Поволжский институт УПРАВЛЕНИЯ им. П.А. СТОЛЫПИНА
Кафедра социальных коммуникаций
УТВерждаю
Заместитель директора института
__________Л.В. Константинова
"___"_______________2012 г.
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Методы принятия управленческих решений
по направлению подготовки 081100.62
Государственное и муниципальное управление
Одобрен на заседании
Учебно-методического совета
факультета государственного и муниципального управления
от «___»_____________2012 г.
Протокол № __
Саратов 2012
Учебно-методический комплекс дисциплины
разработан канд. филос. наук, доцентом Ю.А. Корсаковым;
рассмотрен на заседании кафедры Социальных коммуникаций и рекомендован к использованию в учебном процессе
(«» 2012 г. протокол №).
Зав. кафедрой _________ д-р социол. наук, проф. Т.И. Черняева.
Учебно-методический комплекс согласован с методической комиссией по направлению подготовки бакалавров 081100.62 Государственное и муниципальное управление
Председатель комиссии _____________________________________
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТА ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Методы принятия управленческих решений» относится к базовой части обязательных дисциплин математического и естественнонаучного цикла ООП по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление.
Направлена на формирование компетенций:
общекультурные (ОК, определенные ФГОС ВПО:
ОК-1 – стремится работать на благо общества;
ОК-7 – способен представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения;
ОК-15 – способен принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умеет оценивать последствия решений;
общепрофессиональные (ПК по ФГОС):
ПК-4 – способен принимать решения в условиях неопределенности и рисков;
ПК-5 – способен применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения;
ПК-6 – способен принимать участие в проектировании организационных действий, умеет эффективно исполнять обязанности;
ПК-12 – умеет определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры;
ПК-18 – умеет готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти;
ПК-20 – способен анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой.
Для освоения данной дисциплины необходимы знания следующих дисциплин: «История», «Философия», «Социология», «Теория организации», «Психология», «Социальная психология», «Информационные технологии в управлении», «Математика», «Введение в профессиональную деятельность», «Государственная и муниципальная служба», «Экономическая теория».
Данная дисциплина является основой для освоения следующих дисциплин:
дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла - Государственное регулирование экономики;
дисциплин профессионального цикла – Этика государственной и муниципальной службы; Прогнозирование и планирование; Принятие и исполнение государственных решений, Деловые коммуникации, Муниципальное право, Управление государственным и муниципальным заказом, Инновационные технологии в деятельности органов власти.
Главная цельосвоения дисциплины –знакомство с моделями и методами процесса разработки управленческого решения; формирование навыков поиска, обоснования и выбора оптимальных вариантов решений в различных ситуациях, связанных с профилем деятельности.
Задачи дисциплины:
- дать представление о методах и приемах анализа информации о проблемных ситуациях стратегического, тактического и оперативного функционирования и развития организации, необходимых для выработки организационно-управленческих решений;
- развивать умения и навыки применения индивидуальных и коллегиальных технологий, количественных и качественных методов анализа при принятии управленческих решений; строить организационно-управленческие модели;
- обеспечить формирование навыков оценки качества и эффективности инновационных организационно-управленческих решений в соответствии с целями социальной ответственности.
Требования к результатам освоения дисциплины.
Студенты должны знать:
- принципы и методику исследования системы принятия решений в организации;
- основные модели и технологии процесса разработки, принятия и реализации организационных решений;
- условия и факторы повышения качества и эффективности УР;
- систему контроля и характер ответственности при разработке и реализации управленческого решения по профилю деятельности.
Студенты должны уметь:
- анализировать проблемные ситуации, возникающие в организациях, условия и ресурсы решения конкретных проблем;
- осуществлять целевую ориентацию управленческого решения;
- выявлять и исследовать альтернативные варианты действий в процессе разработки управленческих решений;
- использовать современные технологии разработки и выбора варианта действий в условиях неопределенности и риска;
- осуществлять критический анализ и коррекцию процесса принятия управленческого решения;
- формировать и использовать систему информационного обеспечения управленческого решения.
