II. Древнерусское государство в IX-XII в.: управление в центре и на местах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Историография

началась с XVIII от В.Н.Татищева

I. Совершенное единовластие 862-1132

II. Аристократия удельного периода 1132-1462

III. Восстановление монархии 1462-сер.XVIII века

Ломоносов – противник норманнской теории.

История не только результат деятельности власти, но и народных трудов.

Н.М. Карамзин – государство играло определяющую роль в истории, а самодержавие его наилучшая форма.

Историография XIX века распадается на:

· «Официальная народность» - Карамзин, Погодин

· Славянофильская школа – Беляев «Крестьянство на Руси»

· Государственнические школы – Чичерин, Соловьёв, Ключевский,отрицание револ-х методов

Ключевский– государство дворец русской истории. Отрицание революционных методов. Определяющую роль в истории играют:

– Отдельная личность

– Природный фактор

– Экономический фактор

I. XI-XII вв. Русь днепропетровская, торговая, городовая

II. XIII-XVвв. Русь верхневолжская, удельно-княжеская вольно-землевладельческая

III. Кон.XV-XVII вв. Русь московская, царско-боярская, военно-землевладельческая

IV. XVIII- кон.XIX вв. Русь имперская, крепостное помещичье хозяйство, фабричная

Марксистское направление:

· Государство – как машина для эксплуатации одного класса другим

· Преувеличивается роль народных масс и антинародных движений

Деидеологизация – Греков«Киевская Русь», Черепнин«Земские соборы», Ерошкин«История госучр…»

Современная историография – теория мобилизации развития для выхода из кризиса либо преодоления отсталости

Особенности развития:

· Политический фактор преобладает над экономическим

· Географическое положение, протяжённость с запада на восток, отсутствие естественных границ, большие затраты на армию

· Форсированная модернизация – задачи, превышавшие экономические возможности страны

Имеет циклический характер:

I.862-1238 гг.

a. Стабилизационный период Þ новая форма государственности – 110 лет

b. Расцвет государства, приобретение земель – 150 лет

c. Кризисные явления – 110 лет

II.1238-1613 гг.

III.1613-1991 гг.

II. Древнерусское государство в IX-XII в.: управление в центре и на местах

3 политических центра Куява-Киев, Славия-Новгород, Артания

Причины появления государства:

– Появление частной собственности

– Распад родовой – складывание соседской общины

– Племенные союзы

– Угроза кочевников

862 – новгородцы пригласили варяжских князей править

882 – поход на Киев князем Олегом Þ создание Киевской Руси

Особенности формирования:

· Географический фактор – нет естественных границ

· Этнический фактор – Балканские славянские, финоугорские племена. Из-за большого пространства нет вражды Þ создание многонационального государства

· Экономический – путь «из Варяг в Греки»

· Социокультурный – народы имели схожие верования, после принятия православия сделалось возможным образование единого духовного пространства

Особенности государственной модели:

· Соединение управленческих полномочий в одних руках

· Появление ранней феодальной монархии

o Слабая центральная власть

o Сильное влияние остатков родового самоуправления

o Раздробленность территории

· Влияние Совета

· Отсутствие официального статуса – управление в силу традиций

· Наличие Вече – говорит о влиянии общественной демократии

· Дворцовые управители

· Дворцово-вотчинное управление

· Система кормлений

· Сохранялась община на юге – Вервь; Эмира на севере. Общинам присуща круговая порука. Во главе общин приказчики

· Очередной порядок наследования – Царь ® ст. брат ® ст. дядяÞпутаницаÞборьба за власть

1097г. – г. Любич – на съезде династии Рюриковичей принято – «каждый держит вотчину свою»

Царь ® ст. сын Þ ликвидация зависимости удельных князей от киевского князя

Модель госаппарата:

I. Киевский князь

1. Совет – ближайшие родственники – удельные князья

Бояре

Славянская родоплеменная знать

Старцы градские

Высшие духовные лица

a) Волостели – жалование не получали, но натуральные сборы - кормление

b) Наместники – жалование не получали, но натуральные сборы - кормление

2. Вече–всё взрослое мужское население.Вопросы–объявления войны, мира; выборы князя

3. Дворцовые управители – Дворцово-вотчинное управление – перенос функций управления государством на дворцовое хозяйство.

