, не предусмотренных вышеуказанными ГОСТ, или условных обозначений предполагает наличие перечня сокращений и условных обозначений.

Наличие перечня не исключает расшифровку сокращения и условного обозначения при первом упоминании в тексте. Перечень помещают после заключения. Перечень следует располагать столбцом. Слева в алфавитном порядке или в порядке их первого упоминания в тексте приводят сокращения или условные обозначения, справа - их детальную расшифровку. Наличие перечня указывают в оглавлении ВКР.

Оформление словаря терминов

При использовании специфической терминологии в ВКР должен быть приведен список принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Словарь терминов должен быть помещен в конце текста после перечня сокращений и условных обозначений. Термин записывают со строчной буквы, а определение - с прописной буквы. Термин отделяют от определения двоеточием. Наличие словаря терминов указывают в оглавлении ВКР.

Оформление приложений

Приложения располагаются после списка использованных источников и литературы. Приложения имеют сквозную нумерацию страниц арабскими цифрами.

В тексте ВКР на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте ВКР.Приложения должны быть перечислены в оглавлении ВКР с указанием их номеров, заголовков и страниц. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием слова «Приложение», символ № и порядковый номер с выравниванием по центру без абзацного отступа. Приложение должно иметь заголовок. Заголовок приложения:

-  выравнивание по центру без абзацного отступа.

-  первая буква прописная, остальные - строчные;

-  точка в конце названия заголовка приложения не ставится;

-  если заголовок состоит из двух предложений, то они разделаются точкой;

-  между словом «Приложение» и его заголовком устанавливается 1 пустая строка;

- между заголовком и следующим за ним тестом устанавливается 1 пустая строка.

 

Примерная тематика выпускных квалификационных работ

 (44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование),

 профиль «Дошкольная дефектология»

1. Использование дидактических игр в коррекции произношения у детей с нарушением слуха и зрения.

2. Использование приемов проектной деятельности в развитии монологической речи дошкольников с III уровнем речевого развития.

3. Преодоление невротического заикания у старших дошкольников в процессе развития эмоциональной сферы посредством арттерапевтических технологий.

4. Динамика развития основных движений у детей младшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.

5. Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

6. Развитие ЭВС у старших дошкольников с нарушениями слуха в игровой деятельности

7. Динамика речевого развития детей младшего дошкольного возраста с нарушенным и нормальным слухом

8. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР

9. Развитие мышления старших дошкольников с церебральным параличом в процессе коррекционно - педагогической работы

10. Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

11. Нетрадиционные техники изображения предметов и явлений окружающей действительности в работе с детьми дошкольного возраста

12. Обучение детей дошкольного возраста изображению зданий.

13. Дидактическая игра как одно из средств художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

14. Развитие изобразительного творчества старших дошкольников средствами книжной графики.

15. Цвет как средство формирования художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников.

16. Влияние художественного текста на восприятие и воспроизведение графического образа детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

17. Формирование индивидуальной выразительности в рисунках детей дошкольного возраста при условии выбора графических способов изображения.

 

44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия».

1. Развитие осознанного программирования высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2. Исследование пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи с использованием интерактивных технологий

3. Формирование коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи

4. Формирование грамматических понятий у учащихся 5-6 классов с тяжёлыми нарушениями речи

5. Личностно-ориентированный подход в преодолении нарушений чтения у младших школьников.

6. Исследование речи дошкольников общеобразовательного учреждения

7. Обучение грамоте младших школьников с ОНР с использованием полисенсорного подхода

8. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников со стертой формой дизартрии

9. Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ФФНР

10. Формирование графомоторных навыков у младших школьников с ОНР

11. Формирование межанализаторного взаимодействия при подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР

12. Влияние развития мелкой моторики рук на произносительную сторону речи детей с ФФН

13. Формирование интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ФФНР

14. Профилактика отклонений речевого развития детей раннего возраста

15. Пути активизации родителей в процессе подготовки детей с общим недоразвитием речи к школьному обучению

16. Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с ФФН средствами игровых технологий

