Литература.
1. Морено Я.Л. Социометрия . М. 1958
2. Морено Дж. Театр спонтанности. Перевод с английского под общ. ред. Б.И.Хасана. Красноярск 1993. (Moreno J-L- Das Stegreiftheater. 1 Aufl. Berlin-Potsdam Gustav Kiepenheuer 1923)
3. Moreno J.L. : The first Book of Group Psychotherapy, 1. Ed. Beacon (N.Y.): Beacon 1932.
4. Moreno J.L. Who Shall Survive? Foundations of Sociometry. Group Psychotherapy and Sociodrama/Beacon (NY) Beacon House 1953
5. Moreno J.L.: Die Grundlagen der Soziometrie. Wege zur Neuordnung der Gesellschaft. Köln-Opladen: Westdeutscher Verlag 1954.
6. Лейтц Грета. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Морено. М. Прогресс 1994г.
7. von Wiese L.: Kölner Z. Soziol. 1, 1948.
8. Левада Ю.А. Статьи по социологии М. 1993г.
9. Волков И. Основы социометрии. Ленинград. 1970.
10. Teirich H.R. Gruppentherapie und Gruppenpsychotherapie, Versuch einer Abgrenzung. Psyche 3. 1959
11. Онтосинтез социальной реальности. Сборник под ред. В.С.Дудченко. М. Изд. «Икар 1998г.
12. Бубер М.
13. Бахтин М.
14. Золотовицкий Р. Групповая реальность и ее синтез. \\ «Онтосинтез социальной реальности». Сборник под ред. В.С.Дудченко. М. «Икар» 1998. Стр.245-260
15. Золотовицкий Р.А. Социодрама как социологический метод управленческого консультирования. \\ «Онтосинтез социальной реальности». Сборник под ред. В.С.Дудченко. М. «Икар» 1998. Стр. 261-295
Золотовицкий Р.А. Миф о клиенте. \\ Консультант директора.
16. Коломинский Я.Л.
Социометрия
как экспериментальный метод и наука об обществе
Подход к новой социальной и политической ориентации
Я. Л. Морено
Часть I
Социометрия и экспериментальный метод
Пролог к социометрии (1949)
Вклад, вносимый социометрией, состоит из идей. Социометрия не просто сумма различных приемов, применяемых в тех или иных обстоятельствах. Ее идеи являются источником, из которого возникают теоретические построения, концепции и методы. Наибольшее влияние, которое социометрия, вероятно, оказывает на социальные науки, - это та энергия и настойчивость, с которыми она отрывает ученых от письменного стола и заставляет их действовать в реальных ситуациях, в реальных коллективах и иметь дело с реальными людьми; общаться с коллективом лично и непосредственно, входить в него с теплым и отважным сердцем, вооружая их немногочисленными гипотезами и инструментами, вместо того чтобы пользоваться переводчиками и информаторами в качестве посредников; заставляя их приняться за свою науку безотлагательно, заняться исследованием действием, а не писать труды, которые будут лежать тысячелетиями на полках библиотек.
Прежде чем приступить к определению теоретических рамок социометрии, я решил подвергнуть сомнению и отказаться от всех существующих социальных концепций, не считать доказанной ни одну социологическую гипотезу, начать с самого начала, как будто нам ничего не известно о социальных отношениях человека. Я радикально отверг все знания, приобретенные из книг и даже из собственных наблюдений. Я настаивал на этой позиции не потому, что не признавал, что у других ученых могут быть прекрасные идеи, а потому, что их наблюдения в большинстве случаев были ориентированы на авторитеты и не являлись экспериментальными. Следовательно, наивность, с которой я шел к своим целям, не была наивностью человека, который пребываете невежестве относительно того, что было сделано до него другими учеными, это была наивность того, кто пытается быть невежественным, чтобы освободиться от штампов и предрассудков, надеясь, что путем разминки, перед тем как играть роль наивного, он может вдохновиться на разрешение новых проблем.
