Основы философии техники: Учебное пособие для аспирантов и соискателей.
Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2007. – 104с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с Программами кандидатских экзаменов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей технических специальностей
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
Предмет философии техники.
Что такое техника?
Рационализация технической деятельности.
Модели соотношения науки и техники.
Основные направления и тенденции развития философии техники.
Основные периоды развития философии техники.
К. Маркс о развитии техники.
Культура и техника. Образы техники в культуре.
Понимание техники в античной культуре.
Наука и техника в средневековой культуре.
Наука и инженерия в эпоху Возрождения.
Успехи машинного производства.
Взаимосвязь инженерной и научной деятельности.
Инженерная деятельность как вид технической деятельности.
Первые философствующие инженеры.
Технический прогресс и его закономерности.
Формирование и особенности проектирования.
Социотехническое проектирование.
Проблемы системотехники.
Проблема технической реальности.
1 Предмет философии техники
Техника, общество, человек неразделимы. Способность человека делать орудия сделала его человеком. Дальнейшее формирование человека происходит в той степени, в какой он создает условия собственной жизни. Техника возникает вместе с появлением человеческого общества и является важным фактором формирования самого человека и общества.
В современном мире все большую остроту приобретают проблемы, связанные не только с его природными явлениями, но также с явлениями, возникшими с преобразующей деятельности человека. Для того чтобы отношение между человеком и техникой достигло той остроты, с какой мы сталкиваемся сейчас, нужно, чтобы техника постоянно врывалась в человеческую жизнь. Современный человек везде сталкивается с самим собой. Мир, в котором живет сейчас человек, носит отпечаток его технически продолженных и усиленных рук.
Анализ особенностей современной науки и основанной на ней техники - ключ к пониманию современного социума и отдельных его сторон. Карл Ясперс утверждает: «Техника стала главной темой в попытках понять положение, в котором мы находимся». Поэтому не случайно возникла философия техники – одна из молодых сфер философского знания.
Но уже в древности преобразующая деятельность человека, включая технику и техническую деятельность, стали предметом интереса к ним мифа, а затем и философского анализа.
Именно возможности техники к преобразованию породили миф о Прометее. Прометей не только передал людям огонь, но и научил их всем искусствам, научил «технэ» - техническим навыкам и технической деятельности.
В фундаменте техники миф о Дедале и его сыне Икаре, сделавших попытку решения технической задачи полета с помощью крыльев, а также миф о строительстве Вавилонской башни и о его неудаче из-за вмешательства разгневанного божества.
2.500 лет тому назад древнегреческий мыслитель Анаксагор указал на тот факт, что люди превосходят животных применением своих рук. Аристотель согласился с коллегой, но заметил, что человеческие руки осуществляют свои действия под воздействием человеческого разума. Разум же возникает у древних греков благодаря их объединению в полисе, а потому Аристотель дал определение, что человек – «политическое животное». Тем самым, древние греки не сводили технику к орудиям труда, «разумному мышлению» или к «органам человеческого мозга». Разум сам находился пока в большей зависимости от создававшихся орудий, чем проявлял себя как самостоятельная творческая сила. Рука человека в большей степени, чем разум являлась продуктом орудийной деятельности и её творцом. Однако, как отметил Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «ни одна обезьянья рука не изготовила когда-либо хотя бы самого грубого каменного ножа». Рука как важная часть сложного человеческого организма – это орган и продукт труда. Именно рука оказала активное воздействие на работу глаз, на зрение, а тем самым на мозг и разум. Во всяком случае, без создания орудий труда вряд бы человек себя создал, а потому можно согласиться с первым русским философом техники Петром Клементьевичем Энгельмейером, что человек – «техническое животное». Тем самым, Аристотель указал, что человек создает себе социальную и политическую среду, а П.К. Энгельмейер, что человек живет в искусственно созданной им, технической среде.
В результате технической деятельности возникает либо «человеческая цивилизация», либо «техническая цивилизация». Можно говорить о технической цивилизации пчел, муравьев, термитов. Карл Маркс говорил, что пчелы результатами своей «технической деятельности» могут «посрамлять» иных специалистов. Животные «технические цивилизации» остаются неизменными десятки и сотни миллионов лет. Однако не такова судьба человеческих цивилизаций, которые не могут не развиваться.