V. Органы управления сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)

Структура госаппарата

  Император  
 
Сенат Органы центрального управления Синод
  Органы местного управления  

Сенат– Возник как высший административный, законосовещательный и контрольный, т.е. высший орган управления государством – Коллегиальный орган созданный как временный орган, превратился в постоянно действующее государственное учреждение

К концу правления Петра I стал высшим органом надзора за управлением в государстве

22 февраля 1711г. Указ об учреждении Правительствующего Сената

Первый состав Сената (9 сенаторов) -

· Представители знати князья

· Бывшие члены Боярской Думы

· Дворяне

Личная канцелярия главы государства, занимающаяся вопросами законодательства и управления (1704 -1727 годы) Состав аппарата Кабинета:

· кабинет-секретарь

· канцеляристы

· подканцеляристы

· копиисты

Структура Сената

Генерал-прокурор  
 
Присутствие Сенаторская канцелярия во главе с обер-секретарём
Разрядный стол
Расправная палата  
Генерал-рекетмейстер  
Генерал-фискал  

Полномочия Сената:

· управление центральными и местными учреждениями

· решение важнейших вопросов внутренней и внешней политики

· разработка законопроектов, их обсуждение

· при отсутствии царя имел право издавать от своего имени указы общегосударственного значения

· высшая судебная инстанция

· надзор за судами

· надзор за финансами

· надзор над государственными учреждениями

Функции коллегий

1. «Государственные» коллегии

– Иностранных дел - управление внешнеполитическими делами

– Военная - управление армией

– Адмиралтейская - управление флотом

2. Управление государственными финансами

– Камер-коллегия - сбор налогов, пошлин, недоимок и т.д.

– Штатс-контор-коллегия - выделение казенных средств правительственным учреждениям)

– Ревизион-коллегия - финансовый контроль

3. Управление отраслями экономики

– Берг-коллегия - управление горной и металлургической промышленностью

– Мануфактур-коллегия - руководство казенными мануфактурами

– Коммерц-коллегия - общее руководство внутренней и внешней торговлей, постройка и снаряжение купеческих судов, таможенный досмотр, контроль мер и весов

4. Коллегии сословного характера

– Вотчинная коллегия - проблемы дворянского землевладения

– Главныймагистрат - орган управления и суда для городского сословия.

5. Управление местными судами

– Юстиц-коллегия - апелляционная инстанция по уголовным и гражданским делам.

6.Малороссийская коллегия ведала делами на Украине. Создана не по функциональному, а по территориальному принципу.

Городская реформа

1699г. городское население выведено из-под власти воевод. Купечество, ремесленники и мелкие торговцы получили право избирать органы городского самоуправления — бурмистерские избы.

Первая областная реформа

1708г. Территория государства разделена на восемь губерний:

Московскую, Ингерманландскую (с 1710г. Петербургская), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую

Позднее созданы Рижская, Нижегородская и Астраханская губернии

Петербургская и Азовская губернии — ввиду их стратегического значения, находились на особом положении

Губерния

Основная административно-территориальная единица в России с 1708 года. Губернии делились на уезды. Во главе уездов – коменданты. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства.

Вторая областная реформа

1719—1720 гг. Провинция стала основной административно-территориальной единицей (11 губерний поделены на 45 провинций, число которых возросло до 50) Деление на уезды упразднено

Низшей административно-территориальной единицей стал дистрикт (округ), состоявший из 1500—2000 дворов во главе с земским комиссаром, назначаемым Камер-коллегией

Городская реформа

Бурмистрские избы в городах упразднены.Созданы городовые магистраты (1720г.)

