Системный подход. Процессный подход. Результативность и эффективность процессов (фирмы).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Системный подход подчеркивает необходимость целостного комплексного рассмотрения проблем, процессов и деятельности различных «частей реального мира».

Поэтому, уточним, что исследование и анализ вопросов и проблем, с точки зрения системного подхода, предусматривает рассмотрение всех связей в пределах ограничений, накладываемых определенными экономическими, политическими, научными или какими-либо иными соображениями, например, с целью выбора лучшего решения.

Системный подход подчеркивает необходимость целостного комплексного рассмотрения проблем и исследования деятельности системы. Исследование и анализ вопросов и проблем, с точки зрения системного подхода, предусматривает рассмотрение всех связей в пределах ограничений, накладываемых определенными экономическими, политическими, научными или какими-либо иными соображениями, с целью выбора лучшего решения. Системный подход прямо противоположен практике локального, временного исследования и решения проблем, без учета последствий этих решений в будущем.

Системный подход исходит из того, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих его элементов, а коренится, прежде всего, в характере связей и отношений между определенными элементами.

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований.

Системный подход основывается в значительной степени на следующих фундаментальных посылках:

1. Управление — это операционный процесс, который можно лучше всего разделить на составные части посредством анализа управленческих функций.

2. Для того чтобы управленческие знания можно было изложить в доступной форме, необходимы четкие концепции, и, чем лучше они будут выражены языком, которым обычно пользуются квалифицированные управляющие, тем более содержательными явятся эти формулировки.

3. Опыт управления, приобретенный в различных производственных ситуациях, может дать предпосылки для нахождения фундаментальных истин — теории и принципов,— которые обладают разъясняющей и прогностической ценностью, способствующей пониманию и совершенствованию практики.

4. Управленческие методы - способы совершать действия в процессе управления — не только являются составной частью основ пауки управления, но и необходимы управляющим при создании и поддержании соответствующей среды для деятельности тех лиц, за которых они несут ответственность.

5. Управление — это искусство, подобное медицине и инженерному делу, которое должно опираться на лежащую в его основе науку: концепции, теорию и принципы, а также методы.

6. Элементы науки управления, как, например, фундаментальные принципы, подобно принципам других наук, остаются неизменными, даже если управляющий в конкретной ситуации решает пренебречь ими, не считаясь со связанными с этим расходами, или пытается получить

какую-либо иную выгоду, которая компенсирует понесенные затраты; это, как известно, обычное явление при нахождении практических решений всякого рода проблем.

7. Несмотря на то, что культурная, физическая и биологическая области различным образом влияют на среду, окружающую управляющего, как влияют они на любую другую область науки и искусства, науке и теории управления нет необходимости охватывать все области познания для того, чтобы служить полезной основой практики управления.

Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

Для результативного и эффективного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться "процессным подходом ".

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

а) понимания и выполнения требований;

б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;

в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;

г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

При оценке систем менеджмента качества следует задавать четыре основных вопроса в отношении каждого оцениваемого процесса:

а) выявлен и определен ли соответствующим образом процесс?

б) распределена ли ответственность?

в) внедрены и поддерживаются ли в рабочем состоянии процедуры?

г) эффективен ли процесс в достижении требуемых результатов?

Совокупные ответы на приведенные выше вопросы могут определить результаты оценивания.

Результативность. Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Эффективность. Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

 

20. Реинжиниринг бизнес-процессов. Базовые правила проведения реинжиниринга. Базовые положения методологии IDEF.

 

Реинжиниринг по своей сути предусматривает замену старых методов управления новыми, более современными и на этой основе резкое улучшение основных показателей деятельности предприятий.

Реинжиниринг бизнес-процессов - это совокупность методов и действий, служащих для перепроектирования процессов в соответствии с изменившимися условиями внешней и внутренней среды и/или целями бизнеса (Информационные технологии в управлении информация Авторы: О.Н. Граничин, В.И.).

Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, в которой посредством управляющего воздействия и с помощью определенных ресурсов за определенное время входы процесса преобразуются в выходы - в результаты, представляющие ценность для потребителя и приносящие прибыль изготовителю (Информационные технологии в управлении информация Авторы: О.Н. Граничин, В.И.).

Существует несколько базовых правил, которых следует придерживаться в процессе проведения реинжиниринга:

разработка последовательных пошаговых процедур для перепроектирования процессов;

использование в проектировании стандартных языков и нотаций;

наличие эвристических и прагматических показателей, позволяющих оценить или измерить степень соответствия перепроектированного процесса или функциональности заданным целям;

подход к решению частных задач и к их совокупности должен быть системным;

даже небольшое улучшение должно давать быстрый положительный эффект.

Реинжиниринг деловых процессов и функций начинается с пересмотра целей предприятия, его структуры, анализа потребностей внутренних пользователей и рынка, производимых продуктов и услуг (см рис).

 

Перепланирование целей и задач предполагает пересмотр политики предприятия и ответа на следующие вопросы:

Какие новые вызовы предъявляют нам изменившиеся условия бизнеса?

Что представляет собой предприятие сейчас, и что мы хотим от него в будущем?

Каких именно потребителей мы обслуживаем, насколько мы удовлетворяем их требования и ожидания, и что нужно сделать для привлечения новых?

Какие именно показатели определяют эффективность деятельности предприятия, производительность труда и качество продукта, является ли это определение полным и адекватным?

Какие именно информационные технологии и средства помогут нам в этом?

Дата: 2016-09-30, просмотров: 207.