Роль стратегии в антикризисном управлении.Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей.
Комплекс причин, из-за которых предприятие попадает в кризис можно разделить на две группы:
– внешние причины, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени;
– внутренние причины кризиса, которые возникли врезультате деятельности самого предприятия.
Выход из кризиса связан с устранением причин, вызвавших его, а сам процесс планирования этого выхода можно назвать стратегией и тактикой в антикризисном управлении.
В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. В стратегии антикризисного управления главное внимание уделяется проблемам выхода из кризиса.
Поиск путей выхода из экономического кризиса непосредственно связан с устранением причин, способствующих его возникновению. Для этого проводится тщательный анализ внешней и внутренней среды бизнеса. Точная, комплексная, своевременная диагностика состояния предприятия – первый этап в разработке стратегии антикризисного управления деятельностью предприятия.
Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие: предупреждения кризиса, подготовки к его появлению; выжидания зрелости кризиса для успешного решения проблем
его преодоления; противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов; стабилизации ситуаций посредством использования резервов,
дополнительных ресурсов; расчет степени риска; последовательный выход из кризиса; предвидение и создание условий устранения последствий кризиса.
Выбор той или иной стратегии определяется характером и глубиной кризиса. Чем слабее настоящее положение предприятия, тем более тщательному критическому анализу должна подвергнуться его стратегия. Анализируя стратегию предприятия, менеджеры должны сконцентрировать свое внимание на следующих пяти моментах эффективность текущей стратегии; сила и слабость, возможности и угрозы для предприятия; конкурентоспособность цен и издержек предприятия; оценка прочности конкурентной позиции предприятия.
Следующим этапом стратегического антикризисного планирования является корректировка миссии предприятия и системы целей. Она может включать следующее: провозглашение убеждений и ценностей; виды продукции или услуги, которые предприятие будет продавать; рынки, на которых будет работать предприятие.
Тактические мероприятия по выходу из экономического кризиса могут быть следующими: снижение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства и сбыта продукции, активные маркетинговые исследования, повышение цен на продукцию, выявление и использование внутренних резервов, модернизация, привлечение специалистов, получение кредитов, укрепление дисциплины и т.д.
Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранной стратегии. Если оперативные мероприятия по выходу из экономического кризиса осуществляются в отрыве от стратегических целей, это может привести к кратковременному улучшению финансового положения, но не позволит устранить глубинные причины кризисных явлений.
Деятельность менеджеров при реализации выбранной стратегии включает в себя выполнение следующих задач: окончательное формулирование выработанной антикризисной стратегии и целей; доведение идей новой стратегии и целей до сотрудников; приведение ресурсов в соответствие с реализуемой стратегией; принятие решения по поводу организационной структуры. Последним этапом антикризисного стратегического управления являются оценка и контроль выполнения стратегии.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. В чем заключается особенности антикризисного управления?
2. Перечислите основные стратегии антикризисного управления.
3. Дайте определение понятия «антикризисное управление».
4. Дайте характеристику принципов антикризисного управления.
5. Перечислите цели и задачи антикризисного управления.
6. В чем заключается стратегия и тактика антикризисного управления.
Тесты по теме:
1. Антикризисное управление – это:
а) меры по прогнозированию и предотвращению неопределенности в экономическом развитии;
б)диагностика, предупреждение и преодоление кризисных явлений;
в) обострение противоречий социально-экономической системы.
2. Вызывает необходимость изучения и сопоставления показателей качества продукции использование принципа:
а) системность;
б)обоснованность;
в) объективность;
г) инновационность.
3. Принцип обязательности подразумевает:
а) соблюдение нормативно-правовых положений и договорных условий;
б) своевременное принятие правильных экономических решений;
в) непрерывный во времени процесс функционирования всех служб предприятия.
4. В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:
а) глубокому анализу внешней и внутренней среды предприятия;
б) поиску наилучших вариантов развития предприятия;
в) максимизации прибыли за счет увеличения цен на продукцию;
г) экстенсивному направлению развития производства.
5. Не отражает сущности антикризисного управления:
а) стратегия широкого проникновения на рынок;
б) стратегия рассчитанного риска;
в) стратегия последовательного вывода из кризиса;
г) стратегия предупреждения кризиса;
д) стратегия стабилизации ситуаций посредством использования резервов.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 239.