Кафедра «Экономика и предпринимательство»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра «Экономика и предпринимательство»

 

 

Дистанционное

обучение Экон. – 20.22.0608. зчн.плн. Экон. – 20.22.3510. зчн.плн.

Экон. – 20.22.0608. зчн.скр. Экон. – 20.22.3510. зчн.скр.

Экон. – 20.22.0608. очн.плн. Экон. – 20.22.3510. очн.плн.

Экон. – 20.22.0611. зчн.плн. Экон. – 20.22.0606. очн.плн.

Экон. – 20.22.0611. зчн.скр. Экон. – 20.22.3513. очн.плн.

Экон. – 20.22.0611. очн.плн. Экон. – 20.22.3513. зчн.скр.

Экон. – 20.22.3513. зчн.плн.

 

 

Е.В. Минаева, Д.Б. Маламуд, О.В. Юткина

 

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

Учебно-практическое пособие

для студентов экономических специальностей

Всех форм обучения

www.msta.ru

4397

Москва – 2004

УДК 338.24

ББК 65.290-2я73

© Минаева Е.В., Маламуд Д.Б., Юткина О.В. Антикризисное управление. Учебно-практическое пособие. – М.,МГУТУ, 2004. – 54 с.

 

Рекомендовано Институтом информатизации образования РАО.

 

В учебно-практическом пособии в кратком и систематизированном виде изложено основное содержание курса «Антикризисное управление», которое включает в себя 6 тем. Особое внимание уделено деятельности предприятий в условиях экономической нестабильности. Каждая рассмотренная тема содержит тесты и вопросы, позволяющие контролировать степень усвоения материала. Имеется словарь основных понятий и приводится список рекомендуемой литературы.

 

Пособие предназначено для студентов всех экономических специальностей.

 

 

Авторы:

Минаева Елена Вячеслаловна,

Маламуд Дмитрий Борисович,

Юткина Ольга Владимировна

 

Рецензенты:

Дардик Владимир Борисович – Московский государственный университет прикладной биотехнологии, зав. кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит», д.э.н., профессор

Афанасьев Валерий Иванович – консультант Комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации, к.э.н.

 

Редактор: Коновалова Л.Ф.

 

ISBN

 

 

© Московский государственный университет технологий и управления, 2004

109004, Москва, Земляной вал, 73

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

 

Введение …………………………………………………………………………...4

1. Тема. Теория экономических циклов ………………………………………...5

Вопросы для самоконтроля по теме ……………………………………………11

Тесты по теме …………………………………………………………………....11

2. Тема. Теоретические основы антикризисного управления ………………11

Вопросы для самоконтроля по теме ……………………………………………16

Тесты по теме ……………………………………………………………….…...17

3. Тема. Законодательная база антикризисного управления ………………..17

Вопросы для самоконтроля по теме ……………………………………………28

Тесты по теме ……………………………………………………………….…...28

4.Тема. Мониторинг финансов предприятия в условиях кризиса ………….29

Вопросы для самоконтроля по теме ……………………………………………34

Тесты по теме …………………………………………….……………………...34

5.Тема. Менеджмент и маркетинг в антикризисном управлении ……………35

Вопросы для самоконтроля по теме ……………………………………………42

Тесты по теме ……………………….…………………………………………...42

6. Тема. Теория управленческих рисков …………………………………………43

Вопросы для самоконтроля по теме …………………………………………....46

Тесты по теме ………………….………………………………………………...46

Решение тренировочных заданий

Тесты по дисциплине ……………………………….…………………………...48

Итоговые вопросы по курсу …………………………………………………….50

Список рекомендуемой литературы ……………………………………………52

Словарь основных понятий ……………………………………………………..53

 

 

Введение

На современном этапе развития экономики страны, когда многие предприятия находятся в нестабильном экономическом состоянии, возникает необходимость в высококвалифицированных специалистах в области антикризисного управления.

Методы антикризисного управления являются одним из эффективных рыночных инструментариев, направленных на предвидение, предупреждение и локализацию негативных явлений, как отдельных предприятий, так и страны в целом, а также минимизацию их возможных последствий.

Программа дисциплины «Антикризисное управление» входит в курс специальных дисциплин по подготовке специалистов в области экономики и разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Министерства образования РФ.

Программа содержит краткий лекционный курс по основным темам дисциплины, контрольные вопросы, тесты, список рекомендуемой для самостоятельного изучения литературы, которые направлены на более полное усвоение студентами материалов данного курса.

 

Инфляция и безработица

Инфляционные процессы экономического развития.Инфляция представляет собой устойчивый процесс обесценивания денег, снижения их покупательной способности.

