ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ.Дать характеристику основным процессам пищеварения. Разобрать структуру пищевого центра, механизмы переваривания пищи в ротовой полости и желудке, рассмотреть фазы желудочной секреции.
Примерные вопросы по теме
1. Пищеварение и его физиологическое значение. Функции системы пищеварения. Пищевой центр и его структура.
2. Иннервация желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Фазы секреции пищеварительных желез (И. П. Павлов).
3. Пищеварение в полости рта. Дегустация пищи. Механическая обработка пищи в полости рта. Жевание.
4. Слюнные железы. Методы исследования секреции слюнных желез. Состав и свойства слюны. Реакция слюнных желез на действие различных раздражителей.
5. Нервная и гуморальная регуляция слюноотделения. Глотание.
6. Пищеварение в желудке, методы его исследования.
7. Строение и иннервация желез желудка. Состав и свойства желудочного сока.
8. Регуляция желудочной секреции, фазы секреции и их механизмы. Влияние возбуждения симпатических и парасимпатических нервов на желудочную секрецию. Собственные гормоны желудка.
9. Кривые секреции желез желудка на различные пищевые вещества.
10. Механизм нервного и гуморального торможения желудочной секреции.
Вопросы для самоконтроля
ВОПРОС 1. Какие слюнные железы выделяют серозный секрет; какие железы вырабатывают самую вязкую слюну?
ОТВЕТЫ: 1. Околоушные железы; подчелюстные железы.
2. Мелкие железы ротовой полости; подъязычные железы.
3. Околоушные железы; подчелюстные и подъязычные железы.
4. Околоушные железы; подъязычные железы.
ВОПРОС 2. Какие слюнные железы постоянно секретируют слюну; секретируют слюну только при их возбуждении?
ОТВЕТЫ: 1. Мелкие железы ротовой полости; околоушные, подчелюстные и подъязычные железы.
2. Мелкие железы ротовой полости и околоушные железы; подъязычные и подчелюстные железы.
3. Мелкие железы ротовой полости и подъязычные железы; околоушные и подчелюстные железы.
4. Мелкие железы ротовой полости и подчелюстные железы; околоушные, подъязычные железы.
ВОПРОС 3. Назовите собственные гормоны ЖКТ, усиливающие желудочную секрецию; тормозящие секрецию.
ОТВЕТЫ: 1. Ацетилхолин, соматостатин, гастрин, секретин; серотонин, гистамин, холецистокинин (ХЦК), инсулин.
2. Адреналин, гастрин, гистамин, вилликинин; глюкагон, энтерогастрон, соматостатин, пилокаприн, ХЦК.
3. Гистамин, гастрин; серотонин, секретин, энтерогастрон, ХЦК, соматостатин.
4. Вилликинин, гастрин, гистамин; калликреин, ХЦК, серотонин, секретин.
ВОПРОС 4. Как изменяется количество и состав выделяемой слюны при раздражении парасимпатических нервов; симпатических нервов?
ОТВЕТЫ: 1. Выделяется небольшое количество вязкой слюны с высоким содержанием органических веществ; выделяется обильное количество жидкой слюны с низким содержанием органических веществ.
2. Выделяется обильное количество жидкой слюны с низким содержанием органических веществ; выделяется обильное количество вязкой слюны с высоким содержанием органических веществ.
3. Выделяется обильное количество жидкой слюны с низким содержанием органических веществ; выделяется небольшое количество вязкой слюны с высоким содержанием органических веществ.
4. Выделяется небольшое количество вязкой слюны с высоким содержанием органических веществ; выделяется небольшое количество вязкой слюны с высоким содержанием органических веществ.
ВОПРОС 5. До каких конечных продуктов расщепляются белки, жиры и углеводы ферментами желудочного сока?
ОТВЕТЫ: 1. Белки расщепляются до аминокислот, расщепление жиров и углеводов не происходит.
2. Белки расщепляются до альбумоз и пентонов, жиры расщепляются до глицерина и жирных кислот, расщепление углеводов не происходит.
3. Белки расщепляются до альбумоз и пентонов, жиры расщепляются до глицерина и жирных кислот, углеводы – до глюкозы и фруктозы.
4. Белки расщепляются до альбумоз и пентонов, расщеплению до глицерина и жирных кислот подвергаются только эмульгированные жиры, расщепление углеводов не происходит.
ВОПРОС 6. Перечислите основные факторы, регулирующие желудочную фазу секреции.
