Методы анализа данных в качественных исследованиях.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Данные, полученные с помощью качественных методов, представляют собой:

- диктофонную запись;

- видеозапись;

- текстовые данные («полевые заметки», тексты различных документов и т.п.).

Методы анализа этой информации первоначально разрабатывались в русле лингвистики, это методы анализ текстов.

Прежде всего, нам необходимо перевести видео- и аудиозаписи в текстовый формат. Этот процесс называется расшифровкой. Расшифровка бывает полной и частичной. Полная расшифровка предполагает, что исследователь должен «перепечатать» весь текст интервью, не упуская пауз, междометий, вздохов и т.п. Частичная расшифровка позволяет фиксировать в тексте только то, что представляется исследователю значимым. Правда, как правило, в качественных исследователь сам не знает, какая информация ему пригодится, а какая – нет. С другой стороны, если целью интервью было выявление конкретных фактов (опрос экспертов), то такой метод расшифровки (частичной) может помочь нам существенно сэкономить время и силы, не утратив важной информации.

Расшифровка текста.

Для того, чтобы перенести речь на бумагу, но при этом сохранить специфические особенности разговора, исследователями разработана система расшифровки текстов.

Существуют специальные знаки и символы, позволяющие отразить такие особенности разговоров.

В книге «Методы социологического исследования» Девятко И. Ф. [ ] и в работе Семеновой В. В. «Качественные исследования» приведены разработанные исследователями способы фиксации текста, универсальные для представителей разных школ:

1. Одновременно подаваемые реплики.

Одновременно подаваемые реплики обозначают двойной или одинарной левой квадратной скобкой.

2. Высказывания, которые накладываются друг на друга.

Начало и конец взаимонакладывающихся друг на друга кусков текста обозначаются квадратными скобками.

3. Высказывания, которые следуют друг за другом непрерывно.

Реплики, которые непрерывно следуют друг за другом, не накладываясь одна на другую, связывают знаком равенства.

4. Паузы.

Паузы, возникающие в ходе разговора, измеряются в секундах и долях десятых секунды и отмечаются в круглых скобках внутри высказывания одного участника или между высказываниями.

Другой способ фиксации пауз:

(.) – короткая пауза, остановка

(…) – средняя пауза

(пауза) – длинная пауза.

5. Удлинение звука.

Характеризуется двоеточием, которое стоит за удлиненным звуком или слогом.

6. Понижение тона.

Точка отмечает понижение тона, даже когда оно не совпадает с окончанием предложения.

7. «Продолжительная, соединяющая» интонация.

Запятая указывает на продолжительную интонацию.

8. Восходящая интонация.

Вопросительный знак используется для указания на восходящую интонацию, в том числе и вопросительную.

9. Эмоционально насыщенный тон.

Эмоционально насыщенные реплики обозначают с помощью восклицательного знака.

10. Разрывы.

Разрывы, запинки, внезапные обрывы в речи и т.п. принято обозначать с помощью тире.

11. Восходящая/нисходящая интонация.

Для обозначения восходящей и нисходящей интонации используют направленные либо вниз, либо вверх стрелки.

12. Вдох/выдох.

Вдохи и выдохи фиксируются с помощью следующих обозначений:

Ххху' – выдох. Уххх' – вдох.

13. Затруднение в формулировке, колебание принято обозначать: (з.).

14. Неанализируемые внеречевые звуки заключаются в двойные круглые скобки. Пример – ((кашляет)).

15. Характеристика эмоциональных реакций – заключается в круглые скобки и ставится перед соответствующим местом – (смех).

16. Направления взгляда говорящего.

Подчеркивание над строкой говорит о том, что взгляд говорящего направлен на слушающего, подчеркивание под строкой – взгляд слушающего направлен на говорящего. [6 ], [ 17]

 

Эти методы расшифровки первоначально разрабатывались в русле этнометодологии – как известно, анализ разговоров – это одно из их «любимых» направлений исследований, сегодня эти методы применяются также учеными, работающими в рамках других научных школ.

Особенностью качественных методов является признание за «сырым» материалом не меньшей самостоятельной ценности, чем за его анализом и интерпретацией. Другой особенностью, отличающей качественный подход от количественного является язык анализа: в качественных исследованиях социолог стремится излагать материал как можно ближе к языку объекта исследования.

Наиболее распространенными методами анализа текстовой информации в гуманитарных науках являются контент-анализ, дискурс-анализ, инвент-анализ.

В рамках данного методического пособия мы рассмотрим метод, наиболее давно и часто используемый социологами - контент-анализ.

Контент-анализ.

Это метод анализа текстовой и графической информации, с помощью которого мы переводим качественные данные в количественные.

