Исследование мочевыделительной системы состоит из осмотра, пальпации и перкуссии.
При осмотре обращают внимание на окраску кожных покровов - бледность кожи, отеки (особенно в области век), одутловатость лица, размеры живота, состояние поясничной области. Необходимо осмотреть так же мошонку и наружные половые органы мальчиков (головку полового члена) и девочек (orilicium uretrae externum) с целью выявления уретритов и вульвовагинитов.
Проксимальный каналец – в нем происходит обратное всасывание воды, натрия и хлора, бикарбонатов, все количество глюкозы почти целиком фосфаты, калий, аминокислоты. В этом же отделе происходит активная секреция высокомолекулярных чужеродных организму веществ.
Петля Генле - частично происходит резорбция и секреция натрия и воды.
Дистальный каналец – здесь осуществляется секреция ионов водорода и калия.
Пальпация почек.Осуществляется при помощи бимануальной, глубокой пальпации по В.П. Образцову в горизонтальном и вертикальном положении ребенка (в вертикальном положении преимущественно у старших детей). Ребенок лежит на спине со слегка согнутыми ногами. Левая рука исследующего с выпрямленными и сложенными вместе пальцами находится под поясницей в области нижнего края реберной дуги. Производится постепенное сближение рук до соприкосновения передней и задней брюшных стенок. При достижении соприкосновения ребенка просят сделать глубокий вдох - пальпируется опускающийся нижний полюс почки.
В случае пальпируемой почки можно проверить синдром баллотирования. Наносят толчкообразные удары левой рукой и получают ощущение толчков правой в правую руку.
При пальпации левой почки левая рука продвигается на левую поясничную область. Техника пальпации та же.
Пальпация, в положении ребенка стоя (по С.П. Боткину): туловище сгибается под прямым углом, руки опущены. Левая рука исследующего на поясничной области ребенка, правая кнаружи от прямой мышцы живота на уровне реберной дуги. Техника пальпации та же, что и в положении ребенка лежа.
С целью выявления патологии органов мочевыделения можно использовать болевую пальпацию, то есть определение болевых точек. Определяют верхние мочеточниковые точки, находящиеся в месте пересечения линии, проходящей через пупок - перпендикулярной белой линии живота с наружным краем прямых мышц; нижние мочеточниковые точки, находящиеся на месте пересечения линии, соединяющей spina iliaca anterior superior с внутренним краем прямых мышц.
Перкуссия. С помощью перкуссии определяют наличие свободной жидкости в брюшной полости и верхнюю границу мочевого пузыря.
Для определения верхней границы мочевого пузыря проводится посредственная перкуссия по белой линии живота от пупка вниз, палец-плессиметр расположен параллельно нижней границе живота. При наполненном пузыре над лобком получают притуплении перкуторного звука и тем вше от лобка, чем больше наполнение мочевого пузыря, при наличии укорочения перкуссия должна быть повторена после опорожнения мочевого пузыря.
Перкутировать можно и непосредственной перкуссией так же по белой линии живота от пупка к лобку.
Симптом поколачивания- (определение болезненности в области почек) - поколачивание согнутыми пальцами симметричных участков поясничной области по обе стороны позвоночника. У старших детей - поколачивание ребром ладони правой руки по тыльной поверхности левой кисти, положенной на поясничную область.
ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОЧЕК
И МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ
Синдром дизурических расстройств– частое мочеиспускание, редкое, болезненное в начале или в конце мочеиспускания; поллакиурия – частое и в малом количестве и недержание мочи.
Синдром почечной недостаточности.
1) острая почечная недостаточность (ОПН) – наблюдается при гемолитико-уремическом синдроме, почечном некрозе, различных тяжелых заболеваниях (сепсис, грипп и др. инфекции), а также в начале острого гломеруло- и пиелонефрита. Основным ее симптомом является олигурия, переходящая в анурию, что сопровождается головной болью, анорексией, судорогами, жаждой, тошнотой и рвотой. При исследовании крови выявляется: азотемия, гиперкалиемия, гипокальциемия.
2) хроническая почечная недостаточность (ХПН) – диагностируется, когда у детей с заболеваниями почек в течение 3-х месяцев и более обнаруживается снижение клиренса по эндогенному креатинину и повышение уровня креатинина в сыворотке крови. При этом начинает развиваться азотемия, никтурия, гипостенурия, нарастает гипокалиемия, гипонатриемия.
Протеинурия– выделение белка с мочой, патологической считается протеинурия, превышающая 50 мг/сут. Качественные реакции на белок становятся положительной при концентрации белка 0,033 г/литр. В нормальных условиях небольшое количество альбумина и низкомолекулярных глобулинов может присутствовать в окончательной моче. Среди непочечных протеинурий: ортостатическая, возникающая у спортсменов и после пальпации.
Пиурия – большое количество лейкоцитов в моче, покрывающие все поля зрения, в норме при обычном микроскопическом исследовании в моче содержится не более 4-5 лейкоцитов у девочек, у мальчиков до 2-4.
Гематурия – выделение крови с мочой. Различают микро и макро гематурию, по локализации почечная гематурия и гематурия из мочевых путей, которые возникают нередко при отхождении камней или при геморрагических диатезах.
Цилиндрурия – цилиндры у здоровых детей могут быть единичные гиалиновые и обнаруживаются при любой почечной патологии в большем количестве; восковидные - чаще при нефротическом синдроме; зернистые- при различных заболевании почек.
Бактериурия– моча у здоровых детей стерильна. При инфекции мочевых путей, пиелонефрите - возможна бактериурия до 100 тыс. микробных тел в 1 одном мм3 мочи, вызванная кишечной палочкой, для протея и золотистого стафилококка до 10 тыс. микробных тел.
