ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследование периферических лимфатических узлов производят с помощью осмотра и пальпации.

Указательными и средними пальцами обеих рук симметрично, пытаясь прижать паль­пируемые узлы к более плотной ткани (мышечная, костная), прощупываются лимфатические узлы, расположенные в подкожной клетчатке.

Пальпация проводится в следующем порядке: начинать целесообразно с затылочных лимфатических узлов, или далее вперед и вниз – затылочные, околоушные, подчелюстные (под углом нижней челюсти), подбородочный, пе­редние шейные (по ходу переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы), задние шейные (сзади грудино-ключично-сосковой мышцы), надключичные (в надключичных ямках), подключичные (в подключичных ямках), локтевые (желобке двуглавой мышцы у локтя и выше), подмышечные, торакальные (нижнего края большой грудной мышцы), паховые (в паховых областях) и подколенные (в подколенной ямке).

Наиболее трудно поддаются пальпации подбородочный, подмышечные, локтевые лим­фатические узлы. Подбородочный лимфатический узел пальпируется легкими движениями пальцев сзади вперед около средней линии подбородочной области. Чтобы найти подмы­шечные узлы - необходимо вести пальцы как можно глубже подмышечную впадину и из нее вести пальцы книзу по грудной клетке. Локтевые узлы прощупываются следующим образом: захватив кистью руки нижнюю треть предплечья противоположной руки обследуемого ре­бенка, огибают руку ребенка в локтевом суставе и затем указательным и средним пальцами другой руки (одноименной с рукой ребенка) продольными скользящими движениями про­щупывают sulcus bicipitalis lateralis et medialis на уровне локтя и несколько выше. Если лим­фатические узлы удалось прощупать, то необходимо отметить следующие их особенности: количество (единичные – до 3-х или множественные), величину (желательно в миллиметрах или сантимет­рах), консистенцию (мягкие, эластичные, плотные) подвижность, отношение к соседним уз­лам (прощупывается изолированно или спаяны в пакеты), отношение к окружающим тканям, коже и подкожной клетчатке (спаяны или нет) и, наконец, чувствительность при пальпации (болезнен или безболезненны). Необходимо также охарактеризовать состояние глоточного лимфатического кольца Пирогова-Вальдейера. Для этого необходимо, пользуясь шпателем, широко открыть рот ребенка и осмотреть небные миндалины, расположенные между дужка­ми, и язычные лимфатические узлы, расположенные в области корня языка (образуют так называемую язычную миндалину). Обращают внимание на величину миндалин, сохранность структуры, наличие на­летов. Носоглоточные миндалины расположены позади хоан. На их разрастание, а, следовательно, и увеличение - аденоиды могут вызывать затруднение носового дыхания, ребенок хра­пит по ночам, речь становится гнусавой, понижается слух. Характерно аденоидное лицо: вя­лое выражение, толстые губы, открытый рот. Носоглоточные миндалины доступны для ос­мотра при расщелине твердого неба, в других случаях, при подозрении на увеличение их, применяется дополнительное исследование ощупыванием указательным пальцем (чаще ЛОР-врач).

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

При исследовании мышечной системы необходимо определить степень развития или массу мышц, их тонус, силу, а также объем и характер движений с учетом периода онтогенеза.

Масса мышц определяется путем осмотра и ощупывания мышц. Однако, в связи с хо­рошо развитым подкожно-жировым слоем, особенно у маленьких детей, степень развития мышц часто определить трудно.

Тонус мышц определяется при помощи пассивного сгибания и разгибания верхних и нижних конечностей. По степени сопротивления, которое возникает при пассивных движе­ниях, а также по консистенции мышечной ткани, определяемой пальпаторно, судят о тонусе мышц. Крайняя степень слабого развития мышц (атрофия) встречается у детей с прогрессивной мышечной дистрофией, при невритах, полиомиелите, ревматоидном артрите.

Объем и характер движений оценивается в соответствии с возрастом ребенка, при наблюдении за ребенком в постели. В первые месяцы жизни движения некоординированы, атетозоподобны. После 4-5 мес. движения приобретают целеустремленный характер; сознательные движения грудного ребенка обычно симметричны.

Ограничение или невозможность пассивных движений могут быть связаны с повышением мышечного тонуса и поражением суставов. Увеличение объема пассивных движений – «разболтанность» суставов свидетельствуют о понижении мышечного тонуса.

В норме тонус и масса мышц на симметричных местах должны быть одинаковыми. Возможно повышение тонуса - гипертонус или понижение его - гипотонус.

Сила мышц у старших детей исследуется при помощи динамометра. У детей раннего возрас­та сила мышц определяется лишь приблизительно субъективным ощущением необходимого сопротивления тому или иному произвольному движению ребенка (в т.ч. «проба на тракцию»).

Дата: 2016-10-02, просмотров: 217.