Упражнение на развитие наблюдательности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предложите ребёнку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребёнок называет предметы: часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик и ещё многое другое. Проведите эту игру в соревновательной форме: "Кто больше назовёт таких предметов?"

По аналогии с этим заданием придумайте другие.

 

МЫШЛЕНИЕ

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п.

Выделяют три вида мышления:

1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);

2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);

3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенное интенсивно развивается у ребёнка с 3-4 лет. Он достигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

на основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребёнку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

 

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ У РЕБЁНКА 6-7 ЛЕТ

     К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

     Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

     Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребёнок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребёнок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т.д.

     Опыт коррекционной работы свидетельствует о том, что в результате специально организованных занятий с детьми показатели мышления могут улучшиться в 3-4 раза.

 

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ МЫШЛЕНИЯ

1. Тест: "Обведи контур" (рис.1,1а,1б).

Оценка наглядно-действенного мышления.

Предложите ребёнку соединить прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части.

Задача заключается в том, чтобы делать это как можно быстрее и точнее. Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках-образцах.

Оцениваются в итоге выполнения задания аккуратность, точность и скорость работы.

 Если ребёнок затратил на выполнение всего задания меньше, чем 100 секунд, если все линии следуют точно по заданным контурам, они прямые и точно соединяют углы фигур – значит, задание выполнено очень хорошо и ребёнок имеет высокий уровень развития наглядно-действенного мышления.

 

 

2. Тест: "Лишний предмет" (рис.2,2а,2б)

Оценка образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения.

На рисунке 2, 2а, 2б изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего 6 карточек.

Покажите ребёнку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из 4 предметов, нарисованных на карточке, один – лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. После этого предложите ребёнку подумать и сказать, как можно назвать оставшиеся 3 предмета одним словом.

Если ребёнок 6-7 правильно находит лишний предмет и называет обобщающее слово как минимум в 4 карточках – это хороший уровень развития образно-логического мышления.

 

3. Тест: "Нелепицы" (рис.3)

Оценка образно-логического мышления.

Покажите ребёнку картинку, на которой изображены разные нелепицы, и попросите его внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Когда ребёнок будет называть эти нелепые ситуации, попросите его объяснить, почему это не так и как должно быть на самом деле.

На всё задание отводится не более 2 минут. За это время ребёнок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Если ребёнок обнаружит более 8 нелепиц – это хороший результат развития образно-логического мышления.

 

4. Тест: "Раздели на группы" (рис.4)

Оценка образно-логического мышления.

На рисунке представлены различные геометрические фигуры. Попросите ребёнка внимательно посмотреть на картинку и разделить представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу могут входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Ребёнок называет все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены.

На выполнение всего задания отводится 3 минуты. Если за это или меньшее время ребёнок выделил все группы фигур: треугольники, круги, квадраты, ромбы, фигуры чёрного цвета, заштрихованные, незаштрихованные, большие фигуры, малые фигуры, - это хороший уровень образно-логического мышления.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 262.