Показатели платежеспособности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Показатели платежеспособности применяются для оценки способности фирмы выполнять свои долгосрочные обязательства. Среди них наиболее важными являются:

· коэффициент финансовой устойчивости — отношение собственных средств предприятия (акционерный капитал плюс резервы плюс нераспределенная прибыль) и субсидий к заемным. Этот коэффициент обычно анализируется банками при решении вопроса о предоставлении долгосрочного кредита;

· финансовый рычаг — отношение заемных средств к акционерному капиталу. Этот показатель также анализируется банками и важен для акционеров. В условиях (типичных для Запада), когда норма дисконта превышает кредитный процент, чем меньше акционерный капитал, тем выше доход на одну акцию. Поэтому акционеры предпочитают высокие значения финансового рычага, что позволяет им контролировать проекты даже при малой величине капитала. Однако с увеличением финансового рычага возрастает финансовый риск. Кроме того, значительная часть акционерного капитала обычно вложена в низколиквидные активы (здания, оборудование), поэтому банки часто отказывают в предоставлении займов для реализации проектов, если они превышают 50% требуемых инвестиционных затрат;

· коэффициент платежеспособности — отношение заемных средств (общая сумма долгосрочной и краткосрочной задолженности) к собственным;

· коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств – отношение долгосрочной задолженности к общему объему капитализированных средств (сумма собственных средств и долгосрочных займов). Этот коэффициент характеризует степень финансового риска проекта для собственников предприятия и кредиторов и обычно анализируется банками при решении вопроса о предоставлении долгосрочного кредита;

· коэффициент покрытия долгосрочных обязательств — отношение чистого прироста свободных средств (сумма чистой прибыли после уплаты налога, амортизации и чистого прироста собственных и заемных средств за вычетом осуществленных в отчетном периоде инвестиций) к величине платежей по долгосрочным обязательствам (погашение займов + проценты по ним).

Показатели оборачиваемости

Коэффициенты оборачиваемости применяются для оценки эффективности операционной деятельности и политики в области цен, сбыта и закупок. Наиболее часто используются следующие коэффициенты:

· коэффициент оборачиваемости активов - отношение выручки от продаж к средней за период стоимости активов;

· коэффициент оборачиваемости собственного капитала - отношение выручки от продаж к средней за период стоимости собственного капитала;

· коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов - отношение выручки от продаж к средней за период стоимости запасов;

· коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - отношение выручки от продаж в кредит к средней за период дебиторской задолженности. Иногда вместо этого показателя используют средний срок оборота дебиторской задолженности, рассчитываемый как отношение числа дней в отчетном периоде к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности;

· средний срок оборота кредиторской задолженности — отношение краткосрочной кредиторской задолженности (счета к оплате) к расходам на закупку товаров и услуг, умноженное на число дней в отчетном периоде.

Показатели рентабельности

Показатели рентабельности применяются для оценки текущей прибыльности предприятия. Рассчитываются следующим образом:

· рентабельность продаж — отношение валовой прибыли от операционной деятельности к сумме выручки от реализации продукции и от внереализационных операций. Иногда определяется как отношение валовой прибыли к себестоимости реализованной продукции;

· полная рентабельность продаж - отношение суммы валовой прибыли от операционной деятельности и выплаченных процентов по займам (в части, отнесенной на себестоимость) к сумме выручки от реализации продукции;

· чистая рентабельность продаж — отношение чистой прибыли (после уплаты налогов) от операционной деятельности к сумме выручки от реализации продукции. Иногда определяется как отношение чистой прибыли к себестоимости реализованной продукции;

· рентабельность активов — отношение валовой прибыли от операционной деятельности к средней за период стоимости активов;

· полная рентабельность активов — отношение суммы валовой прибыли от операционной деятельности и выплаченных процентов по займам к средней за период стоимости активов;

· чистая рентабельность активов — отношение чистой прибыли к средней за период стоимости активов;

· чистая рентабельность собственного капитала - отношение чистой прибыли к средней за период стоимости собственного капитала.

Расчет индекса доходности (рентабельности инвестиций), срока окупаемости, чистого дисконтированного дохода, внутренней нормы доходности.

Дисконтирование

Одно из основных положений теории оценки эффективности инвестиционных проектов состоит в необходимости учета фактора времени. Данный фактор имеет различные проявления:

· разрывы во времени между производством и реализацией продукции и между оплатой и потреблением ресурсов;

· разновременность затрат, результатов и эффектов.

Таким образом, для оценки эффективности инвестиционных проектов необходима процедура, позволяющая приводить разновременные затраты и результаты к сопоставимому виду. Такая процедура называется дисконтированием (приведение к одному моменту времени).

Коэффициент дисконтирования

Способ приведения сводится к тому, чтобы эффекты, относящиеся к другим годам, умножить на некоторый коэффициент, отражающий относительную ценность эффектов этих лет по сравнению с эффектами в году приведения. Такой коэффициент называется коэффициентом дисконтирования и определяется по формуле

 

α = --------------------,

n

(1+E)

где n – шаг расчетного периода;

E – норма дисконта.

 

Норма дисконта

Норма дисконта отражает темп роста относительной ценности денег при более раннем их получении или при более позднем расходе.

Норма дисконта отражает максимальную годовую доходность альтернативных и доступных направлений инвестирования и одновременно минимальные требования по доходности, которые инвестор предъявляет к проектам, в которых он намерен участвовать.

При заданном спросе на капитал норма дисконта должна зависеть от размеров собственного капитала фирмы: у более крупных фирм она должна быть несколько меньше, чем у мелких.

Необходимо отметить, что в ряду альтернативных направлений, замыкающим направлением инвестирования оказывается вложение средств в государственные ценные бумаги (среднесрочные и долгосрочные) как наименее рискованные. Специалисты США и Западной Европы при установлении нормы дисконта ориентируются именно на этот показатель.

Таким образом, норма дисконта действительно отражает альтернативную стоимость капитала, но не того, который вкладывается в данный проект, а эквивалентной суммы, которая вследствие этого изымается из замыкающего альтернативного направления инвестирования.

Норма дисконта определяется каждым участником проекта самостоятельно. Она должна учитывать альтернативную стоимость капитала и депозитную процентную ставку. При этом повышение процентной ставки означает усиление строгости отбора инвестиций.

Сложность экономического содержания нормы дисконта и многообразие отражаемых ею факторов не позволяют предложить какое-то универсальное правило, пользуясь которым каждая фирма могла бы безошибочно рассчитать свою собственную норму дисконта. На практике частные инвесторы устанавливают норму дисконта, ориентируясь на другие показатели, каждый из которых не совпадает с искомой нормой, но отражает ее в том или ином аспекте:

· среднегодовая ставка LIBOR по полугодовым еврокредитам (4-6% годовых);

· рыночная ставка доходности по долгосрочным государственным облигациям;

· депозитная процентная ставка банка;

· нормы доходности альтернативных инвестиционных проектов, имеющихся в инвестиционном портфеле данного инвестора.

Норма дисконта, во-первых, должна корректироваться на темп инфляции и, во-вторых, в целом ряде случаев должна включать так называемую премию за риск, связанный с реализацией проекта или участием в нем.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 199.