Вне зависимости от причин, вызывавших инфляцию, проявляться она может в открытойили скрытой, или подавленнойформе.

Открытой называют инфляцию, проявляющуюся в устойчивом повышении среднего уровня цен. Такая инфляция характерна для рыночной экономики со свободными ценами и ограниченным государственным регулированием.

Подавленная инфляция характерна для стран с жестко регулируемой экономикой. Процесс обесценивания денег проявляется в возникновении товарного дефицита или искусственного ограничения потребления.

Инфляция спроса и предложения.Инфляция представляет собой негативное явление и по ее уровню можно судить о степени устойчивости и сбалансированности экономики страны и ее денежной системы. Уровень инфляции, не превышающий 10% в год, является вполне допустимым и не несет непосредственной угрозы экономике. Инфляция, измеряемая в пределах от 10 до 20%, представляет собой определенный симптом, говорящий о незначительном расстройстве денежного обращения. Такая инфляция называется ползучей. Превышение порога в 20% говорит о серьезных нарушениях кредитно-денежной политики в стране. Такая инфляция называется галопирующей. Инфляция, измеряемая сотнями процентов годовых, называется гиперинфляцией (более 200 % годовых или более 50 % в месяц).

Инфляция может быть не только положительной, но и иметь отрицательное значение. В этом случае деньги «дорожают» и их покупательная способность повышается. Отрицательная инфляция называется дефляцией. Кроме того, процесс замедления темпов инфляции называют дезинфляцией.

В случае если инфляция проходит на фоне спада производства и роста безработицы, ее называют стагфляцией.

Инфляция спроса имеет место тогда, когда происходит автономное увеличение совокупного спроса.

Инфляция предложения представляет собой рост затрат, опережающих рост реального дохода и производительности труда. Инфляция предложения обусловлена повышением цен на привлекаемые факторы производства.

Безработица и ее виды.Уровень занятости и уровень безработицы являются важнейшими макроэкономическими параметрами, определяющими эффективность проводимой экономической политики.

Все население страны подразделяется на институциональное и неинституциональное.

Институциональное население:лица, не достигшие трудоспособного возраста, вышедшие на пенсию, находящиеся в больницах и т.п.

Неинституционалъное население:трудоспособное население, подразделяющееся на самодеятельное (экономически активное) и несамодеятельное население.

Несамодеятельное население:лица, не работающие по найму и не ищущие работу по найму (студенты, домохозяйки, предприниматели и т.п.).

Самодеятельное население:лица, работающие по найму либо ищущие работу по найму, то есть занятые и безработные.

Международной организацией труда (МОТ) безработицаопределяется как наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, но способных работать и ищущих работу в данный период.

Уровень безработицыопределяется как доля безработных в общей численности самодеятельного населения.

Различают структурную, фрикционную и конъюнктурную безработицу.

Структурная безработица:временная потеря работы частью трудоспособного населения вследствие изменений в структуре производства, вызывающих необходимость переобучения кадров для получения новых профессий.

Фрикционная безработица:временная потеря работы вследствие изменения места жительства лицами, имевшими работу, и невозможность трудоустройства лиц, впервые ищущих рабочее место.

Конъюнктурная безработица:потеря работы и невозможность найти работу по любой специальности в связи с общим экономическим спадом в стране.

Естественная безработица подразумевает наличие людей, либо занятых подготовкой к трудоустройству, либо ищущих наилучшее место работы, исходя из своей квалификации.

Полная занятость – это занятость при естественной норме безработицы.

Государственное регулирование кризисных ситуаций.С позиции теории регуляции кризисы можно классифицировать следующим образом:

• кризис как результат «внешнего» шока;

• циклический кризис;

• структурный кризис;

• кризис системы регуляции;

• кризис способа производства.

Выявить и обозначить причины подъема производства, колебаний конъюнктуры, стагнации и нестабильности — такова цель государственного аппарата управления и главное условие для выработки и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуаций.

Регулирование — это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных образований экономической системы.

Современная мировая экономическая мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций:

поиск инноваций; поиск условий распространения инноваций; определение различий между локальными и глобальными изменениями; установление структурной совместимости одновременно совершающихся изменений; организационно-структурные новшества.

В условиях рыночной экономики усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося экономического, научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ.

Финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Эффективность бюджетной политики определяется уровнем имеющейся на данный момент времени экономической нестабильности.

Государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:

• обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;

• социально-экономическая направленность;

• сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов;

• создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований и повышения уровня жизни населения;

• адресный характер мероприятий и высокая ответственность участников за конечные результаты их проведения;

• система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;

• обоснованная централизация ресурсов;

• широкое использование аренды, лизинга и инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности;

• развитие и содействие всеобщей мотивации спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг, технологии и др.

