Техника дает нам знание прошлого и гарантию заложенного в неё будущего. Она позволяет истории соединять свои времена.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современный человек видит в технике действие законов природы и своё собственное инженерное творчество. В самом деле, технику нельзя описать только в законах природы как естественнонаучную дисциплину, по собственной логике развития, но возможно описать и объяснить, принимая во внимание социокультурные закономерности развития общества. Круг проблем философии техники растет. Растет и количество работ по данной проблеме. Назовем наиболее известные. «Философия техники в ФРГ», «Философия и социология науки и техники»(1987), «Новая технократическая волна на Западе», работы В.Г. Горохова, Б.И. Козлова, В.Н. Поруса, В.М. Розова, М.А. Розова, В.С. Степина, Г.М. Тавризян.

Чтобы осветить проблемы, поставленные философией техники, вначале мы попытаемся дать ответ на вопрос, что такое техника?

Что такое техника?

Исторически культура и цивилизация на Земле возникли на основе преобразующей деятельности человека. С момента своего возникновения техника является уникальным средством преобразовательной деятельности.

Преобразовательная деятельность человека до возникновения производства - это дотехническая эра. В этом мире техника совпадала с магией, а технология была сакральной. Магия практична – она объединяла людей, создавала необходимые технологические социальные связи. В конечном счете, рычаги, колеса и полет стрелы зависели не от богов, а от ловкости, тренировки и соблюдения правил пользования орудиями. В те далекие времена техника носила случайный характер, т.е. была, говоря словами Хосе Ортеги-и-Гассета «техникой случая». Умением не только использовать, но и изготовлять простые орудия обязаны были обладать все взрослые члены первобытного общества – развести огонь, смастерить лук и стрелы и другие артефакты, т.е. искусственные образования, которых не найти в естественной среде.

Артефакты как искусственные образования были орудиями, оружием и даже приборами, но они так и не создали массового и систематического использования технических средств, т.е. технического базиса. Но чтобы Атлантида, Древний Египет и Орда развили технику как самостоятельную силу, нужен был технический базис. Отсюда ясно, почему не все культуры превратились в цивилизации – они не объективировали свои коммуникативные практики в технику.

С появлением технического базиса в виде ремесленной техники появляются древние цивилизации в Месопотамии и Египте, Индии и Китае.

Древнегреческая культура, благодаря своей соревновательности, диалогичности и словесной состязательности подготовила и осуществила переход от рецептурного и описательного типа знания к доказательному и дедуктивному. Этот переход сделал возможным отпочкование рационального мышления от мифа. Так, превращение в сфере чистой мысли сделало возможным остальные превращения, в том числе и технические.

Со времени появления производства и до эпохи информации – это техническая эра. Здесь техника как производительная сила представляет собой воздействие материальных средств на природу. Как компонент культуры, цивилизации и социальной системы техника создала так называемый второй мир, искусственную среду, в которой человек обрел комфортную почву для своего процветания. В мире техники человек увидел действие законов природы и своё собственное инженерное творчество.

Преобразования информации составляют содержание посттехнической эры. Здесь техника как коммуникативная среда образует третий мир, третью природу, называемую виртуальной. Происходит преодоление инструментализации бытия человека за счет инструментализма техники, переход от природных оснований техники к ментальным основаниям.

Такие этапы проходит техника как средство преобразовательной деятельности. Однако техника – это сложное, многоуровневое явление. Она может быть понята иначе, с других трех позиций:

- как совокупность технических устройств – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

- как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

- как совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

В «Новой философской энциклопедии» статью «Техника» написал В.М. Розов. Он отметил, что техника - исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, механизмов и т.п.), которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей.

Современная философия изучает технику в целом ряде взаимосвязанных аспектов:

- Техника представляет собой искусственное образование. Все множество артефактов, то есть искусственных образований можно разделить на два больших класса: технику и знаки. Техника функционирует и развивается по законам, как первой природы, так и практической деятельности Другими словами, техническое устройство есть известная практическая деятельность или средство деятельности, с другой – в нем реализуются определенные природные процессы.

Знаки живут по законам языковой коммуникации, (они транслируются, их нужно понимать) и семиотической деятельности. Знаки используются для создания идеальных предметов – в науке, искусстве, проектировании. Хотя техническое устройство может быть описано в языке, однако сама техника языком не является.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 199.