Рассмотрите вопросы, связанные с научными подходами к процессу принятия решения. Такое изучение позволяет понять, какие принципы лежат в основании предположений и выводов в процессе решения, какие методы используются для выявления и объяснения изучаемого явления. Обратите внимание на характер отношений теории принятия решений с другими областями знаний, поскольку содержание концептуальных установок, структура, категориальный аппарат и функции этой области знания во многом зависят от ее статуса.
Историки науки отмечают, что обобщенные представления об управленческих решениях (в политико-государственной, военной и др. областях человеческой деятельности) можно найти в глубокой древности. Но систематизация этих знаний произошла сравнительно недавно, в 30-е годы ХХ столетия в ходе децентрализации государственного управления в США. Свою задачу исследователи видели в описании (дескриптивный подход) технологии принятия административных решений, принимаемых на разных уровнях. В 40-50 гг. на становление этой теории большое влияние оказал нормативный подход, в рамках которого развивалась теория игр, математическое моделирование отдельных операций принятия решений. В 60-70 гг. применение методологии прикладного системного анализа позволило достаточно полно и четко зафиксировать алгоритм принятия программируемых решений. 70-90-е годы связаны с активным использованием в теории принятия решений методов психологии, кибернетики, теории организации и информатики.
Рассмотрите принципы, лежащие в основании выполнения функции принятия решения. Они составляют концептуально-методологическое ядро теории.
Обратите внимание на взаимосвязь основных аспектов теории принятия решений: социокультурного, психологической теории решений, рационально-технического и организационно-технологического. Выявите роль этих направлений в формировании прикладных знаний о конкретных технологиях принятия решений в различных областях деятельности.
Информация по теме: 6, с. 46-49; 7, с. 33-39; 8, с. 62-67; 20, с. 150-164, 188-199, 220-239; 24, с. 71-79; 26, с. 73-95; 34, с. 31-39; 41, с.15-22.
ТЕМА3. Типы, модели и этапы процесса принятия решения
Дескриптивно-психологический подход к процессу принятия решения своей главной целью имеет установление реальных механизмов и особенностей процесса решения индивидуальным и коллегиальным субъектом. В рамках этого подхода обращается внимание на аффективный и интуитивный типы процесса принятия решения. В аффективном процессе проявляется активность чувственно-эмоциональной области психической деятельности. В интуитивных - активность подсознания, актуализирующая опыт человека. Интуитивные решения могут стать характерной чертой управленческой деятельности и культуры принятия решения (см. О. Савельзон, 34).
Нормативно-организационный подход основан на методологии нормативного анализа и направлен на разработку формальных процедур и способов реализации функции решения. Он не вскрывает реальные механизмы управленческих решений, а предписывает и регламентирует поведение руководителя в ситуации выбора. В рамках этого подхода выделяются типы процесса принятия решения рациональный и основанные на суждении (по аналогии).
Особенности процесса принятия управленческого решения проявляются в синтезе индивидуальных и групповых действий в рамках специфической управленческой деятельности. Поэтому основные характеристики процесса выявляются при рассмотрении его как: 1) индивидуального выбора; 2) совместного (коллегиального) выбора; 3) определенного вида деятельности (управленческой); 4) синтеза деятельностных, индивидуальных и групповых характеристик.
Обратите внимание на сходство и различие процессов индивидуального выбора и коллегиального принятия решений (см. А.В. Карпов).
Процесс принятия решения – это совокупность определенным образом упорядоченных этапов и процедур, имеющих как прямые так и обратные связи. Он принимает различные формы в зависимости от субъекта принятия решения (индивидуального или коллегиального), от вида процесса (жестко алгоритмизированного или эвристического), от основной модели. К моделям разработки управленческого решения относят рациональную, ограниченной рациональности, инкрементальную/пошаговую, модель “мусорной корзины”.
Рациональная модель использует формальные и алгоритмизированные процедуры для принятия единственно верного решения. Такие модели применяются при решении хорошо структурированных проблем. Методы рационализации с использованием ПК и информационных систем поддержки используются для пробного маркетинга, радикального преобразования системы распределения телекоммуникационных услуг, разработки графиков работы.
Модель ограниченной рациональности обращает внимание на то, что окончательный выбор делается не одним человеком, а коллегией, в которой возможно создание коалиций, групп интересов, ведущих переговоры по поводу вариантов решения проблемы. При этом выбирается не самый лучший вариант, а тот, который удовлетворяет всех участников.