17. Формирование дискурсивного мышления у детей с общим недоразвитием речи

18. Развитие эмоционально-оценочной лексики у детей с ОНР

19. Формирование умений словоизменения у младших школьников с ОНР (на материале имен существительных)

20. Нарушения кодирования речи и их учёт в процессе формирования речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи

21. Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей раннего возраста

22. Развитие связного речевого высказывания у детей с недоразвитием речи с использованием нетрадиционных приёмов

23. Формирование зрительно-пространственных представлений у детей с комплексными нарушениями развития в системе логопедической работы

24. Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в ситуации билингвизма

25. Совершенствование моторных и графических навыков при подготовке к письму дошкольников с ОНР

26. Формирование графомоторных навыков у младших школьников с ФФНР

27. Обогащение словарного запаса дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игровых технологий

28. Консультативная работа с родителями заикающихся детей

29. Особенности слухового самоконтроля детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи  

 

 

44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование

Примерный перечень дополнительных вопросов по защите выпускной квалификационной работы

 

1. Организация и проведение психолого-педагогического исследования.

2. Классификация речевых нарушений. Причины возникновения первичных речевых нарушений.

3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями слуха

4. Общие и специфические закономерности нормального и отклоняющегося развития

5. Причины нарушения зрения. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрительной функции. Основные классификации

6. Этиология, патогенез, структура нарушения, формы ДЦП

7. Классификация видов нарушений при сложной структуре дефекта у детей.

8. Причины возникновения нарушений

9. Причины нарушения слуха. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуховой функции. Основные классификации

10. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР

11. Психологические параметры дизонтогенеза. Типы нарушений психического развития

12. Психологическая характеристика познавательных процессов умственно отсталых детей

13. Причины дисгармоничного развития. Типология психопатий

14. Особенности познавательной деятельности детей с нарушениями зрения.

15. Этика психологической помощи в работе с детьми, имеющими

16. отклонения в психофизическом развитии и их семьями.

17. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями интеллектуального развития

18. Основные требования к методам и методикам психодиагностического обследования детей с проблемами в развитии

19. Взаимодействие специалистов при организации комплексной помощи

20. детям с отклонениями в развитии

21. Психологические проблемы социальной адаптации детей с отклонениями в развитии

22. Основные направления практической деятельности специального психолога.

23. Какие формы организации занятий по физической культуре в начальной школе вы знаете ?

24. Назовите три основные задачи физического воспитания лиц с ОВЗ?

25. Основы техники, методики обучения и тренировки базовых видов?

26. Сущность адаптивного физического воспитания?

27. Классификация условий труда по степени вредности и опасности?

28. Пути повышения эффективности трудовой деятельности человека?

29. Правовые основы обеспечения защиты лиц с ОВЗ от чрезвычайных ситуаций?

30. Назовите основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни?

31.  Основные факторы, разрушающие здоровье?

 

 

Пример оформления названия главы, параграфов, сносок

Моторная сфера

Психофизические процессы

Импрессивная речь. Сенсомоторный уровень речи Артикуляционная моторика. Звукопроизношение Слоговая структура слова Фонематический слух Грамматический строй речи Лексика Словообразование Коля Б.

 

 

 

 

                                               

Таблица1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(2 одинарных пробела)

 

Заключение логично завершает проведенное исследование и должно содержать:

 - краткие выводы по результатам выполнения ВКР,

- далее… для констатирующего исследования:

На основе работ (перечисление авторов) и результатов экспериментального исследования были разработаны психолого-педагогические рекомендации (конкретные рекомендации с указанием мероприятий, тренингов, упражнений для учителей, родителей, учащихся в соответствии с темой исследования).

