Это вид наблюдения, который предполагает выделение наблюдаемых признаков до полевого этапа исследования. Социолог действует по той же схеме и в соответствии с той же программой, что и при проведении массовых опросов (см. выше). Только в итоге вместо анкеты составляется бланк наблюдения, в который будут заноситься наблюдаемые индикаторы.
Например, тема исследования: «Занятия студентов ТУСУРа во время лекций по социологии». Заранее составляется бланк:
Таблица 3.11.
Бланк наблюдения.
Время______ № группы _____ |
1. Вид поведения 1. Слушает и ведет записи 2. Слушает, записи не ведет 3. Делает домашние задания по другим предметам 4. Играет в игры или пишет СМС по мобильному телефону 5. Общается 6. Слушает музыку 7. Другое __________________________________ |
2. Пол 1. Женский 2. Мужской |
Особенностью этого вида наблюдения является то, что мы должны заранее хорошо представлять себе возможные типы поведенческих реакций, иначе мы не сможем составить качественный бланк.
Произвольное наблюдение.
При произвольном наблюдении – это качественная разновидность метода – исследователь фиксирует всю информацию, которую видит, он не знает, что конкретно получит в итоге, его задача – получить как можно больше данных. Этот вид наблюдения характеризуется большой эвристической ценностью. Основные сложности связаны с фиксацией получаемой информации. Как правило, исследователь использует диктофон или видеокамеру, куда он «наговаривает» текст, касающийся наблюдаемого объекта.
Наблюдатель фиксирует особенности поведения, взаимодействия, речевые особенности, разговоры, реакции объекта.
Проблема здесь заключается в субъективности исследовательских интерпретаций. Исследователь должен фиксировать как объективно наблюдаемые параметры, так и свои интерпретации и ощущения – но он обязан проводить четкую границу между первым и вторым. На практике мы мыслим интерпретациями а не голыми фактами, например, мы воспринимаем какую-либо субкультуру как «дружелюбную» по сумме ощущений, но для отчета мы должны описать, какие именно факты легли в основу нашего вывода. Еще сложнее описать без помощи оценочных суждений «высокомерное выражение лица» и т.п., хотя высокомерие как атрибут поведения индивида или целой субкультуры, безусловно, имеет место в реальности.
Невключенное наблюдение.
К этой разновидности наблюдений относятся все виды стандартизованных наблюдений и часть произвольных. Невключенное наблюдение предполагает исследование «со стороны», наблюдатель не вступает во взаимодействие с изучаемым объектом исследования. Разновидностью такого вида исследования являются популярные сегодня в маркетинговой сфере наблюдения за посетителями магазинов, кафе, ночных клубов (иногда используют данные видеонаблюдения).
Другим набирающим популярность видом невключенного наблюдения являются контекстуальные исследования (или «исследования на рабочем месте») – потребитель компьютерной и другой офисной техники не всегда отдает себе отчет, что его в ней устраивает, а что не устраивает, и не может объяснить, чем неудобен ему принтер или сканер, тогда как на видеопленке видно, какие неудобства испытывает человек при эксплуатации того или иного товара – и эта информация помогает разработчикам оргтехники оптимизировать свою продукцию.
Включенное наблюдение.
Включенное наблюдение – это один из важнейших методов сбора информации в качественных исследованиях. Также этот метод иногда называют «этнографическое исследование»[7], хотя изначально под «этнографическим исследованием» понималось изучение различных (прежде всего экзотических для европейца) культур. Включенное наблюдение предполагает длительное взаимодействие с объектом исследования в естественных для него обстоятельствах. Метод позволяет социологу разобраться в глубинных взаимосвязях и противоречиях объекта. Есть два варианта – объект может знать, а может не знать, что проводится исследование. Социолог «всегда на работе» и взаимодействуя с той или иной социальной средой, он автоматически отмечает ее особенности. Другое дело, когда он решает использовать полученные без ведома объекта данные – встает ряд этических вопросов, которые необходимо решить.
