Понятийная система науки призвана схватить структуру реальности в её существенных связях, вскрыть устойчивые и повторяющиеся моменты в наблюдаемом калейдоскопе явлений.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Язык науки отличается от обыденного языка точностью и единообразием. Все ключевые понятия науки должны быть строго определены, чтобы исключить возможность двусмысленности и субъективного толкования. В том случае, если слово заимствуется из обыденного языка, его значение уточняется путём указания чётких границ его применения. Таким образом слово превращается в научный термин. Часто для обозначения новых явлений и процессов нет подходящего слова в языке повседневности, и тогда вводится специальный термин, для которого, как правