Судьба подарила мне счастье встречаться, общаться, дружить и работать со многими талантливыми людьми своего времени. И когда в один из январских дней мне позвонил уважаемый мною кулинец Гасанов Гарун Юсупович и высказал предложение-намерение о создании книги о Магомед-Гаджи Гаджиеве, я сразу задумался, кем же для меня в моей жизни, моём сознании был этот человек.
Магомед-Гаджи родом был из знатной семьи кулинцев «Диччихъул», откуда родом и моя мать, и он был родственником матери.
Первое, что осталось в моей памяти о Магомед-Гаджи и потом пронеслось по всей жизни, было в самом раннем моём детстве. Мне тогда было, наверное, лет 12-13. Я, как потомок табунщиков, с самого раннего детства по ночам пас рабочих лошадей колхоза. Не всем доверялась тогда эта работа, а я считал себя тогда героем, потому что мои старшие братья Абид и Бадави были табунщиками, как и наш отец Омари. Бадави был старшим табунщиком – зав. КТФ (конетоварная ферма), и я «по блату» ходил пасти ночью и гордился этим.
Тогда вся сельская детвора считала своим долгом пойти пасти лошадей соседей – чабанов, колхозников, родственников. Нас тогда собиралось 20-30 ребят-ровесников.
Лошадей мы пускали ночью и утром рано, по росе, по мокрой траве, под дождём, в тумане собирали и приводили домой.
И вот однажды утром, в тумане, мы не смогли найти лошадей, и по росе я напал на след и попал на засеянное пшеницей колхозное поле. Охранником этой фермы и полей был пожилой мужчина, друг моего отца – Кубалаев Али (Кьубалав Аьли), очень строгий человек, которого я боялся.
Вижу, он раньше меня дошёл до лошадей и отгонял их на ферму «Мазуба».
Моё положение в этой ситуации было более предпочтительным, потому что я был на лошади, и, как сейчас помню, на хорошем коне, а он – пешком. Я своим кнутом повернул лошадей и погнал их обратно. Али, конечно, кричал, ругал меня, но я быстро отогнал лошадей.
А он, в свою очередь, поймал свою лошадь, которую я в спешке до этого оставил, и погнался за мной.
Гора наша ХханацIалу перед селением как на ладони, всё происходящее здесь видно было сельчанам.
Я своему напарнику сказал, что Али гонится за мной, я погоню этих лошадей домой, вы собирайте оставшихся и следуйте за мной. Взял бурку, сел на лошадь и погнал.
А Али хотел опередить меня, короткой дорогой вышел, преградил нам дорогу и стоял. Я обратно погнал лошадей на гору и другой дорогой, через Ялттуар, Акъуралу поскакал домой (КьункрайттарацI).
Это всё видели сельчане, за этим, оказывается, наблюдали: председатель колхоза Гаджиев Магомед-Гаджи, председатель сельсовета Мусиев Паша, брат мой Бадави и многие колхозники, которые ждали своих лошадей.
Когда я пригнал лошадей, ко мне подошёл брат и спросил в чём дело. Я рассказал ему и всем остальным, как всё было. Через пару минут появился Али и сразу начал браниться с моим братом. А Магомед-Гаджи и Паша повели меня в кабинет председателя сельсовета и спрятали. Я всё видел через окно. Али ругался на мой род, на меня, спрашивал, где я, хотел отогнать лошадей, но сделать это ему не дали колхозники. Работа ждала их. Сказать честно, я от страха не знал что делать. Оба председателя и мужчины, которые там стояли, своими упрёками, шутками остудили Али, но он всё равно кричал: «Позовите его отца, я с ним разберусь».
Потом они с Али зашли в магазин к Сабичулаху, выпили по 200 граммов и вышли, вывели меня на арену.
Магомедгаджи похвалил меня, положил на плечо руку и начал упрекать Али за плохую работу, за то, что он не охраняет поля. А Али всё рвался ко мне, хотел ударить, а Магомедгаджи защищал меня.
И вот эта защита, эта его рука на плече запомнились мне на всю жизнь, и я чувствовал её, не забывал и не забуду.
Это всё было в детстве. Когда я повзрослел, узнал кто такой Али, и кем он был, я, конечно, глубоко уважал его.
Магомедгаджи Гаджиевич был тем человеком, который наряду с моим первым трудовым учителем Худиевым Шахом Худиевичем, моим другом – братом Абакаровым Рапи Абдуразаковичем, решили мою судьбу, судьбу моей жизни. И я иногда думаю, как бы сложилась моя судьба, если бы не было этих людей в моей жизни.
После окончания института я был направлен на работу в г. Гагарин Смоленской области. Работать пришлось недолго, хотя работа была интересной, живой, квартира, заново строящийся город и т.д. Меня призвали в Армию и после армии тяжело заболел отец, и мне пришлось приехать в Дагестан, быть с отцом.