Механизм государственной власти. Орган государственного управления — учрежденная в установленном порядке структура, выполняющая от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией, полномочиями, которые он должен реализовывать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности. Органом государственного управления может быть одно должностное лицо или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.

Сущностными признаками государственной власти и системы государственного управления являются: легитимность; структурированность аппарата власти; обязательный характер ее решений; наличие права на легитимное принуждение и использование специальных служб; возможность отменять постановления и решения негосударственных политических организаций в установленном законом порядке; обладание исключительными правами.

Главными аспектами, которые определяют состояние государственного управления, являются: как государственная власть учитывает общие интересы граждан; как осуществляется практическое управление общественными процессами; насколько устойчиво доверие к власти.

Антиинфляционная политика государстваподразделяется на активную и адаптивную политику.

Активная политиканаправлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию. Рычагами, способствующими прекращению и сдерживанию инфляции, являются: контроль денежной эмиссии; недопущение эмиссионного финансирования госбюджета; осуществление текущего контроля денежной массы; пресечение обращения денежных суррогатов; наконец, проведение денежной реформы конфискационного типа.

Антиинфляционные меры классифицируются на меры, направленные против инфляции спроса иинфляции издержек.

Адаптивная политика –индексация, то есть изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции.

Политика в области занятости в условиях инфляциипредполагает широкий набор мер как институционального, так и специального характера.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. В чем заключаются причины возникновения кризиса?

2. Дайте характеристику фазам экономического цикла.

3. Виды экономических кризисов, в чем их различия?

4. Цели, задачи и методы диагностики кризисов.

5. Охарактеризуйте существующие виды инфляции.

6. Перечислите виды безработицы и дайте их характеристику.

Тесты по теме:

1. Наименьшим уровнем безработицы характеризуется фаза экономического цикла:

а) кризис;

б) депрессия;

в) оживление;

г) подъем.

2. Не связаны непосредственно с деловой активностью параметры экономического цикла:

а) проциклические;

б) контрциклические;

в) ациклические.

3. Социальные кризисы во взаимоотношениях характеризуются:

а) противоречиями экономических агентов;

б) столкновением интересов работников и работодателей;

в) противоречиями в состоянии финансовой системы;

г) возникновением потребности в новых технологиях.

4. Продолжительность цикла Китчина находится в пределах (лет):

а) 40 – 60;

б) 10 – 20;

в) 7 – 11;

г) 3 -5;

д) 1 – 12.

5. Цикл Кондратьева характеризуется:

а) сдвигами в воспроизводственной структуре производства;

б) изменениями в технологической базе общественного производства;

в) изменениями в денежно-кредитной системе;

г) колебаниями инвестиционной активности.

Временный управляющий

1. Временный управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренным Федеральным законом.

2. В определении арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом, который в последствии может быть увеличен.

3. Временный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения обязанностей временного управляющего: в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им возложенных на него обязанностей.

Временный управляющий вправе:

– предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений;

– заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных Федеральным законом;

– принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов;

– обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника;

– обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;

– получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;

– осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом полномочия.

Временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.

4. Временный управляющий по окончании наблюдения обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных в Федеральном законе.

Конкурсный управляющий

1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном Федеральным законом, и размер вознаграждения конкурсного управляющего, о чем выносит определение.

2. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства.

Полномочия конкурсного управляющего:

1. Со дня утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника.

2. Конкурсный управляющий обязан:

– принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;

– привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника;

– уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца со дня введения конкурсного производства;

– принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

– анализировать финансовое состояние должника;

– предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке;

– заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов предъявленных к должнику;

– вести реестр требований кредиторов;

– принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника находящегося у третьих лиц;

– исполнять иные установленные Федеральным законом обязанности.

3. Конкурсный управляющий вправе:

– распоряжаться имуществом должника;

– увольнять работников должника, в том числе руководителя должника;

– заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок;

– передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами;

– предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником;

– осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных Федеральным законом.

4. Контроль деятельности конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе его проведения не реже чем один раз в месяц.

Конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.

5. Освобождение конкурсного управляющего происходит по его заявлению, в иных случаях он может быть отстранен от исполнения обязанностей арбитражным судом.

6. Отчет конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Цели, задачи и функции ФСФО.

2. Какие виды экспертизы деятельности предприятия должника осуществляется ФСФО?

3. Какие виды работ выполняют аккредитованные при ФСФО коммерческие банки?