Я попытался вычеркнуть из моей памяти и особенно из моих операций такие выражения и понятия, как «индивидуум», «группа», «масса», «общество», «культура», «мы», «община», «государство», «правительство», «класс», «каста», «общность» и т.д., для которых имелась добрая дюжина хороших и плохих определений, но которые стояли на пути моего намерения быть как можно более непредвзятым. Разумеется, я не мог обойтись без того, чтобы не использовать эти термины в моих работах, но я всегда осознавал тот факт, что они не отображают социальную реальность и должны быть заменены действительно реалистичными социальными понятиями.
Определения социономии и социометрии
Социономия исследует и объясняет законы, которым подчиняются социальное развитие и социальные отношения[27]. В рамках системы социономии по-прежнему имеют место метафорические понятия «мы», «масса», «община», «общность», равно как и понятия «класс», «государство», «церковь» и многие другие коллективы и товарищества. Социометрическому исследованию надлежит дать точное и динамическое значение этим понятиям, охватывающим истину лишь приблизительно.
Под социометрией понимается измерение (и поиск меры - прим. ред.) социальных отношений, в самом широком смысле — любое измерение любых социальных отношений. В силу диалектического характера человеческих отношений также и все социометрические понятия и инструменты имеют диалектический характер; «диалектический» означает здесь следующее: развитие социометрического сознания может потребовать сглаживания противоречий и уравновешения многочисленных социальных параметров, гибкости позиции и определений. До тех пор пока, например, демографическая статистика и традиционные опросы общественного мнения являются единственными социометрическими методами, которые принимаются социометрическим сознанием населения, социометрия находится на грани своих возможностей. (К счастью, социальная спонтанность людей при непосредственном занятии своими проектами, равно как и их открытость к социометрическим методам, инженерами социальных наук грубо недооценивается.) Но как только люди принимают более тонкие инструменты, они могут использоваться для улучшения и измерения человеческих отношений и отношений между группами; в этом случае старые методы становятся менее желательными и даже реакционными, ненаучными и несоциометрическими. До тех пор пока уровень социометрического сознания у населения является низким, различия между психологическими и социальными качествами населения не имеют значения. С точки зрения акциональных методов чрезмерное подчеркивание логической чистоты дефиниций может быть даже вредным, точно так же чересчур развитые логические системы создают ложное чувство уверенности и научного самолюбования, которое подрывает и сдерживает исследование действием.
1931, «Application of the Group Method to Classification» ("Применение группового метода при классификации", стр. 102): Социометрия занимается «внутренней структурой общественных групп, которую можно сравнить со строением атома или физиологической структурой клетки». Она «изучает сложные образования, которые возникают из сил притяжения и отталкивания между отдельными людьми определенной группы». Ее основное внимание направлено не только на различные процессы, из которых возникают социальные образования, например «отношения» и «интеракции» между людьми и группами, но в первую очередь на сами возникающие образования. Как бы то ни было, социальные целостности можно правильно описать только с помощью социометрических методов.
1933, «Psychological Organization of Groups in the Community», Year Book of Mental Deficiency, Бостон ("Психологическая организация групп в коллективе", стр. 1): «Социометрия занимается математическим изучением психологических свойств популяции, экспериментальными методами и результатами, которые получаются при применении количественных и качественных принципов».
1936. «Plan for the Re-Grouping of Communities», Sociometric Review. Февраль ("План перегруппировки коллективов", стр. 59): «Социометрия предоставляет все преимущества движимого уверенностью в себе и свободным развитием пионерского дела, вместе со всеми преимуществами организованного в систему движения».
1937. «Sociometry In Relation to Other Social Sciences», Sociometry, ("Социометрия по отношению к другим социальным наукам", том I, № 1–2, стр. 209–210): «Участвующий наблюдатель социальной лаборатории, в противоположность научному наблюдателю в физической лаборатории, испытывает глубокое изменение... Наблюдаемые люди становятся открытыми участниками проекта и ставят себе это общей задачей. При этом переживаются и одновременно изучаются как собственные проблемы, так и проблемы других».
1942, «Sociometry in Action», Sociometry, том V, № 3 ("Социометрия в действии", стр. 299, стр. 301): «Настоящая социометрия — это всегда наука о действии». «Социометрический тест — это в первую очередь исследование способов действия и поведения социальных групп».