Студенты должны владеть:
- приемами количественного и качественного анализа проблемной ситуации и обоснования выбора модели разработки управленческого решения;
- методами целеполагания, генерирования инновационных решений, прогнозирования и оценки рисков;
- методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций;
- приемами экспертной оценки качества управленческих решений.
Данная дисциплина является основой для освоения следующих дисциплин, представленных в таблице.
Введены обозначения (разделы или темы дисциплины):
Раздел 1. Теория и методология принятия решений.
Раздел 2. Формы и методы индивидуального и коллегиального принятия решений
Раздел 3. Методы контроля и оценки эффективности системы организационных решений.
Дисциплины ФГОС | Разделы | |||
№ 1 | № 2 | № 3 | ||
Этика государственной и муниципальной службы | + | + | + | |
Прогнозирование и планирование | + | + | ||
Принятие и исполнение государственных решений | + | + | + | |
Деловые коммуникации | + | + | + | |
Муниципальное право | + | + | ||
Управление человеческими ресурсами | + | + | + | |
Управление государственным и муниципальным заказом | + | + | + | |
Инновационные технологии в деятельности органов власти | + | + | ||
Государственное регулирование экономики | + | + |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дисциплины Методы принятия управленческих решений
Учебно-тематический план для очной формы обучения
по направлению подготовки081100.62 Государственное и муниципальное управление
Форма обучения: очная Курс: 3
Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы, 144 часа
№ п/п | Наименование раздела, темы | Трудоемкость в часах | Формы текущего контроля | |||||
Всего учебных занятий | Всего аудиторных занятий | В том числе | Самостоятельная работа | |||||
Лекции | Семинары | Лабораторные работы, активные и интерактивные формы обучения | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I | Теория и методология принятия решений | 28 | 14 | 6 | 4 | 4 | 14 | |
Принятие решений как функция управления | Диагностическое тестирование | |||||||
Теория решений: методологические основания, структура | Анализ конкретной ситуации (КС) | |||||||
Типы,модели и этапы процесса принятия решения | План контрольной работы | |||||||
II | Формы и методы индивидуального и коллегиального принятия решений | 44 | 22 | 6 | 4 | 12 | 22 | |
Индивидуальные стили и организационные формы принятия решений | Самодиагностика | |||||||
Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска вариантов решения | Сообщения о промежуточных результатах проектирование изменений системы ПР | |||||||
Методы анализа решений в условиях неопределенности и риска | Анализ конкретной ситуации (КС) | |||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
III | Методы повышения эффективности организационно-управленческих решений | 36 | 18 | 6 | 4 | 8 | 18 | |
Диагностика и проектирование системы принятия решений в организации | Анализ конкретной ситуации (КС) | |||||||
Правовая и нравственная оценка организационно-управленческих решений | Отчет о диагностике проблем в системе принятия решения в организации | |||||||
Методы управления качеством и эффективностью принятия решений | Доклады и сообщения | |||||||
ИТОГО: | ||||||||
Итоговый контроль | Экзамен |
Учебно-тематический план для заочной формы обучения
по направлению подготовки081100.62 Государственное и муниципальное управление
Форма обучения: заочная Курс: 3
Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы, 144 часа
№ п/п | Наименование раздела, темы | Трудоемкость в часах | Формы текущего контроля | |||||
Всего учебных занятий | Всего аудиторных занятий | В том числе | Самостоятельная работа | |||||
Лекции | Семинары | Лабораторные работы, активные и интерактивные формы обучения | ||||||
I | Теория и методология принятия решений | 28 | 5 | 2 | 1 | 2 | 23 | |
Принятие решений как функция управления | Диагностическое тестирование | |||||||
Теория решений: методологические основания, структура | Анализ конкретной ситуации (КС) | |||||||
Типы,модели и этапы процесса принятия решения | План контрольной работы | |||||||
