Осмотр.Осмотр обычно начинают с лица и шеи больного, при этом обращают внимание на окраску кожных покровов (цианоз, бледность, иктеричность, наличие сыпи, развитой венозной сети). При осмотре шеи больного обращается внимание на наличие отсутствия пульсации сонных артерий (усиленная пульсация сонных артерий носит название «пляска каротид»), пульсации и набухания яремных вен. У старших детей небольшое набухание шеи может быть в горизонтальном положении и без патологии сердечно-сосудистой системы, но в этом случае набухание исчезает, уменьшается в вертикальном положении ребенка.
При осмотре грудной клетки необходимо обратить внимание на наличие асимметричного выпячивания грудной клетки в области сердца (сердечный горб); реже выпячивание локализуется в области грудины сбоку от нее и сопровождается пульсацией. Необходимо отметить отсутствие или наличие сглаженности или втяжений межреберных промежутков в области сердца.
Осматривается верхушечныйтолчок у ребенка—периодическое ритмичное выпячивание грудной клетки в области верхушки сердца в момент систолы сердца. Часто, особенности у тучных детей, верхушечный толчок может быть невиден, он хорошо выявляется у детей астеников с плохо развитым подкожножировым слоем. У здоровых детей, в зависимости от возраста, верхушечный толчок может быть в 4 (у грудных детей) или в 5 межреберьях. При патологии может наблюдаться и отрицательный толчок, который характеризуется втяжением грудной клетки во время систолы в области верхушечного толчка. Реже наблюдается сердечный толчок - сотрясение грудной клетки в области сердца, распространяющееся на грудину и надчревную область. У здоровых детей сердечный толчок не наблюдается.
Необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие надчревной (эпигастральной) пульсации, она может наблюдаться и в норме у детей с короткой грудной клеткой, при низком стоянии диафрагмы. Большое значение имеет и осмотр конечностей, здесь обращается внимание на наличие отеков (особенно нижних конечностей), акроцианоза, «барабанных палочек». Отеки могут быть и в области наружных половых органов (особенно у детей младшего возраста) и в области крестца.
Пальпация. Прежде всего, методом пальпации исследуется состояние пульса ребенка. Пульс на лучевой, артерии следует ощупывать одновременно на обеих руках, при отсутствии разницы в свойствах пульса, дальнейшее исследование проводится на одной руке. Рука ребенка помещается на уровне его сердца в расслабленном состоянии, кисть свободно захватывается правой рукой в области лучезапястного сустава с тыльной стороны—большой палец исследуемого находится на локтевой стороне руки ребенка, средним и указательным проводится пальпация артерии. Пульс на a.femoralis исследуется в вертикальном и горизонтальном положениях ребенка; ощупывание проводится указательным и средним пальцами правой руки в паховой складке в месте выхода артерии из-под пупартовой связки.
Пульс на a.dorsalis pedis определяется в горизонтальном положении, кисть исследующего помещается у наружного края стопы ребенка или на тыле стопы между 1-2 и 3-4 пальцами. Артерия пальпируется 2-3-4 пальцами.
Различают следующие характеристики пульса: частоту, ритм, напряжение, наполнение, форму.
Для определения частоты пульса подсчет не менее одной минуты, параллельно проводится подсчет частоты сердечных сокращений (по верхушечному толчку или аускультативно); явление, при котором наблюдается разница между числом сердечных сокращений и числом пульсовых ударов, носит название дефицита пульса.
Ритмичность пульса оценивается по равномерности интервалов между пульсовыми ударами (различают ритмичный и аритмичный пульс). Некоторая аритмичность пульса, связанная с дыханием, явление физиологическое для детей: при вдохе пульс учащается, при выдохе замедляется. Задержка дыхания этот вид аритмии устраняет.
Напряжение пульса определяется силой, которую необходимо применить, чтобы сдавить пульс. По напряжению различают: пульс нормального напряжения, напряженный, твердый пульс — pulsus durus и мягкий—pulsus mollus.
Исследование наполнения проводят двумя пальцами; проксимально расположённый палец сдавливает артерию до исчезновения пульса, затем давление пальцем прекращают и дистально расположенный палец получает ощущение наполнения артерии кровью. По наполнению различают: пульс удовлетворительного наполнения; полный пульс—pulsus plenus (наполнение больше обычного) и пустой пульс— pulsus vаcuus (наполнение меньше обычного).