Магистрат – коллегиальный сословный орган, состоящий из президента, двух-четырех бурмистров и двух - восьми ратманов (советников). Городовые магистраты подчинялись губернаторам и воеводам

Общее руководство осуществлялось Главным магистратом (1720г.)

Функции магистрата

1. Управления городом

2. Административно-полицейские дела

3. Финансовые дела

4. Хозяйственные дела

5. Судебные функции (гражданские и уголовные дела кроме государственных преступлений)

Необходимость преобразования судебной системы

Формирование абсолютистского государства потребовало создания общегосударственной судебной системы, которая складывалась нескольких лет

Юстиц-коллегия с 1718г.

1. Контрольный орган над деятельностью судебных органов государства

2. Апелляционная инстанция для нижестоящих судов

3. Разрабатывала общие правила деятельности судов

4. Обобщала судебную практику

Служба надзора

Функции

· надзор над деятельностью государственного аппарата

Структура

· Включала два параллельно действовавших контрольных института:

o фискальную службу

o прокуратуру

Система судебных учреждений

 

Судебные округа (с 1719г.) - коллегиальные
Нижние суды – коллегиальные, единоличные
Провинциальные городские

 

Специальные суды существовали для

· военнослужащих

· духовных лиц

· церковных и монастырских крестьян

· крепостных крестьян судили помещики, за исключением случаев тяжких преступлений

Преображенский приказ и тайная канцелярия – судебные органы, рассматривавшие дела о госпреступлении

Преображенский – политические преступления

Тайная канцелярия (с 1718) – преступления против Царя

Служба надзора:

Функции – надзор за деятельностью госаппарата.

Структура:

1. фискальная служба – надзор над деятельностью чиновников.

Фискал – тайный осведомитель – обязанный тайно проведывать и доносить

2. Прокуратура (с 1722) – публичная форма надзора во главе с генерал-прокурором

Обязанности – контроль за соблюдениями госучреждениями регламента, наблюдение за исполнением указаний, законов

Структура фискалитета:

Генерал фискал®обер-фискал при Сенате®губернский фискал®провинциал-фиск.® нижние фискалы

Итоги

· Завершение формирования абсолютной монархии

· Заложены основы нового государственного устройства

· Высшие органы - Сенат и Синод - просуществовали до революции 1917 г.

· Центральные органы - коллегии - до начала XIX в.

· Система местного управления оказалась наиболее уязвимым звеном государственной системы: большинство местных органов было ликвидировано вскоре после смерти Петра I

Суды

Принцип – равный судит равного

В уезде

Для дворян – уездный суд ; горожан – городовой магистрат ; крестьян – нижняя народная расправа

Обжалование дела уездного суда в «верховный земский суд»:

· Уголовное

· Гражданское

Обжалование «верховного земского суда» в «губернском магистрате»

Обжалование «Нижняя народная расправа» ® «верхняя народная расправа» залог – 25 рублей

Выше всех всесословный суд – «Две судебные палаты» - залог 100 рублей

Ещё более высокая инстанция – Сенат

Высшая инстанция – Императрица

Достоинства:

+ Местная администрация не участвовала в судебном процессе

+ Широкое участие выборных заместителей

Судебный процесс письменный – требует доказательств

Город – независимая административная единица – глава комендант/ городничий

1782 – «Устав Благочиния» - подробная роспись системы полицейских учреждений низкого уровня

В городах уездах создаётся управа благочиния

Управа Благочиния: -Обер-генерал (Москва, Питер), Городничий – уездные города

I. 2 по уголовным и гражданским делам

II. Ратман – советники избранные горожанами

III. Частный пристав:

1. Полицейская часть ® {управлял} ® квартал

2. Квартал – руководитель квартальный поручик

a. Сотские

b. пятидесятские

3. Словесный суд – малые дела

С введением Устава благочиния в табеле о рангах появляется – «лестница полицейских чинов»

