Поволжский институт УПРАВЛЕНИЯ им. П.А. СТОЛЫПИНА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поволжский институт УПРАВЛЕНИЯ им. П.А. СТОЛЫПИНА

 

Кафедра социальных коммуникаций

 

 

УТВерждаю

Заместитель директора института

__________Л.В. Константинова

"___"_______________2012 г.

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине

 

Методы принятия управленческих решений

 

по направлению подготовки 081100.62

Государственное и муниципальное управление

 

 

Одобрен на заседании

Учебно-методического совета

факультета государственного и муниципального управления

от «___»_____________2012 г.

Протокол № __

 

Саратов 2012

 

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

 

разработан канд. филос. наук, доцентом Ю.А. Корсаковым;

 

рассмотрен на заседании кафедры Социальных коммуникаций и рекомендован к использованию в учебном процессе

(«» 2012 г. протокол №).

 

Зав. кафедрой _________ д-р социол. наук, проф. Т.И. Черняева.

 

Учебно-методический комплекс согласован с методической комиссией по направлению подготовки бакалавров 081100.62 Государственное и муниципальное управление

Председатель комиссии _____________________________________

 

 


ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Методы принятия управленческих решений» относится к базовой части обязательных дисциплин математического и естественнонаучного цикла ООП по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление.

Направлена на формирование компетенций:

общекультурные (ОК, определенные ФГОС ВПО:

ОК-1 – стремится работать на благо общества;

ОК-7 – способен представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения;

ОК-15 – способен принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умеет оценивать последствия решений;

общепрофессиональные (ПК по ФГОС):

ПК-4 – способен принимать решения в условиях неопределенности и рисков;

ПК-5 – способен применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения;

ПК-6 – способен принимать участие в проектировании организационных действий, умеет эффективно исполнять обязанности;

ПК-12 – умеет определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры;

ПК-18 – умеет готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти;

ПК-20 – способен анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания следующих дисциплин: «История», «Философия», «Социология», «Теория организации», «Психология», «Социальная психология», «Информационные технологии в управлении», «Математика», «Введение в профессиональную деятельность», «Государственная и муниципальная служба», «Экономическая теория».

Данная дисциплина является основой для освоения следующих дисциплин:

дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла - Государственное регулирование экономики;

дисциплин профессионального цикла – Этика государственной и муниципальной службы; Прогнозирование и планирование; Принятие и исполнение государственных решений, Деловые коммуникации, Муниципальное право, Управление государственным и муниципальным заказом, Инновационные технологии в деятельности органов власти.

Главная цельосвоения дисциплины –знакомство с моделями и методами процесса разработки управленческого решения; формирование навыков поиска, обоснования и выбора оптимальных вариантов решений в различных ситуациях, связанных с профилем деятельности.

Задачи дисциплины:

- дать представление о методах и приемах анализа информации о проблемных ситуациях стратегического, тактического и оперативного функционирования и развития организации, необходимых для выработки организационно-управленческих решений;

- развивать умения и навыки применения индивидуальных и коллегиальных технологий, количественных и качественных методов анализа при принятии управленческих решений; строить организационно-управленческие модели;

- обеспечить формирование навыков оценки качества и эффективности инновационных организационно-управленческих решений в соответствии с целями социальной ответственности.

Требования к результатам освоения дисциплины.

Студенты должны знать:

- принципы и методику исследования системы принятия решений в организации;

- основные модели и технологии процесса разработки, принятия и реализации организационных решений;

- условия и факторы повышения качества и эффективности УР;

- систему контроля и характер ответственности при разработке и реализации управленческого решения по профилю деятельности.

Студенты должны уметь:

- анализировать проблемные ситуации, возникающие в организациях, условия и ресурсы решения конкретных проблем;

- осуществлять целевую ориентацию управленческого решения;

- выявлять и исследовать альтернативные варианты действий в процессе разработки управленческих решений;

- использовать современные технологии разработки и выбора варианта действий в условиях неопределенности и риска;

- осуществлять критический анализ и коррекцию процесса принятия управленческого решения;

- формировать и использовать систему информационного обеспечения управленческого решения.

Студенты должны владеть:

- приемами количественного и качественного анализа проблемной ситуации и обоснования выбора модели разработки управленческого решения;

- методами целеполагания, генерирования инновационных решений, прогнозирования и оценки рисков;

- методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций;

- приемами экспертной оценки качества управленческих решений.

