ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)
Орлова Н. А.
Учебно-методическое пособие
«Методы социологического исследования»
Для студентов специальности «Социальная работа»
Томск 2006
Оглавление
Введение 2
Первая глава 4
Вторая глава 7
Третья глава 14
Четвертая глава 66
Пятая глава 84
Список литературы 92
Приложения 94
Введение
Данное учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Социология», «Методы социологического исследования». Также оно может оказаться полезным для лиц проводящих или заказывающих социологическое или маркетинговое исследование.
Цель, которую ставит перед собой автор – предоставить информацию о методологии, методах и техниках сбора, анализа и представления эмпирических данных. Пособие может быть использовано как при подготовке к экзамену по специальности «Социология» или «Методы социологического исследования», так и для самостоятельного проведения прикладных исследований в рамках курсовых и дипломных работ.
В первой главе рассмотрена проблема практического применения данных социологических исследований. Во второй главе рассказывается о принципах, истоках и специфике количественной и качественной методологии, третья глава посвящена конкретным методам, с помощью которых социологи собирают необходимую им информацию. Четвертая глава дает представление о статистических методах анализа данных. Пятая глава посвящена методам обработки данных качественных исследований.
С постперестроечных времен социологические исследования перестали быть принадлежностью академической сферы. В средствах массовой информации мы регулярно встречаем данные мониторинга различных сторон общественной жизни. Социологические исследования становятся необходимым условием функционирования правительственных структур и деятельности бизнеса. Появляются новые виды исследований, прежде всего, связанные с возможностями, которые дают нам современные технические средства.
Популяризация социологических исследований имеет и некоторые негативные последствия, связанные, прежде всего, с манипулированием общественным мнением при помощи, к примеру, сфальсифицированных данных рейтингов или непрофессионально проведенных опросов. Рекламные ролики постоянно апеллируют к «результатам опросов потребителей», не указывая, впрочем, объем или вид выборки, не описывая процедуру получения информации. Политики жонглируют статистическими показателями, вырванными из контекста и поэтому не являющимися доказательством их позиции. Например, чиновники доказывают, что уровень жизни в регионе (внутри предприятия, в стране) стал лучше, поскольку повысился среднедушевой доход. При этом умалчивается, что 80% населения имеют доход «ниже среднего», а высокий показатель «среднего дохода» связан со сверхдоходами относительно небольшой группы людей, вследствие чего и происходит смещение. Разбирающийся в статистике индивид понимает, что среднеарифметический показатель не является адекватным при оценке уровня дохода в регионе или на предприятии.
Неискушенный в вопросах репрезентативности телезритель принимает на веру информацию об опросах, проведенных журналистами со всеми нарушениями научного метода. Именно журналисты создали путаницу понятий, перепутав термин «случайная выборка» (то есть математическая) со «стихийной» (выбор первого встречного), и назвав свои мини-опросы на улицах «социологическими опросами на основе случайной выборки».
Данное пособие, в частности, поможет студенту ориентироваться в море рекламной и политической информации, и, отчетливо представляя реальные возможности и процедуры проведения прикладных исследований, отличать профессионально проведенные исследования от идеологических или рекламных фальсификаций.
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Методы сбора данных
В данной главе мы познакомимся с методами сбора социологической информации. Речь пойдет о подготовке и проведении так называемого «полевого этапа» исследования.
Данная глава, в частности, полезна для тех, кто считает, что «составление анкеты» - это самый важный способ получения социологической информации. На самом деле многообразие методов социологии весьма обширно, и, к сожалению, формат данного учебного пособия не позволяет нам рассказать достаточно подробно о каждом из них.
В данной главе мы рассмотрим самые распространенные методы, достаточно давно используемые социологами.
С чего начать? Любое исследование начинается с постановки исследовательской проблемы – это тот основной и главный вопрос, на который мы ищем ответ. Как правило, заказчик исследования формулирует проблему в виде одного из двух вариантов:
1. Проблема как противоречие между желаемым и действительным положение дел.
