Шишковидная железа и другие железы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Шишковидная железа (эпифиз) принимает участие в регуляции циркадианных ритмов. В шишковидной железе секретируется гормон мелатонин, принимающий участие в регуляции пигментного обмена. Синтез и освобождение мелатонина уменьшается на свету и увеличивается в темноте.

В тимусе вырабатывается ряд пептидов, которые участвуют в механизмах иммунитета.

В желудочно-кишечном тракте синтезируется большое количество местных гормонов, которые участвуют в регуляции функций ЖКТ.

В почках секретируются ренин, эритропоэтин и активная форма витамина Д.

Клетками различных тканей образуются вещества, обладающие гормоноподобным действием: простагландины, простациклины и тромбоксаны, которые усиливают или угнетают действие других гормонов и регулируют функции клеток.

Женские половые железы (яичники) синтезируют женские половые гормоны – эстрогены (представители - эстрадиол, эстрон, прогестерон), и в небольшом количестве мужские половые гормоны – андрогены, мужские половые железы (яички) синтезируют гормоны- андрогены (представитель - тестостерон).

Тестовые вопросы для самостоятельной работы

1. Рецепторы гормонов находятся в:

А. связи с гемоглобином крови

Б. связи с транспортными белками крови

В. в клетках органов-мишеней

Г. все утверждения верны

2. Удаление надпочечников может привести к:

А, повышению выделения натрия из организма

Б. снижению выделения кальция из организма

В. повышению выделения калия из организма

Г. снижению выведения натрия из организма

3. Первую половину менструального цикла контролирует гормон:

А. лютеинизирующий

Б. соматотропный

В. прогестерон

Г. фолликулостимулирующий

4. В передней доле гипофиза синтезируется гормон:

А.антидиуретический

Б. окситоцин

В. соматотропный

Г. мелатонин

5. Задержка натрия в организме связана с действием гормона:

А. адреналина

Б. альдостерона

В. инсулина

Г. окситоцина

6. Гипергликемия (увеличение уровня глюкозы в крови)наблюдается при:

А. снижении продукции инсулина

Б. снижении продукции глюкагона

В. увеличении продукции тироксина

Г. увеличении продукции вазопрессина

7 . К стероидным гормонам относятся:

А. инсулин и паратгормон

Б. глюкагон и аденокортикотропный гормон

В. тироксин и адреналин

Г. глюкокортикоиды, минералкортикоиды, половые гормоны

8. Тропными называются гормоны, влияющие на синтез и секрецию:

А. гормонов периферических эндокринных желез

Б. гормонов гипофиза

В. гормонов гипоталамуса

Г. желудочного сока

9. Прогестерон синтезируется в :

А. яичнике

Б. коре надпочечников

В. гипофизе

Г. мозговом веществе надпочечников

10. Преимущественное влияние на белковый обмен оказывает гормон:

А. тироксин

Б. адреналин

В. инсулин

Г. Вазопрессин                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Ситуационная задача

На приеме эндокринолога находится ребенок с задержкой роста. После обследования ему назначили ряд гормонов, в том числе лечение соматолиберином и соматотропином.

Вопросы:

1). Функция какой железы внутренней секреции нарушена?

2). Почему для лечения задержки роста назначены оба гормона?

3). Каковы физиологические эффекты этих гормонов?

Ответы:

1). Нарушена функция аденогипофиза.

2). Назначеы оба гормона для предупреждения карликовости.

3) Соматолиберин оказывает стимулирующее действие на продукцию соматотропина в аденогипофизе. Соматотропин повышает синтез белков, способствует росту костей и скелета, регулирует жировой и углеводный обмен.

 

Темы рефератов

1. Современные методы исследования состояния эндокринных функций.

2. Физиологические основы гормональной контрацепции.

3. Водно-солевой обмен в организме человека.

4. Организация гипоталамо-гипофизарной системы.

 

Обмен веществ

Обмен веществ и энергии – особенность, присущая каждой живой клетке, при которой происходит усвоение и химическое преобразование богатых энергией питательных веществ и последующее выделение продуктов обмена. В обмене веществ (метаболизме) выделяют два противоположно направленных, но взаимосвязанных процесса: анаболизм – совокупность процессов, в результате которых из веществ, поступающих в организм извне, синтезируются специфические органические субстанции, компоненты клеток, органов и тканей. катаболизм – совокупность процессов распада компонентов клеток, органов, тканей, поглощенных пищевых продуктов до простых веществ, которые обеспечивают энергетические и пластические процессы в организме. Процессы анаболизма и катаболизма находятся в динамическом равновесии.

