ИССЛЕДОВАНИЕ КОСТНО-СУСТАВНОЙ СИСТЕМЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Объективное исследование костной системы производится путем осмотра, пальпации и измерений.

Осмотрнеобходимо производить в положении лежа, сидя и стоя на выпрямленных но­гах при свободно опущенных руках. Затем просят ребенка пройтись, присесть, согнуть и ра­зогнуть ноги, руки и т. д. У маленьких детей для оценки состояния костно-суставной систе­мы полезно наблюдать за игрой ребенка.

Осмотр спереди помогает выявить форму, положение и пропорции головы, шеи, груд­ной клетки, конечностей. При осмотре сзади, оценивая нарушение осанки, обращают внимание на уровень стояния плеч, симметричность нижних углов лопаток, равнозначность расстояния между позвоночником и лопаткам (справа и слева), симметричность треугольников талии (просвет, образованный туловищем и свободно свисающей рукой). Обязательно оценивают форму позвоночника. Важен и осмотр сбоку, при кото­ром можно оценить наклон таза, взаимоотношение таза и нижних конечностей, изгибы по­звоночника, углы сгибания и разгибания в суставах конечностей.

Костная система исследуется последовательно в следующем порядке: сначала голова (череп), затем—туловище (грудная клетка, позвоночник, верхние и нижние конечности).

Осмотром головы определяют величину и форму ее, однако более точное представле­ние о величине головы можно получить только при измерении ее сантиметровой лентой (смотри технику соматометрических исследований). Обращают внимание, не увеличены ли размеры головы (макроцефалия) или, наоборот, уменьшены (микроцефалия).

При осмотре необходимо отмечать также форму черепа. В норме форма черепа округ­лая, а при патологии может биквадратной, четырехугольной, башенной, ягодицеобразной и т.д.

Пальпаторно обследуются роднички, швы, а также плотность самих костей - обеими рукам: положив большие пальцы на лоб, ладони - на ви­сочные области средним и указательным пальцами обследуют теменные кости затылочную область, швы и роднички, т.е. всю поверхность черепа. Обращают внимание, имеется ли размягчение костей, особенно в области затылка (краниотабес), теменных и височных костей или уплотнение костей черепа. Пальпируя большой родничок, необходимо, прежде всего, оп­ределить величину родничка, при чем измеряется расстояние между двумя противополож­ными сторонами родничка, а не по его диагонали, ибо в этом случае труднее решить, где кончается шов и где начинается родничок.

Необходимо также тщательно ощупать края родничка, обратить внимание - имеется ли их мягкость, податливость, зазубренность, выпячивание или западение. Следует ощупать и оценить состояние швов, имеется ли их податливость или расхождение.

Затем переходят к осмотру грудной клетки и, прежде всего, оценивают ее форму. Обра­щают внимание на деформацию грудной клетки, наличие куриной груди (в этом случае гру­дина выпячивается вперед в виде киля), гаррисоновой борозды (западение на месте прикреп­ления диафрагмы, в этом случае реберные дуги выглядят как бы вывернутыми вперед), сер­дечного «горба» (выпячивание грудной клетки в области сердца), грудь «сапожника» или во­ронкообразной груди (западение грудины) и т.д.

Необходимо обратить внимание на величину эпигастрального угла. По его величине можно ориентировочно оценить конституцию ребенка, при нормостенической конституции эпигастральный угол равен 90°, при гиперстенической — он тупой, при астенической — ост­рый. Для определения эпигастрального угла пользуются следующим методом: ладони обеих рук располагают ребром соответственно направлению сторон угла, образованного ре­берными дугами и грудиной.

Затем переходят к пальпации грудной клетки. При пальпации ребер у здоровых детей имеется едва заметное утолщение в области перехода костных ребер в хрящевые. Пальпация проводится кончиками пальцев по ходу ребер от передней подмышечной линии к грудине. Иногда при пальпации обнаруживается значительное утолщение на границе костной и хря­щевой части ребер вследствие избыточного образования остеоидной ткани - рахитические четки (они расположены несколько кнутри от срединно-ключичной линии).

При осмотре позвоночника следует обратить внимание, имеется ли нарушение осанки и искривление позво­ночника. Искривление позвоночника вперед носит название лордоза, назад - кифоза, в сто­рону - сколиоза (последнее — всегда патология). При нарушении осанки одно плечо стоит выше другого, нижние углы лопаток расположены на разном уровне, расстояния между лопатками и позвоночником неодинаковые, треугольники талии не одинаковые (треугольник талии – просвет образуются на каждой сто­роне внутренней линией руки и линией талии).

При осмотре верхних конечностей обращают внимание на наличие укорочения плече­вых костей; пальпацией можно определить утолщение в области эпифизов лучевой кости (браслетки), так как у детей всех возрастов имеется некоторое утолщение эпифизов лучевой кости, то пальпацию лучше всего проводить при слегка согнутой руке ребенка в лучезапястном суставе по тыльной поверхности в области сустава, при наличии браслеток ощущается валикообразное вздутие: пальпацией же можно обнаружить и утолщение в области диафизов фаланг пальцев («нити жемчуга»).

При осмотре нижних конечностей необходимо обратить внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер особенно у де­тей первых месяцев жизни, укорочение конечности, Х-образное или О-образное искривление их, плоскостопие.

Обследование суставов производится обычно одновременно с исследованием костной и мышечной систем при помощи осмотра, пальпации и измерения. При осмотре выявляется форма суставов, наличие деформаций. Следует также обратить внимание на окраску кожи в области суставов, изменения ее. Величина суставов измеряется сантиметровой лентой: на одинаковом уровне измеряется окружность обоих суставов. Желательно измерение амплиту­ды движений (угломером) как пассивных, так и активных.

После этого переходят к пальпации суставов. Целесообразно начинать пальпацию неж­но (особенно, при наличии болезненности), определяя при этом температуру кожи над суста­вами, чувствительность, толщину и подвижность кожи над суставами, наличие уплотнения, отечность, точную локализацию болевых точек. Следует определить форму сустава, установить имеются ли деформации, проверить объем движений, подвижность и болезненность в суставах.

Важно определить наличие выпота в полости сустава или в заворотах сумки. Определяется это методом флюктуации и симптомом пла­вающего надколенника. Исследовать сустав методом флюктуации лучше в согнутом положе­нии конечности. При наличии выпота давление одной стороны сустава ощущается на проти­воположной стороне в результате передачи волны жидкости. Симптом плавающего надко­ленника более достоверен. Проводится он следующим образом: сжимают выпрямленный ко­ленный сустав ладонями с обеих сторон и слегка смещают мягкие, переартикулярные ткани вверх, одновременно производя толчкообразное надавливание пальцами на надколенник. В случае наличия выпота надколенник свободно колышется в жидкости.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 211.