Как может выглядеть проблема такого рода? Например, общественная организация, ориентирующая свою деятельность на молодежную аудиторию, столкнулась с тем, что потенциальные потребители не проявляют никакого интереса к ее деятельности. Политическая партия не получает запланированное количество голосов. Имидж фирмы в регионе не устраивает ее руководство. Предприятие столкнулось с «текучкой» кадров, которая негативно сказывается на качестве работы.
2. Проблема как отсутствие информации. Примеры проблем такого рода – исследователь молодежной среды не знает существующих молодежных субкультур, фирма не представляет, каковы ожидания потребителей в отношении производимого продукта, политический деятель не знает, каков его имидж среди избирателей, у спортклуба нет информации о своих конкурентах.
Любая проблема, как бы ее не формулировал заказчик (спонсор), для нас может быть переформулирована как отсутствие необходимой информации, необходимой, например, для принятия управленческих решений.
Внутри академической сферы проблема исследования может вообще иметь неочевидное прикладное значение. Мы исследуем социальную реальность, чтобы получить о ней сведения – необязательно предполагая последующее вмешательство в эту реальность.
После того, как мы определили – пока еще в «черновом варианте» проблему исследования, наша задача – поиск информации по этой проблеме. Мы привлекаем всевозможные источники. На большинство прикладных задач в социологической и маркетинговой сферах распространяется правило – мы принимаем решение о сборе первичных данных в том случае, если задача не может быть решена с помощью исследования вторичных – поскольку это позволяет нам сэкономить человеческие, денежные и временные ресурсы. Вторичные данные – данные, собранные и проанализированные ранее. К вторичным данным относятся: собственная документация организации, отчеты по проведенным ранее исследованиям, обзор жалоб и т.д. Иногда возникают анекдотические ситуации, когда руководство организации платит большие деньги исследователям со стороны с целью выявления мнений потребителей о продукции, получает список претензий к качеству и рекомендации, полностью дублирующие документацию отдела технического контроля, в котором анализируются жалобы потребителей и фиксируется информация о возврате продукции. Чтобы оценить влияние рекламы на потребителей иногда достаточно проанализировать отчеты по продажам, сопоставив изменения объемов сбыта с увеличением рекламной активности.
Также мы можем воспользоваться внешними источниками вторичных данных: отчетами других исследователей, данными мониторингов, переписи населения и т.д.
Проанализировав вторичные данные, мы можем столкнуться с ситуацией, когда:
1. Проблема уже решена и не требует дополнительного изучения.
2. Проблема вообще не может быть решена с помощью социологических методов.
3. Проблема не может быть решена в связи с ограниченными исследовательскими возможностями или недостаточными ресурсами.
В таких случаях мы переформулируем проблему, обращаемся к методам других наук, вырабатываем рекомендации без проведения полевого этапа.
Если же после анализа этих данных мы все же считаем проблему нерешенной, тогда принимается решение о необходимости проведения социологического исследования.
После анализа литературы, данных отчетов, статистики и т.д. по проблеме исследования формулировка проблемы корректируется и в этом виде уже будет изучаться (хотя надо сказать, что в ряде качественных исследований проблема окончательно не формулируется, трансформируясь в зависимости от получаемой информации на протяжении всего этапа исследования).
В зависимости от специфики проблемы, исследователь принимает решение о том, какие методы наиболее адекватны. О том, какие цели решаются с помощью различных типов методологий мы говорили в предыдущей главе.
Итак, исследователь определился с выбором методологии – качественной и количественной, в зависимости от тех целей, которые он преследует. Что дальше?
Теперь принимается решение о выборе конкретного метода исследования. В рамках данного методического пособия мы познакомим вас с некоторыми из существующих методов, наиболее распространенных в социологии.
Массовые опросы.
Метод массового опроса предполагает получение информации непосредственно от ее носителя в виде ответов на поставленные вопросы в вербальной форме.