В инкрементальной модели учитывается, что главный выбор, приводящий к основному решению состоит из серии «мелких» решений. В процессе решения возникают различные петли и циклы (возвращения к ранее пройденным этапам из-за встреченных препятствий или изменения ситуации. Окончательный вариант решения может существенно отличаться от ранее планируемого.
Модель мусорной корзины характерна для «организационной анархии», то есть ситуации, когда организационные цели, задачи и решения четко не структурированы, не распределены (спланированы) и не присвоены сотрудниками подразделений организации. Решение приобретает случайный и стихийный характер. Выигрыш по отдельной проблеме может привести к общему поражению.
Знакомство со структурной организацией процесса ПУР позволяет выявить содержание и роль таких его основных компонентов как: цели; информационная основа; способы, процедуры (операции) подготовки решения, выявления альтернатив; гипотезы, прогнозы, риски; критерии выбора; правила и процедуры измерений и сравнений альтернатив; согласование и санкционирование; организация исполнения решения; коррекция и анализа результатов. Характеристика этих компонентов позволяет более полно и точно описать операционную структуру процесса ПУР.
В специальной литературе представлены различные схемы процесса принятия решения. Авторы предлагают разный перечень фаз, этапов, операций и процедур. Сравнительный анализ позволяет выявить как общие так и особенные черты процесса.
Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения с возможными корректировками промежуточных и результирующих процедур получил название жизненного цикла решения. Основными этапами этого процесса являются:
- распознавание проблемной ситуации и формулировка проблемы;
- определение целей и ограничений;
- выявление возможных вариантов решения;
- анализ последствий выявленных вариантов и определение рисков;
- определение критериев и процедур оценки;
- выбор (принятие, согласование и утверждение) решения;
- организационное обеспечение принятого решения (передача решения для выполнения, делегирование ответственности, прав и обязанностей;
- выполнение решения и коррекция;
- анализ выполнения решения и завершающий выбор (переход к другой проблеме/решению или отмена решения).
Процессом принятия решения можно управлять. В зависимости от системы управленческих принципов и методологических установок, принятых в организации, управление (менеджмент) решения осуществляется по-разному. Оно может принимать вид проблемного (ситуативного), системного, ситуационного, социально-этического, адаптационного менеджмента.
Особенностью проблемного (ситуативного) управления процессом принятия решений, является сосредоточение всех усилий и ресурсов на конкретной проблемной ситуации. Однако, после решения этой проблемы возникает следующая, подобная или близкая по характеру. Когда количество проблем начинает превышать возможности менеджмента, возникает ситуации принятия решений по наиболее «горячим» (горящим) проблемам. Руководство организации выступает в роли «пожарных», занимающихся тушением пожаров/проблем и не успевающим за ходом событий. Это менеджмент одноразовых решений.
Системный подход к решению опирается на исследовании взаимосвязи группы проблем, установления причинно-следственных зависимостей, выявление системообразующих элементов и принятие решения, учитывающего особенности данной целостности. Ресурсов, необходимых для решения требуется больше, однако исчезает необходимость повторных решений, поскольку устраняются причины, порождающие данную группу проблем. Здесь используется менеджмент циклических решений.
Ситуационный подход учитывает не только те факторы, которые непосредственно влияют на решение системы проблем, но и все возможные потенциалы и ресурсы внутренней и внешней микро- и макросреды организации. Это менеджмент процессных решений.
Социально-этическое управление основывается на ценностнорациональных принципах. Выбор варианта связан с анализом допустимого управленческого воздействия на среду, с учетом последствий, с системной прагматикой. Приближение системы (объекта управления) к критическим параметром ведет к отказу от решения или пересмотра вариантов действий. Гуманистический смысл такого подхода проявляется в приобщении всех сотрудников организации к принятию решений, в создании условий для обучения и развития профессиональных и личностных качеств.
Стабилизационный менеджмент делает упор на динамику параметров объекта управления. Варианты решения ориентированы на обеспечение управляемости и нормального функционирования объекта.
Информация по теме: 6, с. 55-58, 68-70, 216-232; 7, с. 68-84; 8, с. 120-130; 9, с. 21-28; 16, с. 524-550; 21, с. 12-34, 151-209; 31, с. 34-40; 41, с. 23-48.
