Разновидности массовых опросов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       
   


Анкетирование Формализованное интервью

1. Заочная форма 1. Заочная форма (телефонный

(почтовый опрос, Интернет, опрос)

прессовый и т.д.)

2. Личное анкетирование 2. Личное интервью

2.1. Индивидуальное

2.2. Групповое

 

Выбор между анкетированием и формализованным интервью.

Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентом. При формализованном интервью анкетер читает вопросы и сам вносит ответы респондента в бланк анкеты. У обеих техник есть свои сильные и слабые стороны.

Необходимо учитывать следующее:

1. Если анкета попадет в руки респонденту (анкетирование), требования к оформлению, величине шрифта, качеству бумаги гораздо более жесткие.

2. Открытые вопросы при анкетировании в подавляющем большинстве случаев остаются незаполненными, соответственно, использовать их не имеет особого смысла, тогда как при формализованном интервью интервьюер обязан записать ответ.

3. Темы интимного характера, если уж они рассматриваются в массовом опросе, вызывают меньшее напряжение, если человек отвечает на вопросы самостоятельно, без контакта с интервьюером.

4. Вопросы табличной формы, вопросы-фильтры – могут вызвать сложности у респондента при анкетировании.

5. Ситуация опроса также влияет на выбор техники – если опрос проводится на улице или в супермаркете и т.п. будет неуместно раздавать анкеты – людям просто негде и нечем их заполнить.

6. Интервью – гарантия того, что респондент не пропустит какие-то вопросы по невнимательности.

 

Заочное анкетирование.

Предполагает рассылку анкет по почте, Интернету или публикацию анкеты в газете, журнале (прессовый опрос), а также в приложении к купленному товару. Основные проблемы здесь – низкая возвращаемость анкет и нерепрезентативность полученных данных. Для того, чтобы заинтересовать респондентов в возвращении анкеты используют конверты с обратным адресом, материальные стимулы (участие в лотерее, скидки и др). Плюсом (особенно Интернет-опросов) является сравнительно низкая стоимость.

 

Личное индивидуальное анкетирование.

Анкетер лично дает анкету и инструктирует, как ее заполнить. В некоторых случаях он присутствует при заполнении анкеты, в некоторых – уходит и возвращается через некоторое время, необходимое для заполнения анкеты. Анкетер может сразу проверить заполнение анкеты и указать на пропущенные вопросы или неточности.

Групповое анкетирование.

Удобство метода – в экономии времени и денег. Задача анкетера – раздать анкеты, проинструктировать, как их заполнять, потом собрать анкеты, по возможности на месте проверив качество их заполнения. Проблема заключается в том, что у анкетера не всегда есть возможность сразу на месте внимательно проверить правильность заполнения бланков опросника. Как правило, самый распространенный вид опроса при исследовании мнений студентов или школьников – все необходимое для заполнения анкеты у них под рукой. Проблемой могут быть смещения, связанные с опасением, что сидящий рядом «подглядит» ответы на вопросы.

 

Телефонный опрос.

Плюсом является дешевизна метода по сравнению с личным интервью. Снижаются риски, физические и моральные нагрузки анкетера, связанные с поквартирным опросом – соответственно существенно уменьшается оплата. В случае междугородних исследований, как правило, стоимость телефонных переговоров все же ниже стоимости командировочных, хотя это необходимо рассчитывать. Процедура контроля анкетеров также упрощается при проведении телефонного опроса. Также решается проблема отказа от ответа в связи с опасением открыть дверь. С другой стороны, отказать анкетеру проще по телефону, чем глядя в глаза.

 

Личное интервью.

Плюс – интервьюер контролирует ситуацию, добивается ответов на все вопросы, меньше отказов от ответа (так как респондент меньше устает от процедуры заполнения анкеты), заполнены открытые вопросы (в большинстве случаев). Минус – временные и денежные затраты выше, чем при анкетировании. Кроме того, добавляется дополнительный потенциальный источник смещений – сам интервьюер, который вольно или невольно может влиять на ответы респондента.

 

Виды вопросов.

Закрытые вопросы – вопрос, в котором приведенные альтернативы ответов, полностью исчерпывающие все варианты.

 

 

Таблица 3.4.

Пример закрытого вопроса:

12. Ваш пол: 1. женский 2. мужской

 

Полузакрытые вопросы – список альтернатив неполный и мы добавляем вариант «другое». Если альтернативы ответов не выдуманы самим социологом, а получены от объекта исследования, анкета прошла пилотаж, то вариант «другое» не должны выбрать более 5-7 % ответивших.

Таблица 3.5.

Пример полузакрытого вопроса:

12. Отметьте, пожалуйста, какие клубы Вы посещали чаще других в последний месяц (не более 3 вариантов ответа). 1. «Факел». 2. «Октябрь» («Матрица»). 3. «Night City». 4. «Какаду». 5. «Абсент». 6. «Метро» 7. Другое (напишите, пожалуйста)________________________ 8. Затрудняюсь ответить.

 

Открытые вопросы – альтернатив ответов нет, мы просим респондента ответить в свободной форме. Эти виды вопросов обрабатываются также, как и текстовая информация в качественных исследованиях (см. главу 5). Таким же образом проходит обработка варианта ответа «другое» из предыдущего примера. Кроме того, в приложении к отчету по исследованию мы размещаем все альтернативы ответов в тех же самых формулировках, которые были даны респондентами.

Таблица 3.6.

Пример открытого вопроса.

1. Какие ассоциации вызывает у Вас партия «Яблоко»? _________________________________________________________  

 

Вопросы табличной формы.

