Государственное управление в XVII веке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Царская власть – высшая законодательная, исполнительная, судебная, контрольная…

Во II ½ XVII перерастание сословно-представительной монархии в абсолютную

Þ Соборное уложение 1649 вводит понятия государственного преступления и о защите царя

Þ Вводится особый порядок содержания Царя

Þ Появляются именные царские указы, их количество растёт и со временем подавляющее большинство

В 1660-х – появление приказа тайных дел – личная канцелярия государя = тайной полиции – орган личного контроля монарха за госаппаратом

В II ½ XVII актуален вопрос о государстве и церкви

Патриарх Никон стал предъявлять претензии на Верховную власть Þ 1666 год – начало процесса главенства Царя в церкви

Боярская Дума – верховный орган по законодательству и судам – 4 чина – 100 человек:

70 представители аристократии – 30 окольничья бюрократия

В 1 период после Смуты Дума имела влияние, во 2 ½ XVII века снижение роли в госуправлении

Земские Соборы – изменились радикально

1616 – около 600 человек в составе от дворянства, боярства, духовенства. Первый и последний раз участвовали депутаты духовенства и черносошенных крестьян Þ выборные депутаты основной власти

Официальное дворянство – по чинам. Тяглая община

Депутаты собирались по призыву и надзором воевод, результаты утверждались разрядным помещиком

1613-1622гг. – Ежегодное заседание земского собрания – финансовые вопросы, а так все.

После возвращения Михаила Фёдоровича в 1622 году Земское Собрание 10 лет не собиралось

С 1630 – собираются редко – принятие соборного уложения, воссоединение Укр. и Рос., внеш. Политика

К 1680-м гг. работа Земского Собрания затухает

Опора царской власти – армия и бюрократический аппарат

Причины распада Соборов:

· Укрепление абсолютной монархии

· Отсутствие официального статуса

· Соборы оставляли за своими рамками большую часть населения – крепостное право

· В сер. XVII обнаруживаются сословные противоречия

· Население было равнодушно к Соборам – низкая политическая активность

Приказная система управления в XVII веке:

· Сохраняется сословная группа приказов: областные, военные, финансовые… – подчинялись Боярской Думе, во главе бояре.

· Особая группа – дворцовые приказы

· Введение патриаршества Þ патриаршие приказы – управляли имуществом патриарха, вели суды по религиозным преступлениям

К концу XVII работало 20 постоянных; 1 временный; 6 дворцовых; 3 патриарших; 19 высших городовых и дворцовых приказов. Во 2 ½ XVII – реформы по сокращению количества приказов.

Численность приказного сословия:

1658 – 600 человек // 1698 – 2700 человек

1655 – восстановление института воевод – воевода подчинялся тому приказу, где находился город с уездом – на 3 года – жалование

В крупных городах несколько воевод, но 1 главный

Функции воевод:

· Административный контроль

· Охрана границ

· Розыск беглых

· Набор служилых людей

· Контроль за сбором налогов

· Надзор за госучреждениями и состоянием дорог

· Надзор за губными и земскими старостами Þ подчинение воеводам Þ централизация власти на местном уровне

За городским хозяйством следил голова

В 1620-1630-х гг. при воеводах формируется учреждение «приказная/воеводская/смежная изба» – канцелярия при воеводах

Личный состав:

– Постоянная – дьяки и подьячие местные – по найму

– Временные – воеводы, дьяки, подьячие – приписанные 1-3 года

С сер. XVIIв. – появляется «разряд»

  Приказ
 
Разряд: Разряды (воеводы + разрядные избы)
 
Уезд: Воевода + приказная изба

 

В XVII в системе госуправления России проявляются черты бюрократизации:

1. возникают цепочки соподчинённых учреждений и органов

2. появляется иерархическая лестница чиновников (судья–приказ–дьяк–подьячий)

3. складывается постоянный штат и бюджет учреждений. При этом сохраняются и небюрократические негосударственные институты – Земское Собрание, земские органы самоуправления.

Госаппарат России уступал Западу в мобильности, оперативности, чёткости полномочий Þ необходимость реформирования стала очевидной.

VII.Реорганизация высшего и центрального аппарата в I ¼ XVIII в.

Абсолютная монархия - форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. В России - с XVIII до начала XX века

Основные черты российского абсолютизма:

· наивысшая степень централизации феодального государства

· сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной властей в руках наследственного монарха

· право монарха распоряжаться государственными финансами и устанавливать налоги

· наличие обширного и разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата, осуществляющего от имени монарха управленческие функции

· централизация и унификация государственного и местного управления, территориального деления

· создание постоянной армии и полиции

· регламентация службы и частной жизни сословий

· прекращение деятельности органов сословного представительства

Особенности утверждения абсолютизма в России:

· господство феодально-крепостнических порядков

· отсутствие развитых буржуазных отношений

· существенное отставание от ведущих европейских стран

· значительное воздействие на политический строй государства деспотических восточных традиций

· опора на дворянство и служилые сословия

· широкая внешнеполитическая экспансия как необходимое условие ускоренной модернизации страны

Вторая половина XVII в. - ликвидированы или лишены самостоятельности сословно-представительные центральные (Земские соборы) и местные (губные и земские учреждения) органы

1698г. – Начало проведению военной реформы. Стрелецкие полки заменяются регулярной армией

1700г. – Фактически упраздняется патриаршество

1704г. – Прекращение заседаний Боярской Думы

1704г. – Создание Кабинета Петра I, фактически отражающее усиление власти царя

1705г. – Формирование армии на основе рекрутской повинности

1708г. – Вводится губернское административно-территориальное деление

1711г. – Учреждение Сената

1714г. – Указ о единонаследии: стираются юридические различия между вотчиной и поместьем, боярство и дворянство становятся единым сословием

1717—1720гг. – Приказы заменяются коллегиями

1721г. – Духовный регламент провозгласил законодательную формулировку российского абсолютизма: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает».

1721г. – Петр I принял императорский титул

1721г. – Россия провозглашена империей

1721г. – Учреждение Синода

1722г. – Указ о престолонаследии изменил порядок наследования престола. Монарх получил право исходя из интересов государства назначать наследника

Структура госаппарата

  Император  
 
Сенат Органы центрального управления Синод
  Органы местного управления  

Сенат– Возник как высший административный, законосовещательный и контрольный, т.е. высший орган управления государством – Коллегиальный орган созданный как временный орган, превратился в постоянно действующее государственное учреждение

К концу правления Петра I стал высшим органом надзора за управлением в государстве

22 февраля 1711г. Указ об учреждении Правительствующего Сената

Первый состав Сената (9 сенаторов) -

· Представители знати князья

· Бывшие члены Боярской Думы

· Дворяне

Личная канцелярия главы государства, занимающаяся вопросами законодательства и управления (1704 -1727 годы) Состав аппарата Кабинета:

· кабинет-секретарь

· канцеляристы

· подканцеляристы

· копиисты

Структура Сената

Генерал-прокурор  
 
Присутствие Сенаторская канцелярия во главе с обер-секретарём
Разрядный стол
Расправная палата  
Генерал-рекетмейстер  
Генерал-фискал  

Полномочия Сената:

· управление центральными и местными учреждениями

· решение важнейших вопросов внутренней и внешней политики

· разработка законопроектов, их обсуждение

· при отсутствии царя имел право издавать от своего имени указы общегосударственного значения

· высшая судебная инстанция

· надзор за судами

· надзор за финансами

· надзор над государственными учреждениями

Дата: 2016-09-30, просмотров: 229.