Основной обменэто энергетические затраты организма в состоянии полного покоя, обеспечивающие функции всех органов и систем и поддерживающие нормальную температуру тела. Основной обмен зависит от возраста, пола, массы тела, роста, частоты сердечных сокращений (ЧСС). В состоянии относительного покоя энергия затрачивается на осуществление функций нервной системы, постоянно идущий синтез веществ, работу ионных насосов, поддержание температуры тела, работу дыхательной мускулатуры, гладких мышц, работу сердца и почек.

 Энергозатраты организма возрастают при физической и умствен­ной работе, психоэмоциональном напряжении, после приема пищи, при понижении температуры. Для того, чтобы исключить влияние перечисленных факторов на величину энергозатрат, определение основного обмена проводят в стандартных, строго контролируемых условиях: 1. Утром, в положении лежа, при максимальном расслаблении мышц, 2. В состоянии бодрствования, в условиях температурного комфорта (около 22°С), 3. Натощак (через 12- 14 часов после приема пищи). Полученные в таких условиях величины основного обмена характеризуют исходный «базальный» уровень энергозатрат организма. Для взрослого человека среднее значение величины основного обмена равно 1 ккал/кг/час.

Белок – источник азота, который усваивается организмом в виде аминокислот, из которых состоят белки. Пластическая роль белков заключается в том, что из аминокислот пищи синтезируются свойственные организму белки, пептидные гормоны, и т.п. Суточная потребность составляет 80-130г. Основной регулятор белкового обмена – тироксин.Азотистое равновесие – соответствие количества поступающего и выводимого из организма азота (положительный азотистый баланс, отрицательный азотистый баланс).

Липиды играют энергетическую и пластическую роль, обеспечивая около 50% потребности организма в энергии. Энергетическую функцию выполняют в основном триглицериды, пластическую – фосфолипиды, холестерол, жирные кислоты. Суточная потребность составляет 60-150 г.

Углеводы в организм поступают в виде крахмала, гликогена, из которых в процессе пищеварения образуются глюкоза, фруктоза, лактоза, галактоза. Избыток глюкозы в печени превращается в гликоген. Глюкоза осуществляет энергетическую и пластическую функции. Преимущественное влияние на углеводный обмен оказывает инсулин. Суточная потребность в углеводах составляет 400 – 450 г.

Терморегуляция

Организм человека вырабатывает много тепла, имеет относительно постоянную температуру тела. Температура различна в поверхностных и глубоких участках тела. Глубокие участки (внутренние органы и головной мозг) имеют стабильную температуру 36,7–37оС. Температура кожи разных частей тела сильно варьирует - от 33оС до 24оС (кожа стопы). Температура тела (36,6оС) измеряется: в подмышечной впадине, полости рта, прямой кишке. Температура тела колеблется в течение суток, подвергаясь влиянию «биологических ритмов» организма и определяется соотношением процессов теплопродукции и теплоотдачи. Когда это соотношение нарушается, включается физиологическая система терморегуляции, которая адаптивно изменяет теплопродукцию и теплоотдачу.

Теплопродукция (химическая терморегуляция) направлена на поддержание оптимальной температуры тела путем изменения интенсивности обмена веществ, участвующих в выработке тепла. Теплопродукция при действии холода увеличивается за счет произвольной и непроизвольной сократительной способности скелетных мышц, перераспределения крови по сосудам, изменения объема циркулирующей крови, а так же усилением процессов окисления в жировой ткани.

Теплоотдача (физическая терморегуляция) осуществляется за счет конвекции, путем отдачи тепла веществам, соприкасающимся с поверхностью тела, а также при испарении воды с поверхности кожи и легких. Интенсивное увеличение теплоотдачи происходит при повышении температуры внешней среды. Основную роль играют потовые железы, сосудистая система. Центр терморегуляции представлен в гипоталамусе – задней группой ядер контролируется химическая терморегуляция, передней – физическая терморегуляция. Периферические терморецепторы расположены в коже, стенках кожных сосудов, реагируют на холод и тепло. Центральные терморецепторы представлены в передней части гипоталамуса, ретикулярной формации среднего, продолговатого мозга. Регуляция температуры тела осуществляется кроме гипоталамуса щитовидной железой (тироксин) и надпочечниками (адреналин). Длительное понижение или повышение температуры внешней среды может нарушать процессы химической и физической терморегуляции, что приводит к гипотермии – переохлаждению или гипертермии – перегреванию организма.