Данная дисциплина является основой для освоения следующих дисциплин, представленных в таблице.

 

Введены обозначения (разделы или темы дисциплины):

Раздел 1. Теория и методология принятия решений.

Раздел 2. Формы и методы индивидуального и коллегиального принятия решений

Раздел 3. Методы контроля и оценки эффективности системы организационных решений.

 

  Дисциплины ФГОС   Разделы
  № 1 № 2 № 3
Этика государственной и муниципальной службы   + + +
Прогнозирование и планирование   + +
Принятие и исполнение государственных решений   + + +
Деловые коммуникации + + +
Муниципальное право   + +
Управление человеческими ресурсами + + +
Управление государственным и муниципальным заказом   + + +
Инновационные технологии в деятельности органов власти   + +
Государственное регулирование экономики     + +

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины Методы принятия управленческих решений

Учебно-тематический план для очной формы обучения

по направлению подготовки081100.62 Государственное и муниципальное управление

Форма обучения: очная Курс: 3

Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы, 144 часа

 

№ п/п Наименование раздела, темы Трудоемкость в часах Формы текущего контроля
Всего учебных занятий Всего аудиторных занятий В том числе Самостоятельная работа
Лекции Семинары Лабораторные работы, активные и интерактивные формы обучения
1 2 3 4 5 6 7 8 9
I Теория и методология принятия решений 28 14 6 4 4 14  
Принятие решений как функция управления     Диагностическое тестирование
Теория решений: методологические основания, структура     Анализ конкретной ситуации (КС)
Типы,модели и этапы процесса принятия решения План контрольной работы
II Формы и методы индивидуального и коллегиального принятия решений 44 22 6 4 12 22    
Индивидуальные стили и организационные формы принятия решений   Самодиагностика
Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска вариантов решения   Сообщения о промежуточных результатах проектирование изменений системы ПР
Методы анализа решений в условиях неопределенности и риска       Анализ конкретной ситуации (КС)
  2 3 4 5 6 7 8 9
III Методы повышения эффективности организационно-управленческих решений 36 18 6 4 8 18
Диагностика и проектирование системы принятия решений в организации Анализ конкретной ситуации (КС)
Правовая и нравственная оценка организационно-управленческих решений   Отчет о диагностике проблем в системе принятия решения в организации
Методы управления качеством и эффективностью принятия решений   Доклады и сообщения
  ИТОГО:  
  Итоговый контроль Экзамен  

 


Учебно-тематический план для заочной формы обучения

по направлению подготовки081100.62 Государственное и муниципальное управление

Форма обучения: заочная Курс: 3

Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы, 144 часа

№ п/п Наименование раздела, темы Трудоемкость в часах Формы текущего контроля
Всего учебных занятий Всего аудиторных занятий В том числе Самостоятельная работа
Лекции Семинары Лабораторные работы, активные и интерактивные формы обучения
I Теория и методология принятия решений 28 5 2 1 2 23  
Принятие решений как функция управления     Диагностическое тестирование
Теория решений: методологические основания, структура       Анализ конкретной ситуации (КС)
Типы,модели и этапы процесса принятия решения   План контрольной работы
II Формы и методы индивидуального и коллегиального принятия решений 44 7 3 4 37    
Индивидуальные стили и организационные формы принятия решений     Самодиагностика
Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска вариантов решения   Сообщения о промежуточных результатах проектирование изменений системы ПР
Методы анализа решений в условиях неопределенности и риска     Анализ конкретной ситуации (КС)
III Методы повышения эффективности организационно-управленческих решений 36 4 1 1 2 32  
Диагностика и проектирование системы принятия решений в организации     Отчет о диагностике проблем в системе принятия решения в организации
Правовая и нравственная оценка организационно-управленческих решений     Доклады и сообщения
Методы управления качеством и эффективностью принятия решений     Публичная защита контр. работ / проектов
  ИТОГО:  
  Итоговый контроль Экзамен  