Принимая решение о проведении массового опроса, мы должны учитывать следующее:
1. Информация, которую мы получаем – это не объективные сведения о социальной реальности, а представления респондентов о ней.
2. В подавляющем большинстве случаев у нас нет возможности оценить достоверность полученной информации, мы основываемся на предположении, что респонденты будут честны и откровенны при ответах на вопросы, а также, что они достаточно компетентны в том, о чем мы их спрашиваем.
Эти условия сразу отсеивают ряд вопросов, которые нельзя выяснить с помощью данного метода исследования.
Итак, мы учли все ограничения этого метода, и приняли решение. Поскольку массовый опрос относится к количественным – предельно формализованным - методам исследования, то на стадии проведения полевого этапа исследования будет уже поздно вносить какие-либо серьезные коррективы в процесс. Это означает, что исследователь должен затратить максимум усилий на разработку программы исследования.
Программа исследования, как правило, включает в себя следующие разделы и пункты:
Раздел первый: методический.
1. Тема исследования.
2. Описание проблемной ситуации.
3. Постановка проблемы.
4. Обозначение объекта и предмета исследования.
5. Определение цели и задач исследования.
6. Формулировка гипотез.
7. Интерпретация и операционализация основных понятий.
8. Описание метода и техники.
9. Описание выборки.
Раздел второй: организационный.
1. Временной план исследования.
2. Ресурсный план (количество привлеченных анкетеров, набивщиков, обработчиков и т.д., необходимых денежных и других материальных ресурсов).
Остановимся подробнее на некоторых пунктах программы.
Описание проблемной ситуации включает в себя ответ на вопрос – зачем нам нужно проводить это исследование, краткий обзор имеющихся источников информации по данной теме. Это «введение в курс дела».
Проблема – основной вопрос исследования.
Объектом исследования является носитель информации по проблеме исследования – для массовых опросов – это какая-то совокупность индивидов. Необходимо четко и конкретно указывать границы объекта. Например, «студенты ТУСУРа дневной формы обучения, проживающие в общежитии». Объект – это та совокупность, которая будет служить нам основой для отбора респондентов. Предмет в массовом опросе – интересующие нас аспекты мнений и оценок этого объекта. Например, комплексная оценка различных аспектов жизни в общежитии студентов ТУСУРа дневной формы обучения, проживающих в нем.
Цель – это выявление предмета исследования, задачи – различные аспекты цели. Чаще всего, количество задач не превышает 5-7.
Гипотезы – это предположения, касающиеся полученных результатов.
Как показывает практика, самой сложной для обучающихся задачей является интерпретация и операционализация основных понятий, поэтому подробнее остановимся на этой части программы.
Вначале мы делаем теоретическую интерпретацию понятий, которые будут использоваться в нашем исследовании. Мы должны обговорить, что мы будем понимать под теми или иными терминами. Например, в исследовании, посвященном отношению к гражданскому браку, мы должны, прежде всего, определить само понятие «гражданский брак» - ведь кто-то понимает под этим термином сожительство без юридического оформления отношений, а кто-то юридический брак, не скрепленный в церкви.
Следующий шаг – эмпирическая интерпретация и операционализация - разложение понятия на операциональные составляющие.
Что значит сделать понятие операциональным? Это означает, найти такие эмпирические индикаторы, которые поддаются замеру. Понятие – это сумма этих индикаторов. Например, понятие «успеваемость студента» может складываться из среднего рейтинга по различным предметам, количества пропусков, количества задолженностей по лабораторным, зачетам и экзаменам. Замерить сразу успеваемость в целом невозможно – каждый из индикаторов мы будем замерять отдельно.
Существуют шаблонные, стандартные темы исследования – поскольку, как правило, любая тема уже когда-то изучалась в той или иной форме. Чтобы каждый раз «не изобретать велосипед» мы рекомендуем студентам использовать уже проинтерпретированные понятия, используя которые можно решить подавляющее большинство исследовательских проблем.