ТекстТекстТекстТекстТекстТекстТекстТекстТекстТекстТекстТекст

(2 одинарных пробела)

После текста заключения, автор работы должен поставить собственноручную надпись, (то есть пишется только от руки):

«Работа написана мною самостоятельно и не содержит неправомерных заимствований» подпись, расшифровка подписи и дата.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ, ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ВЫПУСКНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

 

 

Уфа 2019


 

УДК-378.146.9 ББК-74.580 я 73 Т 38 Печатается по решению редакционно-издательского совета БГУ

 

Рецензенты:

Белобородова Н.С. – доктор пед. наук, профессор

Авторы - составители:

Гаязова Г.А. – кандидат мед.наук, доцент;

Гурова Е.В. - кандидат пед. наук, доцент;

Кузнецова И.В. - кандидат пед. наук, доцент;

Султанова Р.М. - кандидат пед. наук, доцент;

Фахретдинова Г.Ф. – ассистент.

 

Технология подготовки и оформления выпускного квалификационного исследования: Учебно-методические материалы для бакалавров факультета психологии. - Уфа: БашГУ., 2019. - 66 с.

 

Учебно-методические материалы составлены в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и предназначены бакалаврам очного и заочного отделений. В методических рекомендациях приведена технология проведения, оформления и защиты выпускной квалификационной работы.

 

 

©Коллектив авторов

кафедры педагогики, 2019   




Содержание

Введение 4
Порядок написания выпускных квалификационных работ 4
Формирование и развитие исследовательских умений у студентов в процессе выполнения выпускной квалификационной работы как фактор эффективности будущей профессионально-педагогической деятельности в условиях целостной модели дифференциации обучения и воспитания обучающихся 6
Основные элементы педагогического исследования 13
Методы педагогического исследования 18
Требования, предъявляемые к оформлению выпускной квалификационной работы 30
Правила оформления использованных источников и литературы 36
Практические рекомендации к подготовке доклада для защиты на ГИА 38
Характеристика основного содержания ВКР 43
Критерии оценивания результатов защиты ВКР 44
Подготовка к процедуре защиты выпускной квалификационной работы 45
Процедура защиты выпускной квалификационной работы 48
Порядок проведения государственной итоговой аттестации 49
Примерная тематика выпускных квалификационных работ 50

 



Введение

Выпускная квалификационная работа (ВКР) в педагогическом вузе является самостоятельной научной работой студента, завершающим этапом его профессионально-педагогической подготовки. Обязательное выполнение каждым выпускником ВКР предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования приказом Министерства образования и науки Российской Федерации по высшему образованию №686 от 2 марта 2000 года и имеет целью:

– систематизировать, закрепить и расширить теоретические знания и практические умения студентов по выбранной специальности;

– приобщить студентов к самостоятельной научно- исследовательской работе;

– продемонстрировать уровень профессиональной подготовленности выпускников и владение ими современными научными знаниями, новыми образовательными технологиями, передовым педагогическим опытом;

– показать умения выпускников обобщить имеющиеся знания и опыт собственной учебно-педагогической деятельности.

Предлагаемые учебно-методические материалы призваны помочь студентам в выполнении выпускной квалификационной работы.

Порядок написания выпускных квалификационных работ

ВКР выполняются по дисциплинам, внесенным в программу государственной итоговой аттестации по специальности. Написание выпускной квалификационной  работы является обязательным видом деятельности студентов и не заменяет собой сдачи государственных экзаменов.

Тематика выпускной квалификационной работы (ВКР) обсуждается и утверждается на кафедрах и подлежит ежегодному обновлению. Каждый студент должен определить тему ВКР в восьмом семестре на соответствующей кафедре. Тематика выпускной квалификационной работы, научные руководители и исполнители утверждаются на заседании совета факультета в конце восьмого семестра.

Для подготовки ВКР студент совместно с руководителем разрабатывает перспективный план и график написания дипломной работы, ее структуру, определяет основные этапы, объем и содержание работы, сроки ее представления на кафедру.

Выпускная квалификационная работа должна быть отпечатана и оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобного рода работам, и представлена на кафедру за один месяц до начала государственной итоговой аттестации. Завершенная и оформленная работа с отзывом научного руководителя, заключением кафедры и внешней рецензией передается в деканат за десять дней до начала государственной аттестации. После защиты ВКР сдается на кафедру.