Неврологическое обследование ребенка раннего возраста начинается с наблюдения за поведением ребенка во время кормления бодрствования и сна, за положением головы, туловища, активностью движений, реакцией на окружающее.
Основой для оценки неврологического статуса является исследование двигательной функции. Необходимо проанализировать объем активных и пассивных движений в различных положениях на спине, животе, вертикальном положении.
У детей первого года жизни проверяются следующие рефлексы:
1. р. Бабкина - надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы.
2. Хоботковый рефлекс - быстрый легкий удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ «хоботком».
3. Сосательный рефлекс - при раздражении слизистой губ, языка появляются сосательные движения.
4. р. Бауэра - при положении на животе ребенок- совершает ползающие движения -спонтанное ползание. Если к подошвам приставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и ползание усиливается.
5. р. Робинзона - при надавливании на ладони ребенок так сильно охватывает пальцы, что его можно приподнять вверх.
6. р. Галанта - при раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника ребенок изгибает спину в сторону раздражителя.
7. р. Переса - если провести пальцами по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребенок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности.
8. Ассиметричный шейный тонический рефлекс - при повороте головы лежащего на спине новорожденного происходит разгибание конечностей, к которым обращено лицо и сгибание противоположных.
9. Симметричные тонические шейные рефлексы - при сгибании головы повышается мышечный тонус и сгибание конечностей, при разгибании - в разгибательных.
10. Верхний рефлекс Ландау - в положении на животе поднимает и удерживает голову и верхнюю часть туловища.
11. Нижний рефлекс Ландау - кроме указанного выше появляется разгибание ног и поднимание их вверх, если ребенка поддерживается рукой под живот.
Сроки выявления основных безусловных рефлексов
Рефлексы | Возраст (мес) | ||||||||||||
р. Бабкина | + | + | ± | ||||||||||
хоботковый | + | + | ± | ||||||||||
сосательный | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ± |
р. Бауэра | + | + | + | ||||||||||
р.Робинзона | + | + | + | ± | |||||||||
р. Таланта, Переза | + | + | + | ± | |||||||||
ассиметричные шейные рефлексы | ± | ± | + | + | - | ||||||||
симметричные шейные рефлексы | + | + | |||||||||||
р. Ландау: | |||||||||||||
верхний | - | - | ± | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
нижний | - | - | - | ± | + | + | + | + | + | + | + | + |
К рефлексам, определение которых входит в обязательный минимум исследования двигательных функций, относятся рефлексы со слизистых оболочек - корнеальный, конъюнктивальный, глоточный, небный, анальный (вызывается при легком дотрагивании кусочком ваты или бумаги); кожные рефлексы - брюшные (верхний, средний, нижний), кремастерный, подошвенный (вызываются при раздражении кожи штриховыми движениями рукоятки перкуторного молоточка).
Умственная отсталость (олигофрения):
1 степень – дебильность (с трудом формируется условно-рефлекторная деятельность), отмечается задержка умственного развития;
2 степень – имбицильность (не формируется условно-рефлекторная деятельность), глубокое отставание в умственном развитии;
3 степень – идиотизм. Дети-инвалиды, которые требуют специализированного наблюдения.
ВОДНО-СОЛЕВОЙ ОБМЕН
Кислотно-основное состояние (КОС) – отражает относительное постоянство в биологических жидкостях концентрации Н+ и ОН-. Физиологические колебания рН крови в диапазоне 7,35-7,45. Нарушение КОС, возникающие в связи с накоплением кислот или с недостатком оснований называют – ацидозом; избыток оснований или снижение содержания кислот – алкозом.
Токсикоз – патологическое состояние, являющееся результатом действия на микроорганизм токсических продуктов и сопровождающееся нарушениями микроциркуляции, водно-электролитного обмена и КОС.
Эксикоз – необеспечение физиологических потребностей в жидкости либо некомпенсированные продолжающиеся патологические потери. Эксикоз у детей чаще встречается при кишечных инфекциях. В зависимости от величины развившегося дефицита жидкости выделяют три степени эксикоза:
1 степень – потеря жидкости до 8-12% массы тела;
2 степень – потеря жидкости, соответственно, 13-20%;
3 степень – потеря жидкости, соответственно, 21-30%.
ВИТАМИНЫ
Витамин А (ретинол) – при недостатке витамина А наблюдается замедление, а затем остановка роста скелета в длину, т.к. происходит задержка размножения клеток эпифизарных хрящей; в нервной системе при недостатке витамина А происходят дегенеративные изменения, а также витамин А оказывает влияние на зрение.
Витамин В1 (тиамин) – принимает участие в передаче возбуждения с нерва на исполнительный орган,, угнетает холинэстеразу и тем самым усиливает действие ацетилхолина. Клинические проявления гиповитаминоза В1: апатия, понижение аппетита, рвота, диспепсия, которая приводи к гипотрофии.
Витамин С (аскорбиновая кислота) – стимулирует окислительные процессы в организме, активирует многие ферменты. Аскорбиновая кислота повышает антитоксическую функцию печени. Витамин С необходим для нормального функционирования надпочечников, т.к. стимулирует образование кортикостероидов и катехоламинов.
Наиболее тяжелой формой недостаточности витамина С является цинга, кровоточивость десен, на коже видны мелкие и крупные кровоизлияния, иногда присоединяется анемия, больные склонны к легкому инфицированию. При затяжном течении гиповитаминоза С наблюдается замедление роста и общего развития ребенка.
Генетическая карта (рис. 1)
Условные обозначения:
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ КАРТА.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
Дата: 2016-10-02, просмотров: 256.