Контроль рынков, борьба с воровством, следствие по уголовным делам

Меры:

– штраф

– Кратковременный арест

– Общественное порицание

– Помещение в работный или смирительный дом

Реформы прожили 100 лет

XII. Создание системы сословного самоуправления в конце XVIII в.

1785 – дворянское самоуправление окончательно закрепилось докладом «жалованная грамота дворянству»

Привилегии:

· Освобождение от податей и повинностей

· Освобождение от обязательной госслужбы

· Освобождение от телесных наказаний

· Исключительное право владеть крестьянами, землями и недрами

· Право свободного распоряжения имением, занятием предпринимательством и торговлей, беспошлинная продажа хлеба

· Право иметь собственное сословное самоуправление

Уездное дворянство формировало уездное дворянское собрание

Состав – все дворяне в уезде с доходом > 600 рублей в год, мужчины 25 лет чистые перед законом

Только служившие дворяне получившие офицерский чин могли работать на дворянских должностях

Причина – заинтересовать дворян в госслужбе

Губернский двор – губернатор на 3 года – имел право юридического лица и некоторые политические права – работало родословное дворянское собрание для ведения родословной дворянской книги

Дворянская опека – общественный орган социального призрения

1775 – Жалованная грамота городам:

Права и обязанности:

· Купечество I и II гильдии освобождалось от телесных наказаний

· Свобода промыслов и торговли

· Свобода распоряжения имуществом

· Свобода выезда за границу

· Право на сословное самоуправление

Общая городская дума: - до 30-40 человек

1. Настоящие городские обыватели – лица имевшие недвижимость в короде

2. Купцы I, II, III гильдии

§ III – Капитал до 5 тыс.

§ II – капитал от 5 до 10 тыс.

§ I – капитал свыше 10 тыс.

3. цеховые ремесленники

4. «гости» - иноземные и иногородние

5. именитые горожане

§ банкиры – капитал больше 50 тыс

§ судовладельцы

§ ювелиры

§ научная и творческая интеллегенция

§ лица исполн-е выборные должности с похвальбой

6. Прочие посадские

Шести гласная дума – по представителю от категории

Отсутствие собственной финансовой базы Þ придаток местного аппарата

Павел I

Мероприятия:

– восстановление допетровского порядка престолонаследия

– Падение роли Сената

– Возросло влияние генерал-прокурора

Общее направление реформ – усиление централизации, расширение списка коллегий

Введение трёхдневной барщины =)

Начало судебных процессов против офицерства, потеря привилегий дворянами, жесткая цензура

Местный аппарат:

Казенная палата, приказ общественного призрения, верхние и нижние суды и расправы – удалены

Губернатор ® ратгауз ® нижние земские суды

ордонанс хауз – полицейские функции

XIII. Самодержавие и его госучреждения в I ½ XIX в.

1801 – Александр Павлович

За поддержку императора – Сенат. Цель – усилить влияние Сената

1802 – указ о праве Сената проверять все императорские приказы на правомерность законам

«Негласный комитет» - ближайшие родственники, друзья императора – большое влияние

Все реформы по инициативе негласного комитета

1801 – «непременный совет» - высший законосовещательный орган

1802 – министерская реформа

1811 «общее учреждение министров»

Министр ® Товарищ министра ® Департамент ® Отдел ® Стол

® канцелярия

® Совет

1802 – комитет министров решал надведомственные и межведомственные вопросы

Отличие министерств от коллегий:

– Принцип единоличной ответственности в министерствах

– Только контрольные и административные функции

– Не имели права вмешиваться в дела других министерств

Госдума Император   Синод
    ¯    
Императорская канцелярия Непременный совет Комитет министров Высшие комитеты Сенат
    ¯    
    Министерства    

