Качество решения и его основные характеристики. Элементы и методы повышения качества управленческих решений в современных условиях. Методы поиска оптимальных и супероптимальных решений.
Эффективность управленческого решения и ее виды (организационная, экономическая, социальная, технологическая, экологическая, психологическая, правовая, этическая и политическая). Методы оценки экономической эффективности УР.
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Планы семинарских занятий и активных форм обучения (АФО)
для студентов очной формы обучения
СЕМИНАРЫ
Семинар 1 (2 часа)
Тема 1.Принятие решений как функция управления
Форма проведения: диагностическое тестирование, обсуждение докладов и сообщений.
Цель занятия: определить особенности и функции решения в управленческой деятельности.
Вопросы для обсуждения
Типология организационных решений.
Требования к управленческому решению.
Литература: 4; 6; 7; 8; 13; 14; 26; 31; 38; 40; 44.
Семинар 2 (2 часа)
Тема 3. Типы,модели и этапы процесса принятия решения
Форма проведения: обсуждение сообщений; групповая работа по определению типа принятия решений.
Цели занятия: приобретение умения различать типы и модели процесса принятия решений, определять их достоинства и недостатки.
Вопросы для обсуждения:
1. Интуитивные решения и решения по аналогии.
2. Возможности и ограничения моделей процесса принятия решения.
3. Формирование групп и планирование работы по аудиту системы принятия решений в организации.
Литература: 6; 7; 8; 9; 11; 14; 16; 18; 19; 24; 25; 31; 40; 41; 44.
Семинар 3 (2 часа)
Тема 4.Индивидуальные стили и организационные формы принятия решений
Форма проведения: обсуждение докладов и сообщений; групповая работа по анализу сравнительной таблицы.
Цели занятия: приобретение умения различать типы и модели процесса принятия решений, определять их достоинства и недостатки.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика индивидуальных стилей принятия решений.
2. Специфические черты коллегиального принятия решения.
3. Сравнительный анализ организационных форм коллегиального принятия решений (по А.И. Пригожину).
Литература: 6; 7; 8; 10; 13; 14; 18; 21; 22; 25; 27; 31; 41, с. 54-114; 45.
Семинар 4 (2 часа)
Тема 5. Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска вариантов решения
Форма проведения: групповая работа по анализу конкретных ситуаций.
Цели занятия: знакомство с методами выявления и анализа проблемных ситуаций, генерирования идей.
Вопросы для обсуждения
1. Методы выявления и диагностики проблем.
2. Методы поиска вариантов решений.
Литература: 5; 6; 7; 8; 9; 13; 18; 20; 25; 26; 30; 38, с. 65-90; 41; 42; 44.
Семинар 5 (2 часа)
Тема 7. Диагностика и проектирование системы принятия решений в организации
Форма проведения: обсуждение докладов и сообщений.
Цели занятия: знакомство с технологией проектирования системы принятия решений в организации.
Вопросы для обсуждения:
1. Проблемы и патологии организационной системы принятия решений.
2. Проектирование системы принятия решений.
Тематика рефератов и сообщений:
Информационная система поддержки принятия решений в организации.
Принятие решений при реализации проектов
Литература: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 10; 12; 14; 19; 20; 25; 28; 29; 34; 36; 39; 41; 45.
Семинар 6 (2 часа)
Тема 8. Правовая и нравственная оценка организационно-управленческих решений
Форма проведения: обсуждение сообщений и докладов; анализ КС.
Цели занятия: изучить систему нормативных требований к управленческим решениям.
Вопросы для обсуждения:
1. Социальная и юридическая ответственность при принятии решений.
2. Формы и методы обеспечения контроля разработки и реализации управленческих решений.
Литература: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 17; 27; 34; 43; 44; 45.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ И ДРУГИЕ АКТИВНЫЕ ФОРМЫ
Занятие 1 (2 часа)
Тема 2. Теория решений: история, методологические основания,
Структура.
Форма проведения: процедуры позиционирования и командообразования.
Цель занятия: формирование групп по освоению теоретического материала.
Сценарий:
1. Упражнение «Новичок в организации».
2. Позиционирование, целеполагание и планирование работы.
2. Презентация команд и плана освоения дисциплины.
Литература: 4; 6; 7; 8; 9; 10; 13; 18; 19; 31; 34; 39; 42; 45.
Занятие 2 (2 часа)
Тема 3.Типы,модели и этапы процесса принятия решения
Форма проведения занятия: тренинг.
Цель: приобретение навыков организации ПУР.
