Mumford L. Man as Interpreter, pp. 8 – 9.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Карл Маркс о развитии техники

Во многих произведениях Карлом Марксом рассматриваются роль и место техники в общественном производстве, проблемы её развития и влияния на условия и жизнь рабочих. Маркс внимательно изучал историю техники и естествознания с древнейших времен до середины Х1Х века. Им проанализирована роль машин в развитии производства и показаны социальные последствия технического прогресса при капитализме.

В состав производительных сил Маркс включал человека, технику, силы природы, науку, а также формы и методы организации труда и производства. Он показал, что главную роль в производительных силах играет рабочая сила, которая создает материальные ценности и приводит в движение средства производства.

Важным элементом производительных сил является техника. Маркс установил, что использование техники, темпы и направления её прогресса зависят от производственных отношений. На конкретном историческом материале Маркс показал, что развитие техники вызывает социальное движение, и многие научные и технические открытия приводят к революционным изменениям в экономике. Техника в представлении К. Маркса неизбежно порождает противоречия и проблемы, которые не могли быть разрешены в рамках существовавших в его время производственных отношений. Смене этих отношений во многом «поможет» техника, даже в большей степени, чем прямые революционные действия. Пар, электричество, сельфактор (деталь ткацкого станка) он назвал более опасными революционерами, чем граждане Барбес, Распайль и Бланки. В «Экономических рукописях 1861 – 1863 гг. он прямо называет три великих изобретения (порох, компас и книгопечатание), которые открыли дорогу буржуазному обществу. Порох взорвал на воздух рыцарство – символ феодальной эпохи. Компас открыл мировой рынок и основал колонии. Книгопечатание стало орудием протестантизма и средством возрождения науки, самым мощным рычагом для создания необходимых предпосылок духовного развития.

В рукописи 1861-1863 гг. «К критике политической экономии» есть фрагмент «Машины. Применение природных сил и науки». Это первоначальный вариант известной тринадцатой главы 1 тома «Капитала» «Машины и крупная промышленность».

Анализируя историю техники, Маркс установил, что в рамках данной общественно-экономической формации развиваются начала технической базы следующей формации, что «материальные возможности последующей формы производства – как технологические условия, так и соответствующая им экономическая структура предприятия – создаются в предшествующей форме». [I. С. 51]. Маркс приходит к выводу, что «вместе с уже совершенной революцией в производительных силах, - которая проявляется как революция технологическая, - наступает также революция и в производственных отношениях» [I. С. 51]. Маркс показывает, что если в ремесленном производстве и в мануфактуре работник заставляет орудие служить себе, то на капиталистической фабрике рабочий вынужден служить машине, а через неё капиталисту. Машина-автомат при капитализме становится автократом. «Железный человек выступает против человека из плоти и крови» [I. С.74]. Рабочие вследствие капиталистического применения техники становятся «живой принадлежностью» машины, «сознательными придатками бессознательной, но однообразно действующей машины» [I. С.63]. Маркс с большой убедительностью показывает, что машина в качестве капитала становится «средством не только обесценения живой рабочей силы, но также и превращения её в излишнюю, либо полностью в определенных процессах, либо сокращая её в общем до минимально возможной численности». [I. С.72].

Для Маркса история техники – не пестрый набор исторических фактов, не перечень изобретений, а непрерывный путь развития от простых инструментов к автоматизированному производству; это овеществленный в орудиях труда опыт человечества. «Согласно К. Маркса, «природа не строит ни машин, ни локомотивов, ни железных дорог, ни электрического телеграфа, ни сельфакторов и т.д. Все это – продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующий над природой… Все это – созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания». [2. С.215]. История техники у него является не суммой очерков истории отдельных областей техники, а единой наукой, поскольку в каждой области техники Маркс исследует возникновение и развитие машин и машинного производства, выявляет общие закономерности развития техники.

Начинает исследование Маркс с анализа простейших средств труда – рабочих инструментов. При этом его интересует не последовательное изменение всех видов инструментов в их эволюции, а выяснение сущности этого изменения, а именно – процесс дифференциации, специализации и упрощения инструментов. Он выделяет и исследует те инструменты, которые непосредственно преодолевают сопротивление и захватывают подлежащий обработке предмет труда. Когда такие инструменты совершают в процессе работы движения не от руки человека, а от механизмов, тогда ручное орудие превращается в машину.

«С того момента, - пишет Маркс, - когда непосредственное участие человека в производстве свелось всего лишь к тому, что он стал действовать в качестве простой силы, с этого момента берет свое начало принцип машинного производства. Механизм был налицо; движущая сила могла быть заменена впоследствии водой, паром и т.п.». [I. С. 29]. В машинном производстве человек является живым придатком рабочей машины, выполняющим логические функции и некоторые другие виды работ».

Машинное производство возникает из ремесла, которое перестает в простую кооперацию: концентрацию в одном помещении многих ремесленников с их орудиями труда, которые производят один и тот же товар. Экономия при этом достигается, главным образом, благодаря совместному использованию таких общих условий труда, как здание, отопление. Из простой кооперации возникает мануфактура. В мануфактуре скорость машины как первичного двигателя господствует над человеческим трудом. Если ремесленник – более или менее человек, то в мануфактуре он является рабочим и как таковой он принадлежит другому, который ценит его только в качестве рабочей машины. Для отдельных процессов мануфактура применяет воду, ветер и силу животных. В период господства мануфактуры возникает колониальная система и мировой рынок. Другой путь возникновения мануфактуры через объединение множества разрозненных самостоятельных ремесле в фабрику. Когда машины и орудия начинают производиться машинами, возникает машинное производство.

Из всех машин наибольший интерес у Маркса вызвала мельница. В мельнице работающая часть машины всегда двигалась независимо от руки человека. Именно в мельнице с самого начала применялся принцип машинного производства, поскольку в ней уже имеются в развитой форме основные элементы машин: первичный двигатель, на который воздействует двигательная сила; передаточный механизм и рабочая машина. Маркс указывает, что на примере машины и передаточного механизма можно изучать всю историю механики, поскольку в мельницах поочередно применялись все виды движущей силы, совершенствовался передаточный механизм.

Хронологически мельница – это первая машина. Она была создана в Азии, перешла в Рим, а затем, в эпоху раннего средневековья, и в страны Западной Европы. Маркс прослеживает историю изменения конструкций мельниц: от ручных до паровой «мельницы Альбиона» в Англии и мельницы-автомата Томаса Элликота на реке Оккокуане.

Мельницей в Х111-ХУ11 вв. называли в Европе не только мукомольные, но и другие промышленные предприятия, в которых в качестве двигательной силы использовались вода или ветер. Маркс излагает историю различных мельниц: лесопилен, фанерных, бумажных, стеклошлифовальных, толчей и дробилок в горном деле и других.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 191.