II | Формы и методы индивидуального и коллегиального принятия решений | 44 | 7 | 3 | 4 | 37 | ||
Индивидуальные стили и организационные формы принятия решений | Самодиагностика | |||||||
Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска вариантов решения | Сообщения о промежуточных результатах проектирование изменений системы ПР | |||||||
Методы анализа решений в условиях неопределенности и риска | Анализ конкретной ситуации (КС) | |||||||
III | Методы повышения эффективности организационно-управленческих решений | 36 | 4 | 1 | 1 | 2 | 32 | |
Диагностика и проектирование системы принятия решений в организации | Отчет о диагностике проблем в системе принятия решения в организации | |||||||
Правовая и нравственная оценка организационно-управленческих решений | Доклады и сообщения | |||||||
Методы управления качеством и эффективностью принятия решений | Публичная защита контр. работ / проектов | |||||||
ИТОГО: | ||||||||
Итоговый контроль | Экзамен |
Учебно-тематический план для заочной формы обучения на базе ВПО
по направлению подготовки081100.62 Государственное и муниципальное управление
Форма обучения: заочная на базе ВПО Курс: 1
Общая трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы, 144 часа
№ п/п | Наименование раздела, темы | Трудоемкость в часах | Формы текущего контроля | |||||
Всего учебных занятий | Всего аудиторных занятий | В том числе | Самостоятельная работа | |||||
Лекции | Семинары | Лабораторные работы, активные и интерактивные формы обучения | ||||||
I | Теория и методология принятия решений | 28 | 5 | 2 | 1 | 2 | 23 | |
Принятие решений как функция управления | Диагностическое тестирование | |||||||
Теория решений: методологические основания, структура | Анализ конкретной ситуации (КС) | |||||||
Типы,модели и этапы процесса принятия решения | План контрольной работы | |||||||
II | Формы и методы индивидуального и коллегиального принятия решений | 44 | 7 | 3 | 4 | 37 | ||
Индивидуальные стили и организационные формы принятия решений | Самодиагностика | |||||||
Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска вариантов решения | Сообщения о промежуточных результатах проектирование изменений системы ПР | |||||||
Методы анализа решений в условиях неопределенности и риска | Анализ конкретной ситуации (КС) | |||||||
III | Методы повышения эффективности организационно-управленческих решений | 36 | 4 | 1 | 1 | 2 | 32 | |
Диагностика и проектирование системы принятия решений в организации | Отчет о диагностике проблем в системе принятия решения в организации | |||||||
Правовая и нравственная оценка организационно-управленческих решений | Доклады и сообщения | |||||||
Методы управления качеством и эффективностью принятия решений | Публичная защита контр. работ / проектов | |||||||
ИТОГО: | ||||||||
Итоговый контроль | Экзамен |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Теория и методология принятия решений
Тема 1.Принятие решений как функция управления
Решение в системе социальных технологий. Определение понятия «решение». Типология управленческих решений. Требования к управленческому решению (УР).
Функции решения в управленческой деятельности. Публичные решения в государственно-управленческой системе.
Общая характеристика моделей и методов принятия решений.
Тема 2.Теория решений: методологические основания, структура
Становление теоретических взглядов на принятие решения. Методологические подходы и концептуальные модели принятия управленских решений.
Структура теории решений. Социокультурный аспект теории решений (исторические, этно-региональные, политические, институциональные, гендерные условия и факторы, обусловливающие выбор). Психологическая теория решения. Рационально-технический и организационно-технологический аспекты решения.
Прикладные аспекты принятия решения.
Тема 3.Типы, модели и этапы процесса принятия решения
Основные типы процесса принятия: аффективный, интуитивный, по аналогии, процедурно рациональный. Видовые особенности процесса принятия УР: как индивидуального выбора; как совместного выбора; как определенного вида деятельности; как синтеза деятельностных, индивидуальных и групповых характеристик.