Сценарий:
1. Групповая работа по структурированию процесса принятия решения.
2. Презентация.
3. Экспертиза разработок.
4. Методологическая рефлексия.
Литература: 4; 6; 7; 8; 9; 10; 13; 18; 19; 31; 34; 39; 42; 45.
Занятие 3, 4 (4 часа)
Тема 4.Индивидуальные стили и организационные формы принятия
Решений
Форма проведения занятия: самодиагностика и определение индивидуальных стилей ПУР; групповая работа по сравнительному анализу организационных форм совместного принятия решения.
Цель занятия: приобретение навыков рефлексии индивидуальных и групповых действий при принятии решений.
План:
1. Информация об определении индивидуального стиля по методике А.В. Карпова и И. Адизеса.
2. Тестирование по определению типологии субъектов, принимающих управленческие решения.
3. Представление результатов теста и самоидентификация.
4. Сравнение организационных форм принятия решения (по А.И. Пригожину).
Литература: 6; 7, 8; 10; 14; 15; 21; 22; 23; 27; 29; 41; 45.
Занятие 5,6 (4 часа)
Тема 5.Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска вариантов решения
Форма проведения занятия: рефлексия процесса и результатов выполнения учебных заданий.
Цель занятия: приобрести навыки коллегиального обсуждения проблемной ситуации, целеполагания и генерирования вариантов решений.
Сценарий:
1. Формирование групп и выполнение упражнения «Менеджер по проблемам в организации».
2. Презентация итогов групповой работы.
3. Методологическая рефлексия результатов анализа ситуации.
4. Групповая работа по выполнению упражнения «Проблемы студенческой молодежи». Рефлексия и выделение приоритетных проблем.
5. Мозговой штурм по решению приоритетной проблемы.
6. Графические методы анализа проблемной ситуации (диаграмма Ишикавы).
7. Подведение итогов занятия.
Литература: 6; 7, 8; 15; 22; 23; 30; 41.
Занятие 7, 8 (4 часа)
Тема 6.Методы анализа решений в условиях неопределенности и риска
Форма проведения занятия: рефлексия процесса и результатов выполнения группой учебных заданий.
Цель занятия: освоить приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
Сценарий:
1. Организация и проведение учебной игры “В рынке”:
1.1. Организационный этап (проблемно-деловая игра как метод решения проблем).
1.2. Игровой процесс (проектирование и принятие решений в ситуации неопределенности и риска; переговоры; экспертный анализ).
1.3. Подведение итогов игры.
2. Методологическая рефлексия принятия группового решения в ситуации риска и неопределенности.
Литература: 7; 8; 13; 15; 27; 28; 30; 33; 41; 44. См. также: Введение в специальность «менеджмент»: Учебно-игровой цикл (методология, организация, опыт) / Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, М., 1993.
Занятие 9, 10 (4 часа)
Тема 7. Диагностика и проектирование системы принятия решений
в организации
Форма проведения занятия: обсуждение результатов выполнения групповых учебных заданий.
Цель занятия: отработать методику аудита и диагностики элементов системы принятия управленческих решений в организации.
План:
1. Информация проектных групп по итогам диагностики стилей управления, проблем и патологий системы принятия управленческих решений в организациях.
2. Групповая работа по проектированию инноваций в системе принятия организационных решений.
3. Информационное обеспечение инноваций системы ПУР и оформление итогов групповой работы.
Литература: 6; 7; 9; 12; 13; 14; 18; 25; 31; 35; 42; 44; 45.
Занятие 11, 12 (4 часа)
Тема 9. Методы управления качеством и эффективностью принятия
решений
Форма проведения занятия: публичная защита и экспертиза проектных разработок
Цель занятия: отработать технику публичной защиты и экспертизы проектов по совершенствованию системы принятия управленческих решений в организациях.
План:
1. Процедура публичной защиты проектных разработок.
2. Методологическая рефлексия проектов по совершенствованию системы принятия управленческих решений в организациях.
Литература: 2;3; 4; 5; 6; 7; 8; 13; 14; 18, 19; 25; 27; 31; 37; 38; 41; 44; 45.
Планы семинарских занятий и АФО
для студентов заочной формы обучения
СЕМИНАРЫ
Семинар 1 (2 часа)
Тема 1.Принятие решений как функция управления
Тема 8. Правовая и нравственная оценка организационно-управленческих решений
Форма проведения: тестирование, обсуждение докладов и сообщений.
Цель занятия: определить особенности и функции решения в управленческой деятельности.
Вопросы для обсуждения
1. Диагностическое тестирование.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 248.