4. Охарактеризуйте меры государственного регулирования деятельности несостоятельных предприятий.

5. Дайте краткую характеристику прав и обязанностей арбитражных управляющих.

6. Каковы особенности деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих?

Тесты по теме:

1. Основной государственный орган, регулирующий кризисное состояние предприятий, – это:

а) налоговая инспекция;

б) Государственная Дума;

в) Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству;

г) Министерство внутренних дел.

2. Процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов – это:

а) наблюдение;

б) конкурсное производство;

в) внешнее управление;

г) финансовое оздоровление.

3. Расходы, погашаемые вне очереди:

а) судебные расходы должника;

б) расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работавших по трудовому договору;

в) выплаты вознаграждений арбитражному управляющему;

г) расчеты с гражданами за причиненный вред жизни или здоровью.

4. Дела о банкротстве решаются в суде:

а) конституционном;

б) товарищеском;

в) арбитражном.

5. Не могут быть утверждены в качестве арбитражных управляющих:

а) лица, не заинтересованные по отношению к должнику и кредиторам;

б) лица, которые возместили убытки, причиненные должнику кредитором при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;

в) лица, являющиеся членом саморегулируемой организации;

г) лица, не имеющие заключенных договоров страхования ответственности.

Тема 4. Мониторинг финансов предприятия в условиях кризиса.

План финансового оздоровления

План финансового оздоровления — это эффективный инструмент планирования финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия в соответствии с потребностями рынка, основные цели которых — восстановление платежеспособности и повышение конкурентных преимуществ предприятия-должника.

План финансового оздоровления выполняет ряд функций:

– разработка и реализация восстановления платежеспособности и конкурентных преимуществ на рынке;

– дает оценить текущее и будущее финансовое состояние предприятия, достоверность и обоснованность планируемых мероприятий, а также проконтролировать процесс реализации плана;

– основной документ, необходимый для привлечения инвестиций в производство;

– мощный рекламный материал, позволяющий создать ощущение основательности и солидности от предполагаемых мероприятий;

– реализация плана финансового оздоровления обеспечивает вовлечение всего персонала предприятия в согласованные действия по реформированию предприятия.

Сфера примененияплана в антикризисном управлении – может разрабатываться как на этапе досудебной санации, так и на этапах наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления. Цель планов — восстановление платежеспособности предприятия и повышение его конкурентоспособности однако содержание планов на этапах различно.

На первом этапе собственник предприятия в случае финансовых проблем обязан применять меры по предупреждению банкротства предприятия.

1. Оформление правоустанавливающих документов на объекты недвижимости и оценка недвижимости.

2. Получение финансовой поддержки от кредиторов.

3. Привлечение инвестиций.

4. Поиск новых видов деятельности, новой продукции и рынков сбыта.

5. Свертывание нерентабельных производств.

6. Сдача в аренду неиспользованных помещений и земельных участков.

7. Продажа излишних основных средств.

8. Снижение себестоимости продукции и услуг.

9. Повышение качества продукции (услуг).

10. Совершенствование системы управления предприятием.

11. Переподготовка персонала.

На втором этапе, если принятые на первом этапе меры не дали положительного результата, временный управляющий обязан провести анализ финансового предприятия и дать предложения по восстановлению платежеспособности несостоятельного предприятия.

Данный план может включать меры, которые были изложены выше, а также следующие меры по финансовому оздоровлению несостоятельного предприятия:

1. Реорганизация предприятия.

2. Акционирование предприятия.

3. Продажа неэффективных пакетов акций других предприятий.

4. Перепрофилирование предприятия.

5. Оптимизация численности персонала и др.

На четвертом этапеарбитражному управляющему предписана разработка плана внеш­него управления предприятием, вторая часть которого — план финансового оз­доровления несостоятельного предприятия.

На этом этапе в план могут включаться все мероприятия, которые были сфор­мулированы выше для первых двух этапов антикризисного управления, а также дополнительно следующие мероприятия по реформированию предприятия:

1. Инвентаризация имущества и обязательств.

2. Аудиторская проверка.

3. Формирование команды управленцев.

4. Финансовый анализ.

5. Внедрение на несостоятельном предприятии системы маркетинга.

6. Разработка и реализация оптимального производственного плана.

7. Выпуск новой продукции (услуг), пользующейся спросом на рынке.

8. Реструктуризация предприятия.

9. Создание новой системы управления предприятием.

10. Реструктуризация дебиторской и кредиторской задолженностей.

11. Пересмотр действующих арендных договоров.

12. Поиск новых источников инвестиций.

13. Внедрение системы финансового управления на предприятии.

14. Продажа предприятия.