По скорости подъема допуска пульсовой волны различают форму пульса путем умеренного сдавливания артерии обеими пальцами. Пульс может быть обычной формы, скорый, скачущий—pulsus celer (быстрый подъем и спад пульсовой волны) и медленный, вялый— pulsus tardus (пульсовая волна медленно поднимается и медленно опускается).
Различают также два вида пульса, которые нельзя, строго говоря, отнести ни к одному из перечисленных характеристик пульса - это высокий пульс - pulsus altus (быстрое хорошее наполнение пульса и затем быстрый спад) и малый пульс—pulsus parvus (медленное, слабое наполнение и медленный спад).
Пальпация области сердца дополняет и уточняет сведения, полученные при осмотре. Для предварительной ориентировки начинают пальпацию, накладывая правую ладонь исследующего на всю область сердца ребенка. Это позволяет дифференцировать верхушечный толчок от сердечного, а также выявить некоторые пальпаторные эквиваленты звуковых явлений систолическое или диастолическое (пресистолическое) дрожание - «кошачье мурлыкание», мелкое дрожание грудной клетки в систоле или диастоле, а иногда при большой интенсивности его шум трения перикарда.
Затем переходят к подробной характеристике верхушечного толчка, включающей описание его локализации, площади, силы и высоты.
При описании локализации необходимо учитывать, что относительно тонкая грудная стенка у детей создает условия для хорошего распространения толчка в стороны от верхушки сердца. Поэтому за зону локализации верхушечного толчка принимают не всю область, на которой он доступен пальпации, а лишь ту ее часть, где толчок пальпируется с одинаковой силой.
Необходимо отметить, что локализация верхушечного толчка не является постоянной и зависит не только от возраста (у грудных детей располагается выше), но и от положения больного и степени наполнения органов брюшной полости. В связи с этим необходимо определять толчок не только в горизонтальном, но и в вертикальном положении. Площадь неизменного верхушечного толчка составляет до 2х2см. При патологии площадь увеличивается, толчок становится разлитым.
Сила верхушечного (или сердечного) толчка определяется сопротивлением, которое оказывает сердце при его сокращении надавливанию пальпирующими пальцами. По величине этого давления различают толчок умеренной (средней) силы, ослабленный и усиленный. Максимальная степень усиления, при которой даже интенсивное давление пальцами не преодолевает сердечных сокращений, характеризуется как приподнимающий верхушечный толчок. Высоту толчка определяют или визуально или совершенно свободной пальпацией без всякого надавливания.
Путем ощупывания уточняется характер эпигастральный пульсации. Разлитая эпигастральная пульсация в направлении сверху вниз - признак гипертрофии правого сердца; справа налево - увеличенной пульсации печени; сзади наперед - пульсация аорты. Пульсация помогает выявить пастозность (отечность), которая сердечной декомпенсации отмечается в первую очередь на стопах и голенях.
Перкуссия. Перкуссию сердца, как и пальпацию, нужно проводить как в горизонтальном, так и вертикальном положении больного. Обязательные общие 'правила перкуссии границ сердца следующие:
1) перкуссия должна быть тихой или тишайшей;
2) палец-плессиметр располагается всегда параллельно искомой границе;
3) шаг пальца-плессиметра (величина перемещения его) должен быть небольшим (не превышать ширину пальца)
4) направление перкуторного удара всегда строго спереди назад;
5) искомую перкуторную границу отмечают всегда по наружному (по отношению к перкутируемому органу при движении от ясного звука к тупому) краю пальца-плессиметра;
6) при описании границ сердца сравнивать их с вертикальными линиями (среднеключичная, подмышечная, стернальная и т.д.), расстояние указывать в сантиметрах.
Различают посредственную и непосредственную перкуссию (технику перкуссии см. в разделе «Перкуссия легких»).
При проведении перкуссии определяют сначала правую, затем левую и, наконец, верхнюю границы сердца.