В приложении вы можете найти схему интерпретаций типичных тем исследования (см. Приложение 1).
Пользоваться схемой можно следующим образом. Вы переформулируете проблему исследования в термины, которые проинтерпретированы ниже (названные «темы»). Эти темы:
1. Отношение (могут решаться проблемы: «Как относятся студенты к службе в Армии?», «Как потребитель относится к моему продукту?», «Как относятся к рождению детей молодые семьи?».
2. Решение («На основе чего люди принимают решения?»).
3. Имидж («Как воспринимают нашу продукцию в ряду других?»)
4. Принадлежность к группе («Какие группы могут быть значимыми для индивида?»).
5. Демография («Какими социально-демографическими характеристиками обладает объект исследования?»).
6. Поведение («Какие действия типичны для изучаемого объекта?» «Как ведет себя респондент по отношению к товару?» и т.д.).
После того, как вы проинтерпретировали понятие, вы раскладываете его на конечные замеряемые индикаторы – это практически готовые вопросы для анкеты, нужно только их грамотно сформулировать.
Случайная Неслучайная
(репрезентативная, вероятностная)
1. Простой случайный отбор 1. Метод основного массива
2. Систематический отбор 2. Стихийная (выбор первого
встречного)
3. Стратифицированная 3. Выбор целевых групп
4. Кластерная 4. Квотная
5. Снежный ком
Виды случайной выборки.
Простой случайный отбор.
Этот вид отбора единиц наблюдения не предполагает деления генеральной совокупности на подгруппы. Мы используем генератор случайных чисел для того, чтобы отобрать нужное нам количество единиц из всего списка. Существует две разновидности простого случайного отбора – повторный и бесповторный отбор. Для социологических и маркетинговых исследований мы используем случайный бесповторный отбор.
Систематический отбор.
Данный вид выборкипредполагает отбор каждой n-ной единицы из списка. Например, объект исследования – 4000 человек. Мы планируем опросить 200 человек.
4000/200 = 20
20 – это так называемый «шаг» - мы должны отбирать каждого 20-го человека из списка. Первый, с которого мы начинаем отбор, выбирается с помощью генератора случайных чисел от 1 до 20. Мы используем систематический отбор, если отношение генеральной совокупности к выборочной не слишком велико.
Стратифицированная выборка.
Этот вид выборки осуществляется в несколько этапов следующимобразом:
1. Вся генеральная совокупность подразделяется на подгруппы – страты. Это разделение осуществляется в соответствии с каким-либо значимым с точки зрения темы исследования признаком. Например, таким признаком может быть пол, возраст, доход.
2. Каждый элемент совокупности должен быть отнесен только к одной страте, ни один элемент не должен быть пропущен.
3. Случайным образом (с помощью простого случайного или систематического отбора) мы отбираем внутри каждой страты необходимое количество единиц, пропорциональное размеру страты в генеральной совокупности.
Правила стратифицирования:
1. Различия между элементами разных страт должны быть более существенными чем различия элементов внутри страты.
2. Количество страт, как правило, не превышает 6 – 7.
Какие признаки могут лежать в основе стратифицирования? Например, социально-демографические (пол, возраст, семейное положение, уровень образования и т.д.); потребительские (например, фирма разделяет клиентов на страты в соответствии с покупательской активностью); бизнес-характеристики (если мы отбираем для опроса менеджеров предприятий, то стратифицирующим признаком будет размер фирмы или объем продаж).
Например, тема нашего исследования: социально-демографический портрет студентов-первокурсников ТУСУРа. Исходными данными для формирования выборки для нас является информация о численности обучающихся в ТУСУРе первокурсниках на каждом из факультетов. Всего мы планируем опросить 330 человек. Исходя из того, что в ТУСУРе обучается 988 первокурсников, мы формируем выборочную совокупность:
Таблица 3.1.
