Пряжу, веретена ещё продают на базаре. Истощение запасов кремния привело к применению других горных пород– гранита, нефрита, порфира.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В долинах Нила и Инда, где периодически разливавшиеся реки поили влагой посевы и после половодья оставляли новый слой ила, предотвращая тем самым истощение почв, возникли процветающие города. В этот период в пятом тысячелетии до н.э. человек научился выплавлять для своих нужд металлы, запрягать животных и использовать их в качестве тягловой силы, изобрел плуг, телегу и парус. Решающим для отделения ремесла от земледелия был переход от камня и металлу.

В четвертом тысячелетии было сделано два ключевых открытия. Оказалось, что прокаливание некоторых пород камней вместе с каменным углем давало медь – так был открыт процесс выплавки металлов. Во-вторых, медь можно было выплавлять в специальных печах и выливать в особый сосуд заранее выбранной формы. Так был открыт литейный процесс. Без открытия литья наиболее ценные свойства меди остались бы неиспользованными.

Каменные орудия изготавливались человеком по мере необходимости. Для выплавки металлов требовалась высокоорганизованная система производства. Твердые породы нужно было расколоть, затем руду нужно было плавить. Для этого требовались особые печи высокого нагрева и дутья. Лучше всего это достигалось при помощи воздуходувного меха. Он был изобретен в третьем тысячелетиидо нашей эры.

Литье потребовало создания печей высокого нагрева и специальных тиглей, в которых можно было бы плавить металл. После отливки заготовку подвергали различным операциям обработки – ковке, опиловке, заточке на камне. Для использования меди потребовались специалисты – горняки и кузнецы, которые отдавали этой работе все своё время. Медную руду находили совсем не там, где жили передовые земледельцы неолитической эпохи, которые могли содержать кузнецов и пользоваться их изделиями. Чтобы доставлять руду или медь требовались купцы и переносчики грузов. Таким образом, развитие металлургии было бы невозможно без развития земледелия и средств сообщения. От выплавки меди люди переходят к бронзе, искусственному сплаву из меди и олова. Но полностью вытеснить каменные и деревянные орудия труда смогло только создание и изготовление железных орудий. Одним из величайших изобретений человечества был сыродутный процесс получения железа. Железо проникло во все отрасли производства, быта и военного дела. В результате ремесло отделилось от земледелия. Жизнь человека перестала зависеть от естественных богатств и стала больше зависеть от средств труда, преобразованных людьми.

В земледелии нововведение был плуг, который заменил мотыгу. Плуг привел к другому важному изобретению – упряжи для животных, прежде всего для быков. Затем была изобретена колесная повозка, гончарный круг и парусное судно. Появилась возможность изъятия прибавочного продукта, что явилось объективной причиной появления классов.

В первобытном обществе богатство было собственностью всего племени. Благосостояние каждого его члена было заботой всех. Имущественное неравенство было невелико (украшения и амулеты). Всякий член племени должен был полностью вкладывать свою долю труда: не было общественного механизма, который позволял бы одному человеку жить за счет плодов труда другого. Вожди племени, помимо его обычных обязанностей члена племени, лежала ответственность за руководство племенем, но вождь не был привилегированным правителем. Племени приходилось единым фронтом выступать в суровой борьбе с природой, ибо внутренние распри означали бы поражение в борьбе и смерть. По тем же причинам до зарождения земледелия были редки или вовсе не велись войны. Это общество и способ жизни людей предшествовавшее стадии земледелия, общество, существовавшее за счет охоты и сбора пищи, называется ныне дикость.

Варварство – это то состояние земледельческих народов, когда они ещё не достигли уровня цивилизации. Переход от охоты к земледелию, то есть от дикости к варварству, ослабил основу первобытнообщинного строя. Уменьшилось значение племени как единого целого. Благодаря лучшим навыкам или большей удаче одна семья могла стать более процветающей, чем другая. Быстро нарастало различие в имущественном положении членов общины. Возрастала разница во власти. Когда земледелие получило широкое развитие, стало выгодным властвовать над другими и жить в качестве привилегированного правителя за счет труда угнетенных. На сцене общественной жизни появилась политическая власть.

Начали создаваться армии для покорения соседей. Так постепенно возникали большие царства. Таким путем правителями Египта стали фараоны. Другой путь лежал через образование касты жрецов. В Месопотамии, например, именно касты жрецов стали правящим сословием раньше, чем военные вожди. С формированием рабовладельческого общества происходит третье крупное общественное разделение труда – труд умственный отделяется от труда физического.

Начиная с VI тысячелетия до н.э. в Древнем Египте, Шумерах и Вавилоне, Индии и Китае складываются огромные империи и государства, а в них не менее замечательное искусство, техника, письменность, элементы математики и астрономии, зачатки философии.

Люди эпохи древних государств верят в богов, а не просто в могущественных духов эпохи архаической культуры. Теперь боги не могущественные духи, а сакральные существа, напоминающие царей, правителей, верховных жрецов. Они весьма похожи на людей, стоящих во главе управления государством и народом. Как цари и правители боги отвечают за какие-то строго определенные области человеческой деятельности. Функции богов закрепляются в понятии «судьба». У каждого природного или социального явления есть своя природа. Так «природа» грозы воспринималась как судьба бога Адада.

Человек архаической культуры зависел от духов, но не отвечал за жизнь и порядок на земле и на небе. Боги и люди древних государств не только выполняют предназначенные для них роли, но и совместно поддерживают саму жизнь, мир, миропорядок. Следить за исполнением раз и навсегда установленных законов должны были боги, а человек должен был поддерживать богов. Боги Вавилона, олицетворявшие космические силы, постоянно оказывались вовлеченными в повседневные дела людей. Они только тем и занимались, что спасали, предостерегали и награждали людей. В свою очередь, пока люди приносят жертвы богам, соблюдают установленные законы, оказывают почести царю и жрецам, беспрекословно подчиняются им – мир существует. Если же хотя бы одно из этих звеньев разрывается, мир гибнет. Налоги – зерно, пиво, оружие, рабочая сила, идущие на содержание царского двора, армии и храмов богов воспринимались как совершенное необходимая жертва, что бы поддержать этот мир и порядок. Нарушенный порядок стремились восстановить любой ценой, чего бы это не стоило. Из этих усилий, как это ни странно, рождались науки, права, астрономия, искусство.

Размер поля стали фиксировать не только границами, но и количеством зерна, которое шло на засев поля. Поэтому наиболее древняя мера площади у всех древних народов – «зерно» - совпадает с мерой веса, имеющей то же название. Затем стали считать количество оставленные плугом в поле гряд. Мерой площади стала «гряда».

Дата: 2016-09-30, просмотров: 203.