В отличие от знаков техника выполняет инструментальную функцию, она является инструментом, средством, орудием. Она удовлетворяет человеческую потребность в силе, энергии, защите и тому подобное.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- Техника – это самостоятельный мир, особая реальность. В этом смысле техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, человеку. С развитием техники связывается определенный способ существования человека, а в наше время – и судьба цивилизации.

- Техника представляет собой специфический способ использования сил и энергий природы. В Новое время техническое творчество осмысливается как сознательный расчет сил (процессов, энергий) природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека. Техника ныне создается на основе естественно-научных и технических знаний.

Законы развития техники – это не законы природы и не законы деятельности, как таковой. Суть техники определяется помимо деятельности и многим другим, например, технической средой. Законы развития техники – это законы, которым подчиняются артефакты.

Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Процесс применения научных знаний в инженерной деятельности связан не только с применением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. Дело в том, что применение связано с правильным отысканием действительных условий данного случая. Только применение ведет к действительно полному пониманию. Понимание составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет лишь предварительную ступень к нему. Знание есть дочь применения. Применение порождает новое знание, поскольку для применения нужно умение исследовать и изобретательность. Так переплетаются техника и наука, знание и понимание.

Следует особо отметить, что долгое время техника развивалась независимо от всякой науки как дисциплинарной организации знания. Наука также не сразу была ориентирована на сознательное применение создаваемых ею знаний в технической форме. Более того, рецептурно-техническое знание достаточно долго противопоставлялась научному знанию. И то, и другое знание были вплетены в религиозно-мифологическое восприятие и не отделялись от практической деятельности.

В Древнем мире техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием. Первые машины египтяне приносили в дар богам и посвящались культу. Бурав с ремнем, по-видимому, изобретен индусами для возжигания священного огня. Вероятно, колеса также было посвящено богам. И сегодня в буддийских храмах Японии и Тибета употребляются молитвенные колеса, которые являются ветряными колесами, а отчасти гидравлическими колесами.

Античное понятие «тэхнэ» обнимает технику, техническое знание и искусство. Но оно не предполагает теорию. Даже у Аристотеля нет специального труда о «тэхнэ». Древние греки предельно ясно различали теоретические знания и практические ремесла. В древнегреческом языке «techne», как и в латинском «ars» означало искусство или мастерство в любом производстве того, что не способна производить природа. При примитивных орудиях ручного труда эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависела от его умения и навыков.

В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и изменялось лишь незначительно. Многие вопросы решались относительно божественной точки зрения.

В эпоху Возрождения инженеры, художники и практические математики сыграли решающую роль в принятии нового типа практической ориентированной теории. Формируется идеал всесторонне развитой личности, умеющей делать все.

В Новое время иная тенденция - возникает специализация, вычленение отдельных сторон предмета, подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Техника предстала специфически инженерным способом использования сил и энергий природы, и сознательным приспособлением их для нужд и деятельности человека. Отметим, что в инженерии техника создается на основе естественных наук и технических знаний.

В Х1Х-ХХ веках инженерная деятельность стала строиться по образцам действия научного сообщества. Специализация и профессионализация науки и техники с одновременной технизацией науки и сциентификацией техники имели результатом появление множества научных и технических дисциплин. На основе науки развивается инженерное образование. Это уже не просто передача накопленных предыдущими поколениями навыков от мастера и ученику, от отца к сыну, но налаженная и социально закрепленная система передачи технических знаний и опыта через систему профессионального образования.

В современном мире техника неотделима от технологии. В узком смысле слова технология – это определенная сторона организации производственных процессов. Однако реализация крупных технических программ и проектов позволила осознать, что существует новая техническая реальность. Возникла необходимость рассматривать технологию в широком смысле.

Было обнаружено, что между технологическими процессами и тем состоянием науки и техники, которые уже сложились в данной культуре и стране, с одной стороны, и различными социальными и культурными процессами и системами – с другой, существует тесная взаимосвязь. Оказалось, что производство полупроводников, ЭВМ и ракетной техники и других видом сложных технических систем, оказались зависящими от достигнутого в данной стране уровня развития научных исследований, проектирования, организации труда, соотношения приоритетов и целей общества, качества производимого сырья и многих других факторов. В широком понимании технология образует своего рода «техносферу», состояние которой определяется не только достигнутой технологией, но и различными социокультурными факторами и процессами.

Государства, бросая все силы для решения военных и народнохозяйственных задач, достигали своих целей, создавали новую технику, сложные технические системы. Но одновременно при этом вызвали различные процессы, как конструктивные, так и деструктивные. Конструктивные процессы приводили к повышению грамотности населения, а деструктивные способствовали возникновение кризисов – экологических, антропологических и иных. Человек уподобился демиургу. Он стал творить по собственным замыслам новые миры, главным образом технические. Во второй половине ХХ века человеческая техническая активность сравнялась с геологическими и космическими факторами. Творчество нового научно-технического бога стало угрожать жизни на Земле. Можно критиковать за сложившееся положение ученых и инженеров, но не меньшая вина лежит на желании и воле новоевропейской личности реализовать свои идеалы, на развитии механизмов власти, на формировании массовой культуры и сферы потребления.

