Основы финансово-правового регулирования организаций и управления финансами предприятий.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание и принципы организаций финансов предприятий.

Регулирование финансовой деятельности организации (предприятий).

Правовые основы управления финансовой деятельностью.

Расходы и издержки организации (предприятия), их планирование и правовое обеспечение.

Доходы организации (предприятия), выручка от продаж продукции, товаров (работ, услуг). Прибыль предприятия.

Финансовые инвестиции организаций (предприятий), инвестиционная деятельность.

Правовой режим оценки финансового состояния организаций (предприятий). Финансовое планирование; финансовый контроль.

Налоговое планирование в организациях и на предприятиях. Отраслевая специфика управления финансами организаций и предприятий.

 

Методические рекомендации

Изучение данной темы следует начать с прочтения соответствующих глав Учебника Финансовое право, Бюджетного кодекса РФ, федерального закона о бюджете на текущий год.

Студентам следует уяснить, что наиболее крупным звеном системы финансов является бюджет. Бюджет охватывает разнообразные стороны общественных отношений, характеризуется многогранностью, громадным диапазоном, проникновением во все стороны финансовых отношений, органически связан с различными звеньями финансовой системы. Бюджет является финансовым планом, аккумулирующим доходы и расходы для выполнения функций государства. С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода, с социальные преобразования, реализацию национальных программ, влияет на результаты хозяйствования.

Законодательное определение понятия бюджета дается в ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Понятие бюджета можно рассматривать с трех точек зрения: материальной, экономической и правовой. Здесь студенты должны уяснить, определить и аргументируя выявить различия в этих понятиях. Студенты определяют и характеризуют понятия консолидированного, самостоятельного и чрезвычайного бюджетов давая определения каждого.

Далее идет разбор основ бюджетного устройства. Для любого типа государства основой его является государственное и административно территориальное устройство. Организация бюджетной системы определяется как раз государственным устройством и типом государства: в унитарном государстве бюджетная система состоит из 2-х уровней; в федеративном государстве – из 3-х уровней.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система определяется как основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджеты государственных внебюджетных фондов были введены в состав бюджетной системы с 1 января 2000 г. Бюджетным Кодексом РФ. Структура бюджетной системы закреплена в ст. 10 БК РФ. Студентам следует внимательно изучить и при ответе аргументировано с примерами прокомментировать это положение и 10 статью БК РФ. Кроме того, существуют бюджеты закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Следует студентам и обсудить, приводя конкретные примеры.

Студентам необходимо далее раскрыть принципы построения бюджетной системы закрепленные в ст. 28 БК РФ. Необходимо дать определение института бюджетного права, раскрыть его содержание. Определить предмет бюджетного права – общественные отношения, связанные: с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы и порядком их распределения между уровнями бюджетной системы, бюджетными полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бюджетным процессом.

Далее студенты определяют основные источники бюджетного права. Необходимо также уяснить понятия: «доходы бюджета» и «расходы бюджета» (ст. 6 БК РФ). Следует изучить и определить понятие «бюджетная классификация» ее внутреннюю структуру. Необходимо уяснить понятие «межбюджетные трансферты», их формы и порядок предоставления. Обратить внимание на понятия дотации, субвенции, субсидии и субвенции, их отличительные признаки. Студентам необходимо знать, что в части IV БК РФ закреплены нормы, посвященные ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Раскрывая понятие бюджетного процесса, студентам следует уяснить следующее. Бюджет находится в постоянном развитии, движении. Последовательную смену состояний, стадий развития можно определить как бюджетный процесс. При этом следует отметить, что последовательность не носит чисто механический характер, а регулируется нормами процессуального бюджетного права.

Бюджетный процесс – это регламентированная правовыми нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, завершающаяся составлением, рассмотрением и утверждением отчета об исполнении бюджета. Законодательное определение бюджетного процесса закреплено в БК РФ (ст.6).

Далее студенты характеризуют стадии бюджетного процесса. Сначала в общем виде раскрывая весь процесс, а затем по каждой стадии с примерами и комментариями более подробнее. Основные положения бюджетного процесса закреплены в Конституции РФ и БК РФ (ч. III, IV, V, VI, VII, VIII, IХ), где определена система органов, обладающих бюджетными полномочиями, их компетенция, регламентированы стадии бюджетного процесса, вопросы контроля в области бюджетного процесса.

Срок действия (исполнения) утвержденного бюджет называется бюджетным (финансовым) годом и совпадает с календарным (с 1 января по 31 декабря) годом. На федеральном уровне Закон о бюджете принимается ежегодно на три календарных года. На уровне субъектов федерации и местные бюджеты принимаются в форме закона на один календарный год. Закон о бюджете вступает в силу со дня его подписания, подлежит опубликованию немедленно после его принятия и подписания в установленном порядке, что закреплено БК РФ (ст. 5 ч. 2).

