Опишите способы получения научной информации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Нау́чный ме́тод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.

Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых иизмеряемых

) данных об объекте[1]. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых формулируются выводы и предположения. Полученные прогнозы проверяются экспериментом или сбором новых фактов.[2].

Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

 

 
  Студент, который занимается научной работой, отвечает лишь за себя: только от него самого зависит выбор темы исследований и сроки выполнения работы. Затрачивая личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать собственные взгляды. Реализованная в комплексе научно-исследовательская деятельность студентов обеспечивает решение таких задач: формирование научного мировоззрения студентов, овладение методологией и методами научного исследования; предоставление помощи им в ускоренном овладении специальностью; развитие творческого мышления и индивидуальных способностей в решении практических задач; прививание навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности; развитие инициативы, способности применять теоретические знания в своей практической работе; привлечение наиболее способных студентов к решению научных проблем, которые имеют существенное значение для науки и практики; постоянное обновление и совершенствование своих знаний; расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущего специалиста и т.п. Научно-исследовательскую работу студентов следует направлять на развитие системы интеллектуальных творческих качеств личности: интуиции (прямое видение сути вещей без обоснования); креативности (творческое) мышление (способность продуцировать новые идеи, гипотезы, способы решения проблемных задач); творческого воображения (самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных результатах деятельности); дивергентности мышления (способность предложить несколько подходов к решению задачи и менять их, видеть проблемы, объекты в разных ракурсах); оригинальности мышления (своеобразность качеств ума, способа умственной деятельности); асоциативности мышления (способность использовать ассоциации, в т.ч. аналогии). Для научно-исследовательской работы студентов характерно единство целей и направлений учебной, научной и воспитательной работы, тесное взаимодействие всех форм и методов работы, которая реализуется в учебном процессе и во внеучебное время. Это обеспечивает непрерывное их участие в научной деятельности на протяжении периода обучения. Виды и формы научно-исследовательской работы студентов.Ввысшем учебном заведении функционируют два основных вида научно-исследовательской работы студентов: учебная научно-исследовательская работа, предусмотренная учебными планами, и научно-исследовательская работа студентов, которая осуществляется под руководством профессорско-преподавательского состава. Учебная научно-исследовательская работа.Этот вид работы студентов в пределах учебного процесса обязателен для каждого и охватывает почти все формы учебной работы: —написание рефератов по конкретной теме в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла, фундаментальных и профессионально ориентированных, специальных дисциплин, курсов специализации и по выбору; —выполнение лабораторных, практических, семинарских и самостоятельных заданий, контрольных работ, которые содержат элементы проблемного поиска; —выполнение нетипичных заданий исследовательского характера во время различных видов практики, индивидуальных заданий; —разработка методических материалов с использованием исследовательских методов (наблюдение, анкетирование, беседа, социометрия и т.п.); —подготовку и защиту курсовых и дипломных работ, связанных с проблематикой исследований кафедр. Согласно учебным планам и программам общеобразовательных и профессиональных дисциплин каждый студент должен овладеть процессом научного познания, выполняя на протяжении всего периода обучения задачи, которые постепенно усложняются и углубляются. Первые этапы обретения научного опыта предусматривают ознакомление будущих специалистов с приемами, методами, видами научного исследования, основными понятиями научного аппарата, правилами подбора нужной информации и подготовки докладов, рефератов, рецензий и др. На втором курсе студенты полнее знакомятся с профессиональными направлениями работы кафедр, принимают участие в кружках научного творчества студенческой молодежи, проблемных группах, а также лично избирают конкретную тему для самостоятельной поисковой работы. На третьем курсе, кроме рефератов, студенты пишут курсовые работы по учебным дисциплинам. Они, как правило, имеют реферативный и прикладной (в отдельных случаях) характер. На четвертом курсе уровень подготовленности студентов уже достаточен для проведения значимых самостоятельных