1947, «Contributions of Sociometry to Research Methodology in Sociology», American Sociological Review, том XII, № 3 ("Вклад социометрии в методы исследования социологии", стр. 288): «Социометрия тогда становится... социологической наукой людей, осуществляемой людьми и для людей».
Определения теле, социального атома, эмоциональной привлекательности (эмоциональной емкости) и сети
1934, «Who Shall Survive?» ("Кто выживет?", стр. 159): «Поэтому можно предположить, что силы притяжения и отталкивания, действующие между индивидами, имеют социофизиологический коррелят, как бы по-разному они ни проявлялись, — как страх, злость или симпатия».
«Бесчисленные вариации притяжений и отталкиваний между индивидами должны быть приведены под общий знаменатель (демомонитор). Эмоциональный поток направляется от одного индивида к другому, и он должен преодолеть при этом определенную пространственную дистанцию. Точно так же, как мы используем слова «телеперцептор», «телепатия», телеэнцефалон, телефон и т.д., чтобы выразить действие на дистанции, мы употребляем понятие «теле», чтобы описать самое простое эмоциональное единство между двумя индивидами». Теле имеет два компонента: проективный (исходящий от индивида) и «ретроективный» (возвращающийся).
1945, «Two Sociometries, Human and Subhuman», Sociometry, том VIII, № 1 ("Две социометрии, человеческая и субчеловеческая", стр. 75): «"Я выдвигаю следующую гипотезу: человеческие и нечеловеческие социальные структуры, образуемые реальными индивидуумами, имеют характерную форму организации, которая значительно отличается от "случайно" образуемых структур или структур, создаваемых воображаемыми лицами. Эксперименты, а также статистические и математические анализы подтвердили это для человеческих групп. Должен существовать фактор «теле», действующий между индивидами (например, при поиске подходящих партнеров) и побуждающий их создавать — причем не просто случайным образом — позитивные или негативные отношения, парные отношения, треугольники, цепи, четырехугольники, многоугольники. Соответствующий процесс может быть обнаружен также и в нечеловеческих группах. Именно взаимодействие индивидуумов придает группам социальную реальность вне зависимости от влияния наследственности, которая определяет непосредственное развитие индивидуума, и среды, которая его окружает. Конечно, нельзя отрицать влияния наследственности и среды, но они могут действовать только через межиндивидуальные каналы. Этим путем возможно определить степень социальной реальности организации группы Определенные социальные конфигурации обнаруживают структуру, которая скорее определяется случаем, другие социальные конфигурации, напротив, могут быть структурированы так, что приближаются к наибольшей сплоченности. В соответствии с этой гипотезой группа приматов или человеческих детенышей должна стоять по рангу на более низкой ступени, чем, например, группа взрослых людей. Это можно доказать тем, что такой фактор, как теле, окажется более действенным у видов, проявляющих сравнительно высокую гибкость межиндивидуальных связей, чем у других видов, склонных к жестким и традиционным социальным порядкам. Такие понятия, как «теле», «социальный атом» и «психосоциальная сеть», можно использовать в качестве основной системы соотносительных понятий прежде всего в высокоразвитых обществах млекопитающих и приматов.
1948, «Discussion of Group Psychotherapy, An Appraisal» J. L. Moreno, Failures in Psychiatrie Treatment, изд. Пауль Хох (стр. 129): «Предполагается, что теле отвечает за групповую сплоченность».
1934, «Who Shall Survive?» (стр. 141): «Наименьший жизнеспособный, далее неделимый социальный элемент есть социальный атом». (стр. 162): «Наименьший жизнеспособный социальный элемент, который мы можем учесть, есть социальный атом».
1934, «Who Shall Survive?» (стр. 136): Эмоциональная привлекательность (емкость) является феноменом теле. «Один индивид (воспитательница коттеджа) может привлекать к себе внимание большего числа индивидов (детей), чем другой (воспитательница другого коттеджа), а некоторые индивиды (воспитательницы), напротив, быстро теряют привлекательность. На основании некоторых тестов индивидов (воспитательниц) можно проранжировать, например по их эмоциональной привлекательности».