Приведем только некоторые цели, для которых мы можем применять метод контент-анализа:

1. Для анализа текстовой информации, получаемой после расшифровки записей интервью;

2. Для анализа ответов на открытые вопросы в массовых исследованиях;

3. Для анализа текстов газетных (журнальных) сообщений, материалов телепрограмм;

4. Для анализа иллюстративной и текстовой информации учебной и другой литературы;

5. Для анализа разговоров, публичных выступлений, статей.

6. Для анализа рекламных сообщений, политических листовок.

Это далек не полный список всех вариантов применения контент-анализа.

 

Контент-анализ – это квантификация (количественное выражение качественных признаков) социологических данных.

 

Процедура контент-анализа:

Процедура сводится к выделению двух типов единиц: качественных (смысловых) единиц анализа и количественных единиц счета. Если единицы анализа и счета совпадают, то наша задача заключается в том, чтобы подсчитать частоту упоминания выделенной смысловой единицы. Если не совпадают – то единицей счета может стать физическая величина (протяженность, площадь) текста, заполненная смысловыми единицами.

Вначале вырабатывается ряд категорий, характеризующих исследуемые признаки. На втором этапе текст, который мы подвергаем анализу, классифицируется в соответствии с выделенными нами категориями. Создаются «семантические гнезда» - объединяются близкие по смыслу понятия.

Третий этап – подсчет единиц в каждой из категорий.

Пример.

Тема исследования «Общежитие глазами студентов».

Вопрос (открытый) «Назовите основные проблемы Вашего общежития».

Нами были получены различные ответы на этот вопрос. Предварительный анализ показал, что все варианты ответов можно классифицировать в соответствии с набором следующих категорий:

1. Санитарно-техническое состояние общежития

2. Работа администрации и обслуживающего персонала

3. Работа органов самоуправления

4. Правила проживания

5. Межличностные взаимоотношения

Внутри этих категорий нами были выделены более мелкие категории и осуществлен подсчет. В итоге были получены следующие данные.

 

Раздел Виды проблем Количество (в % от общего числа опрошенных)
Санитарно-техническое состояние общежития Состояние санузла
Отсутствие ремонта в общежитие
Наличие насекомых
Плохое состояние (отсутствие) мебели
Работа администрации и обслуживающего персонала Не устраивает работа заведующего общежитием
Не устраивает работа вахты
Не устраивает работа коменданта
Работа органов самоуправления Не устраивает работа оперотряда  
Не устраивает работа студсовета  
Межличностные взаимоотношения Проблемы с соседями
Проблема со старшими курсами (дедовщина)
Правила проживания Проблемы с реализацией рейтинговой системы
Пропускная система
Запрет на курение и употребление алкоголя в комнатах

 

Кроме того, в приложении исследователь обязательно приводит полный список всех вариантов ответов, в том самом виде, в котором эти ответы были даны респондентами.

Анализировать ответы на открытые вопросы с помощью контент-анализа, разумеется, проще, чем использовать это метод при работе с полными текстами интервью, поскольку гораздо сложнее определять категории анализа, единицы счета.

Помимо текстовой информации с помощью контент-анализа нами могут исследоваться иллюстрирации.

Пример такого исследования – анализ иллюстраций в школьных учебниках, цель – выявление гендерного аспекта иллюстраций. Другими словами, исследователя интересовали два аспекта – количественный и смысловой:

1. Количественное соотношение изображений женщин и мужчин в учебниках;

2. Описание социальных ролей и ситуаций, в которых изображаются женщины и мужчины.

В приложении – пример анализа полученных данных и сделанные выводы.

Ограничения контент-анализа:

1. Объединение в категории приводит к потере индивидуальной специфики высказываний.

2. Иногда мы можем ошибочно отнести высказывание к одной из категорий, не поняв, что имел в виду опрашиваемый.

 

Другие виды анализа текстовой информации направлены не на подсчет упоминаний в тексте тех или иных слов или тем, а на выявление и описание смыслов, которые стоят за произносимыми словами.

 

Заключение

В данном учебном пособии мы рассматривали методы сбора и анализа информации в социологических исследованиях. Все прикладные методы можно отнести к одной из двух методологий – качественной или количественной. Каждая из этих методологий предназначена для решения различных задач: поиска количественных оценок или выявления глубинных причин социальных процессов и явлений.

Самые распространенные методы количественных исследований в социологии – это массовые опросы, формализованное наблюдение, эксперимент. Методы качественного исследования: глубинное интервью, неформализованное наблюдение, этнометодологические эксперименты.

В данном пособии рассмотрены также методы анализа и представления данных социологических исследований.

 

Рекомендуемая литература.

1. Аакер Д., Кумар В., Дэй Дж. Маркетинговые исследования.7-е издание. – СПб.: Питер, 2004.

