Данная модель предполагает совместное использование процедур рандомизации и выравнивания. Заранее определяем блоки в соответствии со значимой переменной, после чего с помощью случайного отбора набираем необходимое количество единиц внутри каждого блока. Например, мы полагаем, что существенным признаком, определяющим влияние системы обучения на успеваемость, будет курс. Разделив на блоки всю совокупность мы делим на три тестовые группы каждый блок и осуществляем процедуру, аналогичную предыдущей модели.
Модель латинского квадрата.
Метод позволяет уменьшить количество групп, если взаимодействие между уровнями воздействия и контролируемыми переменными можно считать незначительными.
Факторные модели.
Эта модель предполагает изучение двух и более экспериментальных переменных. Кроме того, можно вводить в факторную модель процедуру выравнивания.
Проблемы экспериментального изучения социальных объектов.
1. «Хоторнский эффект». Смещения, связанные с непредумышленным изменением поведения тех лиц, которые знают, что принимают участие в эксперименте.
2. Проблема отбора участников. Зачастую, социолог вынужден работать с теми, кто дает согласие на участие, а эта группа может обладать характеристиками, существенно отличающими ее от всей совокупности.
3. Проблема влияния неконтролируемых факторов. Во время проведения эксперимента могут произойти те или иные события, которые окажут на поведение лиц, участвующих в эксперименте определенное влияние, не имеющее отношение к воздействию экспериментального фактора. Люди, в отличие от лабораторных крыс, не могут быть помещены социологами в условия изоляции.
4. Эффект наблюдения. Люди предумышленно меняют свое поведение, когда знают, что за ними наблюдают. Например, если мы хотим изучить влияние условий труда на производительность, и работники знают о наблюдении, они вряд ли будут часами пить кофе или раскладывать пасьянс на компьютере – в результате чего и повысится производительность.
5. Трансформация объекта за время проведения эксперимента. Если мы экспериментируем с одной совокупностью (например, студентами) в течение длительного времени, то изменения, которые происходят внутри группы могут быть связаны не столько с воздействием экспериментального фактора, сколько с взрослением (старением) людей, приобретением жизненного (профессионального) опыта и т.д.
Этнометодологические эксперименты.
Описанные выше эксперименты основываются на жестких процедурах отбора участников, формализованных методах сбора данных. Как и массовые опросы, и стандартизованное наблюдение, эти эксперименты направлены на проверку выдвинутых гипотез.
Другой разновидностью эксперимента в социологии являются этнометодологические эксперименты, связанные с нарушением привычного порядка. Исследователи этого направления, как и другие «качественники» не стремятся получить репрезентативные данные.
Традиция подобного экспериментирования восходит к Г. Гарфинкелю, который, например, просил студентов провести такого рода исследование: придя домой, вести себя с родителями таким образом, как будто это посторонние люди – то есть подчеркнуто вежливо и тактично. После этого, им необходимо было составить отчет по проведенному исследованию, в котором они описывали реакции окружающих на свое поведение.
Эти эксперименты интересны не только тем, что социологи подробно описывают реакции окружающих на изменения установленного порядка, но и подробно анализируют свои собственные чувства и эмоции как нарушителей. В частности, эти эксперименты показывают, что даже невинные нарушения заведенного порядка (например, сидение на земле или прыжки на одной ноге в общественных местах) вызывает у нарушителей огромные психологические трудности, связанные с желанием объяснить окружающим мотивы своих «странных» действий.
Анализ документов.
Документом в социологическом исследовании называется специально созданный предмет, предназначенный для хранения информации. Мы можем выделить следующие виды документов:
1. Письменные и печатные документы на бумажном и электронном носителе;
2.Иконографическая документация (кино-, видео-, и фотодокументы, картины и т. д.);
3. Фонетические документы (аудиозаписи).
Таблица 3.13.
Виды документов.
1. Текстовые документы – это наиболее обширный источник информации. | Статистические документы: Общегосударственная статистика, отраслевая статистика, статистика прдприятия. |
Официальные документы: государственные, партийные, судебные и иные материалы – законы, указы, постановления и т.п. | |
Историко - архивные материалы | |
Научные данные: Отчеты, специализированные издания, литература. | |
Личные документы: Дневники, записки, автобиографии, письма. | |
Прессовые источники: Газеты, журналы, Интернет-издания. | |
Иконографические документы. | Картины, видеозаписи, данные камер слежения, кинофильмы, домашнее видео и т.п. |
Фонетические документы. | Записи интервью, записи телефонных разговоров, записи официальных речей и т.п. |
С одной стороны, социологи обращаются к документальному исследованию, как к способу получения необходимой информации для формулировки гипотез и интерпретации понятий. С другой стороны, анализ документальных источников вполне может быть самостоятельным методом исследования.
Методы анализа личных документов: дневников, писем, видеозаписей, Интернет-переписки и т.п. сегодня активно используются в качественных исследованиях.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 217.