1934, «Who Shall Survive? " (стр. 256): «Существуют более или менее прочные структуры, объединяющие индивидов и социальные атомы в больших сетях».
«Локометрия», наука о местах и позициях (1924)
Геометрией пространства определяется место (расположение, локус) геометрических фигур. Локометрией определяется locus nascendi [место происхождения (лат.). — Прим. перев.] идей и вещей (одушевленных и неодушевленных) и перемещение от одного места (локуса) в другой. Местом происхождения цветка, например, являются не волосы женщины, а клумба, на которой он стал цветком. Местом (locus nascendi) картины является специфическое, первоначальное окружение. Если картина пространственно удаляется из этого первоначального окружения, она становится другой «вещью» — вторичной, взаимозаменяемой ценностью (предметом обмена).
Locus nascendi слова является язык того, кто его произносит, или та строка, в которой оно впервые записывается. Повторенное слово становится другим и более или менее некрасивым звуком, размноженная печатным способом рукопись — лишь интеллектуальным товаром. Неповторимость же снова разрушена.
С точки зрения полезности и практичности между оригиналом картины и ее репродукциями нет никакого различия. Произносится ли слово человеком или оно напечатано, для постороннего содержание остается одним и тем же. Если имеется множество репродукций оригинала, возникает ложное впечатление, что существует много оригиналов или что оригинал и его репродукции имеют одинаковое значение. Из-за того, что все экземпляры книги выглядят одинаково, может даже возникнуть впечатление, что настоящего оригинала не существует, — только копии (деривативы).
Стоит поразмышлять о внутренних процессах преобразования, когда креативное (творческое) выражение из его locus nascendi средствами коммуникации переносится на новые места или новую среду. Одна «вещь» превращается в другую «вещь», хотя из-за несовершенства языка одно и то же слово может использоваться для многих различных объектов и событий; а из-за нашего искаженного восприятия мертвой вещи она может восприниматься даже как живая вещь, равно как и живая вещь может восприниматься как мертвая. Следовательно, «Давид» Микеланджело в своем locus nascendi является настоящим «Давидом» Микеланджело. Выставленный в музее, он таковым уже не является: он участвует теперь в создании другой «вещи», музея. Он является теперь образующим музей компонентом. Точно так же и лилия в руке женщины уже является не лилией, а украшением этой руки, этого тела. Первоначальное положение вещи (первичная ситуация) — это место ее рождения.
Каждая вещь, форма или идея имеют свое место, свой локус который, является наиболее подходящим и адекватным для них, в котором они находят наиболее идеальное, совершенное выражение своего значения. Найдите locus nascendi события - и вы вдохнете аромат его первоначальной атмосферы. Можно найти истинный локус театра, книги, письма. Истинный локус театра - это театр импровизации (театр импровизированных постановок, театр спонтанности). Письмо находит свой идеальный локус в руках лица, которому оно адресовано. В руках другого человека, постороннего, кому письмо не адресовано, явное содержание письма и скрытые намеки, содержащиеся в нем, становятся бессмысленными. Письмо превращается в изгнанника, находящегося вне своего локуса.
Сущность локометрии является диалектической, так же, как является диалектической сущность меняющихся вещей. Живой и мертвый барашек обозначаются одним и тем же словом, хотя его локус и его структура изменились. В словосочетании «баранья отбивная» по-прежнему ощущается иллюзия одной и той же вещи, хотя теперь речь идет о чем-то жареном, о вкусно приготовленной, сдобренной различными приправами смеси и представляющей собой фазу в круговороте пищи.
Вещи существуют лишь в локометрическом моменте[28] Над их могильными плитами бурно разрастаются лишь прошлые их образы и явления, их влияния и имена. Одна и та же вещь не может ни сохраниться, ни размножиться; во Вселенной есть только переходные стадии от одного места к другому. Локометрическое исследование показывает где заканчивается одна вещь и одновременно начинается другая. Место трансформации, обнаруженное путем локометрического исследования возвещает о конце предмета и об одновременном возникновении другого предмета.