Тестовые вопросы для самостоятельной работы

1.Суточная потребность взрослого человека в белках равна:

А. 80-130 г                           

Б. 250-300 г

В. 300-400 г

Г. 50 – 60 г

2. Суточная потребность взрослого человека в углеводах равна:

А. 80 – 120 г

Б. 50 – 60 г

В. 350 – 400 г

Г. 400 – 600 г

3. Преимущественное влияние на углеводный обмен оказывает гормон:

А. тироксин                              

Б. альдостерон                                 

В. вазопрессин

Г. инсулин

4. Наиболее интенсивно обмен веществ увеличивают гормоны:

А. вазопрессин, окситоцин

Б. тироксин, трийодтиронин, адреналин

В. адренокортикотропин, соматотропин

Г. все выше перечисленные

5. Для определения величины основного обмена неприемлемо:

А. максимальное расслабление мышц

Б. комфортная температура воздуха

В. прием пищи за 12 часов до обследования

Г. выполнение физической нагрузки за 1 час до обследования

6. Процессы образования тепла в организме объединяют понятием:

А. термостабилизация

Б. теплопродукция

В. перераспределение тепла

Г. теплоотдача

7. Повышение основного обмена наблюдается при гиперфункции

А. надпочечников

Б. поджелудочной железы

В. щитовидной железы

Г. гипофиза

 8. В терморегуляции преимущественно участвуют гормоны:

А. поджелудочной железы                        

Б. гипофиза                                                    

В. паращитовидной железы

Г. щитовидной железы

9. Наибольшая доля тепла образуется в организме:

А. в сердце, почках

Б. в печени, мышцах, почках

В. в соединительной ткани, печени

Г. все утверждения верны

10. Охлаждение организма до 30 градусов называется:

А. гипотермией

Б. гипертермией

В. изотермией

Г. гетеротермией

 

Ситуационная задача:

1. У зимовщиков Антарктиды выявлено увеличение концентрации гормона тироксина в крови. С чем это связано?         

Вопросы:

1. Где продуцируется гормон тироксин?

2. С чем связано повышение тироксина в крови?

3. Как отразится увеличение тироксина на функции организма?

Ответы:

1. Щитовидная железа вырабатывает гормоны тирксин, трийодтиронин, кальцитонин.

2. При низкой температуре увеличивается образование в передней доле гипофиза тиреотропного гормона, который влияет на продукцию щитовидной железой тироксина, стимулирующего обменные процессы в организме.Обменные процессы повышаются.

3. Увеличиваются при этом частота сердечных сокращений, температура тела, повышается тонус ЦНС.

 

Темы рефератов

  1. Особенности обменных процессов в пожилом возрасте.

2. Понятие о рациональном питании, значение рационального питания для физического и психического развития человека.

3. Терморегуляция при мышечной деятельности в условиях производства и других видах работ.

4. Повышение устойчивости организма к действию высоких и низких температур.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЗИОЛОГИИ С ОСНОВАМИ   АНАТОМИИ

                                               КРОВЬ

1. Функции крови. Состав крови человека. Ионный состав плазмы, его характеристика. Белки плазмы, их функции. Физико-химические свойства крови (удельный вес, рH крови и др.). Буферные системы крови, их значение для гомеостаза

2. Количество крови в организме. Методы определения. Процессы кроветворения (эритропоэз, лейкопоэз, тромбоцитопоэз), кроверазрушения. Кровяные депо.

3. Функции эритроцитов в организме. Гемоглобин, его типы. Свойства соединений гемоглобина с различными газами. Гемолиз эритроцитов. Причины, его вызывающие. Осмотическая стойкость эритроцитов.

4. Функции различных форм лейкоцитов. Врожденный и приобретенный иммунитет, их механизмы. Роль лимфоцитов.

5. Функции тромбоцитов. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз (остановка кровотечения в мелких сосудах).

6. Фазы свертывания крови (коагуляционный гемостаз). Факторы свертывания. Время свертывания крови.

7. Фибринолиз, его фазы. Фибринолитические факторы. Противосвертывающая система крови. Факторы, стимулирующие и тормозящие процессы свертывания.

8. Агглютинины и агглютиногены. Понятие о группах крови системы АВО. Резус - принадлежность крови. Резус - конфликты при беременности и переливании резус- несовместимой крови.