После смерти отца Магомедгаджи сообщил мне, что в Кули его стараниями собираются открыть МРО отделение «Сельхозтехника», и мне, как инженеру, предложил и уговорил через братьев остаться в родном селении.
В мае 1974 года было открыто Лакское межрайонное объединение «Сельхозтехника», и я стал главным инженером объединения, которое впоследствии решило судьбу многих молодых семей кулинцев. МРО открыто благодаря настойчивым просьбам первого секретаря РК КПСС Османова Абдулжалала Рамазановича и Магомедгаджи.
Для организации ремонтных мастерских и гаража колхоз им. Г. Саидова, его правление и лично Магомедгаджи, можно так сказать, подарили здание механических мастерских, огороженный двор, складские помещения.
Долгое время до самой перестройки эти помещения и здания обеспечивали хозяйства не только Кулинского, но и Лакского, Агульского районов ремонтом техники, запчастями, автотранспортными услугами, строили дороги, обеспечивали работой 70-80 человек и их семьи.
В те годы гремел колхоз им. Г. Саидова, гремел и сам Магомедгаджи. Он избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, колхоз – самый крупный овцеводческий колхоз на Северном Кавказе не сходил с Доски почёта ВДНХ СССР, в хозяйстве шла большая стройка: строили мельницы, скотоводческие помещения, баню, дворец спорта, школу, дворец культуры, больницу, дома животноводов. Внутрихозяйственные дороги и др.
Колхозники работали живо, радостно, с самоотдачей, потому что и руководитель работал. На глазах преобразился облик села Кули. Колхозники, чабаны, их сыновья строили добротные дома, появились новые посёлки и в сторону Вачи, начиная от старой больницы, в сторону Хосреха от школы. Люди по 1000 человек в день выходили на сезонные сельхозработы – сенокос, уборка. Строили дороги на поля, на фермы, на сенокосы и в соседние районы, и за это получали в виде натуральной оплаты тонны пшеницы, риса, масла, овечий сыр и впоследствии хорошую заработную плату. Получали хорошие урожаи с полей и в горах, и в Бабаюртовской зоне, цвели колхозные сады.
Время Магомедгаджи – это время самозабвенной работы, непоказной скромности, типичной для того поколения людей. Рано, очень рано начиналось его рабочее время, в 5-6 часов утра он в кабинете, а после 8-9 ездил на поля, фермы, вечером до 9-10 ч. досиживался на работе. Пропустить вечернюю планёрку, на которой все руководители структурных подразделений докладывали о проделанной работе и планах на следующий день, о нуждах, считалось серьёзным нарушением трудовой дисциплины. Он находил общий язык с любым человеком. Он успевал везде и в самых высших кабинетах и на кутанах, на фермах, за это его и уважали, и говорили «Наш Магомедгаджи». Везде он был своим, близким.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что всё, что было сделано в с. Кули, в колхозе им. Г. Саидова, сделано благодаря Магомедгаджи и впоследствии в знак его уважения продолжили Рамазанов Гаджи, Рамазанов Юсуп и до сих пор не могут разломать, развалить, хотя вся страна развалилась, видно фундамент был крепким, глубоким, корни были мощными, как и сами эти люди.
И ещё одно событие, которое решило судьбу моей жизни, связанное с этим человеком. В 1980 году, когда я работал управляющим «Сельхозтехники», в один прекрасный день к концу рабочего дня к конторе МРО подъехали в райисполкомовской машине Магомедгаджи Гаджиевич, Кутаев Курбанмагомед – зав. орг. отделом РК КПСС и сотрудник межрайонного отдела КГБ Минкаил и пригласили меня сесть в машину и поехали в сторону колхозной фермы «Бартнехха». Я не стал спрашивать, куда, зачем, а они начали спрашивать меня о работе, о хозяйствах района, о планах на будущее. Проехали на машине до фермы, поздоровались с бригадиром Саидом Гасановым. Посидели с ним и вернулись обратно, я тогда так и не понял, с какой целью они меня взяли с собой.
Впоследствии Магомедгаджи пригласил меня к себе в кабинет и спросил: «Ты так и не понял для чего эти люди приезжали?» Я ответил: «Нет». И тогда он раскрыл мне секрет и сказал, что меня хотят выдвинуть заместителем председателя райисполкома.
Для меня это было неожиданностью и я тут же, как с отцом, братьями, начал обсуждать это. Честно сказать, я не было готов к такому повороту событий, и сказал, что я не готов к районной работе, не получится из меня работник районного масштаба, но Магомедгаджи убедил меня, что получится, готовься. Впоследствии, когда я работал на руководящих должностях района, не было и дня, чтобы я не общался с Магомедгаджи. Мы вместе ездили на фермы, на кутаны, в Махачкалу на сессии, на пленумы, конференции и деловые командировки. Я бывал рад, когда он в Махачкале оказывался рядом. Его знали все руководители, ему все двери кабинетов были открыты, его все обнимали и я, благодаря ему, знакомился с многими нужными людьми, благодаря ему решил многие вопросы нужд района, потому что ему никто ни в чём не мог отказать. Я удивлялся феноменальной памяти этого человека, он мог где-нибудь встретить человека и вспомнить его: «Это такой-то человек, я с ним столько-то лет тому назад где-то встречался», «Пойдём, он нам нужный человек». Подходил, вспоминал, а тот человек удивлялся, как он всё это помнит, и так все люди располагались к нему душой.
