Концепция социально-этического маркетинга
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Концепция чистого маркетинга вызвала резкую критику в свой адрес, ибо маркетинг в чистом виде способствовал ухудшению окружающей среды. Например, многие упаковочные материалы не поддаются биологическому разложению и являются факторами загрязнения окружающей среды. Это обусловило появление концепции социально-этического маркетинга, ориентированной на учёт и сбалансированность трёх факторов: получение прибыли производителем, удовлетворение потребностей покупателя и требований общества. Формирование этой концепции находится под воздействием и контролем общественных организаций и движений.

Схема концепции социально-этического маркетинга

В каких ситуациях "работает" эта концепция?

- учет долговременного блага общества и потребителей

- баланс трех факторов: прибылей фирмы, покупательских потребностей и интересов общества

 

Примером может послужить разрекламированный шведский электромобиль, разработанный и практически уже внедренный, который ко всему прочему ценен отсутствием выхлопных газов. Однако очевидная рыночная слабость его в том, что цена электромобиля, почти в два раза выше, чем цена легкового автомобиля на бензиновом двигателе.

Завершая разговор о концепциях маркетинга, упомянем также знаменитый маркетинг-микс 4P- известная схема, которая должна помогать маркетологам разрабатывать комплекс маркетинга, не упуская главных моментов. Эта схема указывает четыре области, которые должны быть охвачены программой маркетинга:

· Продукт (Product)- все, что может быть предложено на рынок для внимания, приобретения, использования или потребления, что может удовлетворить какую-то потребность. Может быть физическим объектом, услугой, личностью, местом, организацией или идеей.

· Цена (Price) - количество денег или других ценностей, которые клиент меняет на преимущество обладания или использования продукта или услуги.

· Место (Place) - все действия предприятия, направленные на то, чтобы сделать продукт или услугу доступными для целевой категории клиентов.

· Продвижение (Promotion) - действия, информирующие целевую категорию клиентов о продукции или услуге, о ее достоинствах и склоняющие к покупке.

Позже, в процессе разработки концепции маркетинга в сфере услуг, классический маркетинг-микс дополнили еще тремя дополнительными P:

  • Персонал (People) - все люди, прямо или косвенно вовлеченные в процесс оказания услуги, например, сотрудники и другие клиенты.
  • Процессы (Process) - процедуры, механизмы и последовательности действий, которые обеспечивают оказание услуги.
  • Атмосфера обслуживания (Physical Evidence) - обстановка, среда, в которой оказывается услуга. Действия, информирующие целевую категорию клиентов о продукции или услуге, о ее достоинствах и склоняющие к покупке. Материальные предметы, которые помогают продвижению и оказанию услуги.

Схематически современный маркетинг-микс выглядит следующим образом:

 

Все три дополнительных части маркетинг-микса относятся к внутренним факторам работы предприятия, а не к его внешним характеристикам, как первые четыре части. Маркетинг-микс 7P признает, что происходящее внутри предприятия имеет прямое отношение к маркетингу, что, кроме внешнего, требуется и внутренний маркетинг.

Современный маркетинг все дальше уходит от классических представлений, сформулированных еще в середине прошлого века. Постиндустриальная эпоха вводит новые понятия:

  • Брэнд:символизирует определенные человеческие ценности и дает потребителю способ их достижения в виде новой эмоционально насыщенной концепции потребления
  • Интрамаркетинг:система «предприятие-рынок», помогает практикующему маркетологу легче находить простые, красивые, творческие и более глубокие решения для развития бизнеса
  • Маркетинг отношений:современная, набирающая популярность концепция маркетинга, которая предлагает 8-й компонент маркетинг-микса под названием Партнерство (Partnerships), предполагающий создание долгосрочных взаимовыгодных партнерских отношений между производителем и потребителем. Суть маркетинга отношений - в индивидуальном взаимодействии с каждым клиентом, что позволяет:

- эффективно отслеживать изменение его предпочтений,

- поддерживать его лояльность.

- применять свои методы мотивации.

В заключение заметим также, что маркетинг отношений связан с развитием информационных технологий и CRM-систем (Customer Relationship Management) и может применяться в любой сфере бизнеса.

CRM-система предназначена для сбора и анализа всей доступной информации о каждом клиенте: его персональные данные, историю взаимодействий клиента и бизнеса. В перспективе планируется, что CRM-системы будут располагать данными о клиенте и из внешних источников - государственных и индустриальных баз данных, находить информацию о клиенте в открытых информационных источниках и т.д. Все эти данные позволят создавать точную модель личности каждого клиента, а следовательно, получать возможность контролировать его поведение. Остается вопросом времени появление программного обеспечения, способного выполнять эффективный анализ личности на основе неполных данных. В настоящее время маркетинг отношений и CRM-системы широко применяются в сфере банковских услуг.