Учебно-тематический план для заочной формы обучения на базе ВПО

по направлению подготовки081100.62 Государственное и муниципальное управление

Форма обучения: заочная на базе ВПО Курс: 1

Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы, 144 часа

№ п/п Наименование раздела, темы Трудоемкость в часах Формы текущего контроля
Всего учебных занятий Всего аудиторных занятий В том числе Самостоятельная работа
Лекции Семинары Лабораторные работы, активные и интерактивные формы обучения
I Теория и методология принятия решений 28 5 2 1 2 23  
Принятие решений как функция управления     Диагностическое тестирование
Теория решений: методологические основания, структура       Анализ конкретной ситуации (КС)
Типы,модели и этапы процесса принятия решения   План контрольной работы
II Формы и методы индивидуального и коллегиального принятия решений 44 7 3 4 37    
Индивидуальные стили и организационные формы принятия решений     Самодиагностика
Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска вариантов решения   Сообщения о промежуточных результатах проектирование изменений системы ПР
Методы анализа решений в условиях неопределенности и риска     Анализ конкретной ситуации (КС)
III Методы повышения эффективности организационно-управленческих решений 36 4 1 1 2 32  
Диагностика и проектирование системы принятия решений в организации     Отчет о диагностике проблем в системе принятия решения в организации
Правовая и нравственная оценка организационно-управленческих решений     Доклады и сообщения
Методы управления качеством и эффективностью принятия решений     Публичная защита контр. работ / проектов
  ИТОГО:  
  Итоговый контроль Экзамен  

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Теория и методология принятия решений

Тема 1.Принятие решений как функция управления

Решение в системе социальных технологий. Определение понятия «решение». Типология управленческих решений. Требования к управленческому решению (УР).

Функции решения в управленческой деятельности. Публичные решения в государственно-управленческой системе.

Общая характеристика моделей и методов принятия решений.

Тема 2.Теория решений: методологические основания, структура

Становление теоретических взглядов на принятие решения. Методологические подходы и концептуальные модели принятия управленских решений.

Структура теории решений. Социокультурный аспект теории решений (исторические, этно-региональные, политические, институциональные, гендерные условия и факторы, обусловливающие выбор). Психологическая теория решения. Рационально-технический и организационно-технологический аспекты решения.

Прикладные аспекты принятия решения.

 

Тема 3.Типы, модели и этапы процесса принятия решения

Основные типы процесса принятия: аффективный, интуитивный, по аналогии, процедурно рациональный. Видовые особенности процесса принятия УР: как индивидуального выбора; как совместного выбора; как определенного вида деятельности; как синтеза деятельностных, индивидуальных и групповых характеристик.

Общая характеристика моделей принятия решений в организации. Модель рационального выбора, модель ограниченной рациональности, инкрементальная модель, модель «мусорной корзины».

Жизненный цикл управленческого решения. Фаза «столкновения с проблемой». Фаза формирования решения. Фаза выбора. Фаза обеспечения и реализации решения. Критический анализ.

 

Раздел II. Формы и методы индивидуального и коллегиального принятия решений

Тема 4. Индивидуальные стили и организационные формы принятия

решений

Роль человеческого фактора в процессе принятия решений. Типология субъектов, принимающих решения. Индивидуально-личностные и профессиональные качества и характеристики субъектов, принимающих управленческие решения.

Понятие индивидуального стиля принятия решения. Классификация стилей принятия решений. Стили принятия решений в процессе управления. Стили принятия решения и формы власти. Анализ стиля принятия решения по методике В. Карпова, И. Адизеса, М. Вудса.

Организационные формы совместных решений: деловые совещания, конференциальные решения, массовые решения, экспертные оценки. Возможности и ограничения коллегиальных форм принятия решений. Экспертная поддержка решения. Типология экспертных методов.

Тема 5. Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска

вариантов решения

Проблема и проблемная ситуация. Идентификация и анализ проблемной ситуации. Определение условий постановки задачи решения проблем. Структурирование проблемного поля.

Целеполагание в процессе разработки управленческого решения. Структурирование целевых ориентиров: построение дерева целей. Методы сравнения целей.

Активизирующие и эвристические методы выработки вариантов решений. Метод «мозговой атаки». Методы аналогий и ассоциаций. Метод контрольных вопросов. ТРИЗ. Графо-аналитические методы.

Применение экспертных оценок в прогнозировании и разработке управленческих решений: метод Дельфи, метод Паттерн. SWOT-анализ и прогнозные сценарии: методика комплексного исследования. Система критериев оценки альтернатив

Тема 6. Методы анализа решений в условиях неопределенности и риска

Неопределенность и риск в управленческих решениях. Внешняя среда как фактор неопределенности и риска в управлении.

Прогнозирование при принятии управленческих решений. Технологии принятия решений в кризисных ситуациях.

Моделирование при разработке управленческого решения (логическое, экономико-математическое, имитационное, социальное).

