А. Меандр
3.1. В режиме анализа спектра ("механизм формирования коэффициентов ряда Фурье") ознакомьтесь с процедурой получения коэффициентов an, bn, амплитуд Аn и фаз Qn гармоник при времени задержки tз = 0. При изменении номера гармоники n Î(1,15) обратите внимание на эволюцию подынтегральных произведений s(t)cosnw1t и s(t)sinnw1t .
Попробуйте визуально проинтегрировать (усреднить) эти произведения и обнаружить совпадение, хотя бы приближенное (с точностью до знака), ваших результатов с вычисленными компьютером коэффициентами аn, bn, а как следствие и со значениями Аn и Qn.
3.2. Установите заданное значение tз. Убедитесь, что коэффициенты an, bn и фазы
Qn стали иными, а амплитуды гармоник Аn остались прежними. Выведите на принтер и распечатайте содержимое экрана при n=15.
Выполните здесь еще два наблюдения.
Первое. в положении n = 15 переберите tз Î (-0,5; 0,5) мс и понаблюдайте за изменением фазовой спектрограммы Q(n). Запишите значенияQ15, а15,b15дляtз= -0,5; 0,25; 0; 0,25; 0,5 мс.
Второе. в положении n = 1илиn = 3 измените постоянное смещение Uо в пределах Uо Î (-E, E). Обратите внимание на существенное изменение подынтегральных произведений, но неизменность (!) коэффициентов аn и bn, кроме а0 /2.
3.3. В режиме синтеза сигнала при заданном значении tз ознакомьтесь с процедурой синтеза (восстановления) меандра, изменяя n Î (1,14).При этом на дисплее будут демонстрироваться и крайние ситуации: для n = 0 и n = 15. Обратите внимание на фазировку гармоник (в соответствии с фазовым спектром), на характер изменения вершины и фронта импульсов, на снижение погрешности синтеза при увеличении числа слагаемых в ряде Фурье. Не упустите из виду и дефект Гиббса. Выведите на принтер содержимое экрана для n = 4 (или n = 5).
Б. Импульсы прямоугольной формы со скважностью Q > 2
3.4. Для заданной скважности Q при tз = 0 выполните пошаговый (nÎ (1,15)) спектральный анализ. Обратите внимание на лепестковый характер спектра.
При n=15 дополнительно рассмотрите следующее.
Первое. изменяя скважность Q Î(2,15), проследите за формированием лепестков спектра. Проверьте, сколько гармоник размещается в одном спектральном лепестке и как это число зависит от скважности.
Второе. установив заданную скважность Q, переберитеtз Î (-0,5; 0,5) мс. Убедитесь в правильности изменения дискретных спектрограмм А(n) и Q(n). На принтер выведите экран анализа с заданными Q, tз и n=15.
При оформлении отчета вычислите фазы Qn для двух-трёх гармоник для заданного tз, сравните полученные значения с соответствующими фазами на фазовой спектрограмме Q (n).
3.5. Выполните синтез сигнала, наблюдая за восстановлением формы импульсов при увеличении числа гармоник n Î (1,14). Не упустите из виду механизм формирования вершины импульса, влияние на этот механизм фаз гармоник в лепестках. Распечатайте экран синтеза с заданным Q, tз, n = nmaкс (см. прил. П1.3).
В. Пилообразные импульсы
3.6. Изучите спектральный состав "типового" сигнала пилообразной формы, когда tu= Т, (tu = 1мс, а tз = 0, Uо = 0, Е = 1 В). Сравните амплитудный и фазовый спектры с соответствующими спектрами меандра. Попробуйте укоротить импульс, объясните изменения амплитудного спектра, свяжите их с известной теоремой о связи длительности импульса с шириной его спектра.
3.7. В режиме синтеза (опять tu=1 мс, tз= 0) проследите за восстановлением пилообразных импульсов при увеличении n, не упуская из виду фазировку четных и нечетных гармоник. Сравнивая синтез меандра и пилообразного сигнала, объясните причину исчезновения положительного скачка в последнем случае.
Запишите погрешность синтеза gС для n = nmaкс, заданного в прил. П1.3.
Г. Колебания треугольной формы
3.8. Рекомендуется повторить пункты 3.6 и 3.7, но для "типового" импульса треугольной формы:tu = Т, tз =0. Обратите внимание на быструю сходимость ряда Фурье для этого сигнала.
При предельном укорочении импульсов (в практикумеtu = 0,05 мс) сумма ряда из 15 гармоник приближается к функции вида sin (х)/х. Свяжите полученный результат со спектрограммой этих коротких импульсов. Запишите погрешность синтеза gС дляn=15 и n = nmaкс с тем, чтобы позже сравнить её с погрешностью в п. 3.10.
Д. Колебания вида sin (х)/х
3.9. При исследовании этого сигнала рекомендуется получить аргументированные ответы на следующие вопросы.
Как связана функция sin(х)/ х с функцией d(t)?
Почему ширина спектра определяется числом полуволн N в сигнале?
Можно ли использовать данный сигнал в качестве испытательного при снятии частотных характеристик линейного четырехполюсника?
3.10. Выполните два дополнительных исследования.
Первое. используя метку, получите (запишите) численные значения функций в фиксированный момент времени и убедитесь, что сумма ряда из n гармоник есть алгебраическая сумма ряда из n-1гармоник с n-й гармоникой. Рекомендуется использовать графики для n = 14 и n = 15. Измерение лучше выполнить в начале графиков, то есть при t=- 0,5 мс. Кроме того, для измерений следует пользоваться увеличенными окнами (кнопка F5).
