ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К концу дошкольного периода детства у части детей (до 20%) воображение представлено в двух основных формах:

1. произвольное, самостоятельное порождение ребёнком какой-либо идеи;

2. возникновение воображаемого плана её реализации.

 

Воображение у дошкольников выполняет несколько функций:

1. познавательно-интеллектуальную;

2. аффективно-защитную.

 

     Познавательная функция позволяет ребёнку лучше узнать окружающий мир, легче решать поставленные перед ним задачи.

     Аффективно-защитная функция воображения обеспечивает защиту ранимой души ребёнка от чрезмерных переживаний и травм.

     Игры для развития воображения ребёнка с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций. Это можно объяснить тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения.             Обе эти функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному.

     У детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присущи ярость, наглядность, подвижность.

     Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активизация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).

     Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка. Но воображение не должно перерастать в пассивную мечтательность.

 

ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ

Степень развития воображения у детей дошкольного возраста позволяет определить следующие методики.

 

1. Методика "Придумай рассказ" (Немов Р.С.)

Ребёнку даётся задание придумать рассказ о ком-либо или о чём-либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка. Воображение ребёнка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1. скорость придумывания рассказа;

2. необычность, оригинальность сюжета;

3. разнообразие образов, используемых в рассказе;

4. проработанность и детализация этих образов;

5. эмоциональность образов.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нём выражен тот или иной признак из перечисленных выше.

Оценка результатов:

Скорость придумывания рассказов оценивается:

2 балламиесли ребёнку удалось придумать рассказ в течение не более 30 секунд;

1 балломесли на придумывание рассказа ушло от 3 секунд до 1 минуты;

0 баллов – если за 1 минуту ребёнок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета оценивается:

2 баллами – если сюжет рассказа полностью придуман самим ребёнком, оригинален;

1 балломесли ребёнок превносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя;

0 балловесли ребёнок просто механически пересказывает то, что он когда-либо видел.

Разнообразие образов оценивается:

2 балламиесли в рассказе имеется четыре и более персонажа (вещи, события);

1 балломесли в рассказе используется 2-3 персонажа;

0 балловесли в рассказе говорится только об одном персонаже.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом:

2 баллами – если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками;

1 баллом – если, кроме названия, указываются ещё 1-2 признака;

0 баллов – если персонажи в рассказе только называются и никак дополнительно не характеризуются.

Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:

2 баллами – если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны;

1 баллом – если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ;

0 баллов – если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 балла – низкий;

0-1 балл – очень низкий.

2. Методика "Нарисуй что-нибудь"

Ребёнку даётся лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагается нарисовать всё, что захочется.

На выполнение задания отводится 4-5 минут.

Качество рисунка оценивается по следующим критериям:

10 баллов – ребёнок за отведённое время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображении. Детали и образы рисунка тщательно проработаны.

8-9 баллов – ребёнок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо.

5-7 баллов – ребёнок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несёт в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрителей определённое эмоциональное впечатление.

3-4 балла – ребёнок нарисовал что-то простое, неоригинальное, фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны.

0-2 балла – за отведённое время ребёнок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

5-7 баллов – средний;

3-4 балла – низкий;

0-2 балла – очень низкий.

 

3. Методика "Придумай игру"

Ребёнок получает задание за 5 минут придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1. Как называется игра?

2. В чём она заключается?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценка результатов:

В ответах ребёнка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. Поэтому ребёнку необходимо помогать, задавать наводящие вопросы, но не подсказывать ответы.

Критерии оценки:

1. оригинальность и новизна;

2. продуманность условий;

3. наличие различных ролей;

4. наличие правил;

5. точность критериев оценки успешности проведения игры.

 По каждому из этих критериев ребёнок может получить от 0 до 2 баллов.

0 баллов – полное отсутствие определённого признака.

1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака.

2 балла – отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 балла – низкий;

0-1 балл – очень низкий.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 273.