МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследование мочевыделительной системы состоит из осмотра, пальпации и перкус­сии.

При осмотре обращают внимание на окраску кожных покровов - бледность кожи, оте­ки (особенно в области век), одутловатость лица, размеры живота, состояние поясничной области. Необходимо осмотреть так же мошонку и наружные половые органы мальчиков (головку полового члена) и девочек (orilicium uretrae externum) с целью выявления уретритов и вульвовагинитов.

Проксимальный каналец – в нем происходит обратное всасывание воды, натрия и хлора, бикарбонатов, все количество глюкозы почти целиком фосфаты, калий, аминокислоты. В этом же отделе происходит активная секреция высокомолекулярных чужеродных организму веществ.

Петля Генле - частично происходит резорбция и секреция натрия и воды.

Дистальный каналец – здесь осуществляется секреция ионов водорода и калия.

Пальпация почек.Осуществляется при помощи бимануальной, глубокой пальпации по В.П. Образцову в горизонтальном и вертикальном положении ребенка (в вертикальном положении преимущественно у старших детей). Ребенок лежит на спине со слегка согнуты­ми ногами. Левая рука исследующего с выпрямленными и сложенными вместе пальцами на­ходится под поясницей в области нижнего края реберной дуги. Производится постепенное сближение рук до соприкосновения передней и задней брюшных стенок. При достижении соприкосновения ребенка просят сделать глубокий вдох - пальпируется опускающийся нижний полюс почки.

В случае пальпируемой почки можно проверить синдром баллотирования. Наносят толчкообразные удары левой рукой и получают ощущение толчков правой в правую руку.

При пальпации левой почки левая рука продвигается на левую поясничную область. Техника пальпации та же.

Пальпация, в положении ребенка стоя (по С.П. Боткину): туловище сгибается под пря­мым углом, руки опущены. Левая рука исследующего на поясничной области ребенка, пра­вая кнаружи от прямой мышцы живота на уровне реберной дуги. Техника пальпации та же, что и в положении ребенка лежа.

С целью выявления патологии органов мочевыделения можно использовать болевую пальпацию, то есть определение болевых точек. Определяют верхние мочеточниковые точ­ки, находящиеся в месте пересечения линии, проходящей через пупок - перпендикулярной белой линии живота с наружным краем прямых мышц; нижние мочеточниковые точки, на­ходящиеся на месте пересечения линии, соединяющей spina iliaca anterior superior с внутрен­ним краем прямых мышц.

Перкуссия. С помощью перкуссии определяют наличие свободной жидкости в брюш­ной полости и верхнюю границу мочевого пузыря.

Для определения верхней границы мочевого пузыря проводится посредственная пер­куссия по белой линии живота от пупка вниз, палец-плессиметр расположен параллельно нижней границе живота. При наполненном пузыре над лобком получают притуплении пер­куторного звука и тем вше от лобка, чем больше наполнение мочевого пузыря, при наличии укорочения перкуссия должна быть повторена после опорожнения мочевого пузыря.

Перкутировать можно и непосредственной перкуссией так же по белой линии живота от пупка к лобку.

Симптом поколачивания- (определение болезненности в области почек) - поколачивание согнутыми пальцами симметричных участков поясничной области по обе стороны по­звоночника. У старших детей - поколачивание ребром ладони правой руки по тыльной по­верхности левой кисти, положенной на поясничную область.

ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОЧЕК

И МОЧЕВЫВОДЯЩИХ ПУТЕЙ

Синдром дизурических расстройств– частое мочеиспускание, редкое, болезненное в начале или в конце мочеиспускания; поллакиурия – частое и в малом количестве и недержание мочи.

Синдром почечной недостаточности.

