Тема 5. Правовое регулирование государственного (муниципального) кредита в Российской Федерации. Правовое регулирование страхового дела в Российской Федерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие и значение государственного и муниципального кредита, разграничение полномочий в этой сфере РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований.

Формы государственного (муниципального) кредита.

Понятие государственного долга РФ, его виды и формы. Разграничение полномочий в области государственных заимствований РФ между Федеральным собранием и правительством РФ.

Внутренний и внешний государственный долг РФ. Структура государственного (муниципального) долга. Государственные займы в РФ.

Управление государственным долгом РФ. Задачи по его совершенствованию. Методы регулирования государственного (муниципального) долга.

Сущность и задачи страхования. Порядок лицензирования государством страховой деятельности.

Отношения в сфере страхования, регулируемые финансовым правом. Полномочия Федеральной службы страхового надзора.

Виды и объекты страхования. Обязательное и добровольное страхование.

Имущественное и личное страхование, страхование ответственности, перестрахование.

Обязательное государственное и социальное страхование: его виды.

Основы медицинского страхования.

 

Методические рекомендации

Прочитав соответствующую главу Учебника, студентам следует уяснить, что кроме налогов и неналоговых платежей значительное место в бюджетных поступлениях занимают заемные средства, в том числе поступающие в форме кредитов, государственных займов и займов органов МСУ, других формах, гарантированных органами исполнительной власти общей компетенции.

Государственный и муниципальный кредит – одна из форм мобилизации денежных ресурсов государством и муниципальными образованиями с целью выполнения ими своих функций. В свою очередь государственный кредит играет двоякую роль: во-первых, он ориентирован на формирование денежных средств для покрытия дефицита бюджета, во вторых, государство выступает в качестве кредитора в международных кредитных операциях.

До последнего времени при характеристике государственного и муниципального кредита отмечались три его основные особенности.

Во-первых, одной из сторон этих отношений обязательно является государство; во-вторых, государство в них – должник, а кредитором выступают население и юридические лица; в-третьих, привлеченные средства направляются на финансирование бюджетных расходов. В последние годы с изменением отношений в области государственного строительства и экономических условий изменяется содержание этих отношений. Государство все шире начинает выступать в качестве кредитора. Все большее признание получает точка зрения, согласно которой под государственным и муниципальным кредитом понимается система распределительных денежных отношений государства и муниципальных образований с физическими и юридическими лицами по поводу:

а) мобилизации временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности, возмездности;

б) выдачи бюджетных средств на тех же началах возвратности, срочности, платности.

Студенты должны знать, что государственный и муниципальный кредит имеет ряд специфических черт:

- добровольность;

- возвратность и платный характер;

- его обеспечением служит все имущество, находящееся в собственности государства;

- привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – направляются на погашение бюджетного дефицита, а на уровне субъектов федерации или муниципального образования привлекаемые посредством государственного кредита средства могут иметь выраженную целевую направленность;

- носит срочный характер (согласно Бюджетному кодексу РФ долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 20 лет).

Студенты должны уяснить понятие государственного и муниципального долга, данное в ст. 97 БК РФ. Более глубокому изучению сущности данного явления способствует рассматривание его видов. Деление государственного и муниципального долга на виды осуществляется на основании различных квалифицирующих признаков:

1. по объему долга – капитальный и текущий;

2. по срокам – краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный;

3. по субъектам-заемщикам – федеральный, региональный, местный;

4. по валюте платежа и субъектам-кредиторам – внутренний и внешний.

Помимо видов долга необходимо рассмотреть вопрос о его формах, перечис-

ленных в ст. 98 БК РФ.

Студенты должны знать основные методы управления государственным долгом:

- в форме кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- в форме государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг о т имени Российской Федерации;

- в форме договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (в последней редакции Федерального закона от 20. 08.2004 № 120-ФЗ);

- в форме договоров о предоставлении Российской Федерации государственных гарантий;

- в форме соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации прошлых лет.

Изучающие курс дисциплины студенты должны четко ориентироваться а понятиях «конверсия», «консолидация», «унификация», «отсрочка», «рефинансирование», «аннулирование», «реструктуризация», помнить, что контроль за состоянием государственного и внешнего долга осуществляется Парламентом страны, а Правительство должно ежегодно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего и внешнего долга.

Верхний предел государственного внутреннего долга устанавливается Государственной Думой Федерального Собрания при утверждении федерального бюджета РФ на предстоящий финансовый год. Важнейшей формой государственного и муниципального долга является проведение займов.

Студенты должны знать, что государственные займы можно классифицировать по срокам действия (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), по субъектам-эмитентам (Правительство РФ, правительства субъектов РФ, местные органы власти), по субъектам – держателям ценных бумаг (юридические лица, физические лица, смешанные, целевые), по методам размещения (добровольные, подписные, принудительные), по форме (облигационные, безоблигационные).