 

                        СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

1. Сердце, его строение. Функции сердца. Сердечный цикл, его фазы.

2. Клапанный аппарат, его значение для работы сердца. Тоны сердца.

3. Проводящая система сердца. Автоматия сердца, водители ритма (атипические кардиомиоциты). Градиент автоматии. Искусственные водители ритма.

 4. Свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость. Рефрактерность, ее фазы.

5. Методы исследования работы сердца. Электрокардиография. Фонокардиография.

 6. Влияние симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на работу сердца. Тонус блуждающих нервов, иннервирующих сердце. Собственные ритмы сердца.

7. Рефлекторная регуляция работы сердца. Внутри- и внесердечные рефлексы. Рефлексогенные зоны дуги аорты, каротидного синуса и устья полых вен. Значение баро- и хеморецепторов.

8. Гуморальные влияния на работу сердца. Влияние гормонов, электролитов, медиаторов. Механизмы действия.

9. Общий план строения системы кровообращения. Большой и малый круги кровообращения, их значение. Классификация сосудов.

10. Основные принципы гемодинамики. Факторы, обеспечивающие движение крови по сосудам. Линейная и объемная скорость кровотока.

11. Артериальное давление крови, его виды. Методы определения артериального давления крови.

12. Венозное давление, его значение. Факторы, обеспечивающие движение крови по венам.

13. Артериальный пульс, его происхождение. Анализ сфигмограммы. Венный пульс. Флебограмма, ее анализ.

14. Микроциркуляторное русло, его строение. Характеристика капилляров. Функции капилляров. Значение капилляров в образовании межклеточной жидкости.

15. Лимфатическая система, ее строение. Состав лимфы, функции ее. Факторы, обеспечивающие движение лимфы по лимфатическим сосудам.

16. Сосудосуживающая иннервация. Тонус сосудов (нейрогенный и миогенный компоненты). Сосудорасширяющая иннервация.

17. Рефлекторная регуляция сосудистого тонуса. Сосудистые рефлексогенные зоны.

Прессорные и депрессорные рефлексы.

18. Сосудодвигательный центр продолговатого мозга, его отделы. Роль спинного мозга, гипоталамуса, коры больших полушарий в регуляции тонуса сосудов.

19.Гуморальные влияния на тонус сосудов. Сосудосуживающие и сосудорасширяющие факторы (адреналин, вазопрессин, ренин-ангиотензин-альдостероновая система, гистамин, серотонин, ацетилхолин, атриопептид, оксид азота и др.). Механизм их действия.

 

                 ВОЗБУДИМЫЕ ТКАНИ. НЕРВНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

1. Строение мембраны возбудимой клетки. Характеристика внеклеточной и внутриклеточной ионной среды.

2. Мембранный потенциал, факторы его обеспечивающие. Величина мембранного потенциала в разных клетках.

3. Пассивный и активный ионный транспорт через мембрану клетки. Механизм работы ионных каналов и ионных насосов. Блокаторы пассивного и активного транспорта.

4. Характеристика ионных сдвигов при возбуждении. Потенциал действия. Следовые потенциалы. Понятие о рефрактерности.

5. Строение нервных волокон. Функциональная классификация нервных волокон.  Механизм проведения возбуждения в мякотных и безмякотных нервных волокнах.

6. Структура нервно-мышечного синапса. Механизм проведения возбуждения с нерва на скелетную мышцу. Роль холинэстеразы.

8. Строение скелетных и гладких мышц. Структура миофибриллы. Иннервация скелетных и гладких мышц.

9. Механизм сокращения скелетной мышцы, роль ионов кальция. Электромеханическое сопряжение. Расслабление скелетной мышцы. Значение АТФ.

10. Физиологические особенности гладких мышц. Механизмы возбуждения, сокращения гладкомышечных клеток. Фармакомеханическое сопряжение.

 

                     ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

1. Строение ЦНС. Нейронная организация ЦНС. Нейрон- структурно-функциональная единица ЦНС. Возбуждающие и тормозные нейроны.

2. Процессы возбуждения в ЦНС. Возбуждающие синапсы. Механизм образования ВПСП (возбуждающего постсинаптического потенциала). Классификация медиаторов и рецепторов в ЦНС.

3. Процессы торможения в ЦНС. Тормозные синапсы. Механизм формирования ТПСП (тормозного постсинаптического потенциала).