«Диаграмма движения» (1949)
Локометрический подход объединяет в себе все преимущества так называемого полевого исследования, но не его недостатки. Понятие «поле» было заимствовано из физики и подразумевает, что социальное поле эквивалентно электромагнитному. Когда социальные концепции заимствуют понятия из биологии или физики, существует опасность магического мышления; как правило, они требуют точных, операциональных новых определений, вытекающих из материала, который они обозначают. С другой стороны, локометрия является нейтральным понятием, которое не относится ни к одной из этих наук — физике, биологии или социологии. Слово «локометрия» происходит из латинского языка: locus означает место, местность, «метрия» является производной от слова «metrum», означающего «мера», «измерение».
Новые экспериментальные методы в социальных науках и новые графические методы изображения социальной динамики — социограмма, пространственно-временная диаграмма и диаграмма взаимодействия — возникли на основе моей интерперсональной теории, психодрамы in situ и диаграммы движения («локограмма») (см. в этой связи «Театр импровизации», стр. 56, 88). Последние придали импульс многочисленным идеям для социального экспериментирования; их продуктивность не исчерпана и по сей день.
Лучшим аргументом в пользу теории является ее продуктивность. Локометрически-социометрическая и психодраматическая теории доказали свою ценность. И наоборот, теория поля, после того как она была опробована в эмбриологии и зоопсихологии, в области социальных наук оказалась непродуктивной или, по меньшей мере, вошла в область социального исследования слишком поздно. Все современные постановки проблем, экспериментальные проекты и открытия были уже сделаны или, во всяком случае, стали объектом социометрии. Внимательный читатель социометрической и социально-психологической литературы последних двадцати лет констатирует, что теория поля стоит на втором месте после лидирующей социометрии. Поэтому теория поля была вынуждена копировать, дополнять и продолжать уже развернутую работу, при этом, насколько мне известно, не выдвинув ни одной какой-либо новой идеи, которую можно было бы занести на ее счет. Теория поля, отстаиваемая большей частью академическими учеными, внушает подозрение, что она содействует возвращению скрытого номинализма, от которого социометрия пыталась спасти гибнущую социологию нашего столетия.
Социометрия – это не чисто социологическая, психологическая, экономическая или политическая процедура, преследующая те или иные частные или социальные цели. Это синтетическая процедура, изменяющая саму жизнь группы и каждого, но не в направлении, указанном терапевтом.
Социометрические тезисы
1. Все люди связаны между собой. Человечество – есть органическое единство, имеющее свою собственную структуру, не похожую на известные нам структуры внешнего общества, а тем более структуры социального строя и государства, существующие в данный момент. И среди всех структур и отношений, образующих социальную реальность, социометрическая структура (непрерывный самоуглубляющийся процесс спонтанных выборов и отвержений) рано или поздно определяет все остальные: социальную, экономическую, политическую, психологическую и другие. В ней – самая мощная энергетика всех изменений в человеческой реальности. Чем сильнее различаются между собой социометрическая структура и внешнее общество, тем сильнее общая социальная и психологическая напряженность данного общества (сообщества) в данной ситуации.
2.Реальность любого человека всегда субъективна, из таких реальностей складывается социальная реальность, которая не может быть объективно исследована и кому-то преподнесена. Она может быть познана только теми, кто в нее включен. Любой исследователь, консультант, терапевт и экспериментатор должен быть погружен в реальность той группы (личности), с которой он работает и на какое-то время стать частью ее. Нельзя проводить эксперимент надлюдьми, социометрическое и социо- психодраматическое вмешательство должно быть понятным каждому члену группы, «эксперимент должен стать общим делом» данной группы здесь и сейчас», он должен работать с самым актуальным для них содержанием, что является их спонтанным выбором.