Какова природа техники? Всякая машина имеет назначение и это назначение задается относительно целенаправленной деятельности человека (перемещать грузы, поднимать тяжести, вырабатывать энергию для таких-то целей). Тем самым, техника выступает в качестве средства человеческой деятельности. Однако не сам человек реализует в технике целевые функции технической деятельности, а именно машина. Спрашивается, за счет чего? За счет сил природы. Разве действие молотка не основано на сочетании мускульных усилий человека и действии природных процессов? И хотя роль мускульных усилий человека в современной технике близка к нулю, это не отрицает использование мускульных усилий в сфере управления и пусковых механизмов. Другими словами, человек нужен для запуска природных процессов. Техника создает условия, позволяющие человеку осуществить определенную деятельность за счет сил и процессов природы.

«Природа, - пишет П.К. Энгельмейер, - не преследует никаких целей, в человеческом смысле слова. Природа автоматична. Явления природы между собой сцеплены так, что следуют друг за другом лишь в одном направлении: вода может течь только сверху вниз, разности потенциалов могут только выравниваться. Пусть, например, ряд А-В-С-Д-Е представляет собой такую природную цепь. Является фактическое звено А, и за ним автоматически следует остальные, ибо природа фактична. А человек, наоборот, гипотетичен, и в этом лежит его преимущество. Так, например, он желал, чтобы наступило явление Е, но не в состоянии вызвать его своею мускульною силой. Но он знает такую цепь А-В-С-Д-Е, в которое видит явление А, доступное для его мускульной силы. Тогда он вызывает явление А, цепь вступает в действие, и явление Е наступает. Вот о чем сущность техники». В другом месте П.К. Энгельмейер пишет, что «техника есть искусство целенаправленного воздействия на природу, другими словами, это есть искусство сознательно вызывать явления, пользуясь законами природы».

Технические картины мира. Можно говорить о трех технических картинах мира: античной, опирающейся на идею «технэ» и представления Аристотеля, научно-инженерной и технологической.

Сооружения античной техники рассчитывались с опорой не на знания, а преимущественно на опыт. Предполагалось, что все можно было уже сотворено Творцом, а человек выводил из скрытого состояния те или иные конкретные творения, подобно тому как выводились домашние животные из животных диких, имевшихся в наличии. В этом смысле техническое творчество было хитростью. Это было сотворчество с Богом. Бог создал вещи, а человек с помощью знаков языка обозначал их и усовершенствовал в технике.

Научно-инженерная картина мира включает в себя некий сценарий. Существует природа, мыслимая в виде бесконечного резервуара материалов, процессов, энергий. Ученый описывает в естественной науке законы природы и строит соответствующие теории. Опираясь на эти законы и теории, инженер изобретает, конструирует, проектирует инженерные изделия (машины, механизмы, сооружения). Массовое производство, опираясь на инженерию, производит вещи, продукты, необходимые человеку или обществу. Считалось, что инженерная деятельность не влияет на природу, из законов которой инженер исходит. Техника как результат инженерной деятельности не влияет на человека, поскольку является его средством. Потребности человека растут, расширяются и всегда могут быть удовлетворены научно-инженерным путем. Однако в ХХ веке выяснилось, что инженерная деятельность и техника существенно влияют на природу и человека, меняют их.

В конце 19 века возникла технологическая картина мира. В книге «Возникновение технологии» Альфред Эспинос утверждал, что технология как изучающая основные законы человеческой практики должна представлять собой «общую праксеологию», заполняя тем самым пробел в современном органоне знаний – отсутствии «философии действия».

Наблюдения показали, что о технологии заговорили после того, как люди отчасти научились управлять развитием производства и техники, когда они заметили, что управляемое и контролируемое развитие производства и техники позволяет решить ряд сложных народнохозяйственных или военных проблем. Другими словами, с понятием технологии связан такой смысл как возможность целенаправленного повышения эффективности техники. И не только техники, но и новых форм кооперации, организации производства, возможностей концентрации ресурсов, культуры труда, накоплением научно-технического и культурного потенциала, энергии и целеустремленности усилий общества и государств. В таком случае, под технологией стали подразумевать сложную реальность, которая обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания. Цивилизационные изменения достигаются как за счет развития техники, так и за счет новых технологических возможностей, то есть за счет развития всевозможных форм деятельности. В одних случаях решающим является именно создание новой техники, в других – новой технологии, в третьих – сочетание и совместное действие того и другого. Поэтому следует различать технику, технологию и деятельность.

В настоящее время формируется новая техническая картина мира и соответствующий тип рациональности, призванные преодолеть основные противоречия техногенной цивилизации. Но при всех трансформациях техника останется активной, преобразовательной творческой деятельностью.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 206.