В нём не было сухости, он был откровенен и с подчинёнными. Он располагал к себе, и к нему тянулись люди. Он не мог терпеть высокомерие и сам был простым и доступным. Он был требователен к себе и подчинённым.
Работая руководителем района, когда я заходил в любой кабинет республиканских руководителей, они в первую очередь спрашивали: «Как Магомедгаджи, Аскандар Масуевич?» И я гордился, что земля кулинская родила этих двух моих родственников – выдающихся людей.
Я ездил с ним и в Москву, и на отдых в санатории, и по Дагестану, к его и к моим друзьям. Друзей у него было очень много и они часто приезжали к нему.
Не могу не вспомнить его гостеприимный дом, хозяйку Патимат, которая без лишних помпезностей с душой накрывала на стол и радовалась гостям, кто бы это не был. Я удивлялся как это она успевает всё делать и по хозяйству, и за детьми (их было шестеро, в то время маленькие), и столько гостей встретить. Эта скромная женщина, горянка являлась образцом семейного очага.
Руководители республиканских органов, будучи в командировке в Вачи, обязательно ездили в Кули к Магомедгаджи и иногда говорили, ночевать будем у Магомедгаджи.
И я его брал часто с собой на различные мероприятия районного и республиканского масштаба, где он бывал самым почётным и уважаемым гостем и многие уступали ему своё место в знак уважения.
Ещё одно воспоминание, которое я не забываю, это то, что куда бы мы не ездили, на свадьбы, на соболезнования, в гости, у него обязательно с собой бывал небольшой пакет со съестным, и перед въездом в село он обязательно останавливал машину, открывал пакет и говорил: «Давай, перекусим». Я ему говорил: «Идём», а он: «Нет, куда бы ты не ехал, в гости, на свадьбу, на похороны, не ходи голодным, мы же не знаем, как там сложится ситуация». И я до сих пор придерживаюсь этого принципа и всем говорю, что это принцип покойного Магомедгаджи.
Он был эрудированным человеком, интересным собеседником, он был человеком острого ума, большого юмора.
Не могу не вспомнить встречи Магомедгаджи с его близким другом – адмиралом Виктором Буйновым. С адмиралом они познакомились, когда тот работал в Каспийской флотилии, и вместе ездили в Москву на сессии Верховного Совета РСФСР. Потом адмирала направили на Кубу. Он был Главным военным советником по военно-морским вопросам Министра революционных вооруженных сил Республики Куба Рауля Кастро Рус и после работал начальником Калининградского Высшего Военно-морского училища. Этот мужественный, обаятельный человек, почти каждый год приезжал в Кули, иногда и с сыном. Его прозвали «кулинским адмиралом». Я познакомился с Виктором ещё будучи главным инженером Межрайонного объединения (МРО) «Сельхозтехника». Он был большим любителем природы, гор, охоты и всегда по приезду Магомед-Гаджи и мы организовывали достойную встречу ему. Он приглашал кулинцев учиться в училище, некоторые поехали и поступили без конкурса.
Магомед-Гаджи строго следил за своим внешним видом. Где бы он не был: и в санатории, и в гостинице, и в больнице, и дома с гостями, он не позволял себе и другим пренебрежения к требованиям этих заведений. Великой честью было для многих постоять, сфотографироваться, пройтись с ним, когда он надевал свои ордена, медали за ратные и трудовые подвиги.
А когда Магомед-Гаджи в своих боевых и трудовых наградах заходил на торжественные мероприятия районного или республиканского масштабов и вид, и рост, и сам он в конечном итоге был украшением любого зала. А наград у него было очень много, не многие в республике имели столько боевых и трудовых орденов и медалей. Он в своё время был представлен на присвоение высокого почётного звания Героя Социалистического труда, но по некоторым причинам не прошёл (он рассказывал по каким причинам). Но сам он с гордостью считал доброе имя своё дороже всех наград.
К сожалению, время брало своё, а ускорили всё это движение события последних лет прошлого столетия, времена распада Советского Союза и перестройки.
Я никогда не забуду с каким переживанием и горем он откровенничал о происходящих событиях в стране. Он и ему подобные руководители хозяйств и истинные коммунисты, которые всю свою жизнь отдали служению народу, родному хозяйству, и которые не позволяли себе взять кусок колхозного дармового мяса на хинкал с кутана домой, видели как всё разбазаривается, всё продаётся, кричат с высоких трибун «Продавайте! Реформируйте!», и вот этого они не смогли выдержать и у них на глазах появлялись слёзы.
