Краткие теоретические сведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экспертная оценка технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции нетрудоемка и проводится в следующей последовательности:

Этап 1. Формирование экспертной группы в составе 5—10 человек для оценки конкурентоспособности продукции. Экспертами являются студенты группы.

Этап 2. Формулирование цели оценки.

Цель может быть различной в зависимости от направления исследований:

1. Оценка уровня качества и конкурентоспособности продукта на внутреннем и внешнем рынках.

2. Определение соответствия показателей качества оцениваемой продукции требованиям потребителей и современной текущей моды.

3. Установление адекватности показателей качества и конкурентоспособности продукции требованиям нормативных документов (стандартов, технических условий, описаний, паспортов и пр.).

4. Оценка уровня качества и конкурентоспособности продукции по эталону-образцу, лучшим отечественным и зарубежным аналогам.

Этап 3. Разработка типологии потребителей и модели исходной ситуации потребления конкретного продукта.

На этом этапе выбирается конкретный вид выпускаемой продукции и составляется технологическая характеристика оцениваемого изделия, включающая полное наименование изделия, его конструктивные особенности, перечень материалов, из которых оно изготовлено, размерные признаки, расход материала, затраты на производство, себестоимость, цену, артикул, модель (марку), наименование предприятия-изготовителя.

На основе группового обсуждения экспертов разрабатывается типология (классификация) потребителей продукции и модель исходной ситуации ее потребления. Результаты оформляются в виде табл. 8.1.

Модель исходной ситуации необходима в дальнейшем для разработки системы показателей качества продукта.

Таблица 8.1 ─ Модель исходной ситуации потребления продукции

Классификация основных групп потребителей Условия потребления конкретной группой потребителей Требования к качеству товара конкретной группы потребителей

Этап 4. Разработка номенклатуры показателей качества и шкал их оценки.

Номенклатура (перечень) показателей качества, необходимых и достаточных для оценки товаров, устанавливается исходя из требований к качеству, определенных в модели потребления товара.

Для выбора номенклатуры показателей и их классификации могут быть использованы стандарты системы показателей качества на группы однородной продукции и результаты анкетных опросов по изучению покупательских предпочтений.

В начале работы каждый эксперт самостоятельно проводит отбор номенклатуры и показателей качества, разрабатывает шкалы их оценки. После обсуждения экспертная группа строит единую систему классификации этих показателей иерархическим методом (табл. 8.2) и кодирует их серийно-порядковым методом. Приведем пример выполнения задач этого этапа на примере обуви.

Таблица 8.2 ─ Показатели качества обуви

Групповые показатели первого уровня Групповые показатели второго уровня Единичные показатели третьего уровня
1. Социального назначения   1.1.1. Престижность 1.1.2. Комфортность 1.1.3. Имидж марки обуви

 

Продолжение таблицы 8.2

 
2. Функционального назначения 2.1. Совершенство выполнения основной функции 2.1.1. Защита стопы от различного рода факторов  
2.2. Совершенство выполнения вспомогательной функции 2.2.1. Соответствие обуви ее художественно-эстетическому решению  
2.3 Универсальность использования 2.3.1. Возможность носки обуви в домашних и уличных условиях  
3. Эргономические     3.1. Гигиенические 3.1.1. Гигроскопичность 3.1.2. Водопоглощение 3.1.3. Паропроницаемость 3.1.4. Теплозащитноеть 3.1.5. Чистота обуви  
3.2. Антропометрические 3.2.1. Удобство ношения, надевания, снятия, закрепления и т.п. 3.2.2. Соответствие обуви размерным параметрам стопы  
3.3. Физиологические 3.3.1. Толщина 3.3.2. Соответствие массы физиологическим возможностям человека 3.3.3. Гибкость  
4. Эстетические 4.1. Целостность композиции 4.1.1. Целостность композиционного решения (организованность объемно-пространственной структуры) модели 4.1.2. Художественная выразительность отдельных элементов 4.1.3. Тектоничность 4.1.4. Колорит 4.1.5. Декоративность
4.2. Рациональность формы 4.2.1. Соответствие изделия функционально-конструктивному и целевому назначению 4.2.2.Эргономическая обусловленность
4.3. Информационная выразительность 4.3.1. Оригинальность 4.3.2. Знаковость 4.3.3. Соответствие моде 4.3.4. Соответствие стилю 4.3.5. Фактура материалов верха
         

 