Общая характеристика моделей принятия решений в организации. Модель рационального выбора, модель ограниченной рациональности, инкрементальная модель, модель «мусорной корзины».
Жизненный цикл управленческого решения. Фаза «столкновения с проблемой». Фаза формирования решения. Фаза выбора. Фаза обеспечения и реализации решения. Критический анализ.
Раздел II. Формы и методы индивидуального и коллегиального принятия решений
Тема 4. Индивидуальные стили и организационные формы принятия
решений
Роль человеческого фактора в процессе принятия решений. Типология субъектов, принимающих решения. Индивидуально-личностные и профессиональные качества и характеристики субъектов, принимающих управленческие решения.
Понятие индивидуального стиля принятия решения. Классификация стилей принятия решений. Стили принятия решений в процессе управления. Стили принятия решения и формы власти. Анализ стиля принятия решения по методике В. Карпова, И. Адизеса, М. Вудса.
Организационные формы совместных решений: деловые совещания, конференциальные решения, массовые решения, экспертные оценки. Возможности и ограничения коллегиальных форм принятия решений. Экспертная поддержка решения. Типология экспертных методов.
Тема 5. Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска
вариантов решения
Проблема и проблемная ситуация. Идентификация и анализ проблемной ситуации. Определение условий постановки задачи решения проблем. Структурирование проблемного поля.
Целеполагание в процессе разработки управленческого решения. Структурирование целевых ориентиров: построение дерева целей. Методы сравнения целей.
Активизирующие и эвристические методы выработки вариантов решений. Метод «мозговой атаки». Методы аналогий и ассоциаций. Метод контрольных вопросов. ТРИЗ. Графо-аналитические методы.
Применение экспертных оценок в прогнозировании и разработке управленческих решений: метод Дельфи, метод Паттерн. SWOT-анализ и прогнозные сценарии: методика комплексного исследования. Система критериев оценки альтернатив
Тема 6. Методы анализа решений в условиях неопределенности и риска
Неопределенность и риск в управленческих решениях. Внешняя среда как фактор неопределенности и риска в управлении.
Прогнозирование при принятии управленческих решений. Технологии принятия решений в кризисных ситуациях.
Моделирование при разработке управленческого решения (логическое, экономико-математическое, имитационное, социальное).
Общая характеристика математических моделей и методов принятия решений.
Роль и функции графических методов решения проблем и задач.
Раздел III. Методы повышения эффективности
организационно-управленческих решений
Тема 7. Диагностика и проектирование системы принятия решений в организации
Организационные решения и их системы (компонентная, управленческого цикла, комплексная). Стратегические управленческие решения и методы организационно-управленческого проектирования. Разработка альтернатив стратегического решения.
Принятие решений при управлении изменениями в организации. Проблемы и патологии системы принятия решения в организациях. Диагностика и "терапия" патологий управленческих решений.
Проектирование системы принятия решений в организации. Информационная система поддержки УР в организациях.
Тема 8. Правовая и нравственная оценка организационно-управленческих решений
Политический и правовой контекст управленческого решения.
Сущность и виды ответственности при принятии управленческих решений. Социальная ответственность при принятии решений. Юридическая ответственность руководителя при принятии УР.
Реализация управленческого решения: технологии контроля и оценки. Формы и методика контроля деятельности руководителей государственных, коммерческих и некоммерческих организаций при принятии и реализации управленческих решений.
Тема 9. Методы управления качеством и эффективностью
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Планы семинарских занятий и активных форм обучения (АФО)
для студентов очной формы обучения
СЕМИНАРЫ
Семинар 1 (2 часа)
Тема 1.Принятие решений как функция управления
Форма проведения: диагностическое тестирование, обсуждение докладов и сообщений.
Цель занятия: определить особенности и функции решения в управленческой деятельности.
Вопросы для обсуждения
Требования к управленческому решению.