 

Формирование и развитие исследовательских умений у студентов в процессе выполнения выпускной квалификационной работы  как фактор эффективности будущей профессионально-педагогической деятельности в условиях целостной модели дифференциации обучения и воспитания обучающихся

Одним из основных направлений развития системы образования в ближайшей перспективе является его дифференциация и индивидуализация по различным параметрам. В качестве оснований дифференциации образовательного процесса в образовательных организациях являются прежде всего общественно значимые цели образования (социальный заказ в соответствии с реальной потребностью), которые трансформируются через личностные характеристики (склонности и способности) детей в конкретные педагогические цели. В соответствии с дифференцированными конкретными педагогическими целями определяются и основные средства их достижения в образовательном процессе, а именно: содержание обучения и развития, виды деятельности детей и способы их организации, контроль и оценка результатов обучения и развития детей.

Дифференциация педагогического процесса на уровне образовательной организации предполагает выполнение ряда процедур управленческого характера, а именно:

– разработка нормативной правовой документации, определяющий статус и функции образовательной организации;

– разработка и подбор организационно-методического обеспечения дифференцированного обучения и развития детей (образовательные программы с разнонаправленным и разноуровневым содержанием, учебно-методические пособия, детская литература и др.;

– организация и проведение психолого-педагогического диагностирования детей;

– создание групп детей по различным направлениям дифференциации;

– формирование педагогического коллектива, определение функций всех участников педагогической системы;

– разработка механизма диагностирования и контроля уровня обеспеченности и развития детей на каждом этапе и его реализация;

– организация научно-методической работы исследовательского характера в дошкольных образовательных учреждениях;

– координация деятельности дошкольных образовательных учреждений со школой;

– создание условий для повышения квалификации педагогов.

Профессионально-педагогическая деятельность в условиях целостной модели дифференциации образовательного процесса состоит из ряда функций, взаимосвязанных между собой последовательно и логически. Перестановка их местами или невыполнение одной из функций существенно влияет на результат образовательного процесса в целом.

В процессе профессиональной подготовки студенты овладевают следующими интегративными функциями:   

1. Диагностическая функция

Содержание этой функции состоит в следующем:

– выявление уровня личностного развития на различных возрастных этапах;

– анализ соответствия показателей личностного развития детей реализуемой образовательной программы;

– диагностика состояния образовательного процесса.

2. Целеполагающая функция

Содержание целеполагающей функции состоит в следующем:

– формирование и актуализация общих и конкретных целей образовательного процесса для группы детей в целом, для каждого из них в отдельности;

– формирование и актуализация задач образовательного процесса, направленных на достижение цели.

3. Конструктивно-содержательная функция состоит в следующем:

– планирование образовательного процесса в соответствии с выделенными целями и задачами;

– отбор и композиция содержания образовательного процесса на основе принятой образовательной программы;

– проектирование форм, методов и приемов образовательного процесса.

4. Операционно-деятельностная функция

Содержание этой функции состоит в следующем:

– реализация форм, методов и приемов обучения и развития детей;

– вычленение отдельных действий операций воспитателя и детей;

– координация и осуществление действий и операций воспитателя и детей.

5. Контрольно-оценочная функция предполагает:

– определение параметров оценки уровня личностного развития детей;

– разработка критериев и уровней по каждому параметру;

– подбор, составление и адаптация методического инструментария;

– контроль за состоянием развития детей на каждом этапе образовательного процесса;

– коррекция организации деятельности детей.

Процесс реализации перечисленных функций сопровождается выполнением исследовательской функции, как бы «пронизывающей» все остальные функции, являющейся универсальной и обязательной с позиций проектирования, организации и корректирования педагогического процесса в условиях его дифференциации. Развитие исследовательской функции у студентов и составляющих ее умений осуществляется в процессе учебно-исследовательской, научно-методической и научно-исследовательской работы.

К учебно-исследовательской работе студенты приобщаются в течение всех лет обучения, изучая теорию выбранной области знания, решая учебно-исследовательские задачи, слушая лекции, изучая рекомендованную преподавателем и самостоятельно подобранную литературу, делая доклады на спецсеминарах, участвуя в обсуждении проблемных вопросов. По мнению С.И. Архангельского, учебно-исследовательские задачи - это логически связанные учебно-исследовательские проблемы, которые позволяют студентам получить новые знания об объекте, способе и средстве научного исследования.