Министерства:

· Иностранных дел

· Военноморские

· Военные

· Коммерции

· Финансов

· Внутренних дел

· Юстиции

· Народного просвещения

· 1811-1819 – полиции {после в МВД}

· Двора

· Госимуществ

Сперанский – 1809 «введение к уложению госзаконов»

· Принцип законности

· Разделение ведомств

· Повышение уровня образование среди чинов и населения

Из проекта образован только госсовет:

· Присутствие

· Канцелярия

· 4+1 департамент

1. Законов

2. Военных дел

3. гражданских и духовных

4. государственная экономия

5. по делам царства польского

1803 – указ всем чинам без высшего образования сдавать экзамены

Местный аппарат.

Восстановил Екатеринскую систему, но упростил судебную.

Введена палата госимуществ

1837 в уездах вводится «стан» мелкая полицейская единица

1822 уставная грамота – при монархе законосовещательный сейм

Итоги Александра

· попытка привести принцып законности

· более чёткое разграничение полномочий

· попытка реализовать весь план Сперанского, но война

Николай I

Централизация власти, введение жёсткой регламентации, военизация

Реорганизация

· I Отделение – кадровая политика, общий надзор за госаппаратом

· II составление кодекса законов – 1845 – издание кодекса законов

· III Орган политической безопасности

o Экспедиция – борьба с политической оппозицией

o Должностные и религиозные преступления

o Надзор за иностранцами в России

o Крестьянские преступления, волнения

o + Цензура

+ жандармы в табеле о рангах

Ф-и жандармского корпуса:

– наблюдение за делом на местах

– Розыск беглых крестьян

– Рассеяние недозволенных сборищ

– Борьба с проявлением буйства и неповиновениям властям

Вводится понятие о госпреступлении

· IV Отделение императрицы Марии – женские учебные заведения и приюты

Высшие комитеты, группы:

I. Организация работы госаппарата

II. О крестьянским делам

III. По экстренным мерам

IV. Комитеты по управлению окраинами

V. Комитеты по внешнеполитическим делам

a. 1820 - азиатский

b. 1829 - русско-турецкие отношения

c. 1857 – амурский

Излишняя централизация, желание императора участвовать во всех делах.

Реорганизация областных дум

1870 – городовое положение

Городские избиратели – 25 лет, плательщики налогов

I. Крупные налогоплательщики – платили 1/3 налогов, выбирали 1/3 гласных, 1 гласный на 2 избирателей

II. Средние – 1/3–на 1/3, 1 к 15

III. Мелкие – 1/3–на 1/3, 1 на 200 избирателей

Ценз по конфессии на депутатов не более 1/3 депутатов не христиан на всех

Итог: Цели:

· Техническая – переложить часть трудно решаемых проблем с местного аппарата на органы самоуправления

· Политическая – привлечь представителей разных сословий в участие в управлении на местных уровнях

Мелкие дела – мировые суды

Уезд – 1 мировой округ – 4-5 участков

Пересмотр в уездном съезде мировых судей

Военная реформа

Необходимость реформы показала крымская война

1864 – реформа военного управления

Территория России разбита на 15 военных округов

Централизация военного управления

Введена система военных судов: полковой®окружной®главный военный суд

Введено обязательное обучение грамоте рекрутами

1874 – всеобщая воинская повинность

1874 – Александр II – указ – всё мужское население с 20 лет подлежит призыву

Сухопутные 6 лет службы и 9 запаса, флот 7 / 3

После ополчение до 40 лет

Потребность от всего населения лишь 20-30% для армии Þ введение отсрочек + жребий

Освобождалось от службы:

– духовенство

– некоторые религиозные секты

– Некоторые народы средней Азии, Сибири, Кавказа

Введение нарезного оружия

Местное самоуправление

1889 – пост мировых судей упразднён, вводится местный земский начальник

Сочетание административных и судебных функций.