Литература: 4; 6; 7; 8; 13; 14; 26; 31; 38; 40; 44.
Семинар 2 (2 часа)
Тема 3. Типы,модели и этапы процесса принятия решения
Форма проведения: обсуждение сообщений; групповая работа по определению типа принятия решений.
Цели занятия: приобретение умения различать типы и модели процесса принятия решений, определять их достоинства и недостатки.
Вопросы для обсуждения:
1. Интуитивные решения и решения по аналогии.
2. Возможности и ограничения моделей процесса принятия решения.
3. Формирование групп и планирование работы по аудиту системы принятия решений в организации.
Литература: 6; 7; 8; 9; 11; 14; 16; 18; 19; 24; 25; 31; 40; 41; 44.
Семинар 3 (2 часа)
Тема 4.Индивидуальные стили и организационные формы принятия решений
Форма проведения: обсуждение докладов и сообщений; групповая работа по анализу сравнительной таблицы.
Цели занятия: приобретение умения различать типы и модели процесса принятия решений, определять их достоинства и недостатки.
Вопросы для обсуждения:
1. Характеристика индивидуальных стилей принятия решений.
2. Специфические черты коллегиального принятия решения.
3. Сравнительный анализ организационных форм коллегиального принятия решений (по А.И. Пригожину).
Литература: 6; 7; 8; 10; 13; 14; 18; 21; 22; 25; 27; 31; 41, с. 54-114; 45.
Семинар 4 (2 часа)
Тема 5. Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска вариантов решения
Форма проведения: групповая работа по анализу конкретных ситуаций.
Цели занятия: знакомство с методами выявления и анализа проблемных ситуаций, генерирования идей.
Вопросы для обсуждения
1. Методы выявления и диагностики проблем.
2. Методы поиска вариантов решений.
Литература: 5; 6; 7; 8; 9; 13; 18; 20; 25; 26; 30; 38, с. 65-90; 41; 42; 44.
Семинар 5 (2 часа)
Тема 7. Диагностика и проектирование системы принятия решений в организации
Форма проведения: обсуждение докладов и сообщений.
Цели занятия: знакомство с технологией проектирования системы принятия решений в организации.
Вопросы для обсуждения:
1. Проблемы и патологии организационной системы принятия решений.
2. Проектирование системы принятия решений.
Тематика рефератов и сообщений:
Информационная система поддержки принятия решений в организации.
Принятие решений при реализации проектов
Литература: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 10; 12; 14; 19; 20; 25; 28; 29; 34; 36; 39; 41; 45.
Семинар 6 (2 часа)
Тема 8. Правовая и нравственная оценка организационно-управленческих решений
Форма проведения: обсуждение сообщений и докладов; анализ КС.
Цели занятия: изучить систему нормативных требований к управленческим решениям.
Вопросы для обсуждения:
1. Социальная и юридическая ответственность при принятии решений.
2. Формы и методы обеспечения контроля разработки и реализации управленческих решений.
Литература: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 17; 27; 34; 43; 44; 45.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ И ДРУГИЕ АКТИВНЫЕ ФОРМЫ
Занятие 1 (2 часа)
Тема 2. Теория решений: история, методологические основания,
Структура.
Форма проведения: процедуры позиционирования и командообразования.
Цель занятия: формирование групп по освоению теоретического материала.
Сценарий:
1. Упражнение «Новичок в организации».
2. Позиционирование, целеполагание и планирование работы.
2. Презентация команд и плана освоения дисциплины.
Литература: 4; 6; 7; 8; 9; 10; 13; 18; 19; 31; 34; 39; 42; 45.
Занятие 2 (2 часа)
Тема 3.Типы,модели и этапы процесса принятия решения
Форма проведения занятия: тренинг.
Цель: приобретение навыков организации ПУР.
Сценарий:
1. Групповая работа по структурированию процесса принятия решения.
2. Презентация.
3. Экспертиза разработок.
4. Методологическая рефлексия.