Окончание таблицы 8.2

  4.4. Совершенство производственного исполнения 4.4.1. Отделка внутренняя и внешняя 4.4.2. Маркировка 4.4.3. Фирменные знаки 4.4.4. Товарный вид 4.4.5. Тщательность исполнения отдельных деталей, конструктивных и декоративных линий
5. Надежность 5.1. Долговечность: — физическая — моральная 5.1.1. Прочность крепления деталей 5.1.2. Срок службы (устойчивость к истиранию, изгибу, окраски к трению и т.п.) 5.1.3. Моральный срок службы
6. Экономические 6.1. Стоимость 6.1.1. Розничная цена 6.1.2. Затраты на ремонт 6.1.3. Стоимость средств по уходу за изделием
       

Количество единичных показателей для оценки должно быть в пределах 7... 12.

Обобщение результатов показало, что при оценке конкурентоспособности продукции определяющими чаще всего выступают эстетические показатели, а именно: соответствие направлению моды и стиля, оригинальность модели, цвет, фактура материала верха.

При определении соответствия оцениваемого образца требованиям потребителей экспертная комиссия может использовать балльную систему оценок показателей.

С этой целью экспертная группа разрабатывает балльную шкалу для экспертной оценки и качественную характеристику оценок.

Рекомендуется использовать, следующие диапазоны балльной шкалы для обобщающей оценки:

— 1...3 балла;

— 1...5 баллов;

— 1...10 баллов;

— 1...40 баллов;

— 1...100 баллов.

Если определяется соответствие показателей качества продукции требованиям нормативных документов по стандартизации (стандартов, технических условий и пр.), то количественные характеристики отдельных свойств в качестве базовых показателей могут выражаться в различных единицах измерения: граммах, метрах, тексах и т.д. Для приведения в сопоставимый вид такие показатели переводятся в относительные, а затем по предложенной выше шкале оцениваются в баллах. Балльная шкала строится по форме табл. 8.3.

Таблица 8.3 ─ Оценочная шкала

Балл Качественная оценка показателя
1,0...2,0 Неудовлетворительное качество
2,1...3,0 Удовлетворительное качество
3,1...4,0 Хорошее качество
4,1. ..5,0 Отличное качество

Аналогично строится шкала оценки уровня качества и конкурентоспособности. Но в отличие от приведенной в табл. 3 она имеет градацию значений в пределах от 0 до 1 (табл. 8.4).

Этап 5. Выбор базовых образца и показателей.

Базовый (конкурентоспособный) образец должен относиться к тому же виду продукции, что и оцениваемое изделие, и иметь с ним одинаковое назначение. Он должен быть широко представлен на рынке продукции в данный период, а его основные показатели качества должны рассматриваться в динамике, с учетом фактора времени в быстро меняющейся рыночной экономике.

Таблица 8.4

Показатель Уровень качества (конкурентоспособности)
0,0...0,50 Неудовлетворительный уровень качества (конкурентоспособности)
0,51...0,70 Удовлетворительный уровень качества (конкурентоспособности)
0,71...0,95 Хороший уровень качества (конкурентоспособности)
0,96...1,00 Отличный уровень качества (конкурентоспособности)

Базовый образец должен пользоваться устойчивым спросом на рынке, а его показатели качества, цена и затраты на обслуживание в процессе потребления должны соответствовать требованиям потребителей.

Этап 6. Определение коэффициентов весомости показателей с помощью метода ранжирования.

Коэффициент весомости количественно характеризует значимость (вес) отдельного показателя или общей совокупности группы показателей, входящих в качество продукта.

Параметры весомости отдельных показателей качества определяют исходя из условия, что сумма всех коэффициентов весомости для данного продукта есть величина постоянная и, как правило, принимается равной единице ( ). При этом коэффициент весомости каждого отдельного показателя будет в интервале от 0 до 1. Наиболее распространенным методом определения коэффициентов весомости является экспертный, имеющий несколько разновидностей.

Определение коэффициентов весомости рекомендуется производить по шкале порядка способом ранжирования показателей по их значимости для потребителя.

Каждому эксперту предлагается проранжировать (упорядочить) n-ное количество показателей качества, при этом наиболее важному показателю соответствует самый высокий ранг (n), равный количеству ранжируемых показателей, следующему по важности — ранг n-1, далее — ранг п-2 и т.д. вплоть до последнего, наименее важного из всех показателей, которому присваивается ранг, равный 1.

