Раздел IV. Правовое регулирование государственных расходов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 6. Правовые основы государственных расходов. Сметно-бюджетное финансирование

Понятие и система государственных и муниципальных расходов, их особенности. Централизованные и децентрализованные расходы. Принципы финансирования расходов.

Бюджетное финансирование: понятие, принципы, основы порядка. Объекты бюджетного финансирования.

Сметно-бюджетное финансирование: понятие, принципы, задачи. Основы порядка.

Объекты и порядок сметно-бюджетного финансирования.

Понятие сметы как основного финансового плана расходов бюджетного учреждения, организации. Виды смет.

Понятие бюджетной росписи, бюджетной классификации, их структура, порядок составления и утверждения.

Порядок получения и расходования бюджетных средств бюджетополучателями.

Основы порядка предоставления и использования бюджетных средств на возвратной и возмездной основах.

Правовое регулирование расходов на социально-культурные мероприятия и учреждения; на оборону и содержание органов государственной власти.

 

Методические рекомендации

Изучение этой темы следует начать с прочтения и усвоения материала соответствующих глав учебника.

Студентам следует знать, что государственные расходы – это весьма широкое понятие, предполагающее обеспечение затрат государства по выполнению стоящих перед ним задач и функций финансовыми средствами.

С правовой точки зрения, государственные (муниципальные) расходы – это урегулированная нормами права деятельность государственных органов (органов местного самоуправления) по распоряжению централизованными и децентрализованными фондами денежных средств для обеспечения выполнения задач и функций государства и муниципальных образований.

Изучающим данную тему курса следует уяснить, что государственные расходы являются финансово-правовой категорией, осуществляются непрерывно, не подлежат, как правило, возврату и призваны на строгой основе обеспечивать бесперебойное финансирование затрат и функций государства.

Государственные и муниципальные расходы классифицируют по различным основаниям: по источникам получения расходных средств (централизованные расходы и децентрализованные расходы); по уровням бюджетной системы (федеральные расходы, расходы субъектов РФ, муниципальные расходы); в зависимости от целей финансирования (государственные (муниципальные) расходы на финансирование текущих и капитальных расходов, а также резервы), от юридического основания (плановые и чрезвычайные расходы).

Расходы бюджетов различных уровней бюджетной системы осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией. Бюджетная классификация предусматривает деление всех бюджетных расходов на основании функциональной, экономической, ведомственной классификации бюджетных расходов.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов и надлежащего исполнения делегированных полномочий, передаваемых другими уровнями органами власти. Выделяют несколько уровней функциональной классификации расходов.

Первый уровень функциональной классификации расходов составляют разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства.

Вторым уровнем функциональной классификации расходов являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Целевые статьи расходов бюджетов РФ образуют третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов Функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ – это детализация направления финансирования расходов в пределах целевых статей.

Студентам следует уяснить понятия «формы бюджетных расходов» (ст. 69 БК РФ) и «смета расходов» (ст. 221 БК РФ). Одновременно необходимо изучить финансово-правовые основы государственных и муниципальных расходов и финансирования государственных и муниципальных организаций.

Студентам необходимо усвоить основной категориальный аппарат по теме; уметь определить виды, основные направления и планирования государственных и муниципальных расходов; выделять принципы разграничения расходов между государством и местным самоуправлением; разбираться в установлении финансово-правовой основы государственных и муниципальных расходов.

Расходование государственных и муниципальных денежных средств осуществляется путем бюджетного финансирования. Основными видами бюджетного финансирования являются: сметно-бюджетное финансирование и бюджетное кредитование. Студенты должны формировать и расширять свои представления о режимах финансирования; уметь анализировать и давать характеристику сметно-бюджетного финансирования.

К основным принципам финансирования государственных и муниципальных расходов относятся: плановость, соответствие планируемых расходов объему доходов, целевое использование и т. д.

Студентам необходимо расширять и укреплять практические знания и навыки в усвоении основных понятий: «расходы», «финансирование»; приобретать навыки по применению норм финансового законодательства, регулирующего государственные и муниципальные расходы; уяснять значение, принципы и особенности видов финансирования; вырабатывать способности к самостоятельной характеристике и анализу сметно-бюджетного финансирования; расширять знания о планировании в бюджетных учреждениях и использовании внебюджетных средств.

 

Практическое занятие 6

Вопросы для обсуждения

1. Государственные и муниципальные расходы: понятие и виды.

2. Принципы финансирования расходов.

3. Понятие и принципы бюджетного финансирования.

4. Объекты бюджетного финансирования.

5. Порядок финансирования отдельных направлений и мероприятий (по видам).

6. Понятие, принципы и порядок сметно-бюджетного финансирования.

7. Смета – основной финансовый план расходов учреждений, организаций, фирм.

8. Виды смет и порядок сметно-бюджетного финансирования.

9. Бюджетная роспись, бюджетная классификация, их структура, порядок составления и утверждения.