4. Рефлекторный принцип деятельности ЦНС. Рефлекторная дуга, ее основные части. Рецептивное поле рефлекса. Особенности проведения возбуждения по рефлекторной дуге.

5. Строение спинного и головного мозга. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга. Спинномозговые рефлексы.

6. Продолговатый мозг, варолиев мост. Их строение, функции. Жизненно-важные центры.

7. Средний мозг, его структуры, функции. Связи среднего мозга с базальными ядрами и другими отделами ЦНС.

7. Мозжечок, его строение и функции. Связи с другими отделами ЦНС. Симптомы мозжечковых расстройств.

8. Промежуточный мозг. Функции таламуса, значение его специфических, неспецифических и ассоциативных ядер. Функции гипоталамуса. Характеристика основных ядер.

9. Базальные ядра. Строение и функции. Связи со средним мозгом, таламусом и корой головного мозга.

10. Ретикулярная формация, строение и функции. Восходящая и нисходящая системы ретикулярной формации.

11. Кора головного мозга, ее строение. Зоны коры (моторные, сенсорные и ассоциативные). Локализация функций в коре головного мозга. Методы исследования коры больших полушарий. Электроэнцефалография .

12. Строение и организация автономной (вегетативной) нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы. Медиаторы и рецепторы.

 

                            СИСТЕМА ДЫХАНИЯ

1. Строение дыхательного аппарата. Дыхательный цикл. Механизмы вдоха и выдоха. Основные и вспомогательные дыхательные мышцы.

2. Анатомическое и физиологическое «мертвые пространства», их характеристика. Отрицательное давление в плевральной полости, его значение. Эластическая тяга легких. Роль сурфактанта.

3. Легочные объемы воздуха (дыхательный, резервный объем вдоха и выдоха, остаточный), их характеристика. Функциональная остаточная емкость. Жизненная емкость легких. Минутный объем дыхания. Изменения легочных объемов при физической нагрузке. Методы определения.

4. Механизмы обмена кислорода между легкими и кровью, кровью и тканями. Транспорт кислорода кровью. Диссоциация оксигемоглобина в крови. 

5. Механизмы обмена углекислого газа между кровью и легкими, кровью и тканями. Транспорт углекислого газа кровью.

6. Дыхательный центр. Механизм возбуждения нейронов. Роль гуморальных и нервных факторов в деятельности дыхательного центра. Рефлекторная регуляция дыхания.

 

                                     СИСТЕМА   ПИЩЕВАРЕНИЯ

1. Общее строение желудочно-кишечного тракта. Основные функции пищеварительного тракта: секреция, переваривание, моторика, всасывание, экскреция. Методы исследования ЖКТ.

2. Пищеварение в ротовой полости. Типы слюнных желез. Состав и функции слюны. Регуляция секреции слюны. Акт жевания и глотания.

3. Пищеварение в желудке. Количество и состав желудочного сока. Функции ферментов желудочного сока, соляной кислоты, желудочной слизи. Фазы желудочной секреции.

4. Эвакуация химуса из желудка в двенадцатиперстную кишку. Регуляция секреторной и моторной функции желудка. Методы исследования.

5. Пищеварение в 12-перстной кишке. Количество и состав панкреатического сока. Ферменты панкреатического сока. Роль энтерокиназы. Регуляция панкреатической секреции.

6. Желчь, ее количество и состав. Функции компонентов желчи. Желчеобразование и желчевыделение, их регуляция.

7. Пищеварение в тонком кишечнике. Состав кишечного сока. Полостное и пристеночное пищеварение, роль гликокаликса.

8. Переваривание и всасывание белков, жиров, углеводов в различных отделах желудочно-кишечного тракта.

9. Механизмы всасывания воды, витаминов, минеральных солей и микроэлементов в желудочно-кишечном тракте.

10. Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Виды двигательной активности.

 Нервная и гуморальная регуляция моторной функции, роль интрамуральных сплетений.

11. Функции толстого кишечника. Состав кишечного сока, роль микрофлоры.

 Образование каловых масс. Акт дефекации.

                            

                          ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

1. Структурно-функциональная организация эндокринной системы. 

2. Гормоны. Классификация гормонов. Функциональное значение гормонов.

3. Гипоталамо-гипофизарная система, ее характеристика. Тропные гормоны, рилизинг-гормоны (либерины, статины).