Стратифицированная выборка.
Факультет | Число первокурсников в генеральной совокупности | Число первокурсников в выборочной совокупности |
РТФ | ||
РКФ | ||
ФЭТ | ||
ФСУ | ||
ФВС | ||
ГФ | ||
ЭФ | ||
ИТОГО: |
Кластерная выборка основана на предположении, что совокупность может быть разделена на подгруппы, схожие между собой. Действует обратное (по сравнению со стратифицированной выборкой) правило – различия между кластерами должны быть менее существенными, чем различия внутри кластеров. Условие для осуществления кластерной выборки – объем выборки должен быть достаточно большим. Кластеров должно быть много и они должны быть невелики. Внутри каждого кластера случайным образом отбирается нужное нам количество единиц наблюдения. Пример кластерной выборки – мы разделяем Томск на мелкие районы и случайным образом отбираем часть из них. Потом внутри каждого из районов мы проводим отбор единиц наблюдения.
Гнездовая выборка – разновидность одного из вышеописанных видов выборок, с той разницей, что единицей наблюдения будет не индивид, а совокупность индивидов. Гнездо (например, группа в университете) опрашивается полностью.
Объем выборки.
При определении объема выборки мы руководствуемся следующими соображениями:
1. Насколько дорогостоящи последствия тех решений, которые будут приниматься на основе исследования.
2. Каков уровень вариации интересующего признака на популяции?
3. Планируем ли мы при анализе разбивать выборку на более мелкие подвыборки (по районам, факультетам и т.п.)?
4. Имеем ли мы достаточно времени и денег, чтобы увеличить объем исследуемой совокупности?
Расчеты соотношения объемов генеральной и выборочной совокупности были сделаны В. И. Паниотто:
Таблица 3.3.
Соотношение объемов выборочной и генеральной совокупности
при P = 0,954 и ошибке 5%.
Объем генеральной совокупности (человек) | Объем выборочной совокупности |
До 500 | |
500 – 1000 | |
1000 – 2000 | |
2000 – 3000 | |
3000 – 4000 | |
4000 – 10000 | |
10000 – 100000 | |
Больше 100000 |
Если мы хотим уменьшить ошибку, необходимо увеличивать объем выборки.
Чтобы уменьшить ошибку выборки на один процентный пункт с 5% до 4%, нужно увеличть объем выборки до 625 единиц.
Точность 3% достигается при объеме выборки 1111 единиц.
2% - при 2500 единиц.
1% - при 10 000 единиц.
Репрезентативность выборки.
Под репрезентативностью мы понимаем свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности: то есть выборочная совокупность является мини-моделью генеральной совокупности.
Ошибки репрезентативности – это отклонения параметров выборочной совокупности от параметров генеральной.
Ошибки выборки
Случайные Систематические
Непреднамеренные
Преднамеренные
Случайные ошибки выборок возникают за счет того, что для анализа всей совокупности используется только часть ее.
Хотя выборочный метод и позволяет обоснованно судить о среднеарифметической некоторого количественного признака генеральной совокупности по среднеарифметической, исчисленной по выборке, это, однако, не означает, что выборочная средняя совпадает с генеральной средней. Она, как правило, в той или иной степени от нее отличается.
Величина ошибки выборки представляет собой разность между средними параметрами генеральной и выборочной совокупности. Ошибки выборки различны для каждой конкретной выборки и в принципе могут быть обобщенно охарактеризованы с помощью средней из всех таких отдельных ошибок.
В математической статистике получены формулы, которые позволяют приближенно вычислить среднюю ошибку выборки, основываясь на данных только той выборки, которая имеется в распоряжении исследователя. Вычисление средней ошибки выборки зависит от способа отбора элементов из совокупности в выборку.
Избавиться от случайной ошибки невозможно, она сокращается с увеличением объемов выборки (правда, при больших объемах выборки ее изменение несущественно).