Для определения правой границы относительной тупости сердца палец-плессиметр ставят во 2 межреберье справа по среднеключичной линии параллельно нижней границе легких. Перемещая палец-плессиметр сверху вниз по ребрам, тихой перкуссией определяют верхнюю границу печеночной тупости (или нижнюю границу правого легкого). Затем палец-плессиметр переносят на одно межреберье выше печеночной тупости, поворачивают его под прямым углом, располагая параллельно определяемой границы - сердечной тупости. Нанося перкуторный удар средней силы, перемещают палец-плессиметр по межреберному промежутку на небольшие расстояния по направлению к сердцу до появления притупления перкуторного звука. Для определения левой границы относительной тупости сердца, чтобы не захватить бокового профиля сердца, нужно применять так называемую сигнальную перкуссию или ортоперкуссию.
Перкуссию начинают от средней подмышечной линии в межреберье, где обнаружен верхушечный толчок. Палец-плессиметр должен быть положен параллельно определяемой границе и своей тыльной стороной все время кпереди, таким образом, в подмышечной области палец-плессиметр прижимается к грудной клетке своей боковой, а не ладонной поверхностью. Перкуторный удар должен быть все время направлен перпендикулярно передней поверхности самого сердца, а не перпендикулярно боковой поверхности грудной клетки.
Для определения верхней границы относительной, тупости сердца; палец-плессиметр ставят по левой парастернальной линии. Начиная от первого межреберья, спускаются вниз, передвигая палец последовательно по ребру и межреберью. Отметку границы сердца ведут по верхнему краю пальца.
В обычных условиях границы абсолютной сердечной тупости у детей не перкутируются.
Аускультация. Выслушивание ребенка производится в вертикальном, горизонтальном и в положении на левом боку. Врач обычно располагается с правой, стороны больного. Точки и порядок аускультации:
1. Область верхушечного толчка (выслушивание звуковых явлений с митрального клапана).
2. Второе межреберье справа у края грудины (выслушивание звуковых явлений с аорты).
3. Второе межреберье слева у края грудины (выслушивание звуковых явлений с клапанов легочной артерии).
4. Нижняя треть грудины у мечевидного отростка, несколько правее от средней линии (проекция трехстворчатого клапана).
5. Точка СП. Боткина - место прикрепления 3-4 ребра к грудине или третье межреберье (здесь хорошо прослушиваются звуковые явления с клапанов аорты и митрального клапана). У детей обязательно выслушивается вся область сердца, а также сосуды шеи справа и слева.
Некоторые правила аускультации:
а) ввиду того, что дыхательные шумы иногда мешают выслушивать звуковые явления со стороны сердца, то рекомендуется выслушивать больного в период задержки дыхания - после глубокого вдоха и последующего выдоха (у старших детей);
б) первоначально необходимо оценить тоны сердца, их соотношение в разных точках, только после этого обращают внимание на наличие или отсутствие шумов сердца (первый тон соответствует пульсовому удару на сонной артерии или верхушечному толчку, кроме того, обычно пауза между первым и вторым тонами короче, чем между вторым и первым. I тон на верхушке, как правило более звучный, чем II, на основании сердца (легочной артерии и аорте) более звучный II тон;
в) при выслушивании шума необходимо отметить его свойства: тембр, силу, в какую фазу деятельности он слышен (систолический или диастолический), какую часть систолы или диастолы он занимает, связь с тонами сердца, место наилучшего выслушивания (эпицентр или punctum maximum), проводимость, а также изменение его при перемене положения тела или при нагрузке;
Методика измерения артериального давленияу детей. Для того чтобы измерить «условно базальное» давление необходимо обеспечить спокойный отдых детей не менее чем на 15 минут до начала измерения.
1. Манжета аппарата должна соответствовать длине и окружности плеча. Ширина ее для новорожденных должна быть от 2,5 до 4 см, длина 5-10 см, для грудных детей—6-8 и 12-13 см, для дошкольников—9-10 и 17-22 см соответственно. Для школьников может использоваться стандартная манжета шириной 12-13 см и длиной 22-23 см. Следует помнить, что использование большой манжеты дает показатели ниже истинных, а маленькой, не соответствующей размерам плеча завышает результаты измерений.
2. Манжета должна накладываться так, чтобы ее край располагался на 2-3 см выше локтевого сгиба, а середина резинового мешка приходилась на проекцию плечевой артерии.
3. Перед началом измерения манжета накачивается до уровня, на 20 мм рт. ст. выше того, при котором исчезает пульс на лучевой артерии.
