Тема 2. Теоретические основы антикризисного управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития.Все процессы, происходящие в организации, можно разделить на две группы: управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы – это процессы, которые поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Неуправляемые, когда невозможно изменить по тем или иным причинам их направленность и характер. Они протекают по собственным законам.

Управляемые и неуправляемые процессы находятся в определенном соотношении и состоянии динамических изменений. Управляемые процессы при определенных условиях могут стать неуправляемыми и наоборот. Преобладание неуправляемых процессов ведет к анархии и кризисам, превалирование управляемых процессов ограничено эффективностью управления и в соответствующих условиях тоже ведет к кризисным ситуациям.

Кроме того, что управляемые процессы отражают лишь часть всех процессов функционирования и развития организации, они сами имеют меру управления, т. е. являются управляемыми до определенной степени.

К кризису может приводить «невидение» тех процессов, которыми можно управлять. Кризис может возникнуть и тогда, когда существует стремление управлять неуправляемыми процессами, когда нет механизмов управления, но предпринимаются попытки его осуществления.

Антикризисное развитие — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития.

В любой момент времени существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы.

Антикризисное управление — это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Возможность антикризисного управления определяется, в первую очередь, человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним.

Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами:

Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.

Вторая группа связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации.

Третья группа проблем представляет дифференциацию технологий управления.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

Нельзя исключить из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования, антикризисных мер, маркетинга, а также банкротства и санации предприятий.

Признаки и особенности антикризисного управления.Антикризисное управление имеет предмет воздействия – это все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

• кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

• кризисы можно ускорять, предварять, отодвигать;

• к кризисам можно и необходимо готовиться;

• кризисы можно смягчать;

• управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

кризисные процессы могут быть управляемыми;

• управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Главными из них являются: гибкость и адаптивность; склонность к усилению неформального управления; диверсификация управления; снижение централизма; усиление интеграционных процессов.

Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий. Главными из них являются:

• мобильность и динамичность;

• осуществление программно-целевых подходов;

• повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления;

• усиление внимания к оценкам управленческих решений;

• использование антикризисного критерия качества решений.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться: мотивированию; социально-психологическую стабильность деятельности; интеграции по ценностям профессионализма; инициативности в решении проблем; корпоративности.

Эффективность антикризисного управления. Развитие управления должно сопровождаться повышением его эффективности. В свою очередь, повышение эффективности управления определяется ростом его потенциала. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей, смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.

Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления.

1. Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка.

2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки.

3. Методология разработки рискованных решений.

4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденции.

5. Корпоративность.

6. Лидерство.

7. Оперативность и гибкость управления.

8. Стратегия и качество антикризисных программ.

9. Человеческий фактор.

10. Система мониторинга.

Предпосылки, цели и задачи антикризисного управления. Важнейшей проблемой современности в конце XX века является выход России из глубокого затянувшегося кризиса. В экономике России, начиная с 1990 года, произошли радикальные изменения, не имеющие аналогов в мире. Переход к рыночным условиям, вызвал целый ряд негативных явлений, как на макро-, так и микроуровне управления.

Антикризисное управление – это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики («четырех М», микро-, мезо-, макро-, мировой уровни).

Антикризисное управление воздействует на все виды деятельности предприятия. Оно способствует привлечению инноваций, обновлению техники и технологии, то есть научно-техническому развитию.

Целью антикризисного управления является увеличение эффективности использования ресурсов, максимизация прибыли, ритмичное функционирование предприятия за счет высокой финансовой стабильности и своевременного избежания, предупреждения и устранения хозяйственных рисков. Главной задачей антикризисного управления является обеспечение такого положения предприятия на рынке, когда упор делается на преодоление временных трудностей.

Антикризисное управление призвано обеспечить прочное положение, на рынке и стабильную устойчивость финансов предприятия при наличии экономических, политических и социальных перекосов в стране.

Особенностью антикризисного управления является ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее разработанной процедуры альтернативных вариантов принятия решений, предусматривающих различные трансформации в этой сфере в зависимости от конкретной ситуации.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 222.