Кроме того, студентам необходимо ознакомиться с правовым регулированием выпуска и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг в РФ, знать основные виды государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ), оценивать их значение для покрытия бюджетного дефицита.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание, что в настоящий момент, когда наша страна интегрируется в мировой рынок, следует различать внутренние и внешние государственные кредиты. При изучении внешних кредитов следует обратить внимание на организации кредиторов, получивших названия «Парижский клуб» и «Лондонский клуб», «Международный валютный фонд», которые наряду с оказанием экономической помощи в целях достижения стабильности пытаются влиять и на политическую жизнь внутри страны, в чем усматривается негативная тенденция вследствие их деятельности.

Студенты должны понимать, что вопросы правового регулирования сберегательного дела в нашей стране тесно взаимосвязаны с государственным кредитом, т.к. сбережения населения всегда были важными кредитными источниками государства и в настоящее время привлечение вкладов граждан и юридических лиц играет важную роль в стабилизации денежного обращения, в укреплении национальной валюты.

Отношения рассматриваемые в данной теме, очень обширны, многогранны и разнообразны. Организуя их, государство применяет различные методы, приемы. Поэтому они регулируются не только нормами финансового права, но и конституционного, административного и особенно, гражданского. Руководствуясь знанием особенностей финансово-правовых отношений, изучающие курс студенты должны уметь определить сферу действия финансового права в области государственного и муниципального кредита.

Для освоения темы: «Правовое регулирование страхового дела в Российской Федерации» необходимо вначале внимательно прочитать соответствующую главу в учебнике и разобраться, в чем заключается необходимость страхования как определенного вида деятельности, почему оно включается в предмет финансового права, какие отношения в сфере страховой деятельности выступают в форме финансовых правоотношений.

Следует иметь в виду тот факт, что страхование в финансовой системе рассматривается как одно из звеньев (институтов) финансовой системы страны, т.е. экономическая категория и, как таковая представляет группу экономических ( т. е. объективно-предопределенных), распределительных, денежных отношений по образованию, распределению и расходованию фондов денежных средств именуемых страховыми. Специфика предназначения этих фондов, особенности форм и методов их образования и расходования отграничивают их от других фондов денежных средств, являющихся материальным выражением финансовой системы РФ (бюджетов, внебюджетных фондов, ссудных и др.), придавая специфику распределительным, денежным и страховым отношениям.

Страховые фонды регулируются, организуются, контролируются государством, пополняются за счет средств бюджета, используются в порядке и объемах устанавливаемых государством, привлекаются в качестве долгосрочных инвестиций. Возникающие при этом отношения включаются в финансовую деятельность государства (в качестве одного из ее направлений), а следовательно, являются предметом финансово правового регулирования.

В условиях отказа государства от страховой монополии, приватизации основной части производственных фондов (предприятий), принадлежащих государству, повышается роль страхования в обеспечении жизнеспособности общества путем защиты имущественных интересов отдельных граждан, хозяйствующих субъектов, публичных образований и государства в целом, способного обеспечить реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате действия природных факторов, техногенных аварий и катастроф, негативных социальных обстоятельств, высокорисковых факторов предпринимательской деятельности. Стимулирование и развития национальной системы страхования – одна из основных задач государства в условиях страхового рынка.

Студенту необходимо внимательно изучить законодательство о страховании, чтобы уяснить основные направления страховой политики государства в настоящее время, ее задачи, механизм их решения.

Страховая деятельность включает разнообразные общественные отношения, в которых тесно сочетаются организационные и имущественные черты. Государство применяет различные методы их правового регулирования. Среди массы этих отношений студент должен уметь выделить, помня об особенностях метода финансового права, финансово-правовые отношения. Усвоению этого вопроса поможет ознакомление студентов с другими нормативными актами, рекомендованными к изучению этой темы. Больше внимания следует уделить при этом государственному обязательному, в т.ч. социальному, страхованию, а также системе обязательного страхования вкладов физических лиц.

 

Практическое занятие 5

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита в экономическом и правовом аспектах.

2. Понятие, виды и формы государственного и муниципального долга.

3. Управление государственным долгом: органы и методы.

4. Государственные займы как форма государственного долга: понятие и виды.

5. Основы классификации государственных займов.

6. Правовые основы внутреннего долга.

7. Правовое регулирование внутренних государственных займов. Виды государственных займов.

8. Правовые основы международного внешнего долга.

9. Правовое регулирование отношений по внешним государственным заимствованиям.

10. Понятие страхования как экономической и правовой категории. Его функции.

11. Страхование как звено финансовой системы РФ (экономическая категория): понятие, особенности, функции. Определение страхования как правовой категории и как одного из направлений финансовой деятельности государства. Государственное регулирование страхового дела. Задачи государства в организации и развитии страхования в современных условиях.

12. Страховое право и его источники.

13. Отношения в области страхования, регулируемые финансовым правом.

14. Функции, полномочия ФССН по надзору за страховой деятельностью страховщиков.

15. Виды и формы страхования в РФ. Обязательное страхование, его особенности и основания классификации. Краткая характеристика видов обязательного страхования.

16. Понятие и задачи государственного обязательного страхования. Его виды и объекты. Источники получения и порядок использования средств государственного страхования.

