ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭНЕРГИИ. ОСНОВНОЙ И ОБЩИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить этапы превращения энергии в организме. Ознакомиться с методами исследования энергетических затрат и научиться рассчитывать энергетический баланс организма.

 

Примерные вопросы по теме

1. Обмен энергии. Прямая и непрямая биокалориметрия. Калорический эквивалент кислорода (КЭК), дыхательный коэффицент (ДК) и теплотворная ценность разных пищевых веществ.

2. Основной обмен энергии и методы его определения. Факторы, влияющие на основной обмен. Закон Рубнера.

3. Общий (валовый) обмен энергии и его составляющие. Рабочая прибавка. Энерготраты людей различных профессий. Специфически-динамическое действие пищи. Обмен энергии при умственном труде. Регуляция обмена энергии.

4. Терморегуляция. Физические и химические механизмы поддержания изотермии. Основные продуценты тепла и главные пути его отдачи.

5. Регуляция изотермии при низких и высоких температурах. Нервные и гуморальные механизмы терморегуляции. Гипо- и гипертермия.

 

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. Что лежит в основе непрямой биокалориметрии; прямой калориметрии?

ОТВЕТЫ: 1. Учет количества выделенного СО2; учет количества поглощенного О2.

2. Учет количества выделенного организмом СО2 и поглощенного О2; непосредственное измерение количества выделенного организмом тепла.

3. Непосредственное измерение количества выделенного организмом тепла; учет количества поглощенного О2.

4. Непосредственное измерение количества выделенного организма тепла; учет количества выделенного организмом СО2 и поглощенного О2.

ВОПРОС 2. В каком случае может наблюдаться повышение основного обмена?

ОТВЕТЫ: 1. При возбуждении парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, гиперфункции щитовидной железы.

2. При гиперфункции щитовидной железы, гипофиза, половых желез, повышении температуры окружающей среды.

3. При возбуждении симпатического отдела нервной системы, понижении температуры окружающей среды.

4. При возбуждении симпатического отдела нервной системы, гиперфункции щитовидной железы.

 

Самостоятельная работа студентов

1.1. Выполните следующие лабораторные работы: «Вычисление основного обмена по формуле Рида», «Вычисление основного обмена по специальным таблицам с учетом массы тела, роста и возраста испытуемого», «Вычисление общего обмена на основании вычисленного основного обмена с использованием таблицы затрат энергии при различных видах работ».

1.2. Оформите протоколы работ, запишите все расчеты, сделайте выводы.

2.1. Решите задачи по расчету энергетических затрат в организме.

Задача 1.За 30 минут легочная вентиляция у испытуемого в состоянии относительного покоя составила 120 л, в выдыхаемом воздухе содержалось 40,2% СО2 и 16,9% О2. Определите основной обмен этого человека.

Задача 2.За 30 минут пребывания человека в калориметре температура 20 л воды повысилась с 20 до 220С. Определите суточный обмен этого человека.

Задача 3.Обмен за сутки равен 15000 Дж, дыхательный коэффициент (ДК) равен 0,9. Какая часть тепла вырабатывается за счет жира и углеводов?

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 384-392, 396–402.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 174–181, 189–198.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 2 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 317–343.

4. Физиология человека. В 4-х томах. Т. 4 / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 5–42.

5. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 111.

 

 

З а н я т и е 3 8

ФИЗИОЛОГИЯ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Дать характеристику основным процессам обмена веществ, изучить механизмы регуляции этих процессов. Научиться составлять суточный пищевой рацион питания.

 

Примерные вопросы по теме

1. Понятие об обмене веществ. Обмен белков, азотистый баланс. Значение аминокислотного состава пищевых белков для жизнедеятельности организма. Регуляция белкового обмена.

2. Обмен углеводов и его регуляция.

3. Обмен жиров и его регуляция.

4. Обмен минеральных солей и воды. Регуляция водно-солевого обмена.

5. Витамины, их значение и характеристика. Понятие о гипо-, гипер- и авитаминозах.

6. Питание. Нормы питания человека. Усвояемость пищи. Калорические коэффициенты питательных веществ.

 

Вопросы для самоконтроля

ВОПРОС 1. В каком случае у человека наблюдается положительный азотистый баланс. Отрицательный азотистый баланс?

ОТВЕТЫ: 1. В период роста. При голодании, в период интенсивных физических нагрузок.

2. В период роста, при значительном увеличении содержания белков в пищи. При беременности, в старческом возрасте, при белковом голодании.

3. В период роста и беременности, при длительных и интенсивных физических нагрузках. В старческом возрасте, при белковом голодании.

4. В период роста и беременности, при избытке белков в пище. При длительных и интенсивных физических нагрузках, в старческом возрасте, при белковом голодании.

ВОПРОС 2. Какой гормон способствует образованию гликогена в печени и лучшей утилизации глюкозы тканями? Какие гормоны вызывают гипергликемию?

ОТВЕТЫ: 1. Адреналин. Инсулин, соматотропин, тироксин.

2. Тироксин. Инсулин, адреналин, трийодтиронин, паратгормон.

3. Инсулин. Тироксин, адреналин, глюкагон, глюкокортикоиды, соматотропин.

4. Соматотропин. Глюкокортикоиды, адреналин, инсулин.