3. Социометрический метод – это ситуативный инструмент (если условно отобразить на шкале психологических методов он будет «самым проективным». А на социологическом – самый «качественный» или «мягкий», «слабо формализуемый». Однако социометрический (драматический) метод нельзя считать ни психологическим, ни социологическим, поскольку он работает с уникальной и неповторимой ситуацией. Социометрический метод: 1) диагностирует, ищет самое актуальное для данной группы (клиента), с самого начала меняется, настраивая себя на данную реальность, идет на концентрацию всей жизни, предъявленной клиентом (группой) 2) проверяет на реальность любые понятия, привнесенные в социометрическую ситуацию всеми ее участниками (включая социометриста (драматиста), например «народ», «демократичный», «лидер», «сплоченность», «дружба» и т. д. и в то же время способствует рождению и конкретизации смыслов «здешних», ситуативных понятий, актуальных для всех присутствующих и концентрирующих их реальность 3) очерчивает границы ситуации (ее качественную определенность, насколько и где «здесь» и когда «теперь»), границы контракта между организацией социального терапевта и социальной организацией, желающий изменений (где каждый становится как бы терапевтом-экспериментатором[52]), границы возможной для участников глубины и степени концентрации действия. Таким образом результат имеет качественный характер, который невозможно правильно использовать без погружения в ситуацию (что обязательно нужно учесть возможному заказчику), социологическим языком это – нарратив, картинка, отражающая полный цикл социального явления от locus nascendi (места рождения).
4. Неравномерность выборов в любой группе и в каждой ситуации не устранима (если брать конкретный критерий образования группы и выбора, конкретную интеракцию в конкретном «здесь и теперь»). Поэтому у каждой ситуации есть своя социодинамика: свои «звезды» и отверженные, у каждой группировки есть свои лидеры и лишенные взаимности – подлинная социометрия показывает не только объем внимания к индивиду (кто именно) и его экспансивность (его внимание), но и полную реальность ситуации измерения: где именно, когда именно, конкретную направленность данной сплоченности (на кого, против или за кого, на что). Во все времена, у всех народов, при любом строе есть отверженные и остающиеся в пренебрежении индивидуумы и группы – Морено называет их «социометрический пролетариат» - поэтому в конечном счете в своем обществе они и страдают от экономической, политической, расовой, религиозной, психологической нищеты. В мире постоянно происходят революции, модернизации и прочие социальные сдвиги, которые как правило проводятся ради нуждающихся, но которые на деле только обостряют противоречия между лидерами и отверженными, между крайностями в каждом из нас: «мир, другие нуждаются во мне больше, чем я в них» и «я нуждаюсь в других больше, чем они во мне».
5. Результаты социометрического эксперимента, правильно построенного и в конечном счете обязательно должны приносить пользу его участникам и группе как целому. Реальное сплочение или создание группы – тоже результат. Кстати сплочение может быть «за» или «против», позитивное относительно конкретного социума или негативное (естественно то же касается и лидера) и социометрия позволяет не только это увидеть, но и повлиять на это. Но социометрия неаксиологична, то есть сама по себе она не утверждает и не навязывает ценностей, не оценивает, она может помочь проявлению реальных чувств, взгляду на себя и на нас (наше «мы») со стороны и многому другому, но не призывает: «Давайте жить дружно!» и не примиряет людей ради самого мира. Она делает отношения реалистичными и открытыми.
6. Социометрия вначале становится важным делом для одного, двоих, троих конкретных людей здесь и теперь. Это их «здесь и теперь» тянется множеством нитей к другим людям и связывает их не только выбором, ведь любой выбор – это и эмоционально-чувственный канал, по которому между людьми передается любое человеческое содержание: знания, энергия, ценности, верования – словом вся жизнь. То же передается и социометристу если его принимают. Социометрия – это не столько ответ почему люди поступают так а не иначе, выбирают тех, а не других, сколько возможность совместного действия Истинно мореновская социометрия – это погружение в полноту жизни всех людей и всех отношений, что на первый взгляд кажется бесконечно неисчерпаемым. Однако принцип качественной жизненной полноты требует с одной стороны проявления всех существенных связей между людьми и между событиями а с другой стороны – полноты истинной ситуации, но не фактической (в материально-формальном смысле этого слова), а концентрированной художественным способом, то есть художественной правды. Морено требует восстановления всего цикла данного социального или психологического явления от места его рождения (locus nascendi) до его социальной смерти. Этот принцип также означает отсутствие какой либо цензуры, кроме границ, установленных самой группой.
