В основе раздела лежит идея использования в обучении собственной активности ребёнка в условиях коллективной игры.
Только те знания прочно усваиваются, которые добыты самостоятельно. То, что ребёнку сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, о чём он догадался сам, его собственное открытие остаётся в его памяти навсегда.
В процессе занятий специально направляется активность ребёнка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения и т.п. в наиболее естественной для него форме – игре. Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности и т.д. Без этих навыков ребёнку трудно будет адаптироваться в школьном коллективе.
Перед проведением какоё-либо игры убедитесь в готовности детей к ней (знают ли дети буквы, умеют ли считать, различают ли гласные и согласные звуки и т.д.).
Помните, что эти игры должны приносить радость и внушать детям уверенность в своих силах.
ЗАНЯТИЕ № 1
Ведущий бросает ребёнку мяч и называет цифру 1, ребёнок ловит мяч и продолжает счёт – 2. Затем бросает мяч следующему ребёнку, продолжая счёт, - 3. Тот ловит мяч, говорит: 4, и т.д.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). Если ведущий хлопнет в ладоши два раза, принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). Три хлопка – поза «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). На четыре хлопка возобновляют ходьбу.
Ведущий бросает ребёнку мяч и называет цифру 12. Ребёнок ловит мяч и продолжает счёт в обратном порядке – 11. Бросает мяч другому ребёнку, продолжая счёт в обратном порядке – 10. Тот ловит мяч – 9. И так далее.
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить, что происходит за дверью, затем за окном, затем за дверью. Каждый ребёнок должен рассказать, что он слышал.
ЗАНЯТИЕ № 2
Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей (произвольно) и спрашивает у всех детей, стоящих кружком: «Как зовут этого мальчика (девочку)?» Дети хором называют его имя. И так несколько раз.
Развитие способности к переключению внимания
Играющие сидят в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны вставать и тут же садиться.
Слова, к примеру, такие:
ДОРОГА, ТИГР, БЕРЁЗА,
САМОЛЁТ,ПШЕНИЦА,РОЗА,
ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ,
ШКОЛА, ШИПОВНИК,
РОМАШКА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ,
ТЕПЛОВОЗ, МУРАВЕЙ,
ГРАФИН, ГВОЗДИКА,
ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ,
ТЕАТР, ИГРА, ИВА,
ИВОЛГА, ВОРОБЕЙ, БАОБАБ,
КАШТАН, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА,
КИНО, КЕНГУРУ, КИВИ,
ХОККЕЙ, ГОРОД, СОБАКА,
БАНАН, ВАСИЛЁК, КУВШИН,
МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА,
ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА,
ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО,
МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ,
ТАПОЧКИ, ПАРКЕТ, ПЛЮЩ,
ОДУВАНЧИК, МИМОЗА…
Игра повторяется дважды. Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).
Развитие произвольного внимания
Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребёнок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – второй ребёнок и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.
Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребёнок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.
Развитие внимания и памяти
Детям предлагается следующее занятие: пока ведущий считает до 30, нужно найти в комнате и запомнить все предметы, в названии которых – два слога. При произнесении ведущим последнего числа «тридцать» все дети закрывают глаза. Один из детей (названный ведущим) перечисляет всё, что запомнил; затем остальные дети дополняют его. После того, как все перечислили всё, что могли, все открывают глаза и вместе считают, сколько предметов пропущено.
Возможны разнообразные варианты этой игры. Например, на меньший счёт (до 20) перечислить в комнате все предметы, в названии которых присутствует только одна гласная.
Развитие произвольного внимания, фонематического слуха
Ведущий читает ряд слов, в которых есть звуки «И», «Й» или без них. Дети внимательно слушают и, если в слове есть звук «И», поднимают правую руку; если есть звук «Й» - левую; если нет ни той, ни другой – руки остаются на коленях.
