Аристотель. Физика // Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т. 1. М., 1981.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии, 1989. № 2.
Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
Марков Б.В. В «философии» ли дело? // Инженерный труд. 1929. № 2.
Техника и культура. Образы техники в культуре.
Длительный процесс выделения человека из мира животных начался около 2 миллионов лет назад. Долгое время предчеловек подбирал палки и камень с земли, когда в них возникала нужда, и по использованию их тут же бросал. Но затем наступил период, когда была осознанная полезность того или иного предмета и такой предмет носили с собой почти постоянно. Логично предположить, что древнейшие гоминиды использовали дерево, а также длинные кости крупных животных. Но величайшим достижение нашего предка как зачинателя материальной культуры были обработанные камни. Вначале это были грубые орудия из отщепов, а затем ручные рубила.
Первые орудия были кремневые - ими обрабатывали дерево и кости. Отметим, что кремень широко распространен, способен давать режущие края, мог расслаиваться на тонкие пластины.
В период перехода от первобытного стада к родовому строю происходит освоение огня и применение наряду с ручным рубилом остроконечника и скребка.
В архаической культуре древняя техника складывалась на основе архаических практик – охоты, захоронения, лечения, изготовления жилища и одежды, общения с духами и душами. Особенность всех практик является то, что они выросли из представления о душе. С семиотической точки зрения душа – это сложный тип знака. Существуют три основные типа знаков: знаки-модели, знаки-символы и знаки-выделения. В отличие от знаков-моделей и знаков-символов знаки-выделения не только замещают реальные объекты, но и накладывают на них при формировании знака произвольную организацию. Анимистическое представление о душе не только замещает реальные предметы, но и объясняет их поведение (при смерти душа навсегда расстается с телом, при обмороке временно покидает его, при сновидениях путешествует в некотором мире). Объяснение здесь является относительно произвольным.
Изобретение знака-души, как предполагается, позволило архаическому человеку осмыслить явления смерти, обморока, сновидений и «появление зверей и людей, созданных с помощью рисунка». И не только осмыслить, но и создать соответствующие практики.
Главным механизмом формирования культуры является «семиозис», т.е. изобретение знаков и действий с ними. Архаический человек создавал тесты (песни, рассказы), в которых описывалась деятельность, приводящая к нужному результату. Большое место в этих рассказах отводилось тому, как влиять на души, что бы они помогали человеку. Сегодня мы эти фрагменты относим к древней магии. Техническая деятельность человека осознавалась не в рациональных формах сознания, а в анимистической модальности.
Архаический человек был убежден, что все живые существа имеют души, которые могут выходить из своих тел и снова в входить в них. Душа человека и бога – это некая сила, которая может вести себя по-своему. Может выступать помощником, тогда человек здоров, удачлив, силен, но может выступать врагом. В этом случае человек слаб, ему не везет в делах. Человек мог влиять на души и человека и бога. Для этого служили различные действия, которые мы сегодня называет древней магией и ритуалами. Для анимистического человека – это был способ воздействия, основывающийся на естественных причинах: обмене (жертвоприношение), уговоре или запугивании (заклинание), вовлечение души в действие (ритуальная пляска).
Люди анимистической культуры понимали, что они могут только склонить душу бога (жертвоприношением, заклинанием) действовать в нужном для человека направлении. Таким образом, о, что с современной точки зрения выглядит как древняя технология, для архаического человека – способ побуждения и воздействия на души сакральных существ.
Первый закон термодинамики констатирует, что энергия не возникает из ничего. Но нет запрета на превращение одного вида энергии в другой. Вся история человеческой цивилизации основана на поиске новых источников энергии, наряду с повышением их мощи и эффективности. По сути, самым большим открытием за всю историю человечества можно считать превращение химической энергии топлива (например, древесины) в свет и тепло. «Да будет свет».
Это случилось около полумиллиона лет назад, когда наши далекие предки открыли для себя огонь. Вне всяких сомнений они случайно наткнулись на загоревшийся от молнии кустарник или ствол дерева. Но истинное открытие произошло лишь тогда, когда любопытство победило страх перед неизвестным. Дикие животные не смогли победить страха перед огнем, пламя их отпугивало. Огонь поднял человека высоко над всем остальным животным миром.
Вначале человек познакомился с так называемым «диким» огнем, т.е. полученным в результате естественных явлений природы. Благодатные свойства огня – свет, блеск, способность согревать, давать вареную пищу – заставили заботиться о нем и о себе. Огонь стал домашним и человек получил дом. Поддержание огня изменило организацию жизни предлюдей.
На долгие годы костер стал для человека практически неисчерпаемым источником энергии. Но вплоть до индустриальной революции человек использовал лишь малую толику из реальных возможностей огня. С его помощью он лишь освещал и обогревал своё жилище, готовил еду, обрабатывал металлы, делал глиняную и стеклянную посуду – вот, собственно, и все.