Систематическая ошибка – постоянное смещение в одну сторону – увеличения или уменьшения значения интересующего признака. Сама собой, при исследовании независимых подвыборок или при увеличении объема выборки, не гасится.
Выбор техники.
Метод опроса подразумевает использование различных техник, связанных с реализацией метода на практике.
Заочное анкетирование.
Предполагает рассылку анкет по почте, Интернету или публикацию анкеты в газете, журнале (прессовый опрос), а также в приложении к купленному товару. Основные проблемы здесь – низкая возвращаемость анкет и нерепрезентативность полученных данных. Для того, чтобы заинтересовать респондентов в возвращении анкеты используют конверты с обратным адресом, материальные стимулы (участие в лотерее, скидки и др). Плюсом (особенно Интернет-опросов) является сравнительно низкая стоимость.
Групповое анкетирование.
Удобство метода – в экономии времени и денег. Задача анкетера – раздать анкеты, проинструктировать, как их заполнять, потом собрать анкеты, по возможности на месте проверив качество их заполнения. Проблема заключается в том, что у анкетера не всегда есть возможность сразу на месте внимательно проверить правильность заполнения бланков опросника. Как правило, самый распространенный вид опроса при исследовании мнений студентов или школьников – все необходимое для заполнения анкеты у них под рукой. Проблемой могут быть смещения, связанные с опасением, что сидящий рядом «подглядит» ответы на вопросы.
Телефонный опрос.
Плюсом является дешевизна метода по сравнению с личным интервью. Снижаются риски, физические и моральные нагрузки анкетера, связанные с поквартирным опросом – соответственно существенно уменьшается оплата. В случае междугородних исследований, как правило, стоимость телефонных переговоров все же ниже стоимости командировочных, хотя это необходимо рассчитывать. Процедура контроля анкетеров также упрощается при проведении телефонного опроса. Также решается проблема отказа от ответа в связи с опасением открыть дверь. С другой стороны, отказать анкетеру проще по телефону, чем глядя в глаза.
Личное интервью.
Плюс – интервьюер контролирует ситуацию, добивается ответов на все вопросы, меньше отказов от ответа (так как респондент меньше устает от процедуры заполнения анкеты), заполнены открытые вопросы (в большинстве случаев). Минус – временные и денежные затраты выше, чем при анкетировании. Кроме того, добавляется дополнительный потенциальный источник смещений – сам интервьюер, который вольно или невольно может влиять на ответы респондента.
Виды вопросов.
Закрытые вопросы – вопрос, в котором приведенные альтернативы ответов, полностью исчерпывающие все варианты.
Таблица 3.4.
Пример закрытого вопроса:
12. Ваш пол: 1. женский 2. мужской |
Полузакрытые вопросы – список альтернатив неполный и мы добавляем вариант «другое». Если альтернативы ответов не выдуманы самим социологом, а получены от объекта исследования, анкета прошла пилотаж, то вариант «другое» не должны выбрать более 5-7 % ответивших.
Таблица 3.5.
Пример полузакрытого вопроса:
12. Отметьте, пожалуйста, какие клубы Вы посещали чаще других в последний месяц (не более 3 вариантов ответа). 1. «Факел». 2. «Октябрь» («Матрица»). 3. «Night City». 4. «Какаду». 5. «Абсент». 6. «Метро» 7. Другое (напишите, пожалуйста)________________________ 8. Затрудняюсь ответить. |
Открытые вопросы – альтернатив ответов нет, мы просим респондента ответить в свободной форме. Эти виды вопросов обрабатываются также, как и текстовая информация в качественных исследованиях (см. главу 5). Таким же образом проходит обработка варианта ответа «другое» из предыдущего примера. Кроме того, в приложении к отчету по исследованию мы размещаем все альтернативы ответов в тех же самых формулировках, которые были даны респондентами.
Таблица 3.6.
Пример открытого вопроса.
