Государственная политика по вопросам несостоятельности и финансового оздоровления предприятий реализуется на основе Гражданского кодекса Российской Федерации, федерального законодательства о несостоятельности (банкротстве), других нормативных актов. Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ) установлено, что дела о банкротстве решаются арбитражными судами, а государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению лицензирует деятельность арбитражных управляющих, ведет учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически или социально значимых организаций и выполняет другие подобные функции.
Государственное управление в сфере несостоятельности (банкротства) осуществляется на федеральном и региональном уровнях. Муниципальные образования самостоятельно решают вопросы управления несостоятельными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности или имеющими в уставном капитале долю муниципальной собственности.
Государственным органом по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению предприятий является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству – ФСФО России (Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г.).
Функции и полномочия государственного органа по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению: проведение государственной политики в сфере несостоятельности; государственный контроль исполнения законодательства о банкротстве; диагностика и ведение реестра платежеспособности предприятий; аудиторские проверки; предупреждение неправомерных действий при банкротстве; реализация процедур несостоятельности; обеспечение процесса банкротства предприятий и др.
Для выполнения процедур несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления ФСФО России может привлекать юридических и физических лиц, осуществляющих экспертизу: финансового состояния и платежеспособности организаций; бизнес-планов организаций; оценки рыночной стоимости имущества организаций; действий руководителей организаций и арбитражных управляющих.
Вместе с тем, ФСФО России дает поручение аккредитованному банку на выполнение определенного вида работ, а именно:
• анализ финансового состояния неплатежеспособной организации;
• экспертиза предлагаемого плана финансового оздоровления (бизнес-плана)
или инвестиционного проекта;
• подбор инвесторов и (или) проверка их финансового состояния;
• открытие и ведение счетов организации-должника;
• контроль целевого использования средств финансовой поддержки.
Государственное регулирование деятельности несостоятельных предприятий
Досудебная санация – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.
Учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, кредиторами и иными лицами в рамках мер по предупреждению банкротства должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (досудебная санация).
Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Процедура наблюдения вводится сроком на шесть месяцев, но может быть продлена по решению арбитражного суда еще на два месяца.
Органы управления должника не вправе принимать решения:
– о реорганизации и ликвидации должника;
– о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
– о создании филиалов и представительств;
– о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
– о размещении должником ценных бумаг, за исключением акций;
– о выходе из состава учредителей должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
– об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово - промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
– о заключении договоров простого товарищества.
Окончание наблюдения.Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, который утверждает административного управляющего, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.
Последствия введения финансового оздоровления. Начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления, наступают следующие последствия:
-требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к нему, установленного настоящим Федеральным законом;
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- аресты на имущество должника и иные ограничения должника могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
-приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям,
- запрещается удовлетворение требований учредителя должника о выделе доли в имуществе;
- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования;
- не начисляются неустойки, подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции.
В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. Должник не вправе без согласия собрания кредиторов совершать сделки, в совершении которых у него имеется заинтересованность, принимать решение о своей реорганизации. Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов; связаны с приобретением, отчуждением прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника; влекут за собой уступку прав требований, перевод долга; влекут за собой получение займов (кредитов).
Сделки, совершенные должником с нарушением настоящей статьи, могут быть признаны недействительными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Окончание финансового оздоровления. Не позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.
Административный управляющий рассматривает отчет должника и составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов, которое не позднее чем через десять дней с даты получения отчета должника направляется кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов, и в арбитражный суд.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве; определение о введении внешнего управления; решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен, не более чем на шесть месяцев.
Со дня введения внешнего управления:
– прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
– внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или переводе его на другую работу;
– отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
– аресты на имущество должника могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
– вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.
Не позднее чем через месяц со дня своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.
План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.
Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.
Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
Со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
-срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
- прекращается начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
-сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными;
- прекращается исполнение по исполнительным документам;
- снимаются ограничения распоряжения имуществом должника;
- исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом.
Со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия его руководителя, иных органов управления и собственника имущества должника, за исключением полномочий органов его управления, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.
Очередность удовлетворения требований кредиторов. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:
— судебные расходы должника;
— расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
— текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;
— требования кредиторов, возникшие в период после принятия заявления о признании должника банкротом и до признания его банкротом, а также требования, возникшие в ходе конкурсного производства;
— задолженность по заработной плате, возникшая после принятия заявления о признании должника банкротом и начисленная за период конкурсного производства;
— иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.
Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Завершение конкурсного производства. После рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результате проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о его завершении, а в случае погашения требований кредиторов определение о прекращении дела о банкротстве.
Мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником.
Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.
Последствия неисполнения мирового соглашения.В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе без его расторжения предъявить свои требования в размере, предусмотренном мировым соглашением, в общем порядке, установленном процессуальным законодательством.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 203.