В.И. Андреев определяет учебно-исследовательские умения как умения применять соответствующие приемы научного метода в условиях решения учебной проблемы, выполнения учебно-исследовательского задания.

Учебно-исследовательская работа готовит студентов к овладению другими видами исследования, которые в условиях вуза находят наиболее полное выражение в написании курсовых и дипломных работ. Последние имеют прямое отношение к формированию исследовательских навыков у студента-исследователя, обладающего умением проводить исследовательскую работу.

Существует ряд определений понятия «исследовательские умения». С.И. Архангельский определяет эти умения как умение мыслить и действовать категориями науки, видеть свою область знаний и профессиональную деятельность глазами исследователя.

Есть и такое определение названных умений: «приобретенные человеком способности на основе методологии, методов и техники исследования выполнять все виды педагогической деятельности».

Исследователи этих умений обнаруживают разный подход к их классификации и перечню. Так, И.Ю. Ерофеева разбивает исследовательские умения на крупные блоки:

1. Умение формулировать гипотезу.

2. Умения разработать и провести педагогический эксперимент.

3. Умения обработать и обобщить результаты исследования.

4. Умения обобщить материалы и доклад.

Н.М. Яковлева, выделив блоки, называет перечень умений, входящих в каждый из них:

1. Умение работать с первоисточниками.

– библиографические умения;

– знание типов каталогов и умение работать с ними;

– навыки работы со справочной литературой;

– навыки ориентировки в профессиональной периодической литературе;

– умение вести записи по прочитанному;

– умение видеть структуру изложенного материала;

– умение систематизировать материал.

2. Умение наблюдать педагогические явления (факты).

– умение выбрать объект наблюдения;

– умение определить цель и задачи наблюдения;

– умение провести наблюдение;

– умение точно и полно фиксировать наблюдаемые явления;

– умение анализировать данные наблюдения;

– самоконтроль, самооценка.

3. Умение анализировать педагогические явления (факты).

– умение расчленять изучаемое явление на составные элементы;

– умение сравнивать, сопоставлять;

– умение мысленно соединять части явлений и устанавливать их взаимосвязи.

4. Умение составлять и решать педагогическую задачу.

– умение анализировать педагогические ситуации;

– умение увидеть и сформулировать проблему;

– умение находить способы решения и проблемы;

– умение проверить решение проблемы.

5. Умение формулировать гипотезу.

– умение отобрать и проверить данные, на которых строится гипотеза;

– умение провести поисковый эксперимент;

– умение формулировать гипотезу;

– умение уточнить гипотезу.

6. Умение разработать и провести эксперимент, обработать и обобщить результаты.

– умение анализировать;

– умение сформулировать гипотезу;

– умение разработать технологию методику эксперимента;

– умение провести эксперимент;

– умение подвести итоги эксперимента;

– самоконтроль, самооценка.

7. Умение обобщать материал в виде отчета-реферата, доклада, разработать учебно-воспитательное мероприятие и т.д.

Умение написать отчет-реферат, доклад:

– умение видеть проблему и сформулировать ее;

– умение анализировать материал;

– умение сделать выводы, обобщение.

Умение разработать учебно-воспитательное мероприятие:

– умение поставить воспитательные задачи;

– умение выбрать организационную форму, в которой наиболее полно реализуется эта воспитательная задача;

– умение работать с разными источниками;

– умение анализировать материал;

– самоконтроль, самооценка.

8. Умение использовать достижения смежных с педагогикой наук.

Знание ключевых идей данной науки;

Знакомство с методами исследования, применяемые в данной науке;

Использование достижений этой науки в педагогическом исследовании.

В итоге вузовского обучения у специалиста должны быть сформированы основные исследовательские умения: умения наблюдать и анализировать педагогические явления; изучать и обобщать педагогический опыт; выдвигать актуальную проблему исследования, формулировать гипотезу и проверять данные, на которых она строится; проводить педагогический эксперимент; обобщать материалы в виде доклада, курсовой, дипломной работы.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 246.