1. Какие ассоциации вызывает у Вас партия «Яблоко»? _________________________________________________________ |
Вопросы табличной формы.
Используются для большей компактности анкеты.
Таблица 3.7.
Пример вопроса табличной формы.
Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале (5 – очень хорошо, 1 – очень плохо, 6 – затрудняюсь ответить) деятельность:
24. коменданта | ||||||
25. заведующего общежития | ||||||
26. расселителя | ||||||
27. ответственного за отработку | ||||||
28. зам. декана по расселению | ||||||
29. оперотряда | ||||||
30. старосты по этажу | ||||||
31. вахты | ||||||
32. санитарной комиссии | ||||||
33. студсовета |
Вопросы-фильтры – их назначение разделить респондентов на группы, чтобы отобрать группу респондентов для ответов на некоторые вопросы.
Таблица 3.8.
Пример вопроса-фильтра.
6. Посещали ли Вы в последние 3 месяца спортзал? 1. да 2. нет (переходите к вопросу №11) 3. затрудняюсь ответить |
Вопросы с 7 по 10 в данном примере предназначены для тех, кто посещал спортзал.
Если мы проводим анкетирование, то вопросы-фильтры могут запутать респондентов. Поэтому желательно использовать графические способы фильтрации (например, стрелки, рамки, выделение цветом) или же анкетер, инструктируя респондентов, объясняет, как отвечать на эти вопросы.
Шкалирование.
Это разновидность измерения характеристик, при которой эмпирическому объекту присваивается определенное число или символ.
Виды шкал.
1) Номинальная шкала. Перечень наименований. Примеры номинальных переменных – пол, семейное положение, место жительства и т.д.
2) Порядковая (ранговая) шкала. Объекты упорядочены (проранжированы) по отношению друг к другу, но мы ничего не можем сказать о расстояниях между этими объектами.
3) Интервальная шкала. Мы предполагаем не только ранжирование объектов, но и возможность измерения расстояний между ними.
Ниже мы приводим наиболее часто используемые разновидности шкал.
Шкала Лайкерта (шкалы суммарных оценок).
Респонденту предлагается набор суждений, который он должен оценить по 5-балльной шкале. 5 – полностью согласен, 4 – согласен, 3 – затрудняюсь ответить, 2 – не согласен, 1 – полностью не согласен.
Вертикальная шкала. Измеряет степень частоты. Варианты ответов – всегда, часто, иногда, редко, никогда.
Шкала Терстоуна. Судьями в соответствии со специальными процедурами отбираются 10-20 характеристик, в которых заложено отношение (положительное или отрицательное) к объекту (социальному явлению, кандидату, товару и т.д.). Респондентам предлагается выбрать те, которые отражают их отношение к объекту.
Шкала парных сравнений. Респонденту предлагается сравнить между собой n объектов, из которых составляются пары.
Семантический дифференциал. Используем серию прилагательных с противоположными значениями. Респонденту предлагается оценить объект с точки зрения этих характеристик.
Таблица 3.9.
Пример семантического дифференциала.
Оцените, пожалуйста, вкус шоколада «Свит». Сладкий 3 2 1 0 -1 -2 -3 Горький Вкусный 3 2 1 0 -1 -2 -3 Невкусный |
Ранжирование. Просим респондента отметить порядок выбора объектов.
Таблица 3.10.
Ранжирование.
Расставьте качества майонеза по степени значимости для Вас. (1 – самое значимое, 5 – самое незначимое) Вкус __ Калорийность __ Экологическая чистота __ Срок хранения __ Удобство упаковки ___ |
Шкала Стэпела. Вместо пар антонимов используем одиночные прилагательные и просим оценить, насколько это качество свойственно объекту.
Таблица 3.10.
Шкала Стэпела.
Оцените, пожалуйста, качества политика Ивановой Л. Г. Ум 3 2 1 0 -1 -2 -3 Честность 3 2 1 0 -1 -2 -3 Трудолюбие 3 2 1 0 -1 -2 -3 В высшей степени 3 2 1 0 -1 -2 -3 В высшей степени свойственно несвойственно |
Шкалы можно представлять как в числовой, так и в графической форме.