Студентам важно различать бюджетный период и бюджетный год. Бюджетный период (бюджетный цикл) - это плавный период от одной стадии к другой: стадии подготовки к разработке проекта бюджета, к разработке, рассмотрению и утверждению проекта бюджета, далее самому исполнению бюджета, подготовке, составлению, представлению к рассмотрению, рассмотрению и утверждению отчета об исполнении бюджета при предварительном анализе и контроле со стороны Счетной палаты РФ.

Бюджетный год равен сроку и стадии исполнения бюджета. На федеральном уровне это три года (соответствует принятому федеральному закону на этот период), на уровне субъектов федерации и местном - совпадает с календарным годом в соответствии с законами субъектов РФ, и законодательных актов местного самоуправления. Закон о бюджете вступает в силу со дня его подписания, подлежит опубликованию немедленно после его принятия и подписания в установленном порядке, что закреплено БК РФ (ст. 5 ч.2). Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты в форме правовых актов органов местного самоуправления.

Студенты должны охарактеризовать принципы бюджетного процесса, знать и уметь объяснить, что понимается под бюджетной политикой (в том числе на очередной финансовый год), процессуальные особенности каждой из стадий бюджетного процесса. Учащимся важно знать формы ответственности и предъявляемые санкции за нарушение бюджетного законодательства. Необходимо уяснить понятия: «бюджетный процесс», «стадии бюджетного процесса», бюджетная роспись», «главный распорядитель бюджетных средств», «распорядитель бюджетных средств», «получатель бюджетных средств», точно знать регламентацию бюджетного процесса на каждой стадии.

 

Практическое занятие 3

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и структура бюджета.

2. Бюджетное право РФ. Источники бюджетного права.

3. Бюджетный кодекс РФ.

4. Бюджетные правоотношения: виды и их особенности.

5. Понятие, роль и правовая форма государственного и местного (муниципального) бюджетов.

6. Субъекты бюджетного права. Субъектно-объектные бюджетные правоотношения.

7. Нормы бюджетного права и бюджетных правоотношений.

8. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.

9. Понятие бюджетного устройства. Бюджетная система, ее состав и структура, принципы построения.

10. Межбюджетные правоотношения. Принцип бюджетного федерализма.

11. Межбюджетные трансферты.

12. Внебюджетные фонды, их виды, формирование и использование.

13. Бюджетная классификация. Распределение доходов и расходов между различными уровнями бюджетной системы.

14. Методы бюджетного регулирования.

15. Понятие и виды федеральных внебюджетных фондов.

16. Дотации, субвенции, субсидии, бюджетный кредит, бюджетная ссуда.

17. Понятие и общая характеристика бюджетного процесса, его стадии.

18. Основы порядка составления проекта бюджетов.

19. Порядок рассмотрения и утверждения бюджетов.

20. Основы порядка исполнения бюджета. Принцип единства кассы. Роль Федерального казначейства (по БК РФ) и других органов исполнительной власти на этой стадии бюджетного процесса.

21. Основные этапы исполнения бюджетов по расходам.

22. Кассовое исполнение федерального бюджета. Главная книга Казначейства. Полномочия Минфина РФ по перемещению бюджетных ассигнований и блокировке расходов.

23. Завершение бюджетного года. Особенности составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении федерального бюджета.

24. Предварительный, текущий и последующий бюджетный контроль. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства.

25. Понятие и значение целевых внебюджетных и бюджетных фондов государства и их виды.

26. Характеристика правового режима централизованных внебюджетных фондов:

а) Пенсионного фонда РФ;

б) Фонда социального страхования;

в) Фонда обязательного медицинского страхования.

27. Характеристика правового режима централизованных фондов, аккумулированных в бюджете.

 

Задание 1

Раскройте понятие консолидированного бюджета. Является ли он правовым актом? Каково его назначение?

Задание 2

Какие принципы бюджетной системы закреплены законодательством? В чем проявляется самостоятельность бюджетов?

 

Задание 3

Могут ли органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления устанавливать формы бюджетной отчетности и документации для региональных и местных бюджетов соответственно? Обоснуйте свой ответ ссылками на законодательство. Каковы бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления?

 

Задание 4

Руководствуясь Федеральным законом о бюджете на текущий год, поясните функциональную классификацию расходов федерального бюджета.

Задание 5

Определите правовой статус Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Поясните порядок его формирования и использования.

 

Задание 6

Состав расходов бюджетной системы определяется задачами и функциями государства. Исходя из этого, поясните основные направления расходов, финансируемых из федерального бюджета.

 

Задание 7

На основе анализа Федерального закона о федеральном бюджете на текущий год укажите все предусмотренные этим законом формы расходов.

 

Задание 8

На основе анализа федерального закона о федеральном бюджете на текущий год укажите, кому и в какой сумме выделены трансферты.

 

Задание 9

В соответствии со ст. 7 БК РФ к ведению Российской Федерации, в частности, относятся:

– установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;

– разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

– разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.

Укажите, в каких нормативных актах (источниках бюджетного права) реализуются вышеназванные полномочия Российской Федерации.