Проявление техники связано с проявлением и формированием некоторых фундаментальных черт человека. От всех мыслящих животных, человек разумный отличается тем, что на основе своего мышления он стал формировать идеи, замыслы и воплощать их в предметы, опредмечивать свою деятельность, материализовать своё мышление. Любое действие человека связано с преобразованием: либо природного материала, либо сложных общественных отношений, либо самого себя.
Открытия антропологов, в частности Лики, показывают, что простейшие орудия были изготовлены около трех миллионов лет тому назад в Африке. Тогда человек начал преобразовывать сырой природный материал в соответствии со своей мыслью, идеей, замыслом. Недовольный эффективностью своих орудий человек их совершенствовал. Тысячи лет шел процесс изменения, становления и материализации новых идей и замыслов. Каждое человеческое орудие есть система знаков, несущая информацию об идее и её материализованной форме. Каждое орудие тренировало человека в развитии идей и провоцировало на создание новых форм, на выработку новых способностей и умений, на формирование новых знаний и форм общения.
Но какова цель технической деятельности? Техника не только средство обеспечения человеческого существования, но и средство уничтожения себе подобных. История человека разумного начинается с изобретения дротика и уничтожения неандертальцев. И по сей день двойственная природа технической деятельности сохраняется. Природа технической деятельности одна из задач исследования философии техники.
Учебное пособие «Философия техники: очерки истории и теории» (2004) Н.М. Аль-Али начинает с тезиса, что научно-технический прогресс представляет сегодня реальную угрозу дальнейшему существованию людей. Философия техники пытается выработать систему императивов, накладывающих определенные ограничения на деятельность технического разума и позволяющих противодействовать злоупотреблению современной техникой и таким образом минимизировать негативные последствия её функционировать и развития. Такова другая задача анализа философии техники.
Как и любая научная и техническая дисциплина философия техники обращается к собственной истории. Теоретические и философские аспекты техники профессионально изучали в Западной Европе и России ещё в Х1Х веке. Следует указать на работы Э. Каппа и Ф. Бона в Германии, П.К. Энгельмейера в России, Э. Дюркгейма и А. Бергсона во Франции.
Эрнст Капп опубликовал в 1877 г. книгу «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения». Так возникло словосочетание «философия техники». Фред Бон также посвятил одну из своих книг «философии техники». Он утверждал, что «любая целенаправленная деятельность имеет свою технику». В конце Х1Х века российский инженер Петр Клементьевич Энгельмейер издал книги «Теория творчества», «Философия техники» и брошюру «Технический итог Х1Х века». Предметом систематического философского исследования техника становится в 1960-70 годах ХХ столетия.
К этому времени техника совместно с наукой заняла определяющее место, как в общественной, так и духовной жизни практически всех народов мира. Они фактически изменили облик земного шара. Стали ясны многие фундаментальные характеристики техники. Техника сегодня оказывает определяющее влияние на важнейшие экономические, экологические, социальные, научные и политические решения. Техника стала широким полем междисциплинарных исследований. В связи с этим возникла необходимость ответить на вопросы: что такое техника, какова её сущность, формы, уровни, особенности.
Естественно, что рефлексия по поводу техники сопровождала всю историю философии, но сущность техники долгое время оставалась тайной. В античной философии понятие «технэ» означает собственно не технику, а всякое искусство делания вещей, начиная от создания картин и скульптур, кончая изготовлением военных машин. Не была выделена в качестве проблемной реальности техника и во времена Френсиса Бэкона, который обсуждает пользу от изготовления машин.
Именно философия техники исследует феномен и сущность техники. Как феномен техника выступает в виде машин и орудий, технических сооружений и технической среды. Сущность техники выявляется в ответе на вопросы: в чем природа техники; как техника относится к другим сферам человеческой деятельности – науке, искусству, инженерии, проектированию, практической деятельности; какие этапы в своем развитии проходит техника; угрожает ли развитие техники нашей цивилизации, каковы перспективы развития техники.
