Количество участников заседания.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Считается, что оптимальным в психологическом плане является количество 7 – 9 человек. Фактически, число лиц, принимающих участие в заседаниях фокус-групп, колеблется от 5 до 12.

Длительность фокус-группы.

При определении продолжительности заседаний руководствуются правилом: фокус-группа не должна длиться больше 2 часов, а в идеале – не больше полутора. Если на фокус-группу приглашаются подростки – то продолжительность не должна превышать 45 минут, если дети – 20 – 30 минут.

Стимулы.

Отдельная проблема – это мотивация участников фокус-группы. Как заинтересовать людей, чтобы они, оставив свои дела, пришли в назначенное время и потратили как минимум полтора часа на обсуждение? Как правило, используются следующие методы:

Денежные поощрения.

С одной стороны, метод кажется эффективным, с другой – ограничен средствами заказчика. Встает проблема - сколько денег нужно дать человеку, чтобы он согласился принять участие в фокус-группе? Понятно, что величина этой суммы напрямую связана с материальным положением человека, так что люди со средними и высокими доходами вряд ли согласятся тратить свое время, если это будет единственным методом мотивирования, тогда как для многих студентов 150 – 200 рублей будут вполне достаточным стимулом. В США, например, участник группы может получить от 100 до 500 долларов (в зависимости от социального статуса), у нас, в России, заказчики пока еще не готовы платить такие суммы, поскольку у них нет уверенности, что полученные результаты окупят вложенные средства.

 

2. Иные материальные стимулы. Зачастую фирма-заказчик поощряет участников своей продукцией. Например, фирма, продающая чай, может предложить в подарок новые сорта в подарочной упаковке, фирма, занимающаяся сотовой связью – бесплатные звонки, спортклуб – абонемент или скидки. Также можно использовать как стимул розыгрыши призов, лотерею.

3. Административный ресурс. Не секрет, что начальник может просто приказать сотрудникам прийти в назначенное время, так же поступают преподаватели по отношению к студентам, вместо прямого принуждения здесь может быть использована система стимулов в виде «баллов» за участие в фокус-группе.

4. Интерес. Молодежная аудитория иногда соглашается участвовать в фокус-группах просто из любопытства или, если это студенты социологических или экономических специальностей, из желания получить полезный опыт.

 

5. Желание участника изменить ситуацию, товар или услугу. Здесь речь идет о лояльных по отношению к фирме или организации клиентах. Клиенты салона красоты, студенты ВУЗа, посетители кафе, оптовые потребители какой-либо продукции зачастую сами заинтересованы в позитивных изменениях, особенно если среди конкурентов нет достойного аналога. То же самое касается и социологической проблематики – участие в фокус-группе можно рассматривать как способ влияния на ситуацию, возможность высказать свое мнение.

Помещение для фокус-группы.

Специально оборудованным помещением считается просторная комната с круглым столом, одна из стен этого помещения представляет собой одностороннее зеркало, за ним находится комната, где наблюдатели – представители фирмы-заказчика – следят за ходом фокус-группы. Также должна быть видео- и аудиотехника для записи происходящего. К сожалению, в нашем городе подавляющее большинство исследователей не располагает такими помещениями, фокус-группы проводятся в обычных кабинетах за круглым столом и снимаются оператором.

 

Количество фокус-групп.

Сколько заседаний нужно провести, чтобы получить необходимую информацию? Считается, что не менее 3-4, хотя иногда достаточно 2 (например, для формулировки гипотез в маркетинговых исследованиях).

Если же мы хотим сравнить какие-либо объекты между собой, то количество фокус-групп увеличивается пропорционально числу этих объектов. Например, если внутри объекта «студенты ТУСУРа» мы считаем целесообразно выделить различия по полу, то мы должны провести 3-4 фокус-группы с девушками и столько же с юношами, обучающимися в ТУСУРе.

Считается, что количество фокус-групп для научных целей выше, чем для маркетинговых.

Клинические фокус-группы.

Это особая разновидность фокус-групп, требующая специальной подготовки модератора. Поскольку мотивы поведения людей зачастую не осознаются ими самими или сознательно скрываются, цель этих фокус-групп – вытащить на поверхность эту скрытую информацию. Понятно, что в этом случае модератор должен владеть не только знаниями социологии и психологии, но и специальными техниками, кроме того, исход таких фокус-групп может быть крайне проблематичным, поскольку они во многом схожи с психологическими тренингами.

Модератор.

Модератор – это ведущий фокус-группы. Именно от него во многом зависит успешность проведения данного вида исследования. Какие требования предъявляются к модератору? Модератор должен обладать следующими характеристиками:

1. Психологические качества: умение найти контакт с аудиторией, коммуникабельность, гибкость, умение внимательно слушать, умение контролировать аудиторию, предоставляя возможность высказаться всем, а не только доминирующим участникам, при этом, не теряя информации, модератору требуется быстрота реакции, умение быстро перестраиваться, гасить конфликты.

2. Социально-демографические качества: модератор в идеале должен быть «похож» на участников фокус-группы по социально-демографическим характеристикам – полу, возрасту, расовой или национальной принадлежности, он должен одеваться, как типичный представитель исследуемой аудитории, употреблять те же профессиональные термины или сленговые выражения. Это способствует устранению барьера между ним и другими участниками.

3. Квалификационные характеристики: модератор должен иметь определенный набор знаний в области социологии и психологии. Конечно, можно было бы написать, что он должен иметь специальное образование, но возможностей получения такого образования в России очень мало – нам известно, например, о мастер-классе, проводимом для модераторов при факультете психологии МГУ. После этих курсов модератор способен проводить как обычные, так и клинические фокус-группы. Что касается темы исследования – модератор должен в ней разбираться, но не быть специалистом, достаточно поверхностных знаний.

После проведения фокус-группы данные обрабатываются и анализируется (см. следующую главу), после этого составляется отчет с выводами и рекомендациями. Часто фокус-группа проводится перед массовым опросом, цель такой фокус-группы – выработать гипотезы, которые будут проверяться с помощью количественного исследования. Также фокус-группы проводят после количественного исследования с целью проинтерпретировать его результаты.

Наблюдение.

Наблюдение – это метод сбора социологической информации, основанный на фиксации непосредственных поведенческих реакций объекта исследования.

Наблюдение подразделяется на следующие виды:

1. По степени стандартизации: произвольное и стандартизованное.

2. В зависимости от роли исследователя: включенное и невключенное.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 173.