Общая характеристика математических моделей и методов принятия решений.

Роль и функции графических методов решения проблем и задач.

Раздел III. Методы повышения эффективности

организационно-управленческих решений

Тема 7. Диагностика и проектирование системы принятия решений в организации

Организационные решения и их системы (компонентная, управленческого цикла, комплексная). Стратегические управленческие решения и методы организационно-управленческого проектирования. Разработка альтернатив стратегического решения.

Принятие решений при управлении изменениями в организации. Проблемы и патологии системы принятия решения в организациях. Диагностика и "терапия" патологий управленческих решений.

Проектирование системы принятия решений в организации. Информационная система поддержки УР в организациях.

Тема 8. Правовая и нравственная оценка организационно-управленческих решений

Политический и правовой контекст управленческого решения.

Сущность и виды ответственности при принятии управленческих решений. Социальная ответственность при принятии решений. Юридическая ответственность руководителя при принятии УР.

Реализация управленческого решения: технологии контроля и оценки. Формы и методика контроля деятельности руководителей государственных, коммерческих и некоммерческих организаций при принятии и реализации управленческих решений.

Тема 9. Методы управления качеством и эффективностью

РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Планы семинарских занятий и активных форм обучения (АФО)

для студентов очной формы обучения

СЕМИНАРЫ

Семинар 1 (2 часа)

Тема 1.Принятие решений как функция управления

Форма проведения: диагностическое тестирование, обсуждение докладов и сообщений.

Цель занятия: определить особенности и функции решения в управленческой деятельности.

Вопросы для обсуждения

Требования к управленческому решению.

Литература: 4; 6; 7; 8; 13; 14; 26; 31; 38; 40; 44.

 

Семинар 2 (2 часа)

Тема 3. Типы,модели и этапы процесса принятия решения

Форма проведения: обсуждение сообщений; групповая работа по определению типа принятия решений.

Цели занятия: приобретение умения различать типы и модели процесса принятия решений, определять их достоинства и недостатки.

Вопросы для обсуждения:

1. Интуитивные решения и решения по аналогии.

2. Возможности и ограничения моделей процесса принятия решения.

3. Формирование групп и планирование работы по аудиту системы принятия решений в организации.

Литература: 6; 7; 8; 9; 11; 14; 16; 18; 19; 24; 25; 31; 40; 41; 44.

 

Семинар 3 (2 часа)

Тема 4.Индивидуальные стили и организационные формы принятия решений

Форма проведения: обсуждение докладов и сообщений; групповая работа по анализу сравнительной таблицы.

Цели занятия: приобретение умения различать типы и модели процесса принятия решений, определять их достоинства и недостатки.

Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика индивидуальных стилей принятия решений.

2. Специфические черты коллегиального принятия решения.

3. Сравнительный анализ организационных форм коллегиального принятия решений (по А.И. Пригожину).

Литература: 6; 7; 8; 10; 13; 14; 18; 21; 22; 25; 27; 31; 41, с. 54-114; 45.

 

Семинар 4 (2 часа)

Тема 5. Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска вариантов решения

Форма проведения: групповая работа по анализу конкретных ситуаций.

Цели занятия: знакомство с методами выявления и анализа проблемных ситуаций, генерирования идей.

Вопросы для обсуждения

1. Методы выявления и диагностики проблем.

2. Методы поиска вариантов решений.

Литература: 5; 6; 7; 8; 9; 13; 18; 20; 25; 26; 30; 38, с. 65-90; 41; 42; 44.

Семинар 5 (2 часа)

Тема 7. Диагностика и проектирование системы принятия решений в организации

Форма проведения: обсуждение докладов и сообщений.

Цели занятия: знакомство с технологией проектирования системы принятия решений в организации.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблемы и патологии организационной системы принятия решений.

2. Проектирование системы принятия решений.

Тематика рефератов и сообщений:

Информационная система поддержки принятия решений в организации.

Принятие решений при реализации проектов

Литература: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 10; 12; 14; 19; 20; 25; 28; 29; 34; 36; 39; 41; 45.

Семинар 6 (2 часа)

Тема 8. Правовая и нравственная оценка организационно-управленческих решений

Форма проведения: обсуждение сообщений и докладов; анализ КС.

Цели занятия: изучить систему нормативных требований к управленческим решениям.

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная и юридическая ответственность при принятии решений.

2. Формы и методы обеспечения контроля разработки и реализации управленческих решений.