Требования к формулировке и расположению вопросов в анкете.
1. Альтернативы ответов должны включать все возможные категории (чтобы не перегружать вопрос редко встречающимися вариантами ответов мы можем использовать категорию «другое»).
2. Максимальное количество альтернатив – 6-8.
3. Вопрос должен однозначно пониматься всеми респондентами.
4. Вопрос не должен «наталкивать» на ответ.
5. Альтернативы ответов нужно не выдумывать самому, а получить от объекта исследования (с помощью качественных методов, экспресс-опросов и т.д.).
6. Начинать нужно с более простых вопросов.
7. Нельзя перегружать анкету сложными вопросами, открытыми вопросами и т.д. Нельзя начинать с таких вопросов.
8. Социально-демографический блок вопросов мы помещаем в конец анкеты.
Пилотаж опросника.
Даже самый опытный социолог не может учесть все трудности и проблемы, связанные с восприятием анкеты.
После того, как анкета составлена, мы с ее помощью проводим опрос на небольшой выборке. Задачи, которые мы преследуем:
1. Понять, как воспринимаются вопросы анкеты, все ли они понятны, нет ли двоякого истолкования.
2. Замерить время, необходимое для заполнения анкеты.
3. Увидеть реакцию на анкету, опросить отвечающих, не было ли трудностей при заполнении, какие альтернативы, по их мнению, надо добавить и т.д.
После пилотажа в анкету вносятся изменения и после этого ее можно применять на всей выборке.
В данном учебном пособии мы не имеем возможности рассмотреть вопросы, связанные с отбором, инструктажем и контролем за анкетерами и интервьюерами.
Виды интервью.
Полуструктурированное интервью.
Это интервью с путеводителем (гайдом) – списком вопросов, которые будут заданы. Формулировка и последовательность вопросов может изменяться уже в процессе проведения интервью.
Техники составления гайда:
1. Одной из техник является «принцип воронки»: фокусирование вопросов – от общих к частным, от менее личностных тем к более интимным. Существует «обратная воронка» - в начале задаются вопросы частного характера, затем – общего.
2. Другой техникой является разграничение вопросов по тематическим блокам.
Нарративное интервью: свободное повествование рассказчика при минимальном вмешательстве интервьюера – он может только «подбадривать» респондента одобряющими возгласами или междометиями.
Свободное интервью.
В отличие от полуструктурированного интервью заранее составленного списка вопросов нет, но тема разговора заранее определена, как и ряд вопросов, которых нужно коснуться в беседе. Исследователь и рассказчик беседуют между собой на выбранную тему, но при этом рассказчик только играет роль полноправного участника разговора, т.к. остается эмоционально невовлеченным, объективным, не высказывающим собственного мнения и т.д.
Диалоговое интервью.
Отличие от предыдущей техники – интервьюер занимает активную позицию в разговоре, высказывает свои собственные взгляды, приводит аргументацию, подтверждающую его точку зрения.
После проведения интервью исследователь осуществляет расшифровку диктофонной записи, обрабатывает и анализирует полученные данные – подробнее об анализ данных качественных исследований будет рассказано в следующей главе.
Экспертный опрос.
Особой разновидностью интервью является опрос экспертов. Здесь, как правило, используется заранее составленный гайд, хотя исследователь может отходить от намеченного ранее плана в соответствии с той информацией, которую получает. Особенностью этого вида интервью является специфичность объекта исследования. В качестве интервьюируемых отбираются эксперты по проблеме исследования. Основными критериями отбора могут являться стаж работы, должность, профессиональные знания эксперта.
Фокус-группа
Фокус-группа – это метод, который объединяет принципы и техники методов полуструктурированного интервью и неформ<
Дата: 2016-10-02, просмотров: 205.