Раздел 2. Формы и методы индивидуального и коллегиального принятия решений
ТЕМА 4. Индивидуальные стили и организационные формы принятия решений
На процесс подготовки, реализации и оценки УР влияет так называемый человеческий фактор (комплекс факторов, связанных с мотивацией, системой ценностей, материальными и духовными условиями существования человека, оказывающих определяющее влияние на эффективность общественного производства). Влияние человеческого фактора обусловлено личностными характеристиками: внушаемостью, волей, здоровьем, опытом, особенностями мышления, ответственностью, профессионализмом, склонностью к риску, темпераментом, уровнем эмоциональности и характером внимания.
Каждое управленческое решение отражает индивидуально-личностные и организационно-типичные черты субъектов, принимающих эти решения. Можно выделить классы и группы индивидуальных и коллективных (коллегиальных) субъектов принятия решения.
Основаниями для классификации субъектов принятия УР выступают индивидуально-личностные, профессионально-деятельностные, психологические, организационно-структурные характеристики. Рассмотрите предложенные в учебной литературе типы субъектов. Обратите внимание на особенности индивидуального и коллегиального (коллективного, группового) субъектов принятия УР.
При анализе особенностей индивидуального субъекта, принимающего решение исследователи обращают внимание на личностные характеристики: волю, внушаемость, уровень эмоциональности, темперамент, профессионализм, опыт, ответственность, здоровье, реакции, характер внимания, рискованность, параметры мышления. Определите, как эти характеристики и качества проявляются на разных этапах процесса принятия управленческого решения. Познакомьтесь с особенностями мотивации при принятии УР в государственных учреждениях, в коммерческой и некоммерческой сферах деятельности (см. работы А.И. Смирнова, Ю.Н. Лапыгина).
Особенный интерес с точки зрения подготовки и реализации УР представляют такие характеристики мышления человека, как широта, быстрота и гибкость.
Широта мышления — это характеристика синтетического характера мышления, при котором человек умеет оценить роль анализируемой вариации в общем сценарии деятельности. Данная характеристика, например, играет важную роль в эффективном применении методов «дерева решений» и «сценариев».
Быстрота мышления — характеристика, определяющая время выполнения задания относительно среднего уровня, принятого в данной компании. Работники с более быстрым мышлением разбираются в ситуации и принимают эффективные решения с меньшими затратами времени. Быстрота мышления — определяющий фактор скорости перебора вариантов, от которого в свою очередь зависит эффективность применения эвристических методов подготовки и реализации УР.
Гибкость мышления — характеризует способность человека своевременно и обоснованно переходить на новые методы разработки и реализации УР. Особенное значение при РУР имеет способность личности вовлекать в работу необходимых для ее выполнения людей, руководствуясь только здравым смыслом.
Важный фактор в деятельности организации — способность руководителя контролировать разумный романтизм, который является как источником развития организации, так и представляет собой угрозу по той причине, что способствует переоценке возможностей и чреват последующим разочарованием.
Практицизм — следствие большого опыта работы и характеризуется использованием стереотипных подходов при РУР. Оптимизм руководителя проявляется в завышенной оценке потенциала Работников и должен подкрепляться высоким профессионализмом управленческой деятельности и технологическими возможностями организации. Пессимизм руководителя — это заниженная оценка потенциала работников и организации в целом. Умеренный пессимизм позволяет принимать взвешенные решения с минимальным риском.
Личные качества делятся на неизменяемые, слабо изменяемые и значительно изменяемые. К неизменяемым качествам относят: темперамент, здоровье и реакции. К слабо изменяемым — внушаемость, уровень эмоциональности, профессионализм, опыт, характер внимания, склонность к риску, особенности мышления. К значительно изменяемым относят: волю, ответственность и коммуникабельность.
Успешная разработка и реализация УР зависят от таких положительных качеств ЛПР, как: профессионализм, любознательность, открытость и общительность, терпимое отношение к чужим ошибкам, постоянное развитие и повышение квалификации. Лицо, принимающее решения, должно обладать отличным здоровьем, быть хорошим семьянином, прислушиваться к чужому мнению.
Неудачливого руководителя характеризуют: торопливость; излишняя мягкость; недостаточный опыт; многословие; неряшливый внешний вид. Деятельность такого руководителя сопровождается ошибками, непредвиденными нерациональными решениями и постоянно возникающими негативными ситуациями.