 

Литература: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 17; 27; 34; 43; 44; 45.


ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ И ДРУГИЕ АКТИВНЫЕ ФОРМЫ

 

Занятие 1 (2 часа)

Тема 2. Теория решений: история, методологические основания,

Структура.

Форма проведения: процедуры позиционирования и командообразования.

Цель занятия: формирование групп по освоению теоретического материала.

Сценарий:

1. Упражнение «Новичок в организации».

2. Позиционирование, целеполагание и планирование работы.

2. Презентация команд и плана освоения дисциплины.

Литература: 4; 6; 7; 8; 9; 10; 13; 18; 19; 31; 34; 39; 42; 45.

Занятие 2 (2 часа)

Тема 3.Типы,модели и этапы процесса принятия решения

Форма проведения занятия: тренинг.

Цель: приобретение навыков организации ПУР.

Сценарий:

1. Групповая работа по структурированию процесса принятия решения.

2. Презентация.

3. Экспертиза разработок.

4. Методологическая рефлексия.

Литература: 4; 6; 7; 8; 9; 10; 13; 18; 19; 31; 34; 39; 42; 45.

Занятие 3, 4 (4 часа)

Тема 4.Индивидуальные стили и организационные формы принятия

Решений

Форма проведения занятия: самодиагностика и определение индивидуальных стилей ПУР; групповая работа по сравнительному анализу организационных форм совместного принятия решения.

Цель занятия: приобретение навыков рефлексии индивидуальных и групповых действий при принятии решений.

План:

1. Информация об определении индивидуального стиля по методике А.В. Карпова и И. Адизеса.

2. Тестирование по определению типологии субъектов, принимающих управленческие решения.

3. Представление результатов теста и самоидентификация.

4. Сравнение организационных форм принятия решения (по А.И. Пригожину).

Литература: 6; 7, 8; 10; 14; 15; 21; 22; 23; 27; 29; 41; 45.

 

 

Занятие 5,6 (4 часа)

Тема 5.Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска вариантов решения

Форма проведения занятия: рефлексия процесса и результатов выполнения учебных заданий.

Цель занятия: приобрести навыки коллегиального обсуждения проблемной ситуации, целеполагания и генерирования вариантов решений.

Сценарий:

1. Формирование групп и выполнение упражнения «Менеджер по проблемам в организации».

2. Презентация итогов групповой работы.

3. Методологическая рефлексия результатов анализа ситуации.

4. Групповая работа по выполнению упражнения «Проблемы студенческой молодежи». Рефлексия и выделение приоритетных проблем.

5. Мозговой штурм по решению приоритетной проблемы.

6. Графические методы анализа проблемной ситуации (диаграмма Ишикавы).

7. Подведение итогов занятия.

 

Литература: 6; 7, 8; 15; 22; 23; 30; 41.

 

Занятие 7, 8 (4 часа)

Тема 6.Методы анализа решений в условиях неопределенности и риска

Форма проведения занятия: рефлексия процесса и результатов выполнения группой учебных заданий.

Цель занятия: освоить приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска.

Сценарий:

1. Организация и проведение учебной игры “В рынке”:

1.1. Организационный этап (проблемно-деловая игра как метод решения проблем).

1.2. Игровой процесс (проектирование и принятие решений в ситуации неопределенности и риска; переговоры; экспертный анализ).

1.3. Подведение итогов игры.

2. Методологическая рефлексия принятия группового решения в ситуации риска и неопределенности.

Литература: 7; 8; 13; 15; 27; 28; 30; 33; 41; 44. См. также: Введение в специальность «менеджмент»: Учебно-игровой цикл (методология, организация, опыт) / Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, М., 1993.

Занятие 9, 10 (4 часа)

Тема 7. Диагностика и проектирование системы принятия решений

в организации

Форма проведения занятия: обсуждение результатов выполнения групповых учебных заданий.

Цель занятия: отработать методику аудита и диагностики элементов системы принятия управленческих решений в организации.

План:

1. Информация проектных групп по итогам диагностики стилей управления, проблем и патологий системы принятия управленческих решений в организациях.

2. Групповая работа по проектированию инноваций в системе принятия организационных решений.

3. Информационное обеспечение инноваций системы ПУР и оформление итогов групповой работы.

 

Литература: 6; 7; 9; 12; 13; 14; 18; 25; 31; 35; 42; 44; 45.