Мне кажется, что вот эти события больше наносили вреда здоровью стариков, чем неумолимо движущееся время. И в конце концов многие не выдержали. Магомед-Гаджи и ему подобные не могли приспособиться к новой ситуации, они в душе боролись с ней.
И меня иногда мучает совесть за беззастенчивое охаивание нашего недавнего прошлого, именуемого застойным периодом, клевета на целое поколение людей, самоотверженным трудом создавшим великую могучую державу, ценою миллионов жизней спасших народы от порабощения, клевету на людей, которые не думая о своём благополучии (не в пример новым «демократам») отдавали свои силы, знания и опыт улучшению жизни людей.
У меня в душе остались самые приятные, самые сокровенные чувства и воспоминания про этого человека с большой буквы Магомед-Гаджи Гаджиевича. И я ещё раз скажу, что я горжусь им всегда, горжусь, что земля кулинская родила такого «гиганта» в полном смысле этого слова, я горжусь его детьми – достойными сыновьями и дочерями своего отца и всегда испытываю чувство большого уважения к ним, потому что ни один из них не совершил поступка, который мог опорочить имя Магомед-Гаджи Гаджиевича.
Время неумолимо, всё дальше и дальше отдаляет от нас тот день, когда мы навсегда попрощались с Магомед-Гаджи Гаджиевичем, но живой образ этого благородного человека, истинного горца, неутомимого труженика навсегда сохранится в моём сердце.
г. Махачкала
Г. Гасанов
ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РУКОВОДИТЕЛЯ
Как показывает практика, чтобы стать руководителем, да и доверить эту должность, надо знать, есть ли у него на это право, то есть всё необходимое для этого: ум и профессиональные знания, организаторский талант, добросовестность, порядочность, а главное умение работать, общаться с людьми, умение увидеть проблемы их глазами, находить с ними общий язык и т.д.
Как известно, любой руководитель должен и обязан общаться с подчинёнными. Да и вообще способность любого человека, тем более руководящего работника, к общению всегда относится к числу важнейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакты и умеющим располагать к себе, люди всегда относятся с симпатией, а с замкнутыми, высокомерными, нелюдимыми стараются общаться как можно реже. Людям с чёрствой душой, считающим себя всезнайками, считающими себя лучше всех, выше всех, забывающими, что эта должность временная, на руководящей должности не место, говорят.
У Магомед-Гаджи Гаджиевича руководство коллективом, общение, работа с людьми, я бы сказал, была призванием, для него общение с людьми, казалось, было даром от Бога, от матери. Он был прост в общении, умел располагать их к себе, вести откровенный разговор, как говорится, войти в душу каждому. Несмотря на свою крайнюю занятость, он находил время встретиться с людьми, посидеть на годекане, пообщаться с ними, спрашивать и слушать их, регулярно посещал животноводческие фермы, бригады и кутаны, всегда бывал в курсе жизни колхоза. Словом, он был всегда с людьми.
А всё это заметно способствовало, вернее, сразу сказывалось на микроклимате, на взаимоотношениях людей, и, в конечном счёте и на экономических показателях.
Он был немногословен, любил вещи называть своими именами, а необходимое выразить конкретно. Кроме того, удивительно то, что у него, как говорится, рука и язык доходили до всего и всех. А главное, успевал, решал.
Особо, чтобы было примером и для читателей, и будущих руководителей, хочется отметить, что он был простым, доступным в общении, но и не растворялся, вернее, никогда не забывал, кто он. А личный пример для него был не показной, а естественный. Показухи, халтуры у него не было.
В связи с этим считаю уместным привести выдержку из юморески немецкого писателя Кнобека «Трудно быть руководителем», показывающей как лучше вести себя руководителю в своём коллективе.
Придёт на работу вовремя, говорят: «Ишь, прибежал спозаранку, хочет нам глаза втереть».
Придёт поздно, скажут с иронией: «Начальство не опаздывает, оно задерживается».
Спросит: «Как жёны, дети?» – суёт нос не в своё дело. Не спросит, скажут: «Ну и чёрствый же человек!»
Поинтересуется: «Какие есть предложения?», уже шёпот: «Сам никаких не имеет». Не спросит – «К голосу коллектива не прислушивается».
Решает вопрос быстро – тороплив, не хочет думать. Решает медленно – нерешителен, перестраховщик!
Требует новую штатную единицу – раздувает штаты. Скажет: «Справимся имеющимися силами» – недовольны: на наших костях выехать хочет.
Обходится без указаний сверху – вольнодумствует.
Выполняет указания точно – старый бюрократ.
Начнёт шутить, острить: «Без щекотки не засмеёшься».
Не шутит, ворчит: «Хоть раз видели на его лице улыбку?»
Держится по-дружески – хочет втереться в доверие.
Держится обособленно – сухарь, зазнайка.
Дела идут хорошо – в конечном счёте это мы работаем.