Учитывая структурно-уровневую организацию деятельности, можно выделить пять основных уровней принятия решения: автократический, автономный, локально-коллегиальный, интегративно-коллегиальный, метаколлегиальный (А.В. Карпов). В этом диапазоне (иерархии) уровней управления в различных организационных формах проявляют свою активность коллективные (коллегиальные) субъекты принятия решений: советы, комиссии, комитеты, бюро, исполнительные, представительные и законодательные органы власти.
Организационными формами совместных решений являются, деловые совещания, конференциальные решения, массовые решения, экспертные оценки. В ситуации неопределенности, при решении проблем стратегического управления хорошо зарекомендовали себя такие формы коллективной работы как проблемно-деловые игры, командно-штабные учения, тренинги, коучинг.
Обратите внимание на возможности и ограничения коллегиальных форм принятия решений. Проведите сравнительный анализ различных форм коллегиального принятия решений, используя таблицу А.И. Пригожина.
Информация по теме: 6, с. 105-120, 216-232; 8, с. 130-148; 249-256; 21, с. 70-91, 122-145; 22; 26,с.258-274; 30, с. 7-94; 41, с. 54-114; 45, с. 282-283..
ТЕМА 5.Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска вариантов решения
Формирование решения начинается с анализа проблемной ситуации. Рассмотрите процедуры, связанные с идентификацией, анализом, структурированием и определением проблемной ситуации.
Познакомьтесь с типологией проблем, проблемных ситуаций и методами их распознавания и анализа. Анализ проблемной ситуации обычно включает:
- получение базовых знаний о деятельности организации;
- ознакомление с ситуацией, в которой находится ЛПР;
- прояснение симптомов проблемы;
- выявление предполагаемых причин;
- определение новизны проблемной ситуации;
- определение степени влияния решения данной проблемы на другие проблемы организации;
- оценка возможности решения проблемы с учетом существующих условий;
- оценка адекватности имеющейся информации;
- краткое описание результатов анализа проблемной ситуации.
Рассмотрите особенности основных подходов к выявлению проблем управления: анализа результатов политической, административной и производственно-хозяйственной деятельности; экспертного опроса специалистов и руководителей; наблюдения за выполнением управленческих функций; изучения документов. Охарактеризуйте процедуры, необходимые для получения информации о проблемной ситуации. Познакомьтесь с методикой составления каталога проблем и процедурой их структуризации (по Е.П. Голубкову). Обратите внимание на методы определения наиболее значимых проблем.
Рассмотрите целевую ориентацию управленческих решений (А.И. Смирнов) и особенности целеполагания в процессе разработки управленческого решения. Познакомьтесь с методами структуризации целей и обратите внимание на методику построения дерева целей, их сравнительного анализа.
Информация по теме: 6, с. 163-210; 7, с. 86-104; 8, с. .67-91; 14, с. 350-417; 31, с. 34-58; 40.
ТЕМА 6. Методы анализа решений в условиях неопределенности и риска
Разработка сценариев информационного обеспечения УР в различных ситуациях (нормального поведения управляемой системы и кризиса, в ситуации неопределенности/гипертурбулентности среды и в чрезвычайных обстоятельствах) имеет свои особенности. Для знакомства с ними необходимо выявить характеристики неопределенности и риска в управленческой и организационной деятельности. Затем необходимо определить источники возникновения кризисных ситуаций. Ими могут быть как внешняя среда, так и внутриорганизационные процессы.
Неопределенность как явление — это нечеткие или размытые, а также противоречивые описания объектов или процессов, взаимоисключающая или недостаточная информация. Сюда относятся и форс-мажорные события, возникающие помимо воли и сознания людей и изменяющие намеченный ход реализации управленческих решений.
Неопределенность как процесс — это деятельность ЛПР, принимающего недостаточно обоснованные решения либо из-за некомпетентности, либо из-за неопределенности внешней и внутренней среды, а также сложности проблемной ситуации и ограниченности времени.
Неопределенности могут быть объективными и субъективными. Объективные не зависят от руководителя, специалистов, экспертов или, если обобщить, от субъектов разработки и реализации управленческих решений. Источник неопределенности при этом находится либо во внешней среде, либо вне влияния на него субъектов разработки управляющих решений.