1) острая почечная недостаточность (ОПН) – наблюдается при гемолитико-уремическом синдроме, почечном некрозе, различных тяжелых заболеваниях (сепсис, грипп и др. инфекции), а также в начале острого гломеруло- и пиелонефрита. Основным ее симптомом является олигурия, переходящая в анурию, что сопровождается головной болью, анорексией, судорогами, жаждой, тошнотой и рвотой. При исследовании крови выявляется: азотемия, гиперкалиемия, гипокальциемия.

2) хроническая почечная недостаточность (ХПН) – диагностируется, когда у детей с заболеваниями почек в течение 3-х месяцев и более обнаруживается снижение клиренса по эндогенному креатинину и повышение уровня креатинина в сыворотке крови. При этом начинает развиваться азотемия, никтурия, гипостенурия, нарастает гипокалиемия, гипонатриемия.

Протеинурия– выделение белка с мочой, патологической считается протеинурия, превышающая 50 мг/сут. Качественные реакции на белок становятся положительной при концентрации белка 0,033 г/литр. В нормальных условиях небольшое количество альбумина и низкомолекулярных глобулинов может присутствовать в окончательной моче. Среди непочечных протеинурий: ортостатическая, возникающая у спортсменов и после пальпации.

Пиурия – большое количество лейкоцитов в моче, покрывающие все поля зрения, в норме при обычном микроскопическом исследовании в моче содержится не более 4-5 лейкоцитов у девочек, у мальчиков до 2-4.

Гематурия – выделение крови с мочой. Различают микро и макро гематурию, по локализации почечная гематурия и гематурия из мочевых путей, которые возникают нередко при отхождении камней или при геморрагических диатезах.

Цилиндрурия – цилиндры у здоровых детей могут быть единичные гиалиновые и обнаруживаются при любой почечной патологии в большем количестве; восковидные - чаще при нефротическом синдроме; зернистые- при различных заболевании почек.

Бактериурия– моча у здоровых детей стерильна. При инфекции мочевых путей, пиелонефрите - возможна бактериурия до 100 тыс. микробных тел в 1 одном мм3 мочи, вызванная кишечной палочкой, для протея и золотистого стафилококка до 10 тыс. микробных тел.

 

Неврологическое обследование ребенка раннего возраста начинается с наблюдения за поведением ребенка во время кормления бодрствования и сна, за положением головы, туловища, активностью движений, реакцией на окружающее.

Основой для оценки неврологического статуса является исследование двигательной функции. Необходимо проанализировать объем активных и пассивных движений в различных положениях на спине, животе, вертикальном положении.

У детей первого года жизни проверяются следующие рефлексы:

1. р. Бабкина - надавливание на область ладони вызывает открывание рта и сгибание головы.

2. Хоботковый рефлекс - быстрый легкий удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ «хоботком».

3. Сосательный рефлекс - при раздражении слизистой губ, языка появляются сосательные движения.

4. р. Бауэра - при положении на животе ребенок- совершает ползающие движения -спонтанное ползание. Если к подошвам приставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и ползание усиливается.

5. р. Робинзона - при надавливании на ладони ребенок так сильно охватывает пальцы, что его можно приподнять вверх.

6. р. Галанта - при раздражении кожи спины паравертебрально вдоль позвоночника ребенок изгибает спину в сторону раздражителя.

7. р. Переса - если провести пальцами по остистым отросткам позвоночника от копчика к шее, ребенок кричит, приподнимает голову, разгибает туловище, сгибает верхние и нижние конечности.

8. Ассиметричный шейный тонический рефлекс - при повороте головы лежащего на спине новорожденного происходит разгибание конечностей, к которым обращено лицо и сгибание противоположных.

9. Симметричные тонические шейные рефлексы - при сгибании головы повышается мышечный тонус и сгибание конечностей, при разгибании - в разгибательных.

10. Верхний рефлекс Ландау - в положении на животе поднимает и удерживает голову и верхнюю часть туловища.

11. Нижний рефлекс Ландау - кроме указанного выше появляется разгибание ног и поднимание их вверх, если ребенка поддерживается рукой под живот.