Снимают за невыполнение плана – поделом, он один виноват.
Словом, трудно быть руководителем.
Помнится, и не забываю, как-то встретившись в свободное от работы время с Магомед-Гаджи Гаджиевичем и с Гасаном Асадуллаевичем, почему-то мне пришло в голову для хохмы прочесть эту юмореску (у меня была вырезка из журнала «Крокодил»). Не успел я закончить читать, хотя и до этого после каждого абзаца смеялись, так расхохотались, просто слёзы текли. Особенно большой любитель анекдотов Гасан Асадуллаевич так смеялся, словно до этого никогда не пришлось смеяться. Хотя не отстал от него и Магомедгаджи. Зачем-то отобрал из моих рук эту вырезку и со свойственным ему хохотом кричит на меня: «Слушай, мой друг, чего же ты до сих пор скрывал это у себя. За это штраф с тебя – это раз. Во-вторых, давно надо было тебе у себя в райкоме, а также с активом района прочесть, обсудить эту шутку. А затем напечатать, размножить, чтобы у всех руководителей на входных дверях кабинетов висел. В том числе нам, да и тебе самому, как заведующему организационным отделом райкома, не мешало бы ещё и ещё раз мотать на ус глубокий смысл этой юморески». А сам всё ещё смеётся и не возвращает мне вырезку.
– Друг мой, ты мой упрёк прямо на себя не бери, но знай, и у вас в райкоме тоже кое-кому надо читать и перечитывать эту юмореску. Но пусть это останется между нами, что греха таить, не мало у нас точно таких горе-руководителей, – подчёркивает Гасан.
– Он прав. Эта шутка, но в каждой шутке есть и доля правды, – добавил Магомедгаджи. – Ты, наверное, думаю, хотел прочесть это, чтобы нас посмешить. Однако, скажу, ты в точку попал, получилось кстати. Личный пример руководителя необходим в работе. Он – зеркало и для себя, и для подчинённых. Надо работать с кадрами.
Теперь уже не то время, не то общество, не те требования к руководителю. Но мне порой хочется дать совет кое-кому из нынешних руководителей, бюрократов руководствоваться в работе стилем и методами бывших руководителей таких, как покойный Магомед-Гаджи Гаджиевич и многие другие истинные патриоты, выходцы из народа, самородки.
Не знаю, имею ли я на это право, но это мой личный совет. Потому и решил это написать на русском языке.
С.Ю.ХIасанов,
………………….
НА БАРЧАЛЛАГЬ ТIИЙНА УССАРА
«МахIаммад-ХIажи цукунсса каялувчи хIисаврай дакIний ливчIурив вин?» – тIий ттухьва цIухлахисса чIумал, ца-кIива мукъуйну жаваб дулун къабигьар чивияв.
Каялувчишиву дуллангу, тIайланма учин, инсаншиву дусса, за кIулсса, бюхъу бусса, яла-яла агьалий, жямат ххирасса, иш багьний ссавур дан кIулсса, цаятурасса жаваблувшиву, тIалавшинна кIулсса, дурмуния пахру-ххара бакъасса, дакI хъун дакъасса ва аьчухсса, агьалийнал хьхьичI аьчухну ихтилат бан, дакIниймур ласун, цалва канилумийгу цува кунмасса инсантал бушиву хъама къабитайсса, гайннал багьу-бизу, хIал-ахIвал кIулсса инсан икIан аьркинни. Бунагьирттал аьпа баннав цал.
МахIаммад-ХIажи ХIажиевгу, вай ва цаймийгу каялувчитурачIа дикIан аьркинсса ххуймий хасиятру ниттилла, Аллагьналла дуллусса инсан ия учин бюхълай бур ттуща. Цанчирча, на ттунна духIин хьуну, нава оьрчIния шийнай зий, захIмат буллайна, колхозрал ризкьилучIа оьрму бувтсса инсан ура. 1944-ку шинал колхозрал Щухьлавсса фермалий бюрчурдил хIухчуну, муниннингума ниттиуссу АьличIа «якну», «дучра хIухчуну» (укун учайва Ккуллал яттил къушлия шяравун нис духхуйн ва яттикъушлий дукрагу дуллай, чIируннал хIухчушивугу дуллалисса оьрчIайн) зий ивкIссара. Гания махъ ятту лувгъи буллай, ппургъунчину, яттихIухчуну, осеменительну, яла 36 шинал мутталий фермалул бригадирну ттул оьрму лавгссар, утти укун дукъарчIай азаруннил къуркъуллул увгьуну личIан увну ухьурчагу. Ттун кIулли колхозрал председательну зий бивкIсса ХIасан МахIаммадов, Паша Мусиев, заместительтал, зав ОТФ, зав МТФ-хъулгу. КIулли МахIаммад-ХIажи колхозрал бухгалтерну, председательну, парторгну ва ахирданийгу, чурххаяр кIумур ялун бивну, яъни къашай хьуну, МахIачкъалалий азарханалийн ттула арс Юсуплущал автомашиналий тIайла уклакисса кьининингу. Муния махъ жу цаннан ца ххал къавхьуссару. Аьпа баннав цал, хIайп! Ялагу, хIайп жуятува личIий хьун чинсса адамина ия. ТIайланма учинна, МахIаммад-ХIажи председательну авцIун махъ, хаснува Бабаюртлийсса аьрщарая мюнпат ласлан бивкIукун, Ккуллал щарнил жяматрал оьрму, багьу-бизу мархлуцIакул баххана хьуссар.