Неопределенность — причина риска, и связь между неопределенностью и риском имеет прямо пропорциональную зависимость (чем больше неопределенность при разработке УР, тем выше риски при реализации УР). Субъективные риски возникают из-за ошибок субъектов РУР, их некомпетентности, случайных упущений, связанных со сложностью проблемной ситуации и ограниченностью времени. Характерная черта объективных рисков заключается в том, что субъект теоретически может на них воздействовать, но условия складываются так, что на практике это воздействие не осуществляется.
Риск – это потенциально существующая вероятность потери (или приобретения) ресурсов, статуса, влияния, связанных с реализацией конкретного управленческого решения.
Риски могут быть известными: мы можем предугадать категорию рисков (внутренние и внешние, объективные и субъективные); значение вероятности, дать оценку влияния на проект. Мы можем управлять известным риском после его идентификации: разработать план реагирования на риски, подготовить резервы на ликвидацию или уменьшение потерь. Неизвестные риски нельзя спрогнозировать.
Степень известного риска (величина риска) может быть определена по формуле:
ВР = Ущерб (Выигрыш)х Вероятность (0-1; 0 – 100%)
Риски можно разбить на три группы.
1. Риск выполнения УР (какова вероятность выполнения или невыполнения данного УР). Например, риск выполнения оценивается как 20% : 80% — это означает, что в двух случаях из десяти есть вероятность того, что решение может быть не выполнено.
2. Риск достижения цели при выполнении УР. Например, риск 5% : 95% означает, что в пяти случаях из ста можно ожидать, что цель УР не будет достигнута.
3. Общий риск (считается как сумма риска выполнения УР и риска достижения целей при выполнении УР). Так, если риск выполнения равен 2 : 8, а риск достижения целей — 3 : 7, то общий риск разработки и реализации УР будет равен 5:15, или 25% : 75%.
Для идентификации рисков необходимо познакомиться с классификацией типичных рисков.
Управление риском в разных организациях также имеет свои особенности. Обратите внимание на то, какое влияние на принятие решений в ситуации неопределенности, риска и кризиса оказывают личностные и профессиональные черты сотрудников организации. Определите, насколько построение информационной системы, сочетающей открытость и прозрачность с конфиденциальностью и профессиональными ограничениями позволяет принять верные и качественные управленческие решения.
Информация по теме: 6, с. 83-94; 7, с. 258-273; 8, с. 161-227; 14, с. 163-173; 26, с. 361-400; 31, с. 64-90.
Раздел III. Методы повышения эффективности
организационно-управленческих решений
ТЕМА 7.Диагностика и проектирование системы принятия решений в организации
Познакомьтесь с основными подходами к определению системы принятия решений в организациях. Сопоставьте компонентную модель системы принятия решений с системой принятия решений, основывающуюся на управленческом цикле. Определите основные характеристики комплексной модели принятия управленческих решений, учитывающую взаимодействие системы принятия решений и организационную инфраструктуру.
Выясните роль организационных патологий, создающих кризисные условия для принятия управленческих решений. Определите, какое значение имеет стиль управления, та или иная модель властных отношений для возникновения организационных патологий. Охарактеризуйте особенности патологий управленческих решений: «маятниковые решения», сверхнормативные решения, дублирование организационного порядка и др. Какие организационные мероприятия позволяют решить проблемы, связанные с патологией управленческих решений.
Проектирование оптимальной структуры системы принятия решений в организации не может быть осуществлено в виде решения задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко сформулированному критерию оптимальности. Эта проблема носит многокритериальный характер. Для ее решения требуется сочетание научных методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений. К основным группам методов проектирования относятся: метод аналогий, экспертный, структуризации целей и организационного моделирования.
Информация по теме:6, с. 25-28, 291-310; 8, с. 149-159; 14,с. 360-363; 505-521;33; 39,с. 136-145, 174-188; 45.
ТЕМА 8. Правовая и нравственная оценка организационно-управленческих решений
Познакомьтесь с определением, сущностью и видами ответственности руководителей при принятии решения. Если под ответственностью понимать принуждение к соблюдению и исполнению определенных требований, норм и правил, то в чем проявляется юридическая, административная, социальная и моральная ответственность. Используя рекомендованную литературу, продумайте ответ на вопрос: как осуществить оценку возможной ответственности при разработке управленческих решений.
Определите, какие факторы нравственного характера влияют на разработку и реализацию управленческого решения.