Коэффициенты весомости (т1) определяются по формуле

, (8.1)

где — коэффициент весомости i -го показателя;

— ранг, поставленный i -му показателю j -м экспертом;

N — количество экспертов;

п — количество показателей.

Результаты ранжирования всеми экспертами заносятся в сводную табл. 8.5.

Таблица 8.5 ─ Определение коэффициентов весомости

Код показателя Ранг, проставленный экспертами Сумма рангов   Коэффициент весомости
    N        
               

Этап 7. Определение фактических показателей.

Показатели качества оцениваемого продукта устанавливаются экспертами в баллах.

Результаты определения фактических показателей в баллах всеми экспертами переносятся в сводную таблицу (табл. 8.6).

Затем производится расчет среднего арифметического значения каждого показателя, а также среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации.

Таблица 8.6 ─ Определение фактических показателей

Код показателя Баллы, проставленные экспертами Средняя арифметическая оценка Рi, балл Среднее квадратическое отклонение, σ Коэффициент вариации, ν, %
N
                 

Среднее арифметическое значение каждого показателя определяется по формуле

, (8.2)

где — среднее арифметическое значение i-го показателя;

N — количество экспертов;

— значение фактических показателей, проставляемых каждым экспертом по данному показателю по выбранной оценочной шкале.

Коэффициент вариации (ν) по каждому показателю рассчитывается по формуле

(8.3)

где σ — среднее квадратическое отклонение, определяемое по формуле

, (8.4)

где N — количество экспертов; п — количество показателей.

Если V > 30 %, то экспертам следует заново определить значения фактических показателей.

Этап 8. Определение комплексного обобщающего (средневзвешенного арифметического) показателя качества.

Для каждого оцениваемого образца товара, включая эталонный, рассчитывается комплексный средневзвешенный арифметический показатель (Q) по формуле:

, (8.5)

Результаты оформляются по образцу табл. 8.7.

 

Таблица 8.7 ─ Комплексная оценка показателей

Код показателя Среднее арифметическое значение фактического единичного показателя Коэффициент весомости Комплексный обобщающий показатель качества Q

Этап 9. Определение уровня качества продукции.

Уровень качества оцениваемых образцов продукции (УКП) определяется в виде отношения комплексного обобщающего показателя качества оцениваемых образцов к базовому.

УПК = QФ / Qб, (8.6)

где — комплексный показатель качества фактически оцениваемой продукции, балл; — комплексный показатель качества продукции-эталона, балл.

Полученные результаты сравниваются со шкалой (см. этап 4), делается соответствующий вывод.

Этап 10. Определение интегрального показателя конкурентоспособности продукции.

Интегральный показатель оцениваемых образцов продукции (I) определяется в виде отношения комплексного обобщающего показателя качества продукции к суммарным затратам на ее производство, выражаемым в цене:

, (8.7)

где Q— комплексный показатель качества продукции, балл;

С — цена продукции.

Этап 11. Определение уровня конкурентоспособности исследуемой продукции.

Уровень конкурентоспособности исследуемых образцов (К) рассчитывается как отношение интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого образца к аналогичному интегральному показателю эталонного образца по формуле

, (8.8)

где I, Iб — интегральный показатель конкурентоспособности соответственно оцениваемого и базового образцов;

Q, Qб — комплексный обобщенный показатель соответственно оцениваемого и базового образцов;

С, Сб —цена соответственно оцениваемого и базового образцов продукции.

Если в результате оценки окажется, что К < 1, то оцениваемый товар уступает по конкурентоспособности базовому образцу, а если К > 1 , то продукция конкурентоспособна.

Результаты оценки оформляются по образцу табл. 8.8.

Этап 12. Анализ полученных результатов и разработка рекомендаций по улучшению качества и повышению уровня конкурентоспособности оцениваемой продукции.

Полученные результаты анализируются; в произвольной форме разрабатываются рекомендации и предложения по улучшению отдельных показателей, повышению качества оцениваемого вида продукции и ее конкурентоспособности.

Таблица 8.8 ─ Оценка конкурентоспособности исследуемой продукции

Номер образца Предприятие-изготовитель Розничная цена, руб. Комплексный показатель качества Интегральный показатель конкурентоспособности Уровень конкурентоспособности исследуемых образцов
Образец 1          
Образец N          

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Дата: 2016-09-30, просмотров: 191.