ОТВЕТЫ: 1. Симпатические нервные волокна, гистамин, энтерогастрин, холецистокинин.
2. Блуждающий нерв, ацетилхолин, серотонин, гистамин.
3. Блуждающий нерв, ацетилхолин, гистамин.
4. Блуждающий нерв, ацетилхолин, гастрин, гистамин.
Самостоятельная работа студентов
1.1. Выполните лабораторную работу: «Переваривание крахмала ферментами слюны».
1.2. Оформите протокол опыта и сделайте выводы об условиях переваривания крахмала ферментами слюны.
2.1. Выполните лабораторную работу: «Исследование ферментативных свойств желудочного сока».
2.2. Оформите протокол опыта и сделайте выводы.
3.1. Выполните лабораторную работу: «Влияние пепсинов желудочного сока на створаживание белков молока».
Ход работы. Нумеруют 3 пробирки и наливают: в 1-ю – 2 мл желудочного сока; во 2-ю – 2 мл желудочного сока и раствор соды до получения слабощелочной реакции (до синеватого окрашивания лакмусовой бумаги); в 3-ю – 2 мл желудочного сока, кипятят ее на спиртовке и охлаждают.
Во все пробирки добавляют по 5-6 мл молока и помещают их на 30-40 минут в водяную баню при температуре 38-400 С.
Через 30-40 минут пробирки извлекают из водяной бани и определяют в каких пробирках произошло створаживание молока. Результаты опыта заносят в таблицу, отмечая положительную реакцию знаком « + », отрицательную – знаком « – ».
№ п/п | Содержимое пробирок | Створаживание молока | |
1. | 2 мл желудочного сока + 5 мл молока | ||
2. | 2 мл желудочного сока + раствор соды + 5 мл молока | ||
3. | 2 мл кипяченого желудочного сока + 5 мл молока | ||
2.2. Сделайте выводы о причинах створаживания молока или отсутствия эффекта в каждой из пробирок.
Л и т е р а т у р а
1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 323-354.
2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 125–138.
3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 2 / Под ред. А. Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 356, 364–371.
4. Физиология человека. В 4-х томах. Т. 4 / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 109–124.
5. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 124, 128.
З а н я т и е 3 5
ПИЩЕВАРЕНИЕ В КИШЕЧНИКЕ.
РОЛЬ ПЕЧЕНИ В ПИЩЕВАРЕНИИ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Разобрать процессы пищеварения в кишечнике, роль печени в пищеварении. Изучить механизмы регуляции кишечной секреции, желчеобразования и желчевыделения.
Примерные вопросы по теме
1. Пищеварение в 12-перстной кишке. Методы исследования панкреатической секреции. Состав и свойства панкреатического сока.
2. Регуляция панкреатической секреции. Кривые панкреатической секреции на разную пищу, их связь с секрецией желудка.
3. Методы исследования образования и выделения желчи. Состав и свойства желчи, ее роль в пищеварении.
4. Регуляция желчеобразования и желчевыделения.
5. Состав и свойства кишечного сока, механизм его секреции. Регуляция кишечной секреции.
6. Полостной и мембранный гидролиз пищи. Пристеночное пищеварение и его значение (А. М. Уголев). Связь пристеночного пищеварения со всасыванием.
7. Пищеварение в толстом кишечнике. Значение микрофлоры толстого кишечника в жизни человека.
8. Моторная деятельность тонкого и толстого отделов кишечника. Механизмы регуляции моторики кишечника.
Вопросы для самоконтроля
ВОПРОС 1. Под влияние каких факторов вырабатывается самый богатый ферментами панкреатический сок?
ОТВЕТЫ: 1. Под влиянием секретина и инсулина.
2. Под влиянием холецистокинина (ХЦК).
3. Под влиянием ХЦК и глюкагона.
4. При совместном действии секретина, ХЦК и блуждающего нерва.
ВОПРОС 2. Перечислите основные свойства желчи.
ОТВЕТЫ: 1. Активирует все ферменты панкреатического сока, расщепляет жиры, стимулирует перистальтику кишечника.
2. Активирует липазу панкреатического и кишечного сока, расщепляет жиры, ускоряет всасывание жирорастворимых витаминов и жирных кислот.
3. Обладает бактерицидным действием, стимулирует перистальтику кишечника, участвует в расщеплении питательных веществ, активирует ферменты кишечного сока.