научных исследований, написания курсовых работ по профессиональным дисциплинам. Благоприятные условия для этого создает активная производственная практика. На пятом курсе, который приближает студентов к квалификационной границе профессиональной подготовки, они выполняют и защищают дипломную работу, что является итогом всей научно-исследовательской работы. Инновационной технологией обучения является внедрение в учебный процесс индивидуальных инструктивно-исследовательских задач (ИИИЗ). Это вид внеаудиторной индивидуальной работы студента учебного, исследовательского или проектно-конструкторского характера, которое выполняется в процессе изучение программного материала учебного курса и завершается сдачей итогового экзамена или зачета. ИИИЗ направлены на самостоятельное изучение части программного материала, систематизацию, углубление, обобщение, закрепление, практическое применение знаний студента по учебному курсу и развитие навыков самостоятельной работы. Среди ИИИЗ наиболее распространены: конспект по теме (модулю) по заданному плану или плану, который студент разработал самостоятельно; реферат по теме (модулю) или узкой проблематике; решение и составление расчетных или практических задач разного уровня по теме (модулю) или курсу; разработка теоретических или прикладных (действующих) функциональных моделей явлений, процессов, конструкций и т.п.; комплексное описание строения, свойств, функций явлений, объектов, конструкций и т.п.; аннотация прочитанной дополнительной литературы по курсу, библиографическое описание, исторические исследования и т.п. ИИИЗ оценивает преподаватель, который читает лекционный курс по дисциплине и принимает экзамен или зачет. Оценка за ИИИЗ выставляется на завершающем занятии (практическом, семинарском, коллоквиуме) по курсу на основании предварительного ознакомления преподавателя с содержанием ИИИЗ. Возможна защита задания в форме устного отчета студента о выполненной работе. Оценка за ИИИЗ является обязательным компонентом экзаменационной оценки (дифференцированного зачета, зачета) и учитывается при выводе итоговой оценки по учебному курсу. Удельный вес ИИИЗ в общей оценке по дисциплине, в зависимости от сложности и содержания задачи, может составлять от 30% до 50%. В учебной НИРС особая роль принадлежит подготовке курсовых работ на всех курсах, а также дипломной работы. Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. С каждым курсом требования к курсовой работе заметно повышаются и их написание становится настоящим творческим процессом. Дипломная работа как завершающий этап обучения в высшем учебном заведении направлена на расширение и закрепление теоретических знаний и углубленное изучение избранной темы. На старших курсах много студентов уже работают по специальности, и это влияет на выбор темы дипломной работы. В таком случае, кроме анализа литературы, дипломная работа может содержать собственный практический опыт, который обогащает ее научную ценность. К НИРС относят также рефераты по темам семинарских и практических занятий при условии, что они написаны на основе нескольких десятков статей и источников. Научно-исследовательская работа студентов .Научно-исследовательская работа студентов вне учебного процесса является одним из важнейших средств формирования высококвалифицированного специалиста. Она предусматривает участие в работе предметных научных кружков; проблемных групп, секций, лабораторий; участие в выполнении госбюджетных или хозрасчетных научных работ; проведение исследований в пределах творческого сотрудничества кафедр, факультетов; работу в студенческих информационно-аналитических и культурологических центрах; рекламную, лекторскую деятельность; написание статей, тезисов, докладов, других публикаций. Предметный научный кружоккак форма НИРС чаще всего используется в работе со студентами младших курсов. Члены научного кружка готовят доклады и рефераты. Со временем их заслушивают на заседаниях кружка или научной конференции. Членами кружка могут быть студенты группы, курса, факультета, всего учебного заведения. Последний вариант чаще всего касается кружков, которые изучают проблемы общественных и гуманитарных наук, так как в технических и естественных кружках научные исследования студента пятого курса будут малопонятные студентам первого, что послужит причиной потери интереса к кружку. Для успешного функционирования и результативной деятельности научных студенческих кружков необходимо соблюдение таких основных организационных принципов: целесообразность, добровольность, плановость, реальность тематики, разнообразие методов работы, стабильность состава, учет интересов и возможностей студентов, высокая научная квалификация и заинтересованность преподавателя, преемственность и формирование традиций в работе, стимулирование, высокий идейно-теоретический уровень.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 208.