Бабаюртлиясса лачIал сурду хIакьинусса кьинигума жяматрачIа бухьунссар. Базардува дару-дарманналин, хъамаличу-лихъачунал хьхьичI лажин кIяла дан машан лавсъсса ца-кIива стакан бакъа ппиринжул къатлуву къабивкIсса Ккуллал агьалийнал къатраву дарвагру-кьаллу ппиринжул хьуссар. Вай дакъассагу, ЦIахъардал кьурчIи гьивчгума нажагь аруххалун ххал шайсса Ккуллал жямат гьивч, хъюрт, къюмай тIутIи, къарпузру – буччивххуну, къаласлай складрайва аьвну, экьи бичлай, яла-яла ххаллилсса чахирданул бютI учин бувссар. Ва хъунма махъ бакъар.
Яла цуксса баххана хьунав ризкьичитурал къутаннайсса багьу-бизу! ХIухчалт землянкардаву, цалла къабалай-чухъраву утту бихьлай бикIайссия. Ванал тIурча, Ккулув шаппанияргума ххуйсса къатри, гиву кроватьру, хIаммам, клуб, аьмсса столовая, школа – гьарзад дуван дурунахха. Утти? Оьма ххал къавхьун, хъинманал кьадру къабикIайссар, чайссар. ТIайласса учала бур. Чурив утти га Бабаюрт? Зевххуссарив жущава? Юх, гиккува бур. МахIаммад-ХIажигу, мунал канилусса ххаллилсса зузалтгу бакъар. Халкьуннахунгу карчI къюруну дур, бигьа буки – ккаши буки, тIий, нитти-буттахъал пенсиярттах бувччу хъанай, ккурчIарду ябуллай бур жагьилтал. Гай гьич. Къащи хъанай дур ший лаккуйсса цалла-цалла хъурурагума дукъаргьунна кьадитлай.
Ванийн бувну хъиннува дакIнийн агьлан икIай аьпа биву. Изан увну урган арча, колхозравусса баявуршиву, марди-мазаншивуртту, та захIматрай цалла дурмур ссайн дурккун дурив чIалай, къащи шаврил аьтIунссия аьпабиву. Къаххалхьуна лавгуну хъинача! Ва ца.
На колхозрал фермалий ваниннин 35-36 шинал хьхьичI бригадирну зун айивхьусса чIумал, ца оьлища анжагъ 350-400 литIра накIлил шинай ттизайссия. Баххана бувуна гьанна. Оьллу ххуйсса бугърал гьаннараха искусственныйну лахъан буллай, хъинну ялув бавцIуну селекционно-племенной даву дачин дурну, ризкьичитуран захIмат бигьа бувну, хIатта «ёлочка» тIисса доильный аппарат бивхьун, механизмардал кумаграйну оьллу ттизлай буссия, кормоцех бувну буссия. Цал шяравун, хъирив архсса фермардайнгума электричество дурцун, автотранспортрансса ххуллурду бан бувну, зунсса шартIру щаллу дуруна. Фермардай дояркану душ кьамул бан конкурс бикIайссия.
Колхозрал яттивух ягу гъаттаравух члентурал ризкьи хIала къабитайссия, хIаран къабаншиврул, яъни баххана бувансса ва цаймийгу хIарансса къеллу дувансса шартI къадикIаншиврул.
КутIану учин, агьалий колхозраву дакIнихтуну, лагма лавгун зий бия. Даврийн къаитаву – колхозникнансса танмихIъя. Зузинан ччатIгу бия, зузинал кьадру-кьиматгу лайкьсса бия. Яла цирив инсаннан аьркинсса?! Колхозрал харжлугърах гьарца фермалий ятIул мурцIу-клуб бия. Шяраву культуралул Дворец бия. Фермардал самодеятельный колллективирттал бяс-ччаллий концертру ккаккан дайссия шяраву.
МахIаммад-ХIажи колхозрал хъунаману авцIун махъ шяравусса къатрал духсса кьамагъай сайки гьарцаннал шифер-мах дирхьуна, цIу-цIусса махIларду хьуна. Мотоциклет дакъасса къатта къаливчIуна учин бюхъанссар. Цимигу ттуршвахъайссаннал куклу автомашинартту машан лавсуна. ХьхьичIва кунма, гилахун, тиху-шихунмай хIалтIилий заназаву дарцIуна.