Литература: 4; 6; 7; 8; 9; 10; 13; 18; 19; 31; 34; 39; 42; 45.
Занятие 3, 4 (4 часа)
Тема 4.Индивидуальные стили и организационные формы принятия
Решений
Форма проведения занятия: самодиагностика и определение индивидуальных стилей ПУР; групповая работа по сравнительному анализу организационных форм совместного принятия решения.
Цель занятия: приобретение навыков рефлексии индивидуальных и групповых действий при принятии решений.
План:
1. Информация об определении индивидуального стиля по методике А.В. Карпова и И. Адизеса.
2. Тестирование по определению типологии субъектов, принимающих управленческие решения.
3. Представление результатов теста и самоидентификация.
4. Сравнение организационных форм принятия решения (по А.И. Пригожину).
Литература: 6; 7, 8; 10; 14; 15; 21; 22; 23; 27; 29; 41; 45.
Занятие 5,6 (4 часа)
Тема 5.Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска вариантов решения
Форма проведения занятия: рефлексия процесса и результатов выполнения учебных заданий.
Цель занятия: приобрести навыки коллегиального обсуждения проблемной ситуации, целеполагания и генерирования вариантов решений.
Сценарий:
1. Формирование групп и выполнение упражнения «Менеджер по проблемам в организации».
2. Презентация итогов групповой работы.
3. Методологическая рефлексия результатов анализа ситуации.
4. Групповая работа по выполнению упражнения «Проблемы студенческой молодежи». Рефлексия и выделение приоритетных проблем.
5. Мозговой штурм по решению приоритетной проблемы.
6. Графические методы анализа проблемной ситуации (диаграмма Ишикавы).
7. Подведение итогов занятия.
Литература: 6; 7, 8; 15; 22; 23; 30; 41.
Занятие 7, 8 (4 часа)
Тема 6.Методы анализа решений в условиях неопределенности и риска
Форма проведения занятия: рефлексия процесса и результатов выполнения группой учебных заданий.
Цель занятия: освоить приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
Сценарий:
1. Организация и проведение учебной игры “В рынке”:
1.1. Организационный этап (проблемно-деловая игра как метод решения проблем).
1.2. Игровой процесс (проектирование и принятие решений в ситуации неопределенности и риска; переговоры; экспертный анализ).
1.3. Подведение итогов игры.
2. Методологическая рефлексия принятия группового решения в ситуации риска и неопределенности.
Литература: 7; 8; 13; 15; 27; 28; 30; 33; 41; 44. См. также: Введение в специальность «менеджмент»: Учебно-игровой цикл (методология, организация, опыт) / Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, М., 1993.
Занятие 9, 10 (4 часа)
Тема 7. Диагностика и проектирование системы принятия решений
в организации
Форма проведения занятия: обсуждение результатов выполнения групповых учебных заданий.
Цель занятия: отработать методику аудита и диагностики элементов системы принятия управленческих решений в организации.
План:
1. Информация проектных групп по итогам диагностики стилей управления, проблем и патологий системы принятия управленческих решений в организациях.
2. Групповая работа по проектированию инноваций в системе принятия организационных решений.
3. Информационное обеспечение инноваций системы ПУР и оформление итогов групповой работы.
Литература: 6; 7; 9; 12; 13; 14; 18; 25; 31; 35; 42; 44; 45.
Занятие 11, 12 (4 часа)
Тема 9. Методы управления качеством и эффективностью принятия
решений
Форма проведения занятия: публичная защита и экспертиза проектных разработок
Цель занятия: отработать технику публичной защиты и экспертизы проектов по совершенствованию системы принятия управленческих решений в организациях.
План:
1. Процедура публичной защиты проектных разработок.
2. Методологическая рефлексия проектов по совершенствованию системы принятия управленческих решений в организациях.
Литература: 2;3; 4; 5; 6; 7; 8; 13; 14; 18, 19; 25; 27; 31; 37; 38; 41; 44; 45.
