Разработка проходила в два этапа с интервалом в год. Сначала исследовалась внутренняя структура кейс-теста, особенности решения кейсов группой испытуемых, выделение наиболее валидных параметров оценки. Через год удалось воспроизвести процедуру кейс-теста на другой группе испытуемых с целью определения его надежности. Основная процедура оценки была едина и состояла в том, что испытуемым предлагалось решать учебные случаи (кейсы) из практической деятельности (см. Приложения 1 и 2).
Первый этап разработки
Методика состояла из пяти стадий.
Напервой стадии его участники проходили подготовку к решению проблемы. Осуществлялись психологическая и коммуникативная подготовка участников, происходило формирование двух рабочих групп. Участники были обеспечены необходимой информацией, была разъяснена логика, процедуры и правила игрового цикла. Происходило знакомство с инструментарием, предлагаемым для решения задач.
На второй стадии ¾диагностической ¾ участники выявляли характеристики проблем, задач, ситуаций, представленных в кейсах, систематизировали информацию о действующих лицах ситуаций. Происходил первичный анализ поступков персонажей, как самих «ключевых фигур», так и непосредственного их окружения.
Натретьей стадии ¾ стадии решения кейса ¾ участники осуществляли «прогнозирование» по отдельным аспектам случая с попытками обоснования собственного мнения.
На четвертой стадии формировался так называемый «Полный сценарий» случая, когда отдельные проекты его участников сводились экспериментатором в общий для подведения предварительных итогов, выявления предпочтений и нахождения суммарных показателей. При этом отмечались необходимые планируемые изменения и инновации как при работе с анализом ситуации (проектный процесс), так и непосредственно во время принятия решений при ведении случая.
На пятой стадии анализировался общий ход игры с целью закрепления полученных положительных результатов и навыков для использования их в повседневной практике управления.
Организаторы, разработчики и сами участники игрового цикла получали индивидуальную и групповую обратную связь. Формулировались вновь выявленные проблемы и определялись роли всех участников в их разрешении. Таким образом, игровой цикл был завершен.
Перед тем, как сосредоточить внимание непосредственно на эмпирической части нашего исследования, отметим ряд характерных черт игровых креативных упражнений, проводившихся непосредственно перед работой с кейсом.
Во-первых, такие упражнения направлены на развитие воображения как главного компонента творческого мышления.
Во-вторых, упражнения по развитию воображения выполняются по специально разработанным алгоритмам в соответствии с требованиями системно-функционального подхода, что создает, помимо развивающего еще и обучающий эффект.
В-третьих, для таких упражнений характерно наличие системы проблемных ситуаций на выявление противоречий. Решение этих проблем осуществляется по алгоритму решения проблемных ситуаций. В результате подобных упражнений у слушателей формируются навыки творческого мышления, применимого во всех диапазонах, а креативность (способность к творчеству) имеет общую основу независимо от сферы деятельности и, наработанная на одном материале, может быть перенесена на другой материал, что особенно важно в профессиональной деятельности и в работе, для которой свойственен фрагментарно-ситуативный характер.
Испытуемые
В исследовании участвовали 23 слушателя факультета социального менеджмента и социальной работы Московской высшей школы социальных и экономических наук в возрасте от 23 до 35 лет. Все испытуемые имели высшее образование ¾ шестеро мужчин и семнадцать женщин.
Экспериментальный материал
Теперь обратимся конкретно к кейсам, предложенным участникам эксперимента. В задачу испытуемых входило структурирование предполагаемой работы со случаем в определенной последовательности:
· знакомство с кейсом;
· выдвижение максимально возможного количества потенциальных гипотез относительно событий, изложенных в кейсе;
· предложение наибольшего количества потенциальных методов проверки выдвинутых гипотез;
· определение релевантных интервенций, путей вмешательства социального работника при решении проблемы, содержащейся в кейсе.
Первая процедура
Первая процедура обследования проводилась в два периода: с 16 часов 00 минут до 16 часов 40 минут и с 16 часов 50 минут до 17 часов 30 минут. Всего в ней приняли участие 22 человека. Использовался Кейс 1. «Жильцов» (см. Приложение 1).
Испытуемые были разделены на 2 группы, контрольную и экспериментальную. В экспериментальной группе непосредственной работе с первым случаем предшествовало проведение креативного упражнения «Деревья». Членам группы (10 человек) было предложено найти максимально возможное количество следствий ирреальной гипотезы: «Если бы деревья на Земле были высотой в 3 километра, то...». Участники эксперимента, образовав полукруг, приводили самые разнообразные последствия этого предположения. Упражнение проводилось в течение 10 минут.
Затем участники индивидуально ознакомились с кейсом и заданием, которое им необходимо было выполнить:
· перечислить как можно больше гипотез, объясняющих поведение Михаила Семеновича Жильцова и его родственников;
· к каждой гипотезе предложить последовательность действий для ее проверки;
· перечислить меры, которые может предпринять семья совместно с социальными работниками для изменения ситуации.
