Диагностика кризисов в процессах управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Диагностикаопределение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест». Диагностика — это не одноразовый акт, а процесс, который осуществляется во времени и в пространстве. Процесс диагностикиисследовательский, поисковый, познавательный процесс.

Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система, так и любой элемент этих систем.

Цельдиагностики — установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии па дату завершения этого исследования и на перспективу.

Задачидиагностики заключаются в определении мер, направленных на сбалансирование работы всех элементов системы, и способов их реализации.

Диагностирование — это исследовательский процесс, к которому предъявляются следующие основные требования: оно должно быть аутентичным;объективным;точным.

В общем виде проведение диагностических исследований обычно предполагает: сравнение состояния выбранного объекта с какой-либо нормой; определение принадлежности объекта к конкретному классу; оценку избранного объекта как уникальное сочетание признаков.

Диагностика начинается с анализа. На основе анализа выявляются общие закономерности и общие патологии развития. Диагностика осуществляется различными методами: аналитическим; экспертным; линейного программирования; динамического программирования.

Инфляция и безработица

Инфляционные процессы экономического развития.Инфляция представляет собой устойчивый процесс обесценивания денег, снижения их покупательной способности.

Вне зависимости от причин, вызывавших инфляцию, проявляться она может в открытойили скрытой, или подавленнойформе.

Открытой называют инфляцию, проявляющуюся в устойчивом повышении среднего уровня цен. Такая инфляция характерна для рыночной экономики со свободными ценами и ограниченным государственным регулированием.

Подавленная инфляция характерна для стран с жестко регулируемой экономикой. Процесс обесценивания денег проявляется в возникновении товарного дефицита или искусственного ограничения потребления.

Инфляция спроса и предложения.Инфляция представляет собой негативное явление и по ее уровню можно судить о степени устойчивости и сбалансированности экономики страны и ее денежной системы. Уровень инфляции, не превышающий 10% в год, является вполне допустимым и не несет непосредственной угрозы экономике. Инфляция, измеряемая в пределах от 10 до 20%, представляет собой определенный симптом, говорящий о незначительном расстройстве денежного обращения. Такая инфляция называется ползучей. Превышение порога в 20% говорит о серьезных нарушениях кредитно-денежной политики в стране. Такая инфляция называется галопирующей. Инфляция, измеряемая сотнями процентов годовых, называется гиперинфляцией (более 200 % годовых или более 50 % в месяц).

Инфляция может быть не только положительной, но и иметь отрицательное значение. В этом случае деньги «дорожают» и их покупательная способность повышается. Отрицательная инфляция называется дефляцией. Кроме того, процесс замедления темпов инфляции называют дезинфляцией.

В случае если инфляция проходит на фоне спада производства и роста безработицы, ее называют стагфляцией.

Инфляция спроса имеет место тогда, когда происходит автономное увеличение совокупного спроса.

Инфляция предложения представляет собой рост затрат, опережающих рост реального дохода и производительности труда. Инфляция предложения обусловлена повышением цен на привлекаемые факторы производства.

Безработица и ее виды.Уровень занятости и уровень безработицы являются важнейшими макроэкономическими параметрами, определяющими эффективность проводимой экономической политики.

Все население страны подразделяется на институциональное и неинституциональное.

Институциональное население:лица, не достигшие трудоспособного возраста, вышедшие на пенсию, находящиеся в больницах и т.п.

Неинституционалъное население:трудоспособное население, подразделяющееся на самодеятельное (экономически активное) и несамодеятельное население.

Несамодеятельное население:лица, не работающие по найму и не ищущие работу по найму (студенты, домохозяйки, предприниматели и т.п.).

Самодеятельное население:лица, работающие по найму либо ищущие работу по найму, то есть занятые и безработные.

Международной организацией труда (МОТ) безработицаопределяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, но способных работать и ищущих работу в данный период.

Уровень безработицыопределяется как доля безработных в общей численности самодеятельного населения.

Различают структурную, фрикционную и конъюнктурную безработицу.

Структурная безработица:временная потеря работы частью трудоспособного населения вследствие изменений в структуре производства, вызывающих необходимость переобучения кадров для получения новых профессий.