10. Объекты бюджетного финансирования.

11. Порядок сметно-бюджетного финансирования.

12. Основанное на смете, предоставление и использование бюджетных средств на возвратной и возмездной основах.

13. Правовое регулирование расходов на общественно значимые цели и мероприятия: социально-культурные учреждения и мероприятия, на национальную оборону и содержание органов государственной власти.

14. Понятие капитальных вложений. Инвестиционный процесс в России.

15. Понятие, характеристика, классификация, структура, нормативно-правовая база инвестиции и инвестиционной деятельности в РФ.

16. Особенности финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности в РФ. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

17. Инвестиционный климат, инвестиционная активность, инвестиционная привлекательность в России и в ее регионах.

18. Правовая основа функционирования иностранного капитала и иностранных инвестиций в России.

 

 

Задание 1

Раскройте соотношение понятий «государственные (муниципальные) расходы» и «расходы федерального бюджета».

 

Задание 2

Вправе ли арбитражный суд Костромской области сдавать в аренду используемые помещения и использовать полученные арендные платежи на ремонт здания суда?

Вправе ли заниматься подобной деятельностью муниципальная поликлиника?

 

Задание 3

Костромская область обратилась в Минфин РФ с просьбой предоставить ей финансовую помощь на текущий финансовый год для исполнения отдельных статей расходной части бюджета.

Оцените правомерность ситуации. Укажите, при наличии каких обстоятельств области как субъекту РФ может быть отказано в выделении финансовой помощи.

 

Задание 4

На счет территориального отделения Федерального казначейства поступили денежные средства в объеме 75% от запланированной суммы.

Укажите порядок (очередность) списания бюджетных средств со счета бюджета РФ.

Задание 5

Научно-техническое предприятие «Форум», являясь бюджетным учреждением, на основании договора купли-продажи произвело закупку необходимого оборудования для производственных целей на сумму 500 тыс. рублей. Все оборудование было оприходовано по Книге учета материальных ценностей.

Есть ли нарушения в действиях бюджетного учреждения как участника бюджетных правоотношений? Дайте оценку сложившейся ситуации.

 

Задание 6

Раскройте соотношение понятий: смета, калькуляция затрат, бюджет.

 

Задание 7

В каких организациях, учреждениях, фирмах составляются сметы как основной финансовый план расходов по организационно-правовой и форме собственности.

Задание 8

Что включается в смету, какие элементы составляют ее содержание?

 

Задание 9

Для чего составляются сметы? Каково предназначение данных, расписанных в смете?

 

Задание 10

Порядок утверждения смет бюджетных и иных, небюджетных (частных, смешанных форм собственности) организаций. Имеются ли различия и какие?

 

Задание 11

Охарактеризуйте правовую основу инвестиционной деятельности и инвестиций в РФ.

 

Задание 12

Раскройте смысл понятий: инвестиционный проект, инвестиционный климат, портфельные инвестиции.

 

Задание 13

Приведите перечень и дайте характеристику перспективных и реализующихся инвестиционных проектов в регионе и Костромской области.

 

Задание 14

Объясните, в чем особенности инвестиционной деятельности в различных отраслях. В чем отличия инвестиционных проектов по их масштаба м.

Задание 15

Опираясь на законодательство РФ (назвать ФЗ РФ и нормы из них), поясните, как государство осуществляет защиту инвестиций в Российской Федерации.

 

Проведение контрольной, самостоятельной работы (тестирования) по темам раздела.

 

Список литературы к теме практического занятия 6

1. Бойко И.П. Экономика для юристов: учебник / И.П. Бойко, Ф.Ф. Рыбаков.

– М.: Проспект, 2003. – 272 с.

2. Викулин А.Ю. Финансово-экономический словарь законодательно-

определенных терминов / А.Ю. Викулин, Ш.Ш. Узденов. – М.: Дело, 2002. – 200 с.

3. Грачева Е.Ю. Финансовое право / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. – М.:

Юристъ, 2001.

4. Иванова Н. Г. Казначейская система исполнения бюджетов / Н.Г. Иванова,

Т.Д. Маковник. – СПб.: Питер, 2001.

5. Карасева М.В. Финансовое право. Практикум / М.В. Карасева, В.В. Гри-

ценко. – М.: Юристъ, 2001. – 152 с.

6. Конюхова Т. В. О системе российского бюджетного законодательства // Журнал российского права. – 2001. – № 6.

7. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм / Ю. А. Крохи-

на. – 2-е изд. – М: Норма, 2002. – 456 с.

8. Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / под ред. А. Н. Козырина. – М., 2002.

9. Финансовое право: учебник / под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. – М.: Проспект, 2007.

10. Финансово-кредитный словарь: в 3 т. – М.: Финансы и статистика, 1984.

11. Финансовое и налоговое право: практикум / отв. ред. Н.И, Химичева. – М.: Норма, 2009. – 240 с.

 

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 220.