Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития.Все процессы, происходящие в организации, можно разделить на две группы: управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы – это процессы, которые поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Неуправляемые, когда невозможно изменить по тем или иным причинам их направленность и характер. Они протекают по собственным законам.
Управляемые и неуправляемые процессы находятся в определенном соотношении и состоянии динамических изменений. Управляемые процессы при определенных условиях могут стать неуправляемыми и наоборот. Преобладание неуправляемых процессов ведет к анархии и кризисам, превалирование управляемых процессов ограничено эффективностью управления и в соответствующих условиях тоже ведет к кризисным ситуациям.
Кроме того, что управляемые процессы отражают лишь часть всех процессов функционирования и развития организации, они сами имеют меру управления, т. е. являются управляемыми до определенной степени.
К кризису может приводить «невидение» тех процессов, которыми можно управлять. Кризис может возникнуть и тогда, когда существует стремление управлять неуправляемыми процессами, когда нет механизмов управления, но предпринимаются попытки его осуществления.
Антикризисное развитие — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития.
В любой момент времени существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы.
Антикризисное управление — это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.
Возможность антикризисного управления определяется, в первую очередь, человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним.
Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами:
Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций.
Вторая группа связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации.
Третья группа проблем представляет дифференциацию технологий управления.
Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.
Нельзя исключить из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования, антикризисных мер, маркетинга, а также банкротства и санации предприятий.
Признаки и особенности антикризисного управления.Антикризисное управление имеет предмет воздействия – это все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
• кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
• кризисы можно ускорять, предварять, отодвигать;
• к кризисам можно и необходимо готовиться;
• кризисы можно смягчать;
• управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
кризисные процессы могут быть управляемыми;
• управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Главными из них являются: гибкость и адаптивность; склонность к усилению неформального управления; диверсификация управления; снижение централизма; усиление интеграционных процессов.
Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий. Главными из них являются:
• мобильность и динамичность;
• осуществление программно-целевых подходов;
• повышенная чувствительность к фактору времени в процессах управления;
• усиление внимания к оценкам управленческих решений;
• использование антикризисного критерия качества решений.
В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться: мотивированию; социально-психологическую стабильность деятельности; интеграции по ценностям профессионализма; инициативности в решении проблем; корпоративности.
Эффективность антикризисного управления. Развитие управления должно сопровождаться повышением его эффективности. В свою очередь, повышение эффективности управления определяется ростом его потенциала. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей, смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.
Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления.
1. Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка.
2. Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки.
3. Методология разработки рискованных решений.
4. Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденции.
5. Корпоративность.
6. Лидерство.
7. Оперативность и гибкость управления.
8. Стратегия и качество антикризисных программ.
9. Человеческий фактор.
10. Система мониторинга.
Предпосылки, цели и задачи антикризисного управления. Важнейшей проблемой современности в конце XX века является выход России из глубокого затянувшегося кризиса. В экономике России, начиная с 1990 года, произошли радикальные изменения, не имеющие аналогов в мире. Переход к рыночным условиям, вызвал целый ряд негативных явлений, как на макро-, так и микроуровне управления.
Антикризисное управление – это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики («четырех М», микро-, мезо-, макро-, мировой уровни).
Антикризисное управление воздействует на все виды деятельности предприятия. Оно способствует привлечению инноваций, обновлению техники и технологии, то есть научно-техническому развитию.
Целью антикризисного управления является увеличение эффективности использования ресурсов, максимизация прибыли, ритмичное функционирование предприятия за счет высокой финансовой стабильности и своевременного избежания, предупреждения и устранения хозяйственных рисков. Главной задачей антикризисного управления является обеспечение такого положения предприятия на рынке, когда упор делается на преодоление временных трудностей.
Антикризисное управление призвано обеспечить прочное положение, на рынке и стабильную устойчивость финансов предприятия при наличии экономических, политических и социальных перекосов в стране.
Особенностью антикризисного управления является ускоренная и действенная реакция на существенные изменения внешней среды на основе заранее разработанной процедуры альтернативных вариантов принятия решений, предусматривающих различные трансформации в этой сфере в зависимости от конкретной ситуации.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 222.