1. "Добавь слово"
Развитие слуховой памяти.
Игру надо проводить с группой ребят. Один ребёнок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет уже два слова и называет третье. Четвёртому ребёнку придётся повторить уже три слова, а потом назвать своё и т.д.
Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, - то есть будет увеличиваться объём памяти.
2. "Бусы" (рис.1)
Развитие зрительной памяти, восприятия, внимания.
Предложите ребёнку внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать на листе бумаги такие же бусы.
3. "Слушаем и рисуем"
Развитие слуховой памяти и внимания.
Задание: прочитайте детям рассказ и предложите им нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.
Вариант 1
В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из треугольников.
Вариант 2
Задание: предложите ребёнку послушать стихотворение и по памяти нарисовать те предметы, о которых в нём говорится.
Матрёшек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрёшка:
Зелёный сарафан, кокошник.
А за ней сестра – вторая,
В жёлтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвёртой матрёшки
Рост поменьше немножко,
сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрёшка –
В красненькой одёжке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!
Стихотворение рекомендуется повторить 2 раза.
4. "Расставь точки" (рис.2)
Развитие зрительной памяти и внимания.
Ход игры: в течение 2-3 секунд показывайте ребёнку картинку, но которой в квадрате нарисованы точки. Затем закройте этот квадрат листом бумаги.
Задание: ребёнку надо расставить точки в пустом квадрате.
5. "Выполни движения"
Развитие внимания, зрительной и двигательной памяти.
Ход игры: ведущий показывает несколько действий, не называя их.
Задание: ребёнку надо повторить действия в той последовательности, в которой они были показаны.
Вариант 1
1. руки поднять вверх;
2. сделать хлопок над головой;
3. руки развести в стороны;
4. Сделать вращательное движение руками;
5. руки опустить вниз.
Вариант 2
1. руки поднять вперёд;
2. сделать приседание;
3. исходное положение;
4. голову повернуть направо;
5. голову повернуть налево;
6. голова прямо.
Эту игру можно организовать и провести несколько иначе, сочетая показ упражнений с названием движения. В этом случае мы развиваем слуховую, зрительную и двигательную память.
Возможен и ещё один вариант игры, когда движения не показываются, а только называются. В этом случае ребёнок должен вспомнить, каким образом оно выполняется.
Вариант 1
1. голову повернуть "налево";
2. голову повернуть направо;
3. голову прямо;
4. голову опустить вниз.
Вариант 2
1. положить руки на пояс;
2. сделать наклон влево;
3.встать прямо;
4. сделать наклон вправо;
5. встать прямо, опустить руки.
6. " Воспроизведение рассказа"
Для развития смысловой памяти ребёнка дошкольного возраста можно воспользоваться этим упражнением.
Прочитайте детям рассказ. Затем попросите ребёнка воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту.
Слушая пересказ ребёнка, обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если ребёнок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы.
Можно предложить следующие рассказы для запоминания.
1. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у неё ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
Вопросы к рассказу:
1. Что подарила мама детям?
2. Как играли детям?
3. Почему они перестали играть?
4. Кого позвали дети и зачем?
2. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошёл Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
Вопросы к рассказу:
1. Как звали мальчика?
2. Что с ним случилось во время прогулки?
3. Кто помог мальчику?
4. Чем заканчивается рассказ?
3. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. "Ту-ту, машина, катай моего мишку". Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.
Вопросы к рассказу:
1. Как звали девочку?
2. Что она построила?
3. Кого девочка хотела покатать на машине?
4. Что случилось во время игры?
5. Как девочка оказала помощь мишке?
Детям 6-7 лет можно порекомендовать для пересказа рассказы К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.
7. Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти: "Каскад слов"
Заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребёнку. Расположите их именно таким образом:
1. ОГОНЬ
2. ДОМ, МОЛОКО
3. КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА
4. ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ
5. КРЫША, ПЕНЬ, ВОДА, СВЕЧА, ШКОЛА
6. КАРАНДАШ, МАШИНА, БРАТ, МЕЛ, ПТИЦА, ХЛЕБ
7. ОРЁЛ, ИГРА, ДУБ, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПАЛЬТО, СЫН
8. ГОРА, ВОРОНА, ЧАСЫ, СТОЛ, СНЕГ, КНИГА, СОСНА, МЁД
9. МЯЧ, ЯБЛОКО, ШАПКА, МОРКОВКА, СТУЛ, БАБОЧКА, МЕТРО, ЦЫПЛЁНОК, НОСКИ
10. ГРУЗОВИК, КАМЕНЬ, ЯГОДЫ, ПОРТФЕЛЬ, САНКИ, МОЛОТОК, ДЕВОЧКА, СКАТЕРТЬ, АРБУЗ, ПАМЯТНИК
То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребёнок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 267.