ВОПРОС 3. Каковы научно обоснованные нормы суточного содержания в пище белков, жиров и углеводов для лиц умственного труда?

ОТВЕТЫ: 1. Белков – 105 г, жиров – 100 г, углеводов – 430 г.

2. Белков – 120 г, жиров – 115 г, углеводов – 490 г.

3. Белков – 140 г, жиров – 135 г, углеводов – 560 г.

4. Белков – 185 г, жиров – 155 г, углеводов – 630 г.

 

Самостоятельная работа для студентов

1.1. Выполните лабораторную работу: «Составление пищевого рациона с использованием таблицы состава и калорийности пищевых продуктов».

1.2. Составьте меню четырехразового питания так, чтобы на первый завтрак приходилось 25% суточного рациона, на второй – 15%, на обед – 45% и на ужин – 15 %.

1.3. В протокол запишите все расчеты по составлению суточного пищевого рациона.

2.1. Решите задачу по определению калорической ценности продуктов.

За сутки испытуемый принял с пищей 450 г углеводов, 75 г жиров и 80 г белка. Определите калорическую ценность рациона.

 

Л и т е р а т у р а

1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 374-381, 393–395.

2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 182–187.

3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 2 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 343–352.

4. Физиология человека. В 4-х томах. Т. 4 / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 86–107.

5. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г. И. Косицкого и В. А. Полянцева. М.: Медицина, 1988. – С. 211–212.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………………………………….………
Организм человека–функциональная система
Занятие 1.Понятие о живом организме. Методы физиологических исследований……
Физиология возбудимых образований…………………………………………………..
Занятие 2.Биотоки. Мембранный потенциал……………………………………………..
Занятие 3.Потенциалы или токи действия………………………………………………..
Занятие 4.Законы раздражения. Действия постоянного тока на возбудимые образования……………………………………………………………………..  
Занятие 5.Общие свойства возбудимых тканей (семинар)……………………………...
Физиология нервной системы……………………………………………………………
Занятие 6.Рефлекторный принцип работы нервной системы…………………………..
Занятие 7.Межклеточная передача возбуждения. Нервный центр и его свойства……
Занятие 8.Торможение в центральной системе. Координация рефлекторной деятельности…………………………………………………...  
Занятие 9.Физиология коры больших полушарий головного мозга. Нервная регуляция вегетативных функций…………………………………..  
Занятие 10.Физиология нервной системы (семинар)…………………………………….
Физиология высшей нервной деятельности……………………………………………
Занятие 11.Понятие о высшей нервной деятельности. Условные и безусловные рефлексы………………………………………………………………………..  
Занятие 12.Торможение в коре больших полушарий головного мозга……………….……………………..
Занятие 13.Особенности высшей нервной деятельности человека…………………………………………..
Занятие 14.Высшая нервная деятельность (семинар)…………………………………………………………
Физиология сенсорных систем………………………………………………………….……………………...
Занятие 15.Общее понятие о сенсорных системах и рецепторах. Физиология рецепторов……………………………………………………….. …………………...  
Занятие 16.Физиология зрительного анализатора……………………………………………………………..
Занятие 17.Слуховой, вестибулярный, соматосенсорный и другие анализаторы…………………………..
Занятие 18.Физиология анализаторов (семинар)……………………………………….……………………...
Физиология нейромоторного аппарата……………………………………………………………………….
Занятие 19.Механизм мышечного сокращения………………………………………………………………..
Занятие 20.Работа и сила мышц………………………………………………………….……………………..
Занятие 21.Физиология нейромоторного аппарата (семинар)……………………………………………….
Физиология эндокринных желез………………………………………………………………………………
Занятие 22.Физиология желез внутренней секреции (семинар)……………………….……………………..
Физиология системы крови…………………………………………………………………………………….
Занятие 23.Физиология форменных элементов крови………………………………………………………...
Занятие24.Группы крови и ее резус принадлежность…………………………………………………………
Занятие 25.Физиология крови (семинар)………………………………………………………………………
Физиология кровообращения………………………………………………………………………………….
Занятие 26.Сердечный цикл и его структура. Электрические явления в сердце…………………………….
Занятие 27.Физиологические свойства сердечной мышцы…………………………………………………...
Занятие 28.Артериальное давление…………………………………………………………………………….
Занятие 29.Физиология сердца и сосудов (с е м и н а р)……………………………….……………………..
Физиология дыхания……………………………………………………………………………………………
Занятие 30.Внешнее дыхание. Механизм вдоха и выдоха……………………………………………………
Занятие 31.Вентиляция легких,обмен газов между воздухом и кровью……………………………………..
Занятие 32.Регуляция дыхания………………………………………………………………………………….
Занятие 33.Физиология дыхания (семинар)…………………………………………….……………………...
Физиология пищеварения……………………………………………………………….……………………...
Занятие 34.Пищеварение в полости рта и желудке…………………………………….……………………...
Занятие 35.Пищеварение в кишечнике. Роль печени в пищеварении………………………………………..
Занятие 36.Физиология пищеварения(семинар)………………………………………………………………
Обмен веществ и энергии………………………………………………………………………………………
Занятие 37.Превращение энергии. Основной и общий обмен веществ………………………………………
Занятие 38.Физиология обмена вещества……………………………………………….……………………..
Содержание……………………………………………………………………………………………………….

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 395.