 

Задание 10

Поясните, что представляет собой консолидированный бюджет Костромской области, Волго-Вятского федерального округа.

Задание 11

На основе анализа Федерального закона о федеральном бюджете на текущий год укажите все источники финансирования дефицита бюджета.

На основе анализа Федерального закона о федеральном бюджете на текущий год укажите все предусмотренные этим законом формы расходов.

 

Задание 12

Назовите стадии бюджетного процесса в РФ и определите сроки начала и окончания каждой из них.

 

Задание 13

Укажите, как распределены компетенции между законодательными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе (укажите статьи БК РФ).

 

Задание 14

Назовите, перечень документов и материалов, составляющихся одновременно с проектом бюджета.

 

 

Задание 15

Укажите, какие этапы включает в себя стадия составления проекта федерального бюджета в РФ.

 

Задание 16

Назовите условия, при которых возможно внесение изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете, если такая необходимость вызвана изменением уровня расходов федерального бюджета более чем на 10%. Укажите особенности порядка обсуждения и принятия данного законопроекта.

 

Задание 17

Каковы полномочия Президента РФ в бюджетном процессе?

Каковы полномочия губернатора Костромской области в бюджетном процессе области?

Каковы полномочия главы администрации (мэра) Костромы в бюджетном процессе города?

 

Задание 18

Руководствуясь статьями БК РФ, определите, кто является главным распорядителем бюджетных средств и получателем. Охарактеризуйте их правовое положение.

Задание 19

Укажите основные отличия государственных внебюджетных фондов.

 

Задание 20

Проводя анализ ст. 10 БК РФ, поясните, входят ли бюджеты государственных внебюджетных фондов в состав бюджетной системы. Если входят, то на каких Уровнях и почему?

 

Задание 21

Рассмотрев Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда РФ» на текущий год, сделайте анализ доходной части бюджета и основных направлений средств.

 

Задание 22

Перечислите все государственные внебюджетные фонды, источником формирования которых являются страховые взносы граждан.

 

Задание 23

Свиридова М. С., достигшая 54 лет, была уволена с работы в связи с ликвидацией организации. Органами социальной защиты населения ей была досрочно назначена пенсия.

Пенсионный фонд РФ отказался финансировать пенсию Свиридовой М. С., мотивируя это тем, что в Пенсионном фонде РФ не предусмотрены средства на выплату досрочных пенсий.

Правильно ли решение Пенсионного фонда РФ?

Задание 24

В соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным постановлением правительства РФ от 5 августа 1992 г., амортизационные отчисления являются одним из элементов затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия.

Поясните, на основании каких нормативных актов у предприятия образуются амортизационные отношения в качестве источников его финансовых ресурсов.

На основании каких нормативных актов производятся амортизационные отчисления как элемент состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)?

Задание 25

Перечислите все источники формирования финансовых ресурсов государственного предприятия. Какие из них являются возвратными и возмездными? Какие источники финансов образуются у предприятия в результате вступления в гражданско-правовые отношения?

 

Задание 26

Рассмотрев «Положения по бухгалтерскому учету» (ПБУ) – п. 9 «Доходы организации» и п. 10 «Расходы организации», определите, какие доходы образуются и какие расходы реализуются в процессе хозяйственной деятельности экономического субъекта.

 

Задание 27

Рассмотрев закон «О бухгалтерском учете», остановитесь на обязательных формах исходной отчетности экономического субъекта (раздел 3). Какая информация, необходимая для анализа финансового положения, в них содержится?

 

Задание 28

Сделайте анализ формы 1АП «Бухгалтерский баланс», а именно назовите, какие виды средств (активов) и их источников (пассивов) выделены в отдельные разделы.

 

Проведение контрольной, самостоятельной работы (тестирования) по темам раздела.

 

Список литературы к теме практического занятия 3

1. Бойко И.П. Экономика для юристов: учебник / И. П. Бойко, Ф. Ф. Рыбаков. – М.: Проспект, 2003. – 272 с.

2. Горбунова О.Н. Бюджетное право России / О. Н. Горбунова. – М.: КноРус, 2002. – 192 с.

3. Грачева Е.Ю. Финансовое право России / Е.Ю. Грачева, Э.Д.Соколова. – М.: Юриспруденция, 2000.

4. Грачева Е.Ю. Финансовое право / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. – М.: Юристъ, 2001.

5. Карасева М.В. Финансовое право. Практикум / М.В. Карасева, В.В. Гриценко. – М.: Юристъ, 2001. – 152 с.

6. Кучеров И.И. Бюджетное право России: курс лекций / И. И. Кучеров. – М.: ЮрИнфоР, 2002. – 288 с.

7. Никитин А.М. Бюджетное право России / А. М. Никитин. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 436 с.

8. Романовский М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / М. Романовский. – СПб.: Юрайт-Издат, 2006.

9. Финансовое право: учебник / под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. – М.: Проспект, 2007.

10. Финансовое и налоговое право: практикум / отв. ред. Н.И, Химичева. – М.: Норма, 2009. – 240 с.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 212.