Сравнительная характеристика основных моделей рынка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  модели рынка
Параметр чистая конкуренция монополистическаяконкуренция олигополия чистая монополия
число производителей очень много много несколько одна
барьеры для входа нет незначительные весьма значительные практически непреодоли-мые
примеры мелкорозничная торговля легкая промышл-ТЬ, услуги машиностроение, металЛУРгия энергетика, ж/д транспорт
контроль со стороны производителей нет есть, но в узких рамках высокий, взаимнАЯ зависимость самый высокий
особенности ценовой политики ориентироваться только на рыночные цены дифференциация товаров и цен активная реакция на цены конкурентов расчет цены с учетом нормативных издержек

Чистая конкуренция возникает при следующих условиях:

· На рынке одновременно действуют множество мелких фирм, предлагающих однородную продукцию. При этом для потребителя часто безразлично, у какой конкретной фирмы он приобретает эту продукцию

· Барьеры для входа на такой рынок невысоки. Многие фирмы без серьезных финансовых затрат и всевозможных ограничений и препятствий могут как входить в такую отрасль, так и выходить из неё

· Нет проблем с получением необходимой информации – о ценах на товары и требующиеся ресурсы для их производства, об уровне затрат, требованиях к качеству, технологии и т.д.

· Фирм на рынке много, доля каждой незначительна, поэтому существенно влиять на цену продукции ни одна из них не в состоянии, что делает работу по ценообразованию предельно простой, сводя её к ориентации на цены конкурентов

Характерным примером рынка чистой конкуренции является мелкорозничная торговля.

Монополистическая конкуренция возникает там, где:

· В отрасли действуют десятки, а иногда и сотни предприятий, производящих разнообразную дифференцированную продукцию. Упаковка товара, дополнительный сервис, более удачные часы работы, преимущества в месторасположении – эти и другие «неценовые» факторы играют повышенную роль. Потребитель более разборчив и имеет ярко выраженные индивидуальные предпочтения и вкусы;

· Барьеры для входа на рынок выше, но не настолько, чтобы многие предприниматели не могли их преодолеть. В то же время в роли барьеров могут выступать патенты, торговые марки, знание тонкостей технологии и профессиональных секретов;

· Предприятия не похожи друг на друга и могут сильно отличаться как по своим доходам и затратам, так и по маркетинговым действиям. Монополизм и его экономические преимущества проявляются для тех, кто в условиях конкуренции оказывается расторопней и инициативней, благодаря чему раньше своих конкурентов способен «снимать сливки» в своих целевых сегментах;

· Благодаря тому, что фирм на рынке монополистической конкуренции много, тайный ценовой сговор между ними затруднен. При этом ценовая политика отдельных предприятий должна быть более изобретательной и гибкой, поскольку значение цен как инструмента маркетинга в таких условиях резко возрастает.

Монополистическая конкуренция, как правило, широко представлена там, где производятся и реализуются предметы потребления и услуги для населения.

Другими типами рынка являются чистая монополия и олигополия, где основную часть рынка контролируют соответственно одно или несколько крупных предприятий. По понятным причинам эти модели рынка для начинающих предпринимателей в качестве поля деятельности выступать не могут.

Роль малого бизнеса в рыночной экономике

Особую роль в рыночной экономике играют предприятия малого бизнеса. Не требуя большого стартового капитала, они способствуют развитию конкуренции и создают новые рабочие места. Соединение в одном лице собственника и руководителя позволяет на этих предприятиях сократить затраты и проявлять большую гибкость.

Другие экономические преимущества малых предприятий по сравнению с крупными компаниями сводятся к такому перечню:

· Близость к местным рынкам сбыта и необходимых ресурсов, в частности, лучшее использование местного сырья

· Лучшая реакция на запросы потребителей

· Способность производить продукцию не только крупными, но и малыми партиями, что экономически невыгодно крупным фирмам

· Минимальный штат управления, благодаря чему относительно быстрая процедура принятия управленческих решений

· Содействие оздоровлению национальной и региональной экономики в целом благодаря развитию конкуренции, созданию дополнительных рабочих мест, сокращению безработицы, росту доходов населения и расширению потребительского сектора

 

Капитал предприятия и его основные составляющие

Капиталом предприятия или активами, которые оно имеет и использует в своей хозяйственной деятельности, является имеющееся в его распоряжении имущество.

Виды активов предприятия

В составе имущества предприятия обычно выделяют два вида активов:

1) Материальные активыосновные активы (земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование) и оборотные активы (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, денежные средства)

2) Нематериальные активы (деловая репутация, клиентская база, фирменное наименование, навыки руководства, квалификация персонала, запатентованные способы производства, ноу-хау, авторские права, контракты, лицензии)

С точки зрения экономики предприятия его имущество – это различные виды ресурсов, использование которых должно обеспечить успешную хозяйственную деятельность. Отмеченное обстоятельство отражено на схеме, приведенной на рисунке:

Дата: 2016-09-30, просмотров: 217.