ЛИФТ, ВАТИН, ЙОД,
МЕТРОПОЛИТЕН, ИНЖЕНЕР,
ВОРОБЕЙ, ИГРА, КАРАНДАШ,
ПЕРО, АЛМАЗ, БУЙВОЛ,
ВАГОН, ЗЛАТОГРИВЫЙ,
КЛИМАТ, ПРОГУЛКА,
РАССВЕТ, АЛЛЕЯ, БАЙДАРКА,
ВОЕВОДА, УЧЁНЫЙ,
ДИКТАНТ, МЕЧТАТЕЛЬ,
КОННИЦА, ЛАДОНЬ,
МАЛЕНЬКИЙ, СОСЕДИ,
ПЕРВЫЙ, ПОДЪЁМ, АЙВА,
СОЛОМА, ГИБКИЙ, ЯЙЦО,
ИСКУССТВО, ИЛИСТЫЙ,
ФАКЕЛ, ХЛЕБ, ТЕАТР, БАЛЕТ,
ВОДОПОЙ, ВИЛЫ, ПОЛЕ,
ПТИЦА, БАЛКОН,
КАФЕТЕРИЙ, САМОЛЁТ,
КОСМОНАВТ, СТАТУЯ,
ХИЩНИК, МЕДВЕДЬ,
ДВОЙКА, ЗМЕЙКА,
КОНЬКИ, ГАЗОН,
ЖИВОПИСЬ, ПОРТРЕТ,
ЛЕБЕДЬ, ФОНТАН,
ПОРТНОЙ, БАЛАЛАЙКА,
ТАНЕЦ, ХОРОВОД,
ЛЕЙКА, ВОДОПАД, КИНО,
КОКТЕЙЛЬ, ХВАСТУН, КОНЕЦ.
Развитие внимания, речи, памяти, умения работать в группе
6 – 10 детей встают в две равные шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называют слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога), и в свою очередь называет свой слог – задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.
ЗАНЯТИЕ № 3
Развитие произвольного внимания
Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом, то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия – нет; фамилия правильна, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.
Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов
Играющие сидят в кружок. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперёд, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах. Игра повторяется дважды. Тот, кто ошибается во второй раз, выбывает из игры.
Развитие внимания и памяти
Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
Победителем является тот, кто нарисовал самую забавную, увлекательную ситуацию и хорошо описал её.
ЗАНЯТИЕ № 4
Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора
Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.
Варианты слов:
ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ,
МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ,
СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО, БОЛТУН,
АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ,
СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ,
СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ,
ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЁР,
ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД,
УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ,
КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА,
ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН,
ПАРИКМАХЕР, ФАНТАЗИЯ,
ТРАКТОРИСТ, ВЕТЕРИНАР,
ЛОЖКА, ПТИЦА, ЦВЕТОВОД,
ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, СТРЕКОЗА,
МАШИНИСТКА, ПУЛЕМЁТ,
ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ФОТОГРАФ,
БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ,
АРТИСТ, СВЕЧА, ГАЗЕТА,
КОНТРОЛЁР, ШУТКА, СОЛНЦЕ,
ПОЛЕВОД, ГОЛОВА, БЕРЕГ,
ЧЕРТЁЖНИК, РОЩА, БУХГАЛТЕР,
САМОВАР, ГЕОЛОГ, ПАЛЬТО,
ПЕВЕЦ, БАЛЕРИНА, СЛОВАРЬ,
ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС, ПУЛЕМЁТЧИК,
КОНЬКИ, МАЛЯР, БУТЕРБРОД,
ОБРЫВ, СУДЬЯ, УЛЫБКА,
СОВЕСТЬ, ИНЖЕНЕР, МОРОЗ,
ОГОНЬ, ГЛИНА, СКУЛЬПТОР,
ТОЛСТЯК, ЛЁТЧИК, АГРОНОМ,
ОКЕАН, КОМПАС, МИЛИЦИОНЕР,
Дата: 2019-12-10, просмотров: 302.