Рынок и предприятие

3.3.1 SWOT-анализ как элемент стратегического планирования

Для анализа характеристик предприятия и предпринимателя широко используется такой инструмент, какSWOT–анализ - метод маркетингового анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми сторонами деятельности организации, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды. Появившись еще в 60-е годы прошлого века, SWOT-анализ по сей день считается классическим инструментом стратегического управления.

SWOT-анализ — промежуточное звено между формулированием миссии предприятия и определением его целей и задач. Все происходит в такой последовательности:

 

 

SWOT – аббревиатура начальных букв английских слов: Strengths - силы; Weaknesses - слабости; Opportunities - возможности; Threats – угрозы. Таким образом, SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). К внешним характеристикам часто относят то, что компания изменить не в силах, она может создать комплекс мер по устранению этой проблемы.

  • Strength– сильная сторона - внутренняя характеристика компании, которая выгодно отличает данное предприятие от конкурентов: структура компании, маркетинг (продукт, ценообразование, продвижение, реклама, PR, распределение/дистрибьюторы, торговые марки и т. д.), разработка новых продуктов, производство, сбыт, обработка заказов/сделки, персонал (навыки, заработная плата и премии, обучение и развитие, мотивация, условия труда, текучесть кадров), обслуживание покупателей, менеджмент, ресурсы компании (оборудование, финансы и т. д.)

· Weakness – слабая сторона – другая внутренняя характеристика компании, которая по отношению к конкуренту выглядит слабой (неразвитой), и которую предприятие способно улучшить

  • Opportunity – возможность: характеристика внешней среды компании (рынка), которая предоставляет всем участникам данного рынка возможность для расширения своего бизнеса: политические силы (действия властей, законы и т. п.), общественные силы (например, Общество защиты прав потребителей, «зеленые» и т. п.), экономическая ситуация, конкуренция, поведение партнеров

· Threat – угроза – другая характеристика внешней среды компании (рынка), которая снижает привлекательность рынка для всех участников

Перечень факторов внутренней и внешней среды сводятся в SWOT-таблицу. Предложим Вашему вниманию пример такой таблицы:

  ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ВНЕШНЯЯ СРЕДА
+ СИЛЫ (Strengths) 1. Большой опыт 2. Высокое качество продукции 3. Высокая известность компании 4. Высокие продажи 5. Лидерство в отрасли / сегменте 6. Инновационные технологии, патенты 7. Низкая себестоимость 8. Удовлетворенность клиентов 9. Отработанные бизнес-процессы 10. Сплоченный коллектив 11. Качественное оборудование 12. Широкий ассортимент 13. Обученный персонал 14. Потенциал маркетинга 15. Быстрая обработка заказов 16. Каналы дистрибьюции ВОЗМОЖНОСТИ (Opportunities) 1.Новые виды продукции 2. Новые технологии 3. Новые потребности, мода, в том числе неосознанные потребности 4. Захват смежных сегментов — изучение ситуаций переключений потребителей 5. Переопределение целевой аудитории 6. Дополнительные услуги 7. Тенденции спроса 8. Сотрудничество с другими компаниями 9. Увеличение рекламы на ЦА (целевую аудиторию) 10. Формирование УТП (уникального торгового предложения) 11. Хорошие связи с общественностью 12. Государственная поддержка
_ СЛАБОСТИ (Weaknesses) 1. Мало оборотных средств 2.Слабый имидж продукции 3. Низкая репутация компании 4. Слабая дистрибуция, продвижение 5. Слабый маркетинг 6. Нет корпоративной культуры 7. Отсутствие стратегии 8. Внутриполитические проблемы 9.Узкая продуктовая линейка 10. Низкая квалификация сотрудников 11. Низкая мотивация сотрудников 12. Неизвестная торговая марка 13.Нет послепродажного обслуживания 14. Мало дополнительных услуг УГРОЗЫ (Threats) 1.Продукты-заменители 2.Новые игроки на рынке 3. Слабость поставщиков 4. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) на спаде 5. Смена тенденций спроса / моды 6. Законодательное регулирование a. Новые таможенные барьеры b. Новые законодательные акты 7. Лоббирование конкурентов 8. Активность конкурентов a. Программы продвижения b. Дополнительные услуги 9. Сезонный спад 10. Экономический спад

На практике SWOT-анализ часто составляется для каждого ведущего конкурента и для отдельных рынков. Это раскрывает относительные силы и слабости компании, ее способности по борьбе с угрозами и использованию возможностей.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 193.