7. Подлинная социометрия – это не только констатация социометрической ситуации, но и первый шаг по ее изменению. Социометрия плавно и естественно переходит в социодраму и психодраму (рожденных из одного источника – методологии Морено). При этом все социальные структуры развиваются социогенетически, непрерывно, но социальные организации (как объекты) и общественные институты и формации меняются дискретно и на фоне этого социометрические методы позволяют увидеть рудиментарные структуры отношений предшествующей формации (организации) и эмбриональные структуры возможной будущей формации (организации) – все они действуют одновременно и могут сопротивляться как изменениям, так и консервации. Социодрама и психодрама также имеют диагностические функции момента, но также безотрывно от терапевтических целей, которые, впрочем, не может задать терапевт, а задает группа (что сразу же теряет форму цели в обычном смысле этого слова).
Таким образом, существующее сообщество само себя преобразует в так называемое терапевтическое с помощью социометрических методов, переходящих в социо- и психодраматические и синтезирует эти процедуры в единое целое, налаживает социостаз – равновесие между социальными атомами, связанными между собой. Если в результате появляется большее число взаимных выборов (даже если они отрицательные!), больше взаимно одинаковых (не обязательно близких!) и адекватных дистанций в связанных атомах, более реалистичное восприятие людьми друг друга, любое (пусть даже очень недружелюбное!) отношение – это означает сближение психограммы социального атома и общей социограммы – это и есть движение к социостазу. Ведет к этому равновесию – к терапии всех, кто связан друг с другом «здесь и теперь», уже не терапевт, а сами по себе люди и группы, которые стремятся к целостности. Словом групповая морено-терапия – «метод, предохраняющий и стимулирующий механизмы саморегуляции естественной группы за счет использования одного человека в качестве терапевтического агента для другого» (3).
Глубинной социометрическая матрица является (становится) потому, что социальные внешние структуры постепенно расходятся все дальше друг от друга, социальные игры разнятся, их разнообразие увеличивается, меняются «правила игры», раздвигаются рамки социальной реальности и становится все труднее это объединять в одной жизни. Энергия новой интеграции идет из глубины, из синкретически неразделимого мира «первой вселенной», из которой все произошло. Одновременно извне все человечество стремится к общению и к действию (хотя оно и бывает связано, заторможено), разворачивающемуся в общении. Именно через глубинную социометрическую матрицу общества связаны все, даже совершенно различные и несопоставимые между собой люди и группы. В поисках выхода мы идем на общение (даже если идем на конфликт – это тоже общение), ищем причины конфликтов и социальных болезней на глубине, чувства там становятся сильнее (поэтому их и называют «более глубокие»), приоткрытые отношения становятся прямее, самые сильные – любовь и ненависть приводят нас к истокам[53] и к нашим противоположностям, к антиподам, антагонистам самых жизненно важных ситуаций. Любая ситуация с другой стороны, со стороны Другого и Других выглядит совершенно иначе и толькосоциометрическимпутем можно попасть на тот, другой полюс и драматическим способом на себе самом реально почувствовать то, что чувствует Другой (другие). Полюса создают универсум, целостность. К ней и стремятся наше «Я» (подобно платоновской легенде о «половинках») и наше «Мы» в поисках утраченной целостности.
Социометрия и социодрама.
«Без спонтанности и процесса разогрева всей группы по отношению к общей проблеме социометрические тесты бесполезны. Подобным же образом социометрическая процедура без наблюдения, интервью и последующих за этим методов на уровне реальности является искалеченной, лишенной значения. Социометристы, для того чтобы наиболее полно использовать свои инструменты, должны объединить социометрические тесты на уровне выбора и реальности с психо-, социо- и аксиодраматическими процедурами и всегда должны быть готовы внести изменения в пользу коллектива людей, в которых они применяются» (стр. 278, подчеркнуто мною Р.З.).
Синтез социометрии и социодрамы на порядок поднимает уровень адекватности изучения и изменения групп любой численности и разнообразия (разнообразия социальных качеств) не только в силу “мягкости” этого метода (многим его формализация кажется слабой, дискретность - низкой, рациональность - недостаточной), но и в силу отказа от точности: каждый снимок-срез структуры рассматривается качественно и не претендует на полное отражение состояния группы и каждого ее члена. Социометрический снимок имеет бесконечно малую длительность и поэтому может поймать “мгновенную скорость” движения души каждого и групповой души («психодрама» дословно – «душедействие»). То есть социограмма точна, но бездвижна в момент анализа как производная, не знающая откуда шла и куда пойдет дальше замысловатая кривая жизни до и после той общей с исследовательской прямой точки, где она взята.