Занятие 11, 12 (4 часа)

Тема 9. Методы управления качеством и эффективностью принятия

решений

Форма проведения занятия: публичная защита и экспертиза проектных разработок

Цель занятия: отработать технику публичной защиты и экспертизы проектов по совершенствованию системы принятия управленческих решений в организациях.

План:

1. Процедура публичной защиты проектных разработок.

2. Методологическая рефлексия проектов по совершенствованию системы принятия управленческих решений в организациях.

 

Литература: 2;3; 4; 5; 6; 7; 8; 13; 14; 18, 19; 25; 27; 31; 37; 38; 41; 44; 45.


Планы семинарских занятий и АФО

для студентов заочной формы обучения

СЕМИНАРЫ

Семинар 1 (2 часа)

Тема 1.Принятие решений как функция управления

Тема 8. Правовая и нравственная оценка организационно-управленческих решений

Форма проведения: тестирование, обсуждение докладов и сообщений.

Цель занятия: определить особенности и функции решения в управленческой деятельности.

Вопросы для обсуждения

1. Диагностическое тестирование.

Требования к управленческому решению.

4. Социальная и юридическая ответственность при принятии решений.

5. Формы и методы обеспечения контроля разработки и реализации управленческих решений.

Литература: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 13; 14; 17; 26; 27; 31;34; 38; 40; 43; 44; 45.

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ И ДРУГИЕ АКТИВНЫЕ ФОРМЫ

 

Занятие 1 (2 часа)

Тема 2. Теория решений: история, методологические основания,

Структура.

Тема 3.Типы,модели и этапы процесса принятия решения.

Форма проведения: процедуры позиционирования и командообразования.

Цель занятия: формирование групп по освоению теоретического материала.

Сценарий:

1. Упражнение «Новичок в организации».

2. Позиционирование, целеполагание и планирование работы.

3. Презентация команд и плана освоения дисциплины.

4. Групповая работа по структурированию процесса принятия решения.

5. Презентация.

6. Методологическая рефлексия.

Литература: 4; 6; 7; 8; 9; 10; 13; 18; 19; 31; 34; 39; 42; 45.

 

 

Занятие 2 (2 часа)

Тема 4.Индивидуальные стили и организационные формы принятия

Решений

Тема 5.Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска вариантов решения

Форма проведения занятия: самодиагностика и определение индивидуальных стилей ПУР; групповая работа по сравнительному анализу организационных форм совместного принятия решения.

Цель занятия: приобретение навыков рефлексии индивидуальных и групповых действий при принятии решений.

План:

1. Информация об определении индивидуального стиля по методике А.В. Карпова и И. Адизеса.

2. Сравнение организационных форм принятия решения (по А.И. Пригожину).

3. Формирование групп и выполнение упражнения «Менеджер по проблемам в организации».

4. Методологическая рефлексия результатов анализа ситуации.

5. Мозговой штурм по решению приоритетной проблемы.

6. Графические методы анализа проблемной ситуации (диаграмма Ишикавы).

Литература: 6; 7, 8; 10; 14; 15; 21; 22; 23; 27; 29; 30; 41; 45.

 

Занятие 3 (2 часа)

Тема 6.Методы анализа решений в условиях неопределенности и риска

Форма проведения занятия: рефлексия процесса и результатов выполнения группой учебных заданий.

Цель занятия: освоить приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска.

Сценарий:

1. Организация и проведение учебной игры “В рынке”:

1.1. Организационный этап (проблемно-деловая игра как метод решения проблем).

1.2. Игровой процесс (проектирование и принятие решений в ситуации неопределенности и риска; переговоры; экспертный анализ).

1.3. Подведение итогов игры.

2. Методологическая рефлексия принятия группового решения в ситуации риска и неопределенности.

Литература: 7; 8; 13; 15; 27; 28; 30; 33; 41; 44. См. также: Введение в специальность «менеджмент»: Учебно-игровой цикл (методология, организация, опыт) / Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, М., 1993.

Занятие 4 (2 часа)

Тема 7. Диагностика и проектирование системы принятия решений

в организации

Тема 9. Методы управления качеством и эффективностью принятия

решений

 

Форма проведения занятия: обсуждение результатов выполнения групповых учебных заданий; публичная защита и экспертиза проектных разработок

Цель занятия: отработать методику аудита и диагностики элементов системы принятия управленческих решений в организации; приобрести навыки публичной защиты и экспер

Дата: 2016-10-02, просмотров: 206.