4.    Гормоны аденогипофиза (соматотропин, кортикотропин, тиреотропин, пролактин, меланотропин, фоллитропин, лютропин), их функции.

5. Связь задней доли гипофиза с гипоталамусом. Эффекты гормонов нейрогипофиза (антидиуретического гормона, окситоцина).

6. Щитовидная и паращитовидные железы. Функции гормонов. Поддержание концентрации кальция и фосфатов в крови. Роль витамина Д.

7. Надпочечники. Гормоны коры надпочечников, их функции. Гипо- и гиперсекреция гормонов.

8. Надпочечники. Гормоны мозгового слоя надпочечников, их функции. Катехоламины как гормоны и медиаторы.

9. Гормоны поджелудочной железы (инсулин, глюкагон). Регуляция содержания уровня глюкозы в крови (роль поджелудочной железы, гипофиза и надпочечников).

10. Половые железы. Функции женских и мужских половых гормонов.

 

                                              СИСТЕМА ВЫДЕЛЕНИЯ

1. Почки, строение. Нефрон, как структурно-функциональная единица почки. Виды нефронов, их функция. Юкстагломерулярный комплекс, его значение.

2. Механизм образования первичной мочи, ее состав и количество. Эффективное фильтрационное давление. Проницаемость капсулы клубочка для различных веществ.

3. Канальцевая реабсорбция. Механизмы избирательной реабсорбции аминокислот, глюкозы, воды, мочевины, минеральных веществ.

4. Механизмы концентрирования мочи (поворотно-противоточная система). Роль осмотически активных веществ в концентрировании мочи.

5. Канальцевая секреция, ее механизм и регуляция. Состав, свойства, количество конечной мочи. Процессы мочевыделения и мочеиспускания, регуляция их.

6. Роль гормонов в регуляции мочеобразования (антидиуретический гормон, альдостерон, ренин-ангиотензин-альдостероновая система, кальцитонин, паратгормон и др.).

 

                         СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ (АНАЛИЗАТОРЫ)

1. Общие принципы строения анализаторов, их функции. Классификация рецепторов. Механизмы возбуждения рецепторов.

2. Строение зрительного анализатора. Оптическая система глаза, ее функции. Аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Старческая дальнозоркость. Фоторецепторы, их характеристика.

3. Строение слухового анализатора, функции. Характеристика рецепторов. Процессы адаптации. Вестибулярный анализатор, его функции.

4. Строение обонятельного и вкусового анализатора, их функции. Характеристика рецепторов. Механизмы возбуждения. Взаимосвязь обонятельной и вкусовой рецепции.

5. Болевой анализатор. Представления о ноцицептивной и антиноцицептивной системах. Методы обезболивания в клинике.

6. Строение соматосенсорного анализатора, его функции. Тактильные и температурные рецепторы, их характеристика. Процессы возбуждения и адаптации.

7. Строение мышечно-суставного анализатора, его функции. Проприорецепторы, их характеристика. Значение в поддержании мышечного тонуса. 

 

                         ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ

1. Обмен веществ в организме, понятие об анаболизме и катаболизме. Основной и рабочий обмен.

2. Обмен белков, его регуляция. Биологическая ценность белков, их участие в сбалансированном питании. Азотистый баланс.

3. Обмен углеводов, его регуляция. Уровень глюкозы в крови, значение для организма. Обмен минеральных солей и воды.

4. Обмен жиров, его регуляция. Жиры животного и растительного происхождения, их роль.

5. Температура тела. Химическая и физическая терморегуляция. Центры терморегуляции.

П ЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  Основная учебная литература

1. Физиология и основы анатомии./ Под ред. Котова А.В., Лосевой Т.Н.- М.: Медицина, 2011,-

                                   Дополнительная учебная литература

         1. Нормальная анатомия человека. Учебник для мед.вузов в двух томах./ Гайворонский И.В.- С-Пб. Спецлит, 2013-

         2. Современный курс классической физиологии. Избранные лекции [Электронный ресурс] /

Под ред. Ю.В.Наточина, В.А.,Ткачука.-М.:ГЭОТАР-Медиа,2007.-

  http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970404959.html

3. Актуальные проблемы современной физиологии [Текст] :учебник М.А.Островский и др.; под

 ред:.М.А. Островского, А.Л.Зефирова, - Казань : КГМУ, Арт-Кафе, 2016 –

 4. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии.: Учеб. пособие/ под ред.

 С.М.Будылиной, В.М.Смирнова – М.:Академия, 2005 -.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 216.