Ценз:

– Имущественный

– сословный – потомственный дворянин

– высшее образование

– судебный – опыт работы

Функции:

I. Надзор за крестьянским самоуправление

II. Мог распустить крестьянский суд

III. Мог отменить решение волостного суда и управления

Система судов в Уезде

административный   Уездный съезд   судебный
    ­    
Волостной суд   Городской судья   Уездный окружной суд
Крестьяне   Горожане   Остальные

 

1890 – новое положение о земствах

I. Землевладельцы – 200 десятин земли имущественный ценз падает в 2 раза, только потомственные дворяне, количество выборщиков растёт

II. Горожане – имущественный ценз растёт, количество выборщиков падает

III. Сельские жители – прямое вмешательство местной власти

1898 – городовое положение – вводится имущественный ценз от 300 до 2000 рублей

Изменился статус городских дум, теперь губернатор мог перекрывать все решения

Итог попытка восстановить сословное дворянское влияние. Но эти меры не смогли остановить процесс преобразований Þ следующий период переход к конституционной монархии

Император

I. Канцелярия

II. Синод

III. Сенат

IV. Совет обороны – 1905-1909 – высший орган военного управления

V. Совет министров – 1905 – постоянно действующий – направляет работу всех ведомств по вопросам законодательства и высшего госуправления

a. Малый совет министров – 1909 – малые вопросы

VI. Госсовет - 1906 ® законодательный двух палатный парламент = Думе

Госсовет по статусу равен Думе – принятие законопроектов, разработка бюджета

Структура:

– присутствие / общее собрание:

I. Департаменты гражданские, судебные, административные

II. Финансовое направление

III. Комиссии внутреннего распорядка

IV. Комиссии законодательных положений

V. Комиссия финансовая

VI. Комиссии военно-морских дел

VII. Комиссия экономическая

Госсовет не пропускал радикальные проекты Думы

I Государственная Дума

Самая крупная фракция кадеты - 26% - 176 мест

Трудовики – 21% - 102 места

Беспартийные – 20% - 100 мест

Госдума выдвинула правительству требования:

· Всеобщее избирательное право

· Ответственное перед Госдумой правительство

· Отмена смертной казни и снятие военного положения

· Всеобщая политическая амнистия

· Ликвидация госсовета

· Справедливое налоговое законодательство

Правительство отвергло требования Þ конфликт = роспуск Госдумы – превышение полномочий Þ объявлены новые выборы

Между I и II:

Введение военно-полевых судов (активно использовалась 87 статья)

После открытия II Госдумы указ о военно-полевых судах отменён.

III Госдума

Большинство – октябристы

Октябристский маятник (октябристы - кадеты)

Аграрная реформа

Увеличены расходы на образование

Увеличены инвестиции в армию и флот

IV Госдума

Ноябрь 1912

Мало отличалась от 3 созыва

Самая большая – октябристы, есть и их маятник

Законопроекты кадетов:

– неприкосновенность личности

– свобода слова, печати, союзов

– всеобщее госправо

НО консервативная часть и неготовность правительства

Опыт думской монархии – неудачная система

Причины:

– отсутствие культуры консенсуса

– отказ решать первоочередные вопросы Российской жизни

– нежелание идти на демократизацию политической системы

С 1912 – восстанавливаются мировые судьи

Критерии к судье:

– нет имущественного ценза

– Среднее образование

– Опыт госслужбы

Окружной судья:

– высшее общее образование

– опыт госслужбы

Зарождается система административных юстиций

Уезд – административный судья ® округ – админ. отдел окружного суда ® I департамент Сената

В системе административной юстиции – продовольственные + земельные комитеты

Цель – решение продовольственного вопроса, разработка проектов аграрной реформы.