Но можно преувеличить роль техники и технической деятельности, посчитать их творцами всего в мире, абсолютизировать их. Технократические идеи мы находим в трудах американского социолога и экономиста Т. Веблена. Затем эти идеи получили распространение у других народов. Технократы преувеличили роль научно-технической интеллигенции в управлении всем обществом, развили «сциентократическую» систему взглядов, когда политика рассматривается как базирующаяся на технических знаниях «социальная техника». Человек и общество становятся при таком подходе средством для техники. Философия техники как раз и должна противостоять технократическим идеям.
В технократических идеях обращается внимание на деятельность инженера как на центральную фигуру в современной технической деятельности. Возвеличивая роль инженеров – руководителей производства и менеджеров – технократы разрабатывают концепцию «инструментального разума». Они превозносят поведение, в котором господствует «инструментальность», механистичность, бездумность. Гражданское назначение инженера, его активная политическая позиция – также являются особой темой философии техники.
Техническая деятельность наглядна и осязаема. Одновременно техника – это фундаментальная форма человеческой деятельности и, как таковая, остается тайной для самого человека. Техника дистанцировала человека от природы и общества. Миф приписывает технике силу неподконтрольную человеку, своего рода «джина из бутылки». Давно было замечено, что орудие может применяться не только для достижения поставленной цели, но и для других целей. Техническая деятельность стала базой для возникновения человеческого знания, его «выработки». Породив систему знаний, техника стала одним из «творцов» науки. Не только наука, но и культура, и цивилизация являются продуктом преобразовательной деятельности человека и общества.
Техника во многом изменила наши традиционные представления о нравственных и социальных ценностях, о наших социальных и нравственных решениях. Особо следует указать на проблему ответственности. Исследователи выделяют ответственность по отношению к природе, по отношению к человеку и особо, по отношению к самой технике. Философия техники призвана направить техническое творчество в разумное, ответственное русло. Философия техники не должна отбрасывать наработки сделанные в гуманитарной среде, в которой нарастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества.
Другой проблемой философии техники является вопрос о соотношении научного и технического типов знаний. О повышении культуры технического мышления. О единстве системы «природа – человек – техника – гуманизм». Техника древнее знания, но только знания научного, а вовсе не знания практического, знания-искусства, знания-уверенности.
Можно утверждать, что философия техники ориентирована на решение двух основных задач. Во-первых, на осмысление техники, уяснение её природы и сущности. Во-вторых, на поиск в философии техники путей разрешения кризиса техники, прежде всего в интеллектуальной сфере новый идей, знаний, проектов. Кризис техники Карл Ясперс видит в том, что человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и в том, что человек не может освободиться от власти созданной им техники. Л. Мамфорд видит причину кризиса техники в чрезмерном усилении в культуре значения «Мегамашин» - сложных иерархических организаций человеческой деятельности.
Какие существуют предложения по разрешению кризиса техники? Мэмфорд призывает разрушить Мегамашину. Он считает, что инженеры должны пренебречь гигантскими масштабами и излишней продуктивностью, и вернуться к человеческим пределам. Иначе человек подорвет основы собственного существования. Дж. Мартин считает, что необходимо выбрать и развивать те технологии, которые находятся в гармонии с природой.
Чем можно объяснить успехи техники Запада? Дело не только в создании естественнонаучных предпосылок. Но как установила философия техники, на Западе возникла своеобразная социальная обстановка, когда идеалы и ценности господства и обладания, с которыми обычно связывают феномен техники, преодолели сословно-иерархические общественные барьеры.
Если искусство находит правильный путь к цели в субъективном смысле, то техника реализует достижение цели как устоявшаяся совокупность методов и средств. Скажем иначе, человек помещает между собой как субъектом и объективным миром технику, чтобы изменить определенные свойства этого мира так, что становится возможным достижение поставленной цели.
Техника радует человека, поскольку в ней он видит свои достоинства, мощь и силу, сложность и эффективность. Она – неустранимый компонент мысленной рефлексии, коммуникации и взаимодействия. Техника такая же сфера самореализации человека, как наука и искусство. Поэтому взглянем на технику как на воплощение лучших, зачастую трудно реализуемых человеческих добродетелей.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 214.