Планы семинарских занятий и АФО
для студентов заочной формы обучения
СЕМИНАРЫ
Семинар 1 (2 часа)
Тема 1.Принятие решений как функция управления
Тема 8. Правовая и нравственная оценка организационно-управленческих решений
Форма проведения: тестирование, обсуждение докладов и сообщений.
Цель занятия: определить особенности и функции решения в управленческой деятельности.
Вопросы для обсуждения
1. Диагностическое тестирование.
Требования к управленческому решению.
4. Социальная и юридическая ответственность при принятии решений.
5. Формы и методы обеспечения контроля разработки и реализации управленческих решений.
Литература: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 13; 14; 17; 26; 27; 31;34; 38; 40; 43; 44; 45.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ И ДРУГИЕ АКТИВНЫЕ ФОРМЫ
Занятие 1 (2 часа)
Тема 2. Теория решений: история, методологические основания,
Структура.
Тема 3.Типы,модели и этапы процесса принятия решения.
Форма проведения: процедуры позиционирования и командообразования.
Цель занятия: формирование групп по освоению теоретического материала.
Сценарий:
1. Упражнение «Новичок в организации».
2. Позиционирование, целеполагание и планирование работы.
3. Презентация команд и плана освоения дисциплины.
4. Групповая работа по структурированию процесса принятия решения.
5. Презентация.
6. Методологическая рефлексия.
Литература: 4; 6; 7; 8; 9; 10; 13; 18; 19; 31; 34; 39; 42; 45.
Занятие 2 (2 часа)
Тема 4.Индивидуальные стили и организационные формы принятия
Решений
Тема 5.Методы и приемы анализа проблемной ситуации, поиска вариантов решения
Форма проведения занятия: самодиагностика и определение индивидуальных стилей ПУР; групповая работа по сравнительному анализу организационных форм совместного принятия решения.
Цель занятия: приобретение навыков рефлексии индивидуальных и групповых действий при принятии решений.
План:
1. Информация об определении индивидуального стиля по методике А.В. Карпова и И. Адизеса.
2. Сравнение организационных форм принятия решения (по А.И. Пригожину).
3. Формирование групп и выполнение упражнения «Менеджер по проблемам в организации».
4. Методологическая рефлексия результатов анализа ситуации.
5. Мозговой штурм по решению приоритетной проблемы.
6. Графические методы анализа проблемной ситуации (диаграмма Ишикавы).
Литература: 6; 7, 8; 10; 14; 15; 21; 22; 23; 27; 29; 30; 41; 45.
Занятие 3 (2 часа)
Тема 6.Методы анализа решений в условиях неопределенности и риска
Форма проведения занятия: рефлексия процесса и результатов выполнения группой учебных заданий.
Цель занятия: освоить приемы разработки и выбора управленческих решений в условиях неопределенности и риска.
Сценарий:
1. Организация и проведение учебной игры “В рынке”:
1.1. Организационный этап (проблемно-деловая игра как метод решения проблем).
1.2. Игровой процесс (проектирование и принятие решений в ситуации неопределенности и риска; переговоры; экспертный анализ).
1.3. Подведение итогов игры.
2. Методологическая рефлексия принятия группового решения в ситуации риска и неопределенности.
Литература: 7; 8; 13; 15; 27; 28; 30; 33; 41; 44. См. также: Введение в специальность «менеджмент»: Учебно-игровой цикл (методология, организация, опыт) / Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, М., 1993.
Занятие 4 (2 часа)
Тема 7. Диагностика и проектирование системы принятия решений
в организации
Тема 9. Методы управления качеством и эффективностью принятия
решений
Форма проведения занятия: обсуждение результатов выполнения групповых учебных заданий; публичная защита и экспертиза проектных разработок
Цель занятия: отработать методику аудита и диагностики элементов системы принятия управленческих решений в организации; приобрести навыки публичной защиты и экспер
Дата: 2016-10-02, просмотров: 206.