Используются для большей компактности анкеты.

Таблица 3.7.

Пример вопроса табличной формы.

Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале (5 – очень хорошо, 1 – очень плохо, 6 – затрудняюсь ответить) деятельность:

24. коменданта
25. заведующего общежития
26. расселителя
27. ответственного за отработку
28. зам. декана по расселению
29. оперотряда
30. старосты по этажу
31. вахты
32. санитарной комиссии
33. студсовета

 

Вопросы-фильтры – их назначение разделить респондентов на группы, чтобы отобрать группу респондентов для ответов на некоторые вопросы.

 

 

Таблица 3.8.

Пример вопроса-фильтра.

6. Посещали ли Вы в последние 3 месяца спортзал? 1. да 2. нет (переходите к вопросу №11) 3. затрудняюсь ответить

Вопросы с 7 по 10 в данном примере предназначены для тех, кто посещал спортзал.

Если мы проводим анкетирование, то вопросы-фильтры могут запутать респондентов. Поэтому желательно использовать графические способы фильтрации (например, стрелки, рамки, выделение цветом) или же анкетер, инструктируя респондентов, объясняет, как отвечать на эти вопросы.

Шкалирование.

Это разновидность измерения характеристик, при которой эмпирическому объекту присваивается определенное число или символ.

 

Виды шкал.

1) Номинальная шкала. Перечень наименований. Примеры номинальных переменных – пол, семейное положение, место жительства и т.д.

2) Порядковая (ранговая) шкала. Объекты упорядочены (проранжированы) по отношению друг к другу, но мы ничего не можем сказать о расстояниях между этими объектами.

3) Интервальная шкала. Мы предполагаем не только ранжирование объектов, но и возможность измерения расстояний между ними.

 

Ниже мы приводим наиболее часто используемые разновидности шкал.

Шкала Лайкерта (шкалы суммарных оценок).

Респонденту предлагается набор суждений, который он должен оценить по 5-балльной шкале. 5 – полностью согласен, 4 – согласен, 3 – затрудняюсь ответить, 2 – не согласен, 1 – полностью не согласен.

Вертикальная шкала. Измеряет степень частоты. Варианты ответов – всегда, часто, иногда, редко, никогда.

Шкала Терстоуна. Судьями в соответствии со специальными процедурами отбираются 10-20 характеристик, в которых заложено отношение (положительное или отрицательное) к объекту (социальному явлению, кандидату, товару и т.д.). Респондентам предлагается выбрать те, которые отражают их отношение к объекту.

Шкала парных сравнений. Респонденту предлагается сравнить между собой n объектов, из которых составляются пары.

Семантический дифференциал. Используем серию прилагательных с противоположными значениями. Респонденту предлагается оценить объект с точки зрения этих характеристик.

 

Таблица 3.9.

Пример семантического дифференциала.

Оцените, пожалуйста, вкус шоколада «Свит». Сладкий 3 2 1 0 -1 -2 -3 Горький Вкусный 3 2 1 0 -1 -2 -3 Невкусный  

Ранжирование. Просим респондента отметить порядок выбора объектов.

Таблица 3.10.

Ранжирование.

Расставьте качества майонеза по степени значимости для Вас. (1 – самое значимое, 5 – самое незначимое) Вкус __ Калорийность __ Экологическая чистота __ Срок хранения __ Удобство упаковки ___  

Шкала Стэпела. Вместо пар антонимов используем одиночные прилагательные и просим оценить, насколько это качество свойственно объекту.

Таблица 3.10.

Шкала Стэпела.

Оцените, пожалуйста, качества политика Ивановой Л. Г. Ум 3 2 1 0 -1 -2 -3 Честность 3 2 1 0 -1 -2 -3 Трудолюбие 3 2 1 0 -1 -2 -3 В высшей степени 3 2 1 0 -1 -2 -3 В высшей степени свойственно несвойственно

 

Шкалы можно представлять как в числовой, так и в графической форме.

 

Требования к формулировке и расположению вопросов в анкете.

1. Альтернативы ответов должны включать все возможные категории (чтобы не перегружать вопрос редко встречающимися вариантами ответов мы можем использовать категорию «другое»).

2. Максимальное количество альтернатив – 6-8.

3. Вопрос должен однозначно пониматься всеми респондентами.

4. Вопрос не должен «наталкивать» на ответ.

5. Альтернативы ответов нужно не выдумывать самому, а получить от объекта исследования (с помощью качественных методов, экспресс-опросов и т.д.).

6. Начинать нужно с более простых вопросов.

7. Нельзя перегружать анкету сложными вопросами, открытыми вопросами и т.д. Нельзя начинать с таких вопросов.

8. Социально-демографический блок вопросов мы помещаем в конец анкеты.

Пилотаж опросника.

Даже самый опытный социолог не может учесть все трудности и проблемы, связанные с восприятием анкеты.

После того, как анкета составлена, мы с ее помощью проводим опрос на небольшой выборке. Задачи, которые мы преследуем:

1. Понять, как воспринимаются вопросы анкеты, все ли они понятны, нет ли двоякого истолкования.

2. Замерить время, необходимое для заполнения анкеты.

3. Увидеть реакцию на анкету, опросить отвечающих, не было ли трудностей при заполнении, какие альтернативы, по их мнению, надо добавить и т.д.

После пилотажа в анкету вносятся изменения и после этого ее можно применять на всей выборке.

В данном учебном пособии мы не имеем возможности рассмотреть вопросы, связанные с отбором, инструктажем и контролем за анкетерами и интервьюерами.

 


Дата: 2016-10-02, просмотров: 213.