Подлинная причина событий, описанных в кейсе, ¾ старческое слабоумие (сенильная деменция) М.С. Жильцова ¾ студентам не была сообщена.
В контрольной группе из 12 человек работа со случаем проходила аналогично, с той же последовательностью заданий, за исключением того факта, что перед непосредственным знакомством с кейсом проведение креативного упражнения отсутствовало.
Участники эксперимента выдвинули в общей сложности 31 различную гипотезу, среди которых наиболее часто встречающимися предположениями причин ситуации, представленной в кейсе, были:
· «последствия профессиональной деятельности Жильцова» ¾ 9 человек;
· «психические нарушения» ¾ 8 человек;
·«ощущение Жильцовым своей ненужности» ¾ 7 человек;
· «кризис пожилого возраста» ¾ 7 человек;
· «желание своим поведением вернуть в семью дочь» ¾ 7 человек;
· «провоцирующее поведение жены» ¾ 7 человек;
· «соматическое заболевание» ¾ 5 человек;
· «алкоголизм» ¾ 4 человека.
Среди методов проверки обоснованности своих предположений (возможных методов диагностики) студенты выделили следующие:
· проведение медицинского/психического обследования Жильцова ¾ 18 человек;
· метод беседы (с родственниками ¾ 16 человек; с Жильцовым лично ¾ 14 человек; с его женой ¾ 12 человек; с его бывшими коллегами ¾ 5 человек);
· метод сбора и анализа документов ¾ 6 человек;
· метод наблюдения ¾ 3 человека;
· метод опроса соседей ¾ 2 человека.
В группе предлагаемых способов осуществления вмешательства в ситуацию социальным работником преобладали такие, как:
· помещение Жильцова в стационар, медикаментозная помощь ¾13 человек;
· индивидуальное консультирование ¾ 8 человек;
· семейный тренинг ¾ 6 человек;
· развод ¾ 3 человека.
Необходимо отметить, что в группе, проведению инновационной игры в которой предшествовало упражнение на развитие креативности, наблюдались неожиданные и нестандартные для такой ситуации ответы, например были сделаны следующие предположения и возможные перспективы для изменения ситуации к лучшему:
· «это модель «созависимой» семьи»;
· «у Жильцова присутствуют садо-мазохистические наклонности»;
· «возможное объединение семей решит эти проблемы».
В таблице 1 мы приводим детальные результаты эксперимента с первым случаем; в ней определено количество выдвинутых каждым слушателем гипотез, методов проверки, а также предложенных интервенций в каждой из групп; подсчитаны суммарные и средние показатели.
Затем с целью определения связи между полученными данными мы определили коэффициент корреляции. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 1
Результаты предполагаемой работы со случаем, структурированные по экспериментальной и контрольной группам
Дата проведения ¾ 29 февраля 2000 года Кейс 1. «Жильцов»
№ п/п | Фамилия, Имя испытуемого | Количество гипотез | Количество методов проверки | Количество предлагаемых интервенций | Сумма предложений | ||
Экспериментальная группа (с предварительным креативным упражнением) Время проведения: 16.00 ¾16.40 | |||||||
Ба-ева Екатерина | |||||||
Бел-ва Екатерина | |||||||
Ви-aр Оксана | |||||||
Ко-ва Ольга | |||||||
Кул-на Мира | |||||||
На-ров Роман | |||||||
Т-ин Владимир | |||||||
Ув-ова Анна | |||||||
Фе-ев Александр | |||||||
Я-ина Марина | |||||||
å = 49 | å = 39 | å = 44 | å = 132 | ||||
åср. = 4,90 | åср. = 3,90 | åcp. = 4,40 | åср. = 13,20 | ||||
Контрольная группа (без предварительного креативного упражнения) Время проведения: 16.50 ¾17.30 | |||||||
Бра-сь Иванна | |||||||
Га-ров Артур | |||||||
Дж-ян Сюзанна | |||||||
Ко-ойцева Екатерина | |||||||
Кон-севич Татьяна | |||||||
Кр-а Татьяна | |||||||
Ме-ва Лариса | |||||||
Мир-ова Ольга | |||||||
Пи-на Лариса | |||||||
По-ва Юлия | |||||||
Се-анова Наталья | |||||||
Ши-енко Елена | |||||||
å= 62 | å= 56 | å= 39 | å= 157 | ||||
åср. = 5,17 | åср. = 4,66 | åср. = 3,25 | åср. = 13,08 | ||||
ВСЕГО по контрольной и экспериментальной группам: | |||||||
åобщ. = 111 | åобщ. = 95 | åобщ. = 83 | åобщ. = 289 | ||||
åср.общ. = = 5,05 | åср.общ. = = 4,32 | åср.общ. = = 3,77 | åср.общ.= = 13,14 | ||||
Таблица 2
Дата: 2016-09-30, просмотров: 189.