модели рынка | ||||
Параметр | чистая конкуренция | монополистическаяконкуренция | олигополия | чистая монополия |
число производителей | очень много | много | несколько | одна |
барьеры для входа | нет | незначительные | весьма значительные | практически непреодоли-мые |
примеры | мелкорозничная торговля | легкая промышл-ТЬ, услуги | машиностроение, металЛУРгия | энергетика, ж/д транспорт |
контроль со стороны производителей | нет | есть, но в узких рамках | высокий, взаимнАЯ зависимость | самый высокий |
особенности ценовой политики | ориентироваться только на рыночные цены | дифференциация товаров и цен | активная реакция на цены конкурентов | расчет цены с учетом нормативных издержек |
Чистая конкуренция возникает при следующих условиях:
· На рынке одновременно действуют множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию. При этом для потребителя часто безразлично, у какой конкретной фирмы он приобретает эту продукцию
· Барьеры для входа на такой рынок невысоки. Многие фирмы без серьезных финансовых затрат и всевозможных ограничений и препятствий могут как входить в такую отрасль, так и выходить из неё
· Нет проблем с получением необходимой информации – о ценах на товары и требующиеся ресурсы для их производства, об уровне затрат, требованиях к качеству, технологии и т.д.
· Фирм на рынке много, доля каждой незначительна, поэтому существенно влиять на цену продукции ни одна из них не в состоянии, что делает работу по ценообразованию предельно простой, сводя её к ориентации на цены конкурентов
Характерным примером рынка чистой конкуренции является мелкорозничная торговля.
Монополистическая конкуренция возникает там, где:
· В отрасли действуют десятки, а иногда и сотни предприятий, производящих разнообразную дифференцированную продукцию. Упаковка товара, дополнительный сервис, более удачные часы работы, преимущества в месторасположении – эти и другие «неценовые» факторы играют повышенную роль. Потребитель более разборчив и имеет ярко выраженные индивидуальные предпочтения и вкусы;
· Барьеры для входа на рынок выше, но не настолько, чтобы многие предприниматели не могли их преодолеть. В то же время в роли барьеров могут выступать патенты, торговые марки, знание тонкостей технологии и профессиональных секретов;
· Предприятия не похожи друг на друга и могут сильно отличаться как по своим доходам и затратам, так и по маркетинговым действиям. Монополизм и его экономические преимущества проявляются для тех, кто в условиях конкуренции оказывается расторопней и инициативней, благодаря чему раньше своих конкурентов способен «снимать сливки» в своих целевых сегментах;
· Благодаря тому, что фирм на рынке монополистической конкуренции много, тайный ценовой сговор между ними затруднен. При этом ценовая политика отдельных предприятий должна быть более изобретательной и гибкой, поскольку значение цен как инструмента маркетинга в таких условиях резко возрастает.
Монополистическая конкуренция, как правило, широко представлена там, где производятся и реализуются предметы потребления и услуги для населения.
Другими типами рынка являются чистая монополия и олигополия, где основную часть рынка контролируют соответственно одно или несколько крупных предприятий. По понятным причинам эти модели рынка для начинающих предпринимателей в качестве поля деятельности выступать не могут.
Роль малого бизнеса в рыночной экономике
Особую роль в рыночной экономике играют предприятия малого бизнеса. Не требуя большого стартового капитала, они способствуют развитию конкуренции и создают новые рабочие места. Соединение в одном лице собственника и руководителя позволяет на этих предприятиях сократить затраты и проявлять большую гибкость.
Другие экономические преимущества малых предприятий по сравнению с крупными компаниями сводятся к такому перечню:
· Близость к местным рынкам сбыта и необходимых ресурсов, в частности, лучшее использование местного сырья
· Лучшая реакция на запросы потребителей
· Способность производить продукцию не только крупными, но и малыми партиями, что экономически невыгодно крупным фирмам
· Минимальный штат управления, благодаря чему относительно быстрая процедура принятия управленческих решений
· Содействие оздоровлению национальной и региональной экономики в целом благодаря развитию конкуренции, созданию дополнительных рабочих мест, сокращению безработицы, росту доходов населения и расширению потребительского сектора
Капитал предприятия и его основные составляющие
Капиталом предприятия или активами, которые оно имеет и использует в своей хозяйственной деятельности, является имеющееся в его распоряжении имущество.
Виды активов предприятия
В составе имущества предприятия обычно выделяют два вида активов:
1) Материальные активы – основные активы (земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование) и оборотные активы (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, денежные средства)
2) Нематериальные активы (деловая репутация, клиентская база, фирменное наименование, навыки руководства, квалификация персонала, запатентованные способы производства, ноу-хау, авторские права, контракты, лицензии)
С точки зрения экономики предприятия его имущество – это различные виды ресурсов, использование которых должно обеспечить успешную хозяйственную деятельность. Отмеченное обстоятельство отражено на схеме, приведенной на рисунке:
Дата: 2016-09-30, просмотров: 217.