17. Особенности обязательного государственного медицинского, социального и пенсионного страхования.

 

Задание 1

Какова сумма внешнего долга РФ в целом, какой объем в нем составляет долг бывшего СССР?

Как решается задача выплат внешнего долга в 2009 году?

 

Задание 2

Поясните, в чем заключается различие между понятиями «банковский кредит», «бюджетный кредит», «государственный кредит», «муниципальный кредит», «инвестиционный кредит».

Какими нормативными актами определяется правовой режим этих видов кредитования?

Задание 3

Каково соотношение между понятиями «государственный кредит» и «государственный долг»?

 

 

Задание 4

На основе анализа БК РФ поясните, в чем разница между долговыми обязательствами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

 

Задание 5

В соответствии со ст. 101 БК РФ управление государственным долгом РФ осуществляет Правительство РФ.

Поясните, что включает в себя понятие «управление государственным долгом».

Задание 6

На основе анализа Федерального закона от 15 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» укажите все права и обязанности, которыми обладает эмитент государственных и муниципальных ценных бумаг.

 

Задание 7

На одном из занятий по финансовому праву студент Еремин П. С. пояснил, что в случае невыполнения Российской Федерацией долговых обязательств перед физическими и юридическими лицами ответственность будет нести Правительство РФ всем своим имуществом.

Правильно ли это?

Задание 8

Назовите органы государственной власти, осуществляющие регулирование страховой деятельности в РФ.

Определите полномочия Минфина РФ в области страхования.

Обоснуйте юридически свой ответ.

 

Задание 9

Ответьте, какие специфические функции (из перечисленных ниже) выполняет страхование:

– предупредительную, восстановительную, сберегательную;

– контрольную;

– конституционной защиты имущественных интересов;

– целенаправленного финансирования;

– регулирования создания денежных фондов;

– регулирующую, накопительную и сбалансирования интересов государства и физических и юридических лиц.

 

Задание 10

Основным видом обязательного личного страхования за счет взносов граждан является страхование:

– судей;

– пассажиров;

– граждан, призванных на военные сборы;

– частных охранников;

– детективов.

 

Задание 11

Охарактеризуйте особенности правоотношений в области обязательного страхования жизни и здоровья отдельных категорий граждан РФ, руководствуясь Федеральным законом от 28.03.98 г. № 52-ФЗ.

 

Задание 12

Гражданка О.П. Ермолина застраховала свой легковой автомобиль от аварий и угона в ООО «Страхгон». Уезжая в длительную командировку, она передала автомобиль в распоряжение по доверенности сыну. Сын, в свою очередь, не пользовался автомобилем около одного месяца, а когда он открыл гараж, то оказалось, что автомобиль похищен. Страховая компания отказалась возместить имущественный ущерб сыну О.П. Ермолиной Генеральный директор ООО «Страхгон» заявил, что договор заключала О.П. Ермолина, которой и будет выплачена страховая сумма.

Правомерны ли действия страховой компании?

 

Проведение контрольной, самостоятельной работы (тестирования) по темам раздела.

Список литературы к теме практического занятия 5

1. Ашиткова Т. В. Рынок ценных бумаг. Правовое регулирование / Т.В. Ашиткова, Н. Д. Бут, И.С. Викторов, Д.А. Зягинцев, А.И. Хаснутдинов. – М.: Олма-Пресс, 2002.

2. Белов В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг / В.А. Белов. – М.: Высшая школа, 2005.

3. Грачева Е.Ю. Финансовое право / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. – М.: Юристъ, 2001.

4. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. – М.: Юристъ, 2001.

5. Ершова И. В. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте / И.В. Ершова. – М.: Юриспруденция, 2001.

6. Комментарий к Федеральному закону «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской федерации» / отв. ред. А.В. Турбанов. – М., 2005.

7. Мамедов А. А. Финансово-правовые проблемы страхования в России / А.А. Мамедов. – М.: Юриспруденция, 2005.

8. Петров М. И. Правовое регулирование рынка ценных бумаг / М.И. Петров. – М., 2005.

9. Самсонов Н. Ф. Финансы. Денежное обращение и кредит / Н.Ф. Самсонов. – М.: Проспект, 2006.

10. Селюков А. Д. Государственный и муниципальный кредит. Правовое обеспечение / А. Д. Селюков. – М.: Право и закон, 2000.

11. Страховое дело: учебник. / под ред. проф. Л. И. Рейтмана. – М., 1992.

12. Финансовое право: учебник / под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. – М.: Проспект, 2007.

13. Шихов А. К. Страховое право: учебное пособие / А.К. Шихов. – М.: Юриспруденция, 2006.

14. Викулин А.Ю. Финансово-экономический словарь законодательно-определенных терминов / А. Ю. Викулин, Ш. Ш. Узденов. – М.: Дело, 2002. – 200 с.

15. Финансовое право: учебник/ под ред. Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. – М.: Проспект, 2007.

16. Финансовое и налоговое право: практикум / отв. ред. Н.И, Химичева. – М.: Норма, 2009. – 240 с.

 

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 203.