Маркетинг в антикризисном менеджменте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Суть маркетинговой деятельности заключается в формировании реальной величины спроса, ввоздействии на потребителя для по­буждения его к приобретению товара, в разработке реальных про­грамм действий организации на конкретном рынке.

Главный принцип маркетинга - ориентация на потребности потребителя, их формирование и максимальное удовлетворение. Реализация этого принципа во всех сферах производственно-хозяйст­венной деятельности осуществляется через менеджмент, основные функции которого — планирование, организация, мотивация и контроль.

Основная цель маркетинга — определить величину спроса на конкретный товар, выраженную в показателях объема продаж и его доли на рынке, и средствами маркетинга содействовать его достижению. Основная цель менеджмента — обеспечить устойчивое развитие организации в достижении ее миссии и целей путем использования присущих менеджменту средств воздействия на людей для их взаимодействия в совместной производственно-хозяйственной деятельности. При исследовании организации, как целостной социально-эко­номической системы (корпорации, компании, фирмы), соотношение маркетинга и менеджмента рассматривается как части целого.

Маркетинговая концепция управления представляет собой тип мышления управляющих и всего персонала организации. Специфика такого подхода — в ориентации всей деятельности организации, ее персонала и процессов управления на конечные результаты организации: качество, результативность, эффективность, конкурентоспособность; величина и динамика данных характеристик определяется рыночными возможностями организации и рыночными условиями.

Функции маркетинга заключаются в исследовании и формировании его средствами организационно-экономических условий осуществления воспроизводственных процессов, обеспечивая их непрерывность, снижение издержек и уровень эффективности, достаточный для развития организации.

Средства маркетинга представляют собой совокупность факто­ров, объединенных понятием «комплекс маркетинга»: товар, цена, методы распределения, коммуникации.

При оценке маркетинговых возможностей главными рыночными объектами выступают спрос, предложение и цена, взаимосвязь кото­рых отражает действие экономического закона спроса и предложения, а именно сбалансированность по объему, структуре и сопряжен­ности во времени.

Вырабатывая антикризисную политику, менеджер по маркетингу опирается на внутренние факторы предприятия: производственно- технологические особенности; ресурсный потенциал; характер внут­ренней атмосферы; уровень развития компонентов менеджмента.

Анализ рыночных возможностей организации осуществляется с использованием факторов маркетинговой среды, в которой функционирует организация. Объектом маркетинговых исследований и анализа выступают также объективные экономические тенденции развития: научно-технические, демографические, социальные, политические, культурные про­цессы, состояние которых оказывает в условиях кризиса активное влияние на рыночную ситуацию. В данной области ключевой функ­цией антикризисного маркетинга выступает мониторинг внешней среды организации для улавливания сигналов, свидетельствующих об угрозе ухудшения положения организации на рынке, потере конку­рентоспособности, снижении платежеспособности и управляемости или, наоборот, об открывающихся возможностях прогрессивных сдвигов в отдельных сферах деятельности.

Исследование коммуникаций и отбор информации позволяют маркетинговым службам осуществлять контроль ситуации на рын­ках в отдельных регионах страны и мира. Следует обратить внимание и на интернациональный характер маркетинга и менеджмента. Роль маркетинга возрастает в современ­ном мире на базе широкого внедрения информационных техноло­гий.

Разработка маркетинговой стратегии для антикризисного управ­ления — сложная и многогранная работа, в значительной степени зависящая от конкретной ситуации. Стратегия управления рассматривается в условиях рыночных отношений как мощный управленческий инструментарий, с помощью которого со­временная организация противостоит изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Стратегия управления представляет собой хозяйственную поли­тику, разработанную на основе предвидения будущего развития, характера и последствий производственно-хозяйственной деятель­ности путем определения и прогнозирования результатов, потребляемых ресурсов, средств и методов управления.

Объектом стратегии маркетинга производственно-хозяйственной системы выступает будущее положение организации на конкретном рынке, а также характер использования для его достижения разнообразных маркетинговых средств и методов.

Цели маркетинга подвержены корректировке в зависимости не только от стадий антикризисного управления, но и от изменяющейся конъюнктуры рыночного спроса.

В маркетинговой цикле выделяют основные четыре стадии: анализ и оценка рыночных и маркетинговых возможностей организации; отбор целевых рынков; разработка комплекса маркетинга; разработка и реализация маркетинговых программ.

Маркетинговые антикризисные программы включают мероприятия, которые следует выполнить организации для стабилизации ситуации на рынке и по выходу из кризиса. Они могут быть частью стратегического и тактического плана организации по выходу из кризиса или антикризисному бизнес-планированию. Приоритетными в антикризисном маркетинге являются стратегии продвижения товаров на новые рынки, упрочения положения на старых рынках, диверсификации. При выборе маркетинговой стратегии существенную помощь менеджеру может оказать выделение признаков и классификация стратегий.

Признаки, определяющие характер производственно-хозяйствен­ной деятельности имеют интеграционный характер и формируют социально-экономическую и организационно-правовую базу для разработки реальной марке­тинговой стратегии организации.

Рыночная конъюнктура оказывает главное воздействие на стратегию спроса и предложения, т. е. воздействие на произ­водителя. Особенности спроса дают основание для использования ряда стратегий рыночной политики организации: стимулирующая стратегия, креативная стратегия, поддерживающая стратегия, противодействующая стратегия.

Рыночное поведение опирается на ряд характеристик организации: размеры, отраслевую принадлежность, охват рынка, предполагаемые виды на прибыль, конкурентные преимущества. Ключевыми характеристиками выступают размеры орга­низации, вид продукции и тип рынка.