МахIаммад-ХIажи хьхьичI ппурттуву чай бурттий, яла махъ, колхозрал ахIвал гьаз хьувкун, ххуллурдугу бан бувну, куклу автомашиналий къушайн, фермардайн, къурдаравн чIун-чIумуй ияйва. Зузалтрал ялтту уккан лагайва. Дяхтта му конторалуву лякъин къашайва.
КIюрххила – ччяни, ягу хьхьувай чIалнунингу колхозрал правлениелий (укун чайссия конторалийн) зий икIайва.
Агьалийнащал зузаврил цанналусса усттаршиву дия ганаву. Инсан зия ан, кьюкьин ан тIисса тамахI ганачIа къабикIайва. ТIалавшиннарив хъинну кьянкьасса дикIайва. Вев-гьарай тIий, итанна-къаитанна, укьан-анна тIутIаву дакъая. Инсан нахIусса, бюххансса мукъурттий кIукIлуну вих айва цува аьйкьлай, къатIайласса даву дуллай ушиврий. КутIану учин, ганан кIула цайнна жяматрал цахава зунсса вихшала дурну душиву. Мийннал махъ къаучинну, мий рязий банну, лажин кIялану зун хIарачат буллайгу икIайва. Гьич къаххирая тIайладакъашиву, щялмахъ, махъа махъ. ТIайланма иттату иттавн цащалва ихтилат бангу кIулсса ия.
Анавар къауккайва цала зузала оькки ан, чIявучил хьхьичI къабагьавай махъ учин.
Отраслирдалсса булланмий битангу кIула. Мийннайн чул бищун, мийннал данмур цалла дуллангу хьхьичIун къашайва. Мукун цумур-дунугу отраслилул хъунама кьаивтун, ккаллий къаувну тIиний куна, цачIана аьрзирай ягу ци-дунугу тIалавшинна дуллай увкIмагу тIайла уккантIиссия га отраслилул жаваб дулайманачIан. Ганаща бан къабювхъуну ягу чIалай буна ганай тахсир хьусса иш бухьурчая цува хIала уххайсса. Мунийну цаннагу бигьашиву, га отраслилул хъунаманал сий, жаваблувшивугу гьаз хъанахъишиву чIалай духьунссия.
Дия МахIаммад-ХIажиначIа иш багьний хъамалу хьун, щяикIан кIулшиву, дусшиву дан, дустал буруччин кIулшивугу. Хаснува ччя-ччяни учIайссия жучIан – Бартнеххавн.
Фермалийн учIайнийгу ссайгъат бакъа, дачIра каруннищал къаучIайссия. Ца-ца ккампIитI дунугу дуллуну, душру ххари бантIиссия. ЦIухху-бусу буллай, къатравусса тагьар, лагма-ялттусса марцI-чапалшиву ххал дурну, аьй дан багьнийгу багьаймур учайссия, душварал дакI дансса хавар бусантIиссия, хъярч-хъяхъаву дангу хъамакъабитайссия. КIийлчин учIаннин цалла ккаккан дурсса диялдакъашиву духлаган къадурну лякъирчарив... Багъишла ити тIун багьайссия. Бригадирнай цанна чIалачIисса аьй бюхъавай дояркахъал хьхьичI къадайвача, цахьралу дайва. Гьалбатта, нигь дикIайва, амма хIурмат ва сий багьавайсса, ларайсса дикIайва. Аьпабаннав цал.
Аьпабиву хъин чулий дакIнин утлай, ца-кIива ттунма дакIния къабуккайсса ишираягу бусаннача. ЧIявуну инсан цIарду дуллай, хъуни къуллугъирттайн гьаз уллай, ягу авадан хъанахъиний, аххана къавхьун къаличIайссар тIун бикIай. МахIаммад-ХIажирив мукунмийннаясса акъая. Ганая багьавай цIардугу дуллайнма бия, ду-дакъасса наградарттугу дуллуна. Аьрасатнал Верховный Советрал депутатшиврийн ияннин увчIуна, цаймийгу жяматийсса къуллугъирттайнгу вихшала дуруна. Оьрмулул махъра махъсса кьининингума районналул ветерантурал Советрал председательну уссия.
Цукссагу лахъа-хъун уван лайкьссагу, дурсса вихшала марцIну биттур дайссагу ия. Аммарив пахрулувун лагаву, дакI хъуншиву даву ганачIа дакъая. ХъунимийнначIагу, укунмасса колхозниктурачIагу щяикIан-изан, ихтилат бан, вичIи дишин, ихтилатрава аьркинмур лаласун кIулсса, бюхъайсса ия. Укунсса хасият чIявуссанначIа ттун чанну чIалан дикIай.