2. Белановский С. А. Глубокое интервью. М.: Никколо-Медиа, 2001.

3. Белановский С. А. Метод фокус-групп. – М.: Николо-Медиа, 2001.

4. Боришполец К. П. Методы политических исследований: учебное пособие. – М.:Аспект-пресс, 2005.

5. Введение в гендерные исследования. – М.: Аспект Пресс, 2005

6. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подход. Методология. Исследовательские практики. – М.: Наука, 2005

7. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. – 3-е изд. – М.: КДУ, 2003.

8. Интерпретация и анализ данных в социологическом исследовании. – М.: Наука, 1987.

9. Квале С. Исследовательское интервью. – М.: Смысл, 2003.

10. Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологичсеких исследованиях. М.: Логос, 1999.

11. Курилович Н.В. Контент-анализ: логика развития метода // Методология исследования политического дискурса: актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов. Вып. 2. Мн.: БГУ, 2000. С.268-283.

12. Мак-Куэрри Э. Ф. Методы маркетингового исследования: СПб.: Питер, 2005.

13. Мельникова О. Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии. Учебное пособие. – М.: Издательский Центр Академия, 2003.

14. Методы исследований и организация экспериментов. под ред. К.П. Власова. – М.: Гуманитарный Центр, 2002.

15. Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. М.: Ава-Эстра, 1993.

16. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. – М.: Добросвет, 1998.

17. Толстова Ю. Н. Измерение в социологии. – М.:Инфра-М, 1998.

18. Толстова Ю. Н. Основы многомерного шкалирования: учебное пособие. – М.:КДУ, 2006.

19. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 1998.

 

Приложение 1

Список типичных тем исследования:

Тема Интерпретация Особенности Пример интерпретации
«Отношение». 1. Информация (что знает об объекте). 2. Ценность (симпатия/ антипатия по отношению к объекту) 3. Активность (действия в настоящем, прошлом, будущем по отношению к объекту. Аспекты отношения (или установки) формируются именно в таком порядке – знание, оценка, действие. Этот же порядок необходимо соблюдать при составлении опросника. Отношение к тому или иному товару в маркетинговых исследованиях зачастую ложится в основу сегментации рынка (22% - не знающие о товаре, 20% – знающие, но не испытывающие симпатии, 35% - испытывающие симпатию, но не покупающие товар, 23% - покупающие). «Отношение студентов ТУСУРа к наркотикам»: 1. Что знают о наркотиках (виды, последствия, источники информации). 2. Как оценивают потребление/потребителей, последствия приема наркотиков и т.д. 3. Действия по отношению к наркотикам ( употребляли ли наркотик в прошлом, настоящем, собирается попробовать и т.д.).  
«Имидж». 1. Характеристики объекта (выделение компонентов имиджа). 2. Характеристика идеального объекта. 3. Сравнение объектов по ряду характеристик между собой и с идеальным объектом. 1. Характеристики имиджа необходимо заранее получить с помощью качественных методов, а не выдумывать самим. 2. Имидж – это не мнение об объекте самом по себе, а представление о нем в ряде других объектов. 3. Чтобы не только узнать, какими характеристиками, по мнению респондентов, обладает объект, но и понять, хорошо это или плохо с их точки зрения, надо предложить им смоделировать идеальный, с их точки зрения объект. 4. Также имеет смысл проранжировать эти характеристики. 5. Для изучения имиджа используются вопросы – шкалы.   «Имидж факультета ГФ». 1. Характеристики объекта (особенности обучения, внутрифакультетские традиции, внеучебная активность, социально-демографические характеристики обучающихся). 2. Характеристики факультета, оцениваемые как «положительные» и ранжирование характеристик по степени значимости. 3. Оценка различных факультетов по отношению к характеристикам имиджа.
«Решение». 1. Источники информации, необходимой для принятия решения 2. Критерии оценки этой информации 1. Источники информации, как правило – личный опыт, коммерческие источники (важным здесь являются СМИ), социальное окружение. 2. Количество критериев оценки информации – около 6-8 характеристик. 3. Практика показывает, что массовые опросы не дают точного ответа на вопрос о мотивах принятия решений – респонденты склонны недооценивать влияние рекламы и окружения и переоценивать степень самостоятельности решений. 4. Необходимо узнать, какие газеты, журналы, ТВ-программы читает и смотрит респондент, даже если он отрицает их влияние. «Принятие решения о получении высшего образования в ТУСУРе». 1. Источники информации: родители, друзья, школьные учителя, реклама, и т.д.) 2. Характеристики источников информации (насколько влиятелен, вызывает доверие и т.д.)
«Поведение». 1. Что респондент делает? 2. Где это происходит? 3. Когда это происходит? 4. Как часто это происходит? 1. Человек не всегда в состоянии оценить периодичность каких-либо видов поведения (например, посещение кинотеатра за последние 3 месяца). Нельзя переоценивать возможности памяти респондентов. 2. Можно использовать шкалы абсолютные (сколько раз) или относительные (часто – редко). 3. Нужно четко понимать, хотим ли мы выявить конкретные места или нам достаточно выявить виды характерного поведения. «Внеучебная жизнь студентов ТУСУРа» 1. Какие виды деятельности предпочитают (подготовка домашних заданий, спорт, общение с друзьями, прогулки и т.д.) 2. Где? (Ночные клубы, кафе, спортивные секции, слот-бары, общежитие/дом и т.д.). 3. В какое время (вечером в будни, в выходные, в дни «военки», во время учебы и т.д.). 4. Как часто посещают вышеперечисленные заведения (или как часто используют те или иные виды досуга) – сколько раз (абсолютная шкала), редко – часто (относительная).
«Принадлежность к группе». 1. Семья (семейный статус, количество детей, роли в семье, процесс принятия решений и т.д.) 2. Членство в группе (какая это группа, его статус внутри группы, важность этой группы). 3. Социальные контакты (частота и длительность). 4. Референтная группа (значимая группа, на мнение которой индивид ориентируется).   1. Очень часто внутри семьи люди действуют и думают одинаково. 2. Иногда выявление юридического семейного статуса ничего не дает (огромное количество т.н. «гражданских браков», в которых люди ведут себя «как семья» и, напротив, не живущих вместе пар, юридически состоящих в браке). 3. Выяснить, какая группа является референтной для индивида, можно, задав ему вопрос – кто думает и живет так же, как он; кто есть он сам. 4. Значимость референтной группы возрастает в подростковый и юношеский период.   Тема: «Влияние семейного статуса на поведение посетителей спорткомплекса». 1. Семейное положение (Наличие/отсутствие второй половины, вид брака, совместное проживание). 2. Наличие/отсутствие детей. 3. Количество и возраст детей. 4. Особенности планирования досуга (кто в семье принимает решения о проведении досуга, кто платит за досуг и т.д.)
«Демография». 1. Возраст 2. Пол 3. Семейное положение 4. Статус семьи 5. Стадия жизненного цикла семьи 6. Занятость 7. Род занятий 8. Доход 9. Тип и место жительства 10. Национальность 11. Религиозная принадлежность 12. Уровень образования и т.д. 1. Как правило, этот блок присутствует в каждой анкете, не являясь самостоятельной целью исследования. 2. Важно не перегружать анкету не нужными нам сведениями, касающимися социально-демографического положения респондента. 2. Выбирая те вопросы о «демографии», которые войдут в анкету, мы, прежде всего, руководствуемся представлениями о влиянии тех или иных социально-демографических характеристик на ответы по данной теме. «Социально-демографический блок вопросов в исследовании отношения студентов ТУСУРа к работе». 2.Пол 3.Курс 4.Факультет 5.Семейное положение 6.Наличие детей 7.Занятость (помимо учебы). 8.Доход.

 

Приложение 2

Гайд для фокус группы

«Отношение к выбранной специальности».

«Установление контакта».

1. Представьтесь, пожалуйста – назовите свое имя и специальность, на которой Вы обучаетесь.

«Вводная часть»

2.Как Вы считаете, почему люди, которые уже имеют специальность, стремятся получить второе высшее образование?

«Мотивы принятия решения о получении в/о, выбора ВУЗа, специальности».

3. Вспомните ситуацию, в которой Вы приняли решение получать образование? Как происходил выбор ВУЗа? Специальности?

4. Если бы Вы вернулись в то время, когда Вы только выбирали, куда пойти учиться, Вы бы повторили Ваш выбор ВУЗа, специальности, формы обучения?

5. Прошел год Вашего обучения. Вы посещали занятия, получали УМП, сдавали сессии. Опишите в целом Ваши впечатления об учебе.

6. В чем, по-Вашему, состоят сильные и слабые стороны обучения на Вашей специальности?

7. С какими основными проблемами сталкиваются обучающиеся на Вашей специальности?

8. Если Ваш родственник или близкий друг спросит у Вас совета – Вы порекомендуете ему поступать туда, где Вы обучаетесь?

9. Есть ли у Вас предложения по улучшению учебного процесса?

10. «Ложное завершение». Спасибо большое. Ваше участие очень поможет Администрации ЭФ улучшить качество обучения. Прошу вас сделать какие-нибудь заключительные комментарии.

Приложение 3

Дата: 2016-10-02, просмотров: 146.