4. Скорость снижения давления воздуха в манжете должна составлять 2 мм/с, что позволит обеспечить точность измерения АД 2 мм рт. ст.
5. За уровень систолического АД принимается показатель, при котором появляется второй регулярныйтон Короткова, за диастолическое — момент отсутствия второго регуляторноготона, т.е. пятая фаза тона Короткова. При этом выполняется округление показателей до ближайшего снизу четногозначения шкалы.
6. В расчет принимаются результаты повторных измерений. Определение АД выполняется трижды с интервалом, необходимым для полного выхода воздуха из манжеты и записи результата. Лучше не принимать в расчет значения первого измерения и опираться на средние арифметические показатели второго и третьего.
Оценка показателей артериального давленияосуществляется по центильным таблицам. Таблицы представлены для каждого из трех соматотипов мальчиков и девочек. Это связано с тем, что оценку артериального давления у детей школьного возраста правомочно проводить только с учетом основных антропометрических данных ребенка. Ориентация на соматотип позволяет просто и объективно учесть эти явления.
Для ориентировочного расчета систолического артериального давления используется формула 70+2n, где n - число месяцев для детей до года. Для детей старшего возраста используется формула 100+n, где n - число лет. Полученные величины приближаются к максимальным границам систолического давления у детей.
Диастолическое давление составляет от 1/2 до 2/3 от систолического. При измерении артериального давления на нижних конечностях манжету накладывают на нижнюю треть бедра, стетофонендоскоп ставится в подколенную ямку (положение ребенка - лежа на животе). Цифры артериального давления выше на 20-30 мм рт. столба относительно цифр, полученных при измерении артериального давления на плечевой артерии.
Техника проведения функциональных проб. Ортостатическая проба.Ребенок не менее чем в течение 5-10 минут находится горизонтальном положении. У него измеряют артериальное давление и пульс; затем повторяют эти измерения в вертикальном положении. По разнице между частотой пульса и величиной артериального давления судят о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. Проба имеет только ориентировочный характер. В норме при переходе из горизонтального положения в вертикальное пульс, обычно слегка учащается, а артериальное давление повышается на 5-8 мм ртутного столба.
Проба с дозированной нагрузкой по Н. А. Ш а л к о в у. У ребенка в состоянии покоя измеряются: частота пульса и дыхания, артериальное давление. По формуле Эрлангера-Гукера определяется минутный объем крови, минутный объем крови равен пульсовому давлению (разницей между максимальным и минимальным давлением), умноженному на частоту пульса. Затем в зависимости от состояния ребенка, характера заболевания и режима предлагаются следующие нагрузки.
Первая нагрузка ребенку, находящемуся на постельном режиме - предлагается 3 раза перейти из положения «лежа», в положение «сидя» и обратно;
вторая нагрузка — то же, но 5 раз;
третья нагрузка — то же, но 10 раз;
четвертая нагрузка — ребенок стоит на полу, ему предлагается присесть 5 раз в течение 10 сек;
пятая нагрузка — то же, но 10 приседаний за 20 сек;
шестая нагрузка — тоже, но 20 приседаний за 30 сек.
Первая, вторая и третье нагрузки назначаются больным детям, находящимся на постельном режиме, при полупостельном режиме назначаются четвертая, пятая и шестая. Каждая следующая нагрузка назначается только тогда, когда на предыдущую нагрузку был адекватный ответ. Сразу после нагрузки, через 3 и 5 минут повторяются измерения частоты пульса, дыхания, артериального давления и минутного объема. Полученные результаты оцениваются.
Форма записи функциональной пробы
Частота пульса | Число дыханий | АД | Пульсовое давление | Минутный объем | |
До нагрузки | 110/70 | ||||
Сразу после нагрузки | 115/65 | ||||
Через 3 минут | 110/70 | ||||
Через 5 минут | 110/70 |
При положительной (адекватной) пробе указанная нагрузка не вызывает признаков утомления ребенка, пульс учащается не более, чем на 20-25%, максимальное артериальное давление повышается на 5-10 мм рт. столба, минимальное артериальное давление не изменяется или слегка понижается; через 3 мин все показатели возвращаются к исходным. Функциональные пробы с дозированной нагрузкой необходимо проводить детям при переходе с одного режима на другой.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 210.