Реализация указанных мероприятий позволяет внешнему управляющему обеспечивать оплату текущих издержек предприятия и накапливать денежные средства для покрытия кредиторской задолженности.

При составлении и реализации плана финансового оздоровления необходимо руководствоваться рядом принципов,которые представляют собой совокупность основных требований, предъявляемых к разработке и реализации плана: принцип целенаправленности; принцип адекватности; принцип системности; структурный принцип; содержательный принцип; командный принцип разработки и реализации.

Список рекомендуемой литературы

 

1. Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.

2. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства» № 476 от 22 мая 1998 г.

3. Гильдия специалистов по антикризисному управлению. Банкротство предприятий и кредитных организаций: Сборник нормативных актов и практи-ческих рекомендаций по осуществлению ликвидационных процедур. – М., 1999.

4. Антикризисное управление / Под ред. Э.С. Минаева и В.П. Панагушина. М.: ПРИОР, 1999.

5. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000. – 432 с.

6. Антикризисное управление производством и персоналом: Учебное пособие. – Ростов н /Д: издательский центр «МарТ», 2002. – 176 с.

7. Антикризисный менеджмент. Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Тандем, ЭКМОС, 1999.

8. Бархатов А.П., Назарян Е.Н., Малыгина А.Н. Процедура банкротства: бухгалтерский учет. – М.: ИИЦ «Рассиана», 2000.

9. Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова, 1999.

10. Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: Теория и практика: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. – 256 с.

11. Гуськов И.Б., Давыдов В.М. Практика антикризисного управления предприятиями АПК. – М.: Колос, 1999.

12. Кирсанов К.А., Попов С.А. Антикризисное управление. – М.: Собрание, 1999.

13. Кондратьев В.В., Краснова В.Б. Реструктуризация управления компанией. – М.: ИИЦ «Рассиана», 2000.

14. Кошкин В.И., Белых Л.П., Беляев С.Г. и др. Антикризисное управление. 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 11. – М.: ИНФРА-М, 1999.

15. Крыжановский В.Г., Лапенков В.И. Антикризисное управление. – М.: ИИЦ «Рассиана», 2000.

16. Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. – М.: ИИЦ «Рассиана», 2000.

17. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Реструктуризация предприятий и компании. – М.: ИИЦ «Рассиана», 2000.

18. Модульная программа для менеджеров: Антикризисное управление: В 17 т. Т. 11. – М.: ИНФРА-М, 1999.

19. Новоселов Е.В., Романчин В.И., Тарапанов А.С., Харламов Г.А. Введение в специальность «Антикризисное управление». – М.: Дело, 2001.

20. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 223 с.

21. Уткин Э.А. Антикризисное управление. – М.: Тендем, ЭКМОС, 2000.

Словарь основных понятий:

Антикризисное развитие — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития.

Антикризисное управление – это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики.

Безработица– наличие контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, но способных работать и ищущих работу в данный период.

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Диагностикаопределение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса иссле­довательских процедур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест». Диагностика — это не одноразовый акт, а процесс, который осуществляется во времени и в пространстве.

Досудебная санация – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Инфляция предложения представляет собой рост затрат (издержек производства), опережающих рост реального дохода и произво­дительности труда.

Инфляция спроса имеет место тогда, когда происходит автономное увеличение совокупного спроса, графически выражающееся сдвигом кривой AD вправо.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами

Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Орган государственного управления — учрежденная в установленном порядке структура, выполня­ющая от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией, полномочиями, которые он должен реализовывать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности.

Платежеспособность — это способность предприятия погасить все долги в случае одновременного предъявления требования о платежах со стороны всех кредиторов предприятия

План финансового оздоровления — это эффективный инструмент планирования финансово-экономических, технических и управленческих мероприятий по реформированию несостоятельного предприятия в соответствии с потребностями рынка, основные цели которых — восстановление платежеспособности и повышение конкурентных преимуществ предприятия-должника.

Политический кризис – кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом.

Полная занятость - это занятость при естественной норме безработицы.

Процесс диагностикиисследовательский, поисковый, познавательный процесс.

Регулирование — это функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных обра­зований экономической системы.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих – некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой является регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др.

Теория экономических цикловизучает временную динамику колебаний экономической активности, анализирует их причины и объясняет механизмы их возникновения и развития.

Управление рисками — область современного управления, связанная со специфической деятельностью менеджеров в условиях неопределенности, сложного выбора вариантов управленческих действий.

Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Финансовое регулирование.Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы.

Экономический циклможно определить как временной интервал между двумя качественно одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры. Продолжительность цикла определяется ка

Дата: 2016-09-30, просмотров: 224.