Контроль является одной и существеннейших процедур этапа реализации управленческого решения. Общая характеристика контроля как функции управления конкретизируется в процессе принятия решения в следующих механизмах: контроль за соблюдением основных характеристик подготовки и реализации решения; контроль за соблюдением сроков реализации; выявление причин отклонений в ходе реализации решений; внесение, в случае необходимости, изменений в программу реализации решения. Проанализируйте, как осуществляется контроль реализации управленческого решения в представительных и исполнительных органах власти, в производственных организациях, в госучреждениях. Определите, как регламентируется этот процесс.
Информация по теме:7,с. 273-278;8, с.149-159, 291-310; 31, с. 122-135; 44, с. 258-273, 297-318.
ТЕМА 9. Методы управления качеством и эффективностью
Принятия решений
Понятия «качество управленческого решения» и «эффективность управленческого решения» зачастую отождествляют, хотя это не совсем правильно. Имеет смысл, с качеством решения связать процесс разработки и выбор одного из возможных вариантов, тогда как с эффективностью – практическую реализацию принятого решения.
Качество решения – это степень соответствия параметров выбранного варианта решения определенной системе характеристик, удовлетворяющих его разработчиков и потребителей и обеспечивающая возможность эффективной реализации. Проанализируйте содержание таких характеристик качества, как научная обоснованность, своевременность, непротиворечивость, адаптивность, реальность. Качество управленческого решения зависит как от степени его соответствия внутренним требованиям (стандартам) организации, так и от соотношения с социально-экономическими, технологическими, культурными нормативами в данной сфере деятельности, в обществе. В современных условиях повышение качества принятия УР связано с учетом таких элементов организационной деятельности, как: информация, набор целей управления, управленческие технологии, методы разработки управленческих решений, концептуальные модели объекта и субъекта управления, форма подачи/объявления о решении и организационный аудит данной функции управления. Какие методы повышения качества принятия решений используются в организациях, которые вам знакомы?
Под эффективностью какой-либо деятельности понимается, как правило, соотношение результата с затратами. Такое соотношение может быть положительным или отрицательным. Эффективность управленческого решения – это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки или реализации управленческого решения в организации. Поскольку организационными ресурсами могут быть финансы, материалы, здоровье персонала, его квалификация, организация труда, то выделяются следующие виды эффективности УР: организационная, экономическая, социальная, технологическая, психологическая, правовая, экологическая, этическая и политическая. Рассмотрите содержание этих видов эффективности и определите: как осуществляется управление эффективностью УР.
Познакомьтесь с методами оценки экономической эффективности УР (косвенным методом сопоставления различных вариантов, по конечным результатам, по непосредственным результатам деятельности) и проведите расчет оценки эффективности управленческого решения. Охарактеризуйте особенности качественных, эффективных, оптимальных и супероптимальных УР.
Информация по теме:6, с. 250-290; 8, с. 310-339; 14,с. 522-538;30, с. 110-120;44, с. 274-296.
УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
К самостоятельной работе студентов относятся следующие виды подготовки:
Реферат. Написание реферата представляет самостоятельную подборку, изучение, анализ, компоновку материала. Реферат – это не простое переписывание материала из учебника или другого источника. Он представляет анализ нескольких источников.
Реферат должен соответствовать следующим критериям. Работа должна отображать заявленную тему, представлять имеющиеся взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему. Статистические данные должны быть представлены в виде таблиц и диаграмм. Помимо этого, в работе должны быть рассуждения представлены самого автора. При написании работы должны быть использованы не только учебники и учебные пособие, но и электронный ресурсы, а также статьи из ведущий журналов (например, «Социологические науки», «общественные науки и современность» и другие).
С точки зрения оформления реферат должен быть написан 14 шрифтом, Times New Roman, интервал 1,5. Поля – верхнее, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см. Выравнивание текста по ширине. Заголовки должны быть расположены по центру и выделены жирным шрифтом, в конце заголовка точка не ставится. Нумерация страниц вверху, по центру. Нумерация начинается с первой страницы, однако, на титульном листе номер не ставится.
Объем реферата не должен превышать 7-10 страниц. Цитаты и выдержки должны быть оформлены в виде ссылок, которые могут быть двух видов – концевые и постраничные.
В структуре реферата должны быть следующие составляющие элементы: титульный лист, содержание, введение, основная часть (она может быть разбита на несколько параграфов), заключение и список литературы.