Со временем человек открыл и другие источники энергии. Любопытно, что некоторые из наиболее интересных источников он открыл для себя в период так называемого «темного Средневековья». Из темноты человек тянется к свету. Именно в Средневековье люди впервые стали использовать каменный уголь в качестве топлива для металлургических печей, построили ветряные и водяные мельницы, чтобы молоть зерно, обнаружили природный магнетизм и изобрели компас, придумали порох и другие взрывчатые вещества для войны.
Примерно в 670 году сирийский алхимик Каллиникс изобрел «греческий огонь», примитивную зажигательную бомбу (состоящую из серы и сырой нефти), которая помогла защитить Константинополь во время его первой осады полчищами мусульман. Порох появился в Европе в Х111 веке. Первое сообщение о нем встречается в 1280 году в записках Роджера Бэкона, однако в Азии он был известен намного раньше и, вероятно, попал в Европу вместе с татаромонгольскими завоевателями где-то около 1240 года. В любом случае уже в Х1У веке в Европе появилась пороховая артиллерия, а впервые она упоминается при описании битвы при Креси (1346 г.).
До 3000 года до н.э. люди делали орудия труда и пользовались ими. Первые люди были существами, весьма отличными от современного человека, и они, вероятно, сумели бы прожить и без орудий труда. Но только благодаря тому, что эти примитивные человеческие существа научились пользоваться орудиями труда, и развился современный человек. При этом он в значительной степени утратил физическую силу и скорость передвижения, но с лихвой восполнил эти потери развитием мозга, рук и глаз.
Опытным путем человек пришел к открытию, что лучшие результаты можно получить, если применять не одно универсальное орудие, а целых ряд специализированны. Первым набором специальных орудий, при помощи которых осуществлялись различные действия процесса резания, явились остроконечник, скребло, скребок и проколка.
Уже в эпоху позднего палеолита люди имели в своем распоряжении большое количество разнообразных орудий труда: топоры, ножи, пилы, струги, скребки из тонких осколков камней, копья и гарпуны, молотки, шила и сверла, иглы из слоновой кости. У них уже были орудия для изготовления орудий. Они пользовались двумя важными механизмами: луком и копьеметателем. Первым созданным человеком механизмом, действующим по принципу накопления энергии, был лук. Лучник, постепенно натягивая лук, сообщает ему свою энергию, накапливающуюся и сохраняющуюся в луке до тех пор, пока она не будет освобождена в концентрированной форме в момент выстрела. Копьеметатель представлял собой рычаг, удлиняющий руку человека и позволяющий бросать копье дальше.
Приспосабливаясь к переменам климата, человек мезолитической эпохи создал разнообразный плотничий инструмент, в том числе тесло, долото и стамеску. Тогда же был создан и первый механизм плотника – смычковая дрель, в которой сверло приводится в движение опоясывающей его струной, прикрепленной обоими своими концами к некоторому подобию лука, которому придавалось возвратно-поступательное движение. Этими усовершенствованными орудиями люди создавали такие важные средства передвижения, как сани, долбленые челны и весла. Они создали более совершенные рыболовные снасти и приручили собаку, сделав её своим помощником на охоте.
Воздействуя на внешнюю природу, человек изменял свою собственную. В процессе труда обезьянья лапа прекратилась в человеческую руку. Рука человека и на сегодня самый совершенный в техническом отношении орган, имеющий 27 ступеней свободы. До сих пор нет ни одной технической системы, которая имела бы такое количество степеней свободы. Не случайно Аристотель назвал руку орудием всех орудий. Развивая себя физически, человек развил себя в социальном и умственном отношении. Совместная трудовая деятельность создала условия для систематической взаимной поддержки. Именно из совместного труда, а не из деятельности отдельных людей, выросла техника.
Но только переход к скотоводству и земледелию заложил подлинное начало истории человеческого общества. Разумеется, что земледелие явилось результатом множества отдельных достижений в этой области. Принято считать, что земледелие появилось впервые в Иерихоне и Ярме, то на территории современной Иордании и Северо-Восточном Ираке. Прежде человек собирал лишь ту пищу, которую давала ему сама природа без всякого участия. Теперь он научился заставлять природу снабжать его тем, в чем он нуждался Развитие земледелия и сопровождавшее его развитие техники представляет собой первую в человеческой истории великую техническую революцию.
Чтобы развить земледелие, людям пришлось изобрести специальные орудия труда: деревянную мотыгу для рыхления почвы, деревянные или костяной серп с кремневой насадкой для жатвы хлебных злаков, цеп для их обмолота, ручной жернов для размола зерна. Потребовались склады для хранения зерна. Земледельцы решили задачу изготовления глиняной посуды. Шкуры убитых на охоте зверей служили палеолитическому человеку одеждой. Земледельцу пришлось искать какую-то замену им, и он нашел её – ткани. Но для изготовления тканей понадобились две новые машины: прядильная машина и ткацкий станок.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 246.