Главная особенность стратегии рыночного поведения мелких фирм заключается в гибкости, адаптивности, позволяющей эффективно действовать при небольшом ресурсном потенциале, но с высокопрофессиональным персоналом. Для организаций среднего размера характерна стратегия рыночных ниш, или патентная, предполагающая тщательный выбор сегмента рынка и способа по­ведения организации, имеющего значение для данного сегмента. Для крупных фирм характерна стратегия широкого проникнове­ния на новые рынки при высоких затратах на формирование спроса и стимулирование сбыта. Таким образом, стратегия дает основание для использования конкретных маркетинговых инструментов, средств и методов обеспечения условий для достижения объема продаж и доли рынка в соответствии с целевыми ориентирами организации.

В антикризисных условиях оценка страте­гии маркетинга с позиций соответствия функционирования экономики и конкретного рынка расширяет возмож­ности маркетингового менеджера по принятию более правильного решения и предвидения стратегических перспектив.

На первом этапе оценки стратегии маркетинга предусмотрено обязательное ее сравнение с целью предприятия, а также рыночными возможностями организации, что дает основание для поиска прогнозных альтернативных рыночных путей выхода из кризиса. На втором этапе маркетинговая стратегия оценивается на предмет ее соответствия целям и стратегии организации, на основании которых происходит их уточнение или формирование новой стратегии при резких изменениях рынка, что в кризисных условиях может произойти с большой сте­пенью вероятности. На третьем этапе формируется комплекс маркетинговых мер по реализации маркетинговой стратегии. При изменении стратегии процесс обоснования соответствия указанным ключевым параметрам повторяется.

В антикризисном менеджменте также важно взаимодействие стра­тегических и тактических маркетинговых целей. Поэтому как цели, так и стратегии их достижения анализируются в динамике, причем временной интервал характеризуется движением от тактических до стра­тегических целей.

Маркетинг как система управленияпредполагает наличие объекта и субъекта управления, формирование целевых процессов управления, выбор средств управления, создание четкой системы правомочий и ответственности.

Поскольку управление можно рассматривать как процесс взаимосвязанных функций, то на пред­кризисной стадии развития менеджмента отдается приоритет исследованию факторов, предотвращающих кризисные ситуации, стратегическим бизнес-планам по маркетингу, программно-целевым и корпоративным структурам, мотивации конечных результатов деятельности, контролю факторов риска. Такой анализ позволит в дальнейшем быстрее и правильнее реагировать на изменение ситуации на рынке, и с помощью управленческих средств избегать возможных потерь и негативных последствий.

Маркетинговые коммуникации и информациявыполняют ключе­вую связующую роль в управлении. Под коммуникациями понимается общение людей в процессе совмест­ной деятельности, обмен информацией, идеями и мыслями. Маркетинговые менеджеры используют коммуни­кации как средство получения и оценки информации. Коммуникации подразделяются на внешние и внутренние, первые наиболее приоритетны в антикризисном менеджменте.

Большое значение в управлении маркетингом имеет отбор информации по содержанию, структуре, составу, качеству, полноте, надежности источников ее получения. Особенно важны эффективные коммуникации в антикри­зисном маркетинге, когда динамичность и своевременность действий в значительной степени зависят от правильности и достоверности информации. Привыборе средств коммуникаций в антикризисном менеджменте используется комплексный подход, адаптированный к кон­кретной экономической ситуации.

Содействие продажампредставляет собой комплекс мероприятий по воздействию на потребителя, чтобы «подтолкнуть» его к покупке, и на производителя с целью стимулирования сбыта.

Мероприятия по стимулированию сбыта продукции направлены на продавцов-посредников, агентов, дилеров, т. е. на систему содействия продажам, что рассматривается как побуждение к последующим покупкам и к приверженности продукции и фирме. В условиях антикризисного управления в России представляется необходимым расширение коммуникаций в области содействия и стимулирования производителей, ускорения сбыта и создания услуг, сопутствующих сбыту, например послепродажное сервисное обслу­живание.

Связи с общественностью — вид деятельности, направленный на формирование положительного общественного мнения о фирме, ее продукции, о главных менеджерах, деловой культуре. Для этого до общественного мнения доводятся ее интересы, и создается позитивный имидж.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие методы используются в процессе принятия управленческих решений?

2. Охарактеризуйте этапы разработки управленческих решений в процессе антикризисного управления.

3. Дайте определение «антикризисного управления персоналом».

4. Охарактеризуйте черты, присущие антикризисной кадровой политике.

5. Дайте определение антикризисной кадровой политике.

6. Перечислите принципы антикризисного управления персоналом.

7. В чем заключается цели и функции маркетинга в антикризисном управлении?

Тесты по теме:

1. На наблюдении, изучении и анализе эффективности управленческих решений и сопоставлении их с полученным результатом основан метод:

а) научно-теоретический;

б) логико-математический;

в) аналитическо-исследовательский;

г) опытно-статистический.

2. К факторам, влияющим на качество управленческих решений по группе «условия использования», относятся:

а) квазистабильные;

б) избыточный объем исходной информации;

в) псевдодостоверная информация;

г) экстремальные условия;

д) микролокальные проблемы.

3. Объективные тенденции, происходящие в социально-экономической жизни общества, отражают принцип антикризисного управления персоналом:

а) системности;

б) равных возможностей;

в) командного единства;

г) правовой и социальной защищенности.

4. Предусматривает передачу прав и ответственности на низовой уровень принцип антикризисного управления персоналом:

а) учета долгосрочной перспективы организации;

б) участия сотрудников в принятии решений;

в) горизонтального сотрудничества;

г) интеграции и сплоченности коллектива.

5. В условиях устойчивого рынка для поддержания спроса и доли рынка используется стратегия маркетинга:

а) стимулирующая;

б) креативная;

в) поддерживающая;

г) противодействующая.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 185.