Список литературы оформляется в соответствии с государственным стандартом и располагается в алфавитном порядке.
Доклад (сообщение).Доклад представляет собой устное сообщение студента на семинарском занятии. Данный вид работы, как и реферат, направлен на формирование умений студента подбирать, анализировать и компоновать необходимый материал в соответствии темой. Однако, в отличие от реферата, текст доклада печатается в произвольной форме и не сдается на проверку преподавателю.
Требования, которым должен соответствовать доклад, просты. В работе должна быть полностью отображена тема. Статистические данные должны быть представлены в виде таблиц, графиков, диаграмм с использованием презентаций.
Необходимо отметить, что чтение при сообщении не допустимо. Студент должен таким образом составить сообщение, чтобы оно не занимало более 7 мин. По окончании доклада студент должен ответить на вопросы. Умение правильно, лаконично и точно делать сообщение и отвечать на вопросы также оценивается.
Презентация.Презентация сегодня – новый и неотъемлемый элемент образовательного процесса. Составление презентации – особое искусство. При ее составлении студент должен помнить несколько правил. Во-первых, в презентации должна быть отображена суть доклада, сообщения. На слайде не должно быть ничего лишнее. Во-вторых, при составлении слайда необходимо помнить о тех, кто будет читать его, сидя на последних партах. Именно поэтому рекомендуемый шрифт на слайде – минимум 30. В-третьих, текст должен быть понятен. В-четвертых, презентация будет выглядеть интереснее, если в ней используются диаграммы, схемы, таблицы, эмблемы, картинки и т.д.
Обычно презентация сопровождается докладом или кратким комментарием. Именно поэтому слайды должны располагаться так, чтобы находились синхронно с текстом. Количество слайдов варьируется от объема доклада, однако, нежелательно использовать слишком большое количество. Достаточно использовать 7-9 слайдов.
Критерии оценки. Реферат оценивается по следующим критериям:
«Зачтено» - тема раскрыта полностью, исчерпывающе, систематизированы основные взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему. Реферат оформлен в соответствии с правилами. В работе представлен авторская оценка, взгляд. Реферат подготовлен в срок.
«Не зачтено» - реферат представляет собой простое дублирование учебника, недостаточна использована источниковая база, не представлены статистические данные. Реферат подготовлен с опозданием без уважительной причины.
Доклад оценивается по следующим критериям:
«Зачтено» -в докладе полностью отображена тема, представлены взгляды ученых. Докладчик использует презентацию синхронно с текстом. Студент обращается к тексту только при цитировании или приведении примеров – статистических данных. Ответы на вопрос раскрывают суть заданного вопроса.
«Не зачтено» -доклад читается студентом,презентация не используется, либо используется, но не соответствует выше приведенным данным. Ответы на вопросы не даны, либо неполные.
Методические рекомендации
по выполнению контрольной работы
«Совершенствование системы принятия решений
в __название организации______»
Цель:используя приобретенные знания и навыки по общепрофессиональным и специальным дисциплинам (экономическим, правоведческим, управленческим и др.), разработать проект совершенствования системы принятия управленческих решений в организации.
Задачи:
- провести аудит и диагностику проблем, условий и ресурсов, типов и механизмов разработки, принятия и выполнения организационных решений;
- предложить инновационную идею по устранению проблем системы принятия решений и спроектировать ее реализацию в конкретной организации;
- оформить контрольную работу в формате проектной разработки, с учетом рекомендаций по содержанию и структуре работы;
- провести публичную защиту проектной разработки;
- принять участие в экспертизе проектов системы принятия управленческого решения в организации, представленных другими студентами или проектными группами.
Рекомендации по структуре и содержанию работы:
Контрольная работа в форме проекта имеет структуру, которая знакома студентам, изучавшим ранее дисциплину “Теория организации”: аудит и диагностика организации, инновационная идея и ее проектное воплощение. Вместе с тем, в проектной разработке по системе принятия решений в организации есть ряд изменений. Их необходимо учесть в работе над проектом.
Структура контрольной работы:
№№ | Раздел | Основные элементы содержания |
Общая краткая характеристика организации, в которой исследуется система принятия управленческих решений (не более 1 стр.) | - название организации;
- организационно-правовая форма;
- сфера деятельности, основные ф< Дата: 2016-10-02, просмотров: 228. |