Мы не можем подробно разбирать все методы анализа, поэтому кратко остановимся на наиболее популярных из них.
Корреляционный анализ.
Предполагает выявление и определение силы взаимосвязи между двумя переменными. Коэффициент корреляции может принимать значение от -1 до 1. Значение коэффициента, равное 1, говорит о прямой линейной зависимости, равное -1 – об обратной линейной зависимости. 0 – полное отсутствие корреляции. Чем ближе значение коэффициента к 1 по модулю, тем сильнее взаимосвязь. Пример задачи: выявить взаимосвязь между вложениями в рекламу и уровнем продаж товара.
Регрессионный анализ.
Метод позволяет связать две и больше переменных, причем одна из них является зависимой, а другие – независимыми переменными, предсказать изменения зависимой переменной. Модель может быть использована для описания, прогнозирования и контроля интересующей переменной на основе информации о независимых переменных. Проблема данной модели состоит в том, что она основана на допущениях:
1. Именно выбранные независимые переменные объясняют (предсказывают) изменение зависимой.
2. Мы не упустили ни одной переменной, которая может влиять на интересующую нас (зависимую) переменную.
Пример задачи: какие факторы позволяют предсказать электоральную активность томичей?
Дискриминантный анализ классифицирует индивидов на одну или две группы на основании ряда измерений. Мы хотели бы знать, какие переменные позволяют нам прогнозировать и контролировать интересующую переменную.
Задачи дискриминантного анализа [1, с. 598]:
1. Определение линейной комбинации независимых переменных, которая позволяет разделить группы, максимизируя вариацию между группами по сравнению с вариацией внутри групп.
2. Разработка процедур распределения между группами новых объектов, компаний или индивидуумов, характеристики которых известны, но неизвестна их принадлежность к той или иной группе.
3. Проверка наличия значимых различий между группами на основе их центроидов (усредненных дискриминантных оценок по всей группе) .
4. Определение переменных, объясняющих различия между группами наилучшим образом.
Пример задачи: наличие каких показателей потребителей позволяет предсказать заинтересованность в товаре?
Факторный анализ – метод выявления взаимозависимости, выявление набора переменных (факторов), созданных путем объединения ряда характеристик. Фактор – это линейная комбинация исходных переменных: несколько переменных могут измерять одну и ту же характеристику. Пример задачи: сгруппировать множество различных оценок нового продукта таким образом, чтобы минимизировать их количество, избавившись от избыточных переменных.
Кластерный анализ – метод группировки объектов в неизвестные заранее группы. Пример задачи: сегментировать потребителей товара в различные группы, чтобы разработать рекламу для каждой.
Многомерное шкалирование –определениепараметров оценки объекта и позиционирование объектов по этим параметрам. Задача: позиционирование кандидатов в президенты, включающая в себя выявление значимых параметров, которыми пользуются респонденты при оценке кандидатов, а также расположение кандидатов на «карте восприятия» в соответствии с этими параметрами.
Представление результатов.
Требования к отчету.
Структура отчета количественного социологического исследования состоит из следующих блоков:
1. Вводная часть: титульный лист (обложка), аннотация, оглавление.
Титульный лист включает в себя название отчета (из которого должны быть ясны цели проведения исследования), наименование организации (специалиста) – исполнителя исследования, наименование организации – заказчика, время и место проведения (например, Томск, 2007).
Аннотация («Резюме для руководства») – краткое описание исследования (не более 1 страницы) – предмет, цель и задачи, методы, полученные результаты.
Также иногда к отчету прилагают договор на проведение исследования.
2. Основная часть: введение, описание полученных результатов, выводы и рекомендации.
Введение: содержит краткое описание проблемной ситуации (актуальности и необходимости проведения исследования), целей и задач, объекта исследования, обоснование метода, описание выборки. Указывается время и место проведения полевого этапа.
Описание полученных результатов: сюда относится подробное описание полученных данных, таблицы, графики и таблицы. Это самая большая часть отчета.
Выводы и рекомендации. Итогом проведенного исследования являются не только выводы, сделанные на основании анализа данных, но и разработанные на их основе рекомендации.
Приложения
В приложения включается – бланк анкеты, инструкции, полные списки ответов на открытые вопросы, план выборки и т.д.
Рекомендации по составлению отчета:
1. Отчет должен быть наглядным.
Современные программы, используемые для обработки данных позволяют графически наглядно полученные результаты.
Примеры графиков:
Рис. 4.4.
Потребление мороженого.
Используем данный вид диаграммы, чтобы показать изменение интересующего нас признака в течение какого-либо периода времени (потребление товара, рождаемость, смертность и т.д.)
Следующий вид диаграммы – круговые – еще называют на профессиональном жаргоне «пирогами» - лучше использовать, когда мы хотим отразить не более 5-6 характеристик.
Рис. 3.4.
Распределение сегментов
Рис. 4.5.
Распределение по полу.
Для того чтобы показать наличие корреляций, используют диаграммы рассеяния:
Рис. 4.6.
Взаимосвязь рекламы (в тыс. долларов)
и числа посетителей магазина (в тыс. человек).
Существует большое количество других видов диаграмм, которые позволяют сделать отчет более ярким и наглядным.
2. Для удобства восприятия информации используйте таблицы. Не пренебрегайте комментариями к ним.
3. Включайте по возможности в отчет некоторые «живые» данные – например, ответы на открытые вопросы в тех формулировках, в которых они были даны самими респондентами.
Помимо письменного отчета целесообразно подготовить устную презентацию. В последнее время этот вид представления полученных данных набирает все большую популярность.
Специалисты [1, с. 698], советуют пользоваться следующими правилами при проведении устных презентаций:
Правило | Пояснение |
Не читайте. | Вместо заранее заготовленного текста выступления лучше использовать план-шпаргалку. Заранее отметьте, какие аспекты отчета надо осветить. Чтение доклада приводит тому, что аудитория начинает скучать, к тому же утрачивается зрительный контакт. Если вам плохо удается контролировать время выступления – репетируйте. Со временем проведения устных презентаций умение соблюдать регламент придет само собой. |
Используйте визуальные средства. | В качестве визуальных средств используют: плакаты, раздаточные материалы, подготовленные на компьютере презентации, слайды, видеозаписи. Сегодня все чаще социологи предпочитают проводить компьютерные презентации. Если вы намерены пойти по этому – тщательно проверьте работу техники. Демонстрация выполняет несколько функций: 1. Наглядность данных хорошо влияет на их восприятие аудиторией. 2. Использование разных видов воздействия на аудиторию способствует концентрации ее внимания. Перебарщивать с визуальными средствами все же не стоит, большое количество такой информации может отвлечь слушателей от основных выводов. |
Убедитесь, что начало является позитивным. | Нельзя показывать собственную нервозность, неуверенность в полученных результатах. С самого начала необходимо задать позитивный настрой, придумав какую-либо провоцирующую фразу, с которой вы начнете сове выступление. |
Не отвлекайте аудиторию. | Аудитория легко отвлекается, причем этому невольно способствует сам докладчик. Специалисты рекомендуют продумывать жесты и движения, чтобы не провоцировать аудиторию. Также необходимо смотреть в глаза слушателям. Нужно следить за собственной речью – это касается громкости голоса и темпа, в котором вы говорите. |
Вовлекайте аудиторию. | Существуют техники вовлечения – прежде всего – это вопросы, приглашение к обсуждению, просьба дать свои комментарии. |
Глава пятая.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 207.