4. Обладает бактерицидным действием, эмульгирует жиры, стимулирует перистальтику кишечника, активирует липазу панкреатического и кишечного сока.
Самостоятельная работа студентов
1.1. Выполните лабораторную работу: «Влияние желчи на жиры».
1.2. Оформите протокол опыта и сделайте анализ результатов работы.
2.1. Выполните лабораторную работу: «Определение времени всасывания никотиновой кислоты».
Ход работы. Испытуемый принимает внутрь 0,05 г порошка никотиновой кислоты, запивая небольшим количеством воды. Сразу после приема препарата включают секундомер. Время всасывания определяют по сосудистой реакции – покраснению кожи лица, шеи.
Л и т е р а т у р а
1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 354-367.
2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 133–141.
3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 2 / Под ред. А.Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 372–378.
4. Физиология человека. В 4-х томах. Т. 4 / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 124–131.
5. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н. А. Агаджаняна и А. В. Коробкова. М.: Высш. шк., 1983. – С. 131.
З а н я т и е 3 6
ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ
( с е м и н а р )
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Проверить степень усвоения материала по разделу.
Примерные вопросы по теме
1. Пищеварение и его биологического значение. Функции системы пищеварения, классификация пищеварительных процессов. Общая характеристика пищеварительных ферментов.
2. Пищевой центр и его структура. Принципы регуляции процессов пищеварения, роль нервного и гуморального механизмов. Фазы секреции пищеварительных желез.
3. Пищевые мотивации. Состояние голода и жажды. Механизмы развития голода и жажды. Периодическая деятельность органов пищеварения и ее связь с чувством голода.
4. Методы исследования функции ЖКТ. Роль И. П. Павлова и его школы в изучении физиологии пищеварения.
5. Пищеварение в полости рта. Слюнные железы и методы исследования слюнной секреции. Состав и свойства слюны.
6. Механизм секреции слюнных желез. Нервные и гуморальные механизмы слюноотделения. Глотание.
7. Пищеварение в желудке и методы его исследования. Строение и иннервация желез желудка. Состав и свойства желудочного сока. Кривые секреции желудка на различные пищевые вещества.
8. Регуляция желудочной секреции. Фазы секреции и их механизмы. Собственные гормоны желудка.
9. Моторика желудка. Типы сокращения мышц желудка. Регуляция моторики желудка. Механизм перехода химуса из желудка в 12-перстную кишку. Факторы, влияющие на скорость эвакуации пищи из желудка.
10. Пищеварение в 12-перстной кишке, методы исследования панкреатической секреции. Состав и свойства панкреатического сока.
11. Регуляция панкреатической секреции. Кривые секреции поджелудочного сока на различные пищевые вещества.
12. Роль печени в пищеварении. Методы исследования желчеобразования и желчевыделения.
13. Роль желчи в пищеварении. Состав желчи и ее роль в пищеварении и всасывании. Механизм образования желчи. Регуляция желчеобразования и желчевыделения.
14. Пищеварение в тонкой кишке, методы исследования. Строение слизистой оболочки тонкой кишки. Состав кишечного сока и регуляция его секреции.
15. Моторная деятельность тонкого кишечника. Виды кишечных сокращений. Механизмы регуляции моторики тонкого кишечника. Основной закон рефлекторной регуляции моторики ЖКТ.
16. Типы пищеварения. Пристеночное пищеварение и его значение (А.М. Уголев). Полостной и мембранный гидролиз пищи. Связь пристеночного пищеварения со всасыванием.
17. Всасывание в различных отделах ЖКТ. Всасывание белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей, его механизмы и регуляция. Антитоксическая функция печени.
18. Пищеварение в толстом отделе кишечника. Значение микрофлоры. Моторика толстой кишки, ее регуляция. Акт дефекации.
Л и т е р а т у р а
1. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. 3-е изд. М.: Медицина, 1985. – С. 323-374.
2. Нормальная физиология / Под ред. А. В. Коробкова. М: Высш. шк., 1980. – С. 125–153.
3. Общий курс физиологии человека и животных. В 2-х кн. Кн. 2 / Под ред. А.Д. Ноздрачева. М.: Высш. шк., 1991. – С. 364–400.
4. Физиология человека. В 4-х томах. Т. 4 / Под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. М.: Мир, 1985. – С. 109–142.
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
З а н я т и е 3 7
Дата: 2016-10-02, просмотров: 194.