Второе.запишите погрешность синтеза сигнала при n=N=15 и сравните ее с погрешностью наиболее короткого импульса треугольной формы (см. п. 3.8). Объясните причину их неполного совпадения. На принтер следует вывести 2 экрана (анализа и синтеза) с заданными параметрами.
Е. Произвольный сигнал
3.11. Выберите из меню пункт "Произвольный сигнал" в режиме синтеза, позволяющий сформировать сигнал из 16 гармоник (n Î (0,15)) с любыми амплитудами и фазами (Аn=0…1 В, Qn = -p…+p). В связи с большим объёмом лабораторной работы ограничимся двумя простыми упражнениями (без распечатывания результатов).
Первое. Сложение двух гармоник. Для бригад с четными номерами следует взять 1 и 2-ю гармоники, для нечетных бригад - 1 и 3-ю. Амплитуды лучше взять равными и максимальными, то есть Аn = 1 В. Фазу второй (третьей) гармоники рекомендуется вначале установить нулевой, а затем равной p. убедитесь в получении четной (нечетной) результирующей функции и влиянии фазы гармоники на форму сигнала. Меняет ли фаза характер четности (нечетности) функции?
Второе. Сложение двух гармонических колебаний близких частот. Эксперимент рекомендуется провести на гармониках с номерами n = 10…15, причем четные бригады упражняются на парах четных гармоник (с номерами 10 и 12 или 12 и 14), а нечетные - на гармониках 11 и 13 или 13 и 15. Из физики известно, что при этом получаются биения. Определите частоту биений и частоту заполнения (измерьте меткой F6 соответствующие периоды). Теперь предельно сократите частотный интервал между гармониками, то есть возьмите две соседние гармоники (10 и 11 или 13 и 14). Как повлияет сближение частот складываемых колебаний на частоту биений и частоту заполнения?
4. Контрольные вопросы
А. Вопросы для коллоквиума
4.1. Напишите аналитические выражения для коэффициентов Фурье аn, bn, а также для амплитуды Аn и фазы Qn n - й гармоники сигнала S(t).
4.2. Нарисуйте структурную схему анализатора спектра для получения амплитуд аn и фаз Qn гармоник через коэффициенты an и bn .
4.3. Изобразите структурную схему синтезатора сигнала SS(t).
4.4. Запишите n-е слагаемое ряда Фурье, выраженного тремя способами: через две тригонометрические формы и через комплексно - экспоненциальный базис.
4.5. Как оценивается погрешность синтеза сигнала? Запишите аналитическое выражение для погрешности gС.
4.6. Найдите квадрат нормы для систем {cosnw1t, sinnw1t}, {exp(jnw1t )}.
4.7. Ортогональны ли функции в системах {cosnw1t, sinnw1t}, и {exp(jnw1t)}?
4.8. Обладают ли свойством мультипликативности базисные системы {cosnw1t, sinnw1t} и {exp(jnw1t)}?
4.9. Чем отличаются спектры периодических и непериодических сигналов?
4.10. Как зависит спектр периодических импульсов прямоугольной формы от длительности импульсов и периода их повторения?
Б. Вопросы на защите отчета
4.11. Когда коэффициенты Фурье аn , bn бывают отрицательными? Зависят ли они от времени?
4.12. При изменении постоянного напряжения U0, добавленного к сигналу U(t), подынтегральные произведения U(t)cosnw1t и U(t)sinnw1t существенно меняются, а аn и bn (кроме а0 /2) не меняются. Почему?
4.13. Вычислите фазу Qn для прямоугольных (или других) импульсов непосредственно через tз , а также через коэффициенты аn, bn..
4.14. Что и как меняется в спектре сигнала при его временном сдвиге на ± tз?
Приведите примеры из лабораторной работы и докажите соответствующую теорему.
4.15. Изложите механизм синтеза меандра по принтерной распечатке. Как меняется вершина импульса и его фронты при добавлении гармоник?
4.16. Пользуясь спектрограммами, покажите, что меандр является частным случаем импульсов прямоугольной формы со скважностью Q >2.
4.17. В чем видится лепестковый характер спектра прямоугольных импульсов?
4.18. Что такое явление (дефект) Гиббса? Приведите пример из работы.
4.19. Свяжите понятия: сходимость ряда и разрывность временной функции.
4.20. Чем отличаются спектры меандра и пилообразного сигнала при tи = T ?
4.21. Ответьте на вопросы п. 3.9 (о функции sin(x) / x).
4.22. Как получается d-функция (спектральная трактовка)?
4.23. Вычислите погрешности анализа gа и синтеза gС меандра (или других сигналов).
4.24. Что такое равенство Парсеваля? Приведите иллюстрации из работы.
4.25. Обоснуйте справедливость равенства (П1.21).
4.26. Сложите первую и третью (пятую) гармоники меандра, причем в двух случаях: когда меандр является четной и когда нечетной функцией.
4.27. Что получим при синтезе сигнала, если из спектра типового пилообразного напряжения исключить все четные гармоники?
4.28. Можно ли по форме синтезированных импульсов прямоугольной формы со скважностью Q >> 2 (по осцилляциям на вершинах импульсов и в паузах между импульсами) указать:
- какой (по счету) спектральный лепесток участвует в синтезе;
- номер старшей гармоники в усеченном ряде Фурье?
4.29. Чему равна частота биений (огибающей) и частота высокочастотного заполнения при сложении двух гармонических колебаний?
4.30. Обоснуйте (тригонометрически) характер, форму и параметры биений при сложении двух колебаний.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение П1.1
Дата: 2016-10-02, просмотров: 445.