Сроки выявления основных безусловных рефлексов

Рефлексы           Возраст (мес)        
   
р. Бабкина + + ±                    
хоботковый + + ±                    
сосательный + + + + + + + + + + + + ±
р. Бауэра + + +                    
р.Робинзона + + + ±                  
р. Таланта, Переза + + + ±                  
ассиметричные шейные рефлексы ± ± + + -                
симметричные шейные рефлексы + +                      
р. Ландау:                          
верхний - - ± + + + + + + + + + +
нижний - - -   ± + + + + + + + +

К рефлексам, определение которых входит в обязательный минимум исследования двигательных функций, относятся рефлексы со слизистых оболочек - корнеальный, конъюнктивальный, глоточный, небный, анальный (вызывается при легком дотрагивании кусочком ваты или бумаги); кожные рефлексы - брюшные (верхний, средний, нижний), кремастерный, подошвенный (вызываются при раздражении кожи штриховыми движениями рукоятки перкуторного молоточка).

Умственная отсталость (олигофрения):

1 степень – дебильность (с трудом формируется условно-рефлекторная деятельность), отмечается задержка умственного развития;

2 степень – имбицильность (не формируется условно-рефлекторная деятельность), глубокое отставание в умственном развитии;

3 степень – идиотизм. Дети-инвалиды, которые требуют специализированного наблюдения.

ВОДНО-СОЛЕВОЙ ОБМЕН

Кислотно-основное состояние (КОС) – отражает относительное постоянство в биологических жидкостях концентрации Н+ и ОН-. Физиологические колебания рН крови в диапазоне 7,35-7,45. Нарушение КОС, возникающие в связи с накоплением кислот или с недостатком оснований называют – ацидозом; избыток оснований или снижение содержания кислот – алкозом.

Токсикоз – патологическое состояние, являющееся результатом действия на микроорганизм токсических продуктов и сопровождающееся нарушениями микроциркуляции, водно-электролитного обмена и КОС.

Эксикоз – необеспечение физиологических потребностей в жидкости либо некомпенсированные продолжающиеся патологические потери. Эксикоз у детей чаще встречается при кишечных инфекциях. В зависимости от величины развившегося дефицита жидкости выделяют три степени эксикоза:

1 степень – потеря жидкости до 8-12% массы тела;

2 степень – потеря жидкости, соответственно, 13-20%;

3 степень – потеря жидкости, соответственно, 21-30%.

ВИТАМИНЫ

Витамин А (ретинол) – при недостатке витамина А наблюдается замедление, а затем остановка роста скелета в длину, т.к. происходит задержка размножения клеток эпифизарных хрящей; в нервной системе при недостатке витамина А происходят дегенеративные изменения, а также витамин А оказывает влияние на зрение.

Витамин В1 (тиамин) – принимает участие в передаче возбуждения с нерва на исполнительный орган,, угнетает холинэстеразу и тем самым усиливает действие ацетилхолина. Клинические проявления гиповитаминоза В1: апатия, понижение аппетита, рвота, диспепсия, которая приводи к гипотрофии.

Витамин С (аскорбиновая кислота) – стимулирует окислительные процессы в организме, активирует многие ферменты. Аскорбиновая кислота повышает антитоксическую функцию печени. Витамин С необходим для нормального функционирования надпочечников, т.к. стимулирует образование кортикостероидов и катехоламинов.

Наиболее тяжелой формой недостаточности витамина С является цинга, кровоточивость десен, на коже видны мелкие и крупные кровоизлияния, иногда присоединяется анемия, больные склонны к легкому инфицированию. При затяжном течении гиповитаминоза С наблюдается замедление роста и общего развития ребенка.

 

Генетическая карта (рис. 1)

Условные обозначения:


ГЕНЕТИЧЕСКАЯ КАРТА.


УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

 

 

 



Дата: 2016-10-02, просмотров: 208.