Фрикционная безработица:временная потеря работы вследствие изменения места жительства лицами, имевшими работу, и невозможность трудоустройства лиц, впервые ищущих рабочее место.

Конъюнктурная безработица:потеря работы и невозможность найти работу по любой специальности в связи с общим экономическим спадом в стране.

Естественная безработица подразумевает наличие людей, либо занятых подготовкой к трудоустройству, либо ищущих наилучшее место работы, исходя из своей квалификации.

Полная занятость – это занятость при естественной норме безработицы.

Государственное регулирование кризисных ситуаций.С позиции теории регуляции кризисы можно классифицировать следующим образом:

• кризис как результат «внешнего» шока;

• циклический кризис;

• структурный кризис;

• кризис системы регуляции;

• кризис способа производства.

Выявить и обозначить причины подъема производства, колебаний конъюнктуры, стагнации и нестабильности — такова цель государственного аппарата управления и главное условие для выработки и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуаций.

Регулирование — это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы.

Современная мировая экономическая мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций:

поиск инноваций; поиск условий распространения инноваций; определение различий между локальными и глобальными изменениями; установление структурной совместимости одновременно совершающихся изменений; организационно-структурные новшества.

В условиях рыночной экономики усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося экономического, научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ.

Финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Эффективность бюджетной политики определяется уровнем имеющейся на данный момент времени экономической нестабильности.

Государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:

• обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;

• социально-экономическая направленность;

• сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;

• создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований и повышения уровня жизни населения;

• адресный характер мероприятий и высокая ответственность участников за конечные результаты их проведения;

• система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;

• обоснованная централизация ресурсов;

• широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;

• развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и др.

Механизм государственной власти. Орган государственного управления — учрежденная в установленном порядке структура, выполняющая от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией, полномочиями, которые он должен реализовывать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности. Органом государственного управления может быть одно должностное лицо или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.

Сущностными признаками государственной власти и системы государственного управления являются: легитимность; структурированность аппарата власти; обязательный характер ее решений; наличие права на легитимное принуждение и использование специальных служб; возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций в установленном законом порядке; обладание исключительными правами.

Главными аспектами, которые определяют состояние государственного управления, являются: как государственная власть учитывает общие интересы граждан; как осуществляется практическое управление общественными процессами; насколько устойчиво доверие к власти.

Антиинфляционная политика государстваподразделяется на активную и адаптивную политику.

Активная политиканаправлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию. Рычагами, способствующими прекращению и сдерживанию инфляции, являются: контроль денежной эмиссии; недопущение эмиссионного финансирования госбюджета; осуществление текущего контроля денежной массы; пресечение обращения денежных суррогатов; наконец, проведение денежной реформы конфискационного типа.

Антиинфляционные меры классифицируются на меры, направленные против инфляции спроса иинфляции издержек.

Адаптивная политика –индексация, то есть изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции.

Политика в области занятости в условиях инфляциипредполагает широкий набор мер как институционального, так и специального характера.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. В чем заключаются причины возникновения кризиса?

2. Дайте характеристику фазам экономического цикла.

3. Виды экономических кризисов, в чем их различия?

4. Цели, задачи и методы диагностики кризисов.

5. Охарактеризуйте существующие виды инфляции.

6. Перечислите виды безработицы и дайте их характеристику.

Тесты по теме:

1. Наименьшим уровнем безработицы характеризуется фаза экономического цикла:

а) кризис;

б) депрессия;

в) оживление;

г) подъем.

2. Не связаны непосредственно с деловой активностью параметры экономического цикла:

а) проциклические;

б) контрциклические;

в) ациклические.

3. Социальные кризисы во взаимоотношениях характеризуются:

а) противоречиями экономических агентов;

б) столкновением интересов работников и работодателей;

в) противоречиями в состоянии финансовой системы;

г) возникновением потребности в новых технологиях.

4. Продолжительность цикла Китчина находится в пределах (лет):

а) 40 – 60;

б) 10 – 20;

в) 7 – 11;

г) 3 -5;

д) 1 – 12.

5. Цикл Кондратьева характеризуется:

а) сдвигами в воспроизводственной структуре производства;

б) изменениями в технологической базе общественного производства;

в) изменениями в денежно-кредитной системе;

г) колебаниями инвестиционной активности.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 205.