Исследования, проведенные с помощью метода включенного наблюдения, охватывают самые разные проблемы, сферы социальной жизни. Популярен этот метод при изучении субкультур (еще со времен Чикагской социологической школы 20-х годов).
Социолог может получить информацию об особенностях поведения, коммуникации, мировоззрения, религии, правилах этикета и речевых формах и т.д.
Понятно, что этот вид исследования сопряжен с большими трудностями самого разного вида: группа может противиться исследованию и агрессивно относиться к социологу; профессиональная этика, предписывающая сохранять конфиденциальность и выполнять обязательства перед согласившимися сотрудничать людьми, может вступать в противоречие с требованиями закона при получении информации о противоправных действиях изучаемого объекта и т.д.
Другая сложность включенного наблюдения заключается в том, что, став одним из членов группы, исследователь может утратить объективность и непредвзятость подхода.
Одна из важных проблем этого метода связана с фиксацией получаемой информации. Исследователь с диктофоном, видеокамерой или блокнотом в руках далеко не всегда органично вписывается в изучаемую социальную среду. Соответственно, ему часто приходится полагаться на память, воспроизводя изучаемый материал уже после контакта с объектом исследования.
До сих пор ведется дискуссия – является ли чистым наблюдением ситуация, когда группа знает, что ведется наблюдение, как группа изменяет свое поведение, если участвует в исследовании.
Другая проблема – может ли социолог занимать активную позицию в группе, или он должен максимально оставаться в тени, чтобы не нарушить естественное течение событий.
В работе [7] приведен пример «контрольного листа», предложенного Дж. Спрэдли - тех аспектов, которые необходимо отразить в своих полевых заметках.
Таблица 3.12
Контрольный лист.
Объект | Расшифровка |
Пространство | Физическое месторасположение или местоположение |
Актор (деятель) | Люди, участвующие в происходящем |
Деятельность | Совокупность взаимосвязанных действий, совершаемых людьми. |
Объект | Наличествующие физические предметы. |
Акт | Отдельные действия, совершаемые людьми |
Событие | Множество взаимосвязанных деятельностей, ведущихся людьми |
Время | Временное упорядочение происходящего |
Цель | То, чего люди стремятся достичь |
Чувства | Ощущаемые и выраженные эмоции |
Эксперимент
Эксперимент – это метод социологического исследования, при котором исследуется влияние одного или нескольких факторов на интересующую переменную. Мы выявляем причинные взаимосвязи между воздействием экспериментального фактора и наступившими последствиями. Вывод о том, что изменение переменной связано именно с воздействием экспериментального фактора базируется на регулярной повторяемости реакции объекта на экспериментальное воздействие, а также на контроле других факторов, которые могли бы также изменить переменную. Понятно, что в социальных исследованиях довольно проблематично говорить об «изоляции» объекта исследования от других факторов, помимо экспериментального.
Виды моделей эксперимента [1, с. 389].
1. Классические модели:
1.1. Модели предварительного эксперимента
1.1.1. «Одна группа, только после».
1.1.2. «Одна группа до и после».
1.1.3. «Контрольная группа не прошедшая выравнивание».
1.1.4. «Контрольная группа, прошедшая выравнивание».
1.2. Модели истинных экспериментов.
1.2.1. «Две группы, до и после».
1.2.2. «Две группы только после».
1.2.3. «Модель четырех групп Соломона».
1.3. Модели квазиэкспериментов. «Модели временных рядов».
1.3.1. «Изучение тенденций».
1.3.2. «Модель продолжительного панельного исследования».
Статистические модели.
2.1. Полностью случайные модели.
2.2. Модель рандомизированных блоков.
2.3. Модель латинского квадрата.
2.4. Факторные модели.
Приводим ниже более подробное описание каждой из экспериментальных моделей.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 297.