Точность здесь — не достоверность конкретности а процесс приближения к объёмной, драматической истине (как отличается правда от художественной правды талантливого произведения), поднимающейся из плоской социограммы в вихре социодраматического синтеза, “где дышит интеграл”. Теперь мгновенные (с точки зрения скорости и логики сюжета в группе) срезы дифференциального подхода суммируются в интегральной картине общего действия (общедействия), которая должна стать промежуточной формой концентрированной жизни этих людей. Успех интегрирования зависит не только от правильного дифференцирования, то есть поиска важнейших социометрических критериев(«вопросов») выбора “точек-производных”,, но и от самых важных поворотов сюжета в дальнейшей социодраме, которую ведет также и сама группа. Поэтому главное искусство социодраматиста всегда одновременно и идти за группой, чутко чувствуя её пульс, энергию, проблемы, климат, и вести группу за собой, находя самые острые углы проблем данной группы и обнажая их перед ней, заставляя группу дифференцироваться по самым важным для неё самой критериям, которые становятся ключевыми событиями и единицами анализа, то есть вновь возвращаться к «аналитической» фазе на новом, более глубоком уровне понимания группы «in situ».
Если дословно перевести на русский язык слово «социодрама», то оно будет звучать как «Общедействие», это:
1) общедействие,объединяющее(концентрирующее и драматизирующее) и изучающее общее социальное, то есть групповое действие
2) действительное общение, позволяющее людям понять друг друга и научиться глубокому пониманию (что очень важно для социологов и психологов), особому вчувствованию и видению ситуации. Это истинная Встреча.
3) действенное общение,позволяющее не только понять, но и менять социальную реальность, прошлое, будущее (расширять настоящее), отношения людей, их выборы или критерии выбора, разрешать конфликты, менять предпочтения в социальных архетипах или заставить задуматься о критериях выбора и тенденциях сюжета в новом видении — словом заниматься социатрией.
4) действие общей души,позволяющее исследовать жизнь социума в целом (групповое сознательное и групповое бессознательное[54]), жизнь любых групп внутри данной: старых и новых, существенных и номинальных, нарождающихся и растворяющихся, сознаваемых и неосознанных общностей, параллельных социальных подпространств, дух её жизни в целом[55]. Социодрама выявляет и исследует технологии общения — ритуалы, образцы поведения и мышления, интонации, знаки, используемые людьми в разных знакомых и незнакомых, значимых и незначимых ситуациях, выработанные в своих и чужих ролях.
С.Кржижановский
Три аспекта (измерения) социальной организации.
Всякое групповое действие (любое жизненное, в том числе и не драматизированное концентрированное) имеет два главных аспекта - фактора, составляющих в отношении друг к другу диалектическую разность (см. таблицу).
Драматический аспект (фактор) | Социометрический аспект (фактор) |
Драма как сюжетно-событийная сторона действия, содержание (тема, повод, сам критерий) общения | Группа в узком смысле: а) как творческое начало, присутствующее здесь и теперь, заведомо существующий живой креативный субъект б) как актерско-субъектная сторона действия |
Структура действия, связывающая отдельные переживания в различных ситуациях в единое целое | Структура общения по конкретной теме, связывающей общие темы субъектов-участников и разделяющая различные |
В психодраме | |
Выбор протагонистом сцен, сюжета и акцентов действия (с правом вето) | Выбор протагонистом исполнителей ролей в своей психодраме |
Динамика разделения или объединения сюжетных линий, фаз и поворотов их развития, и тем самым жизненных линий | Динамика отношений персонажей, ролей и тем самым в конечном счете игроков и людей |
В социодраме | |
Выбор группой своего главного сюжета или социогенетика данной групповой организации и ее < Дата: 2016-10-02, просмотров: 223. |