На предприятиях примирительные камеры

Территория – трудовые округа – третейские суды

примирительные камеры ® третейские суды

Местный уровень

Март 1917 – весь местный госаппарат упразднён

Создание – общественных исполнительных комитетов, но правительство временное правительство признавало лишь земства

Губернатор ® комиссар – председатель земских управ

Май 1917 – земское положение:

· Ликвидации I курии землевладельцев

· II и III не имеет ценза с 18 лет избирают все

Земства – часть госаппарата на местах

Полномочия земств: Финансово-хозяйственные

· строительство и благоустройство дорог

· попечение развития торговли и промышленности

· вопросы санитарии и продовольственного обеспечения

· строительство и содержание школ, больниц, домов престарелых…

· вопросы земского страхования, статистика, внедрение достижений аграрного комплекса

· + рынок труда

· + биржа труда

· + юридическая помощь населению

· + волостные земства – 18 лет, ценза нет, всесословное, кандидат от 10 избирателей!!!

Образуется совет городских дум

Советские органы власти:

Июнь 1917

– I всероссийский съезд советов рабочих депутатов – избирается ВЦИК – Глава Чхеидзе – резолюция поддержки временного правительства

– I всероссийский съезд советов крестьянских депутатов – крестьянский ВЦИК – эсеры

Конец октября 1917 года – свержение временного правительств ® власть у большевиков


Колчак

Верховный правитель России (А. В. Колчак)
¯ ¯ ¯ ¯
Совет министров – высший исполнительный Правительствующий сенат – высшая судебная инстанция Совет при верховном правителе – высший законосовещательный Государственное экономическое совещание

- Восстанавливается система административного деления России

- Приватизация

- временно сохраняются помещичьи земли

- подтверждались международные обязательства

Январь 1920 – расстрел Колчака ® полномочия переданы Деникину Þ война КомУч'а на два фронта (большевики и Деникин)

Январь 1918 образуется Донской гражданский совет, в основе деятельности конституция Корнилова:

- демократические свободы

- денационализация

- признание широкой национальной автономии

- подтверждались союзные обязательства России

Но в последствии он рассыпается и преемником становятся военные силы России Деникина

Главнокомандующий

¯

Особое совещание (– гражданское управление, хозуправление,

внешние сношения, военное управление)

Особое совещание:

- восстановило систему земств и дореволюционных судов

- провело реформу земли – отдача крестьянам

- подтвердило обязательства России

- признало возможность создания федерации

Деникин ® Врангель

Ноябрь 1920 – Врангель сброшен в море Þ на большей части страны война окончена

Причины поражения:

- нескоординированность военных акций

- внутренняя рознь

- прекращение помощи со стороны Антанты

- Внутри политическая стабилизация

- война одних генералов против других

Партия

ЦК (политбюро // оргбюро // секретариат // генсекретарь (Сталин))

­

Съезд РКП(б)®ВКП(б) {1925}

¯

ЦКК«НКРКИ

­

СНК

Генсекретарь – руководил расстановкой партийных кадров

Совмещение партийных должностей с государственными

1923 – создание объединённого контрольного органа (госконтроль ® рабкрин ® ЦКК)

Середина 20-х – падение авторитета местных советов и явок на выборы Þ

Þ 1925 - III Всесоюзный съезд советов – приняты:

- система отчётов

- создание возможности для критики снизу

Тенденция к бюрократизации

В 20-х – формирование советской номенклатуры в виде практики одобрения вышестоящими парторганами.

Изменения высших органов власти связаны с образование СССР и Конституции СССР 1924г.