Ца-цамургу. На бригадирну зузисса 2-мур ферма районналий яла хьхьичIунмурну, ккаккиялунну дунуяв къакIула, районналул колхозирттавагу, республикалиягу, хIатта Москавлияссагу хъуни хъамал чIявуну ттучIан бучIайва. Гьалбатта, жучIагу мудан гьарзад ккаккиялунну къадикIайхьунссия. Мукун бувкIмийннал дурсса аьй МахIаммад-ХIажиналгу къаччан къабивкIун кьамул дайва, диялдакъашивуртту духлаган дангу хIарачат байва.
ДакIний бур ца хъянсса иш хьуссагу. Ца чIумал жучIан МахIаммад-ХIажинащал увкIунни республикалул ХIукуматрал председательнал Цалчинма заместительну зузисса жула лаккучу Абуев МахIаммад Шамилович.
«Саэд, – куну ттуйн оьвкунни МахIаммад-ХIажинал, – явала ва хъамаличу кьатIувн уккан ччай урча, ва уца», – увкунни.
Та чIумал, цуксса начнугу, фермалий хIажатхана бакъассияча, чулланийн, мивун-тивун лагайссия рахIат хьун.
Цибавияв, уцав фермалул чулухсса ххалабакIурдахун. Навама лавгра. Цаппара хIаллава хъап-шаплий, хIажакгу гьаз дуллай, МахIаммад-ХIажинайнгу оьрус мазрай: «Грош цена твоей работе. Что это такое? Это же не ферма, а целое село. Сколько тут людей, а туалета нет!»
Ххал барча, тихунмай бавхIусса хъун бугъа-производитель «бу-гь!» тIий чIаравн най буну, нигьа увсун, ва ливхъуну ия. Ва бавма вих къахьун бюхъай – тара кьини колхозрал усттартал аьркинмунищал гьан бувну бувкIуна хIажатхана буван. Бувссар кIива хIужра бусса.
– Циривчала тIисса куна, къулагъас къадуллай, хъинну нач хьуна ттуннагу, – тIий махъгу дакIнийн бутлан икIайссия аьпабиву.
Вания махъ цамур чIумал увкIнийгу, дояркахъул чIаравсса неххая бидонну щинал бувцIуну най ххал хьуну, вава Абуевлул лап кьянкьану аьй дуруна. ЧIал къавхьуну фермалийн турбардавух щингу дурцуну, хъаласса лазуни мюрш дуллай, гайннувун биодобавкардугу, грануллугу хIала дурну, оьллан, бюрчурдин хъиннура буз хьунсса лазуни хIадур дайсса цех тIивтIуссия.
Бабаюртлий тIурча ххалаяту грануллу дувайсса азгъунсса кормоцех бувну буссия.
ХIасил, аьпабиву дакIнийн утлай, ганаяту бусланмур чIявур. Амма хIайп, ялагу хIайп! Буссия, дуссия, дайссия тIун багьлай бур. Щалла Союзрайхгу цIа машгьурсса Гьарун Саэдовлул цIанийсса колхозрал цIара духларгунни, экьилирчунни. Утти «Племхоз Кулинский» тIисса хозяйствор тIар дусса.
Лагма-ялттусса хозяйствордангума МахIаммад-ХIажи кунма ххаллилсса гьалмахтурал цIарду дирзун дур.
Ккуллалмур хозяйстволунгуния бучIия ХIажиевлул цIа дизан. ТIайлассар, ванал дурсса аьпалунсса, цIа абад дуллалисса давуртту шяравугу, къутаннайгу чансса дакъар. «Вай, аьпабаннав цал, МахIаммад-ХIажинал дан дурссия» – куну, хIурматрай дакIнийнгу утан.
Амма ванал цIа абад дансса даву хъунимийннал къадаву гьич къатIайлар тIиссара.
Ттунарив, нава сагъну уссаксса, МахIаммад-ХIажи хъунама уссу куна, хъамакъаитанссар. Цанчирча, ттул захIматран лайкьсса кьимат бищун, на лахъа-хъун ан, иш багьнийгу чIарав ацIлай, ванал биялсса хIарачат бувссар. МахIаммад-ХIажи колхозрал председательну, парткомрал секретарьну усса чIумал, ттул даврин кьимат бишлай, ттун дуллуна «Республикалул лайкь хьусса ризкьичи» тIисса хIурматрал цIа, дуллуна кIира орден ва цаймийгу бахшишру, на увчIуна СССР-данул Верховный Советрал депутатну. Ганал лайкьсса бадалну уссия га цува куна ххаллилсса инсан, дус, хIакьсса каялувчи, карчI дакъасса захIматчи Рамазанов ХIасан Асадуллаевич. Ванайнгу на барчаллагь тIинара усса. Ва МахIаммад-ХIажиналгу вихшаласса урчIакану икIайссия. Амма, цибанссарив, вагу ччяни жуятува лавгунни. Укунмий язи бугьайнуккар Аллагьу Тааьланалгу. ХIайп.
Рапи Абакаров,
бывший первый секретарь Кулинского РК КП
Дата: 2016-09-30, просмотров: 251.