Кредитная политика

Действие обществ взаимного кредита (ОВК)

Середина 1920 ухудшение деятельности ОВК

- рост % по займам

- уменьшение госкредитования

1927 – ревизия деятельности ОВК – выявлены злоупотребления ОВК Þ закрытие отделов – вытеснены

Причина – индустриализация

Ценовая политика

Уход предприятий спровоцировал резкое увеличение цен на продукцию Þ цены на с/х продукцию падают, на промышленную продукцию растут Þ созвана комиссия

1921 – установлены потолки цен – плановое снижение цен

Налоговая политика

1921 – единый промысловый налог

1922 – подоходный прогрессивный налог социальной направленности

1926 – налог на сверх прибыль

Местные налоги и сборы

- на имущество

- квартирные

- гербовый, почтовый сборы

- средства голодающим

Налоговая политика в ходе НЭПа менялась сначала на всех после на группы с высокой доходностью

К 1926 – восстановление экономики почти завершено

Вопрос о модернизации

Источник – крестьянство Þ начинается переход от ГРЭ к командно-административной экономике

Создаётся

Главное командование ВМФ, ПВО, ВВС, ВС, ракетных войск

При главкомах ® министры ® высшие военсоветы

1946 – создаётся главное политуправление (ГПУ)

1946 – ВКП(б) ® КПСС

1946 – РККА ® ВС СССР

1951 – создаётся ОСОАВИАХИМ

¯ ¯ ¯

Досарм Досав Досаф

¯ ¯ ¯

Д О С А А Ф

 

Восстановление конституционных норм – упразднение чрезвычайных органов органов управления.

5 марта 1953 – смерть Сталина

Историография

началась с XVIII от В.Н.Татищева

I. Совершенное единовластие 862-1132

II. Аристократия удельного периода 1132-1462

III. Восстановление монархии 1462-сер.XVIII века

Ломоносов – противник норманнской теории.

История не только результат деятельности власти, но и народных трудов.

Н.М. Карамзин – государство играло определяющую роль в истории, а самодержавие его наилучшая форма.

Историография XIX века распадается на:

· «Официальная народность» - Карамзин, Погодин

· Славянофильская школа – Беляев «Крестьянство на Руси»

· Государственнические школы – Чичерин, Соловьёв, Ключевский,отрицание револ-х методов

Ключевский– государство дворец русской истории. Отрицание революционных методов. Определяющую роль в истории играют:

– Отдельная личность

– Природный фактор

– Экономический фактор

I. XI-XII вв. Русь днепропетровская, торговая, городовая

II. XIII-XVвв. Русь верхневолжская, удельно-княжеская вольно-землевладельческая

III. Кон.XV-XVII вв. Русь московская, царско-боярская, военно-землевладельческая

IV. XVIII- кон.XIX вв. Русь имперская, крепостное помещичье хозяйство, фабричная

Марксистское направление:

· Государство – как машина для эксплуатации одного класса другим

· Преувеличивается роль народных масс и антинародных движений

Деидеологизация – Греков«Киевская Русь», Черепнин«Земские соборы», Ерошкин«История госучр…»

Современная историография – теория мобилизации развития для выхода из кризиса либо преодоления отсталости

Особенности развития:

· Политический фактор преобладает над экономическим

· Географическое положение, протяжённость с запада на восток, отсутствие естественных границ, большие затраты на армию

· Форсированная модернизация – задачи, превышавшие экономические возможности страны

Имеет циклический характер:

I.862-1238 гг.

a. Стабилизационный период Þ новая форма государственности – 110 лет

b. Расцвет государства, приобретение земель – 150 лет

c. Кризисные явления – 110 лет

II.1238-1613 гг.

III.1613-1991 гг.

II. Древнерусское государство в IX-XII в.: управление в центре и на местах

3 политических центра Куява-Киев, Славия-Новгород, Артания

Причины появления государства:

– Появление частной собственности

– Распад родовой – складывание соседской общины

– Племенные союзы

– Угроза кочевников

862 – новгородцы пригласили варяжских князей править

882 – поход на Киев князем Олегом Þ создание Киевской Руси

Особенности формирования:

· Географический фактор – нет естественных границ

· Этнический фактор – Балканские славянские, финоугорские племена. Из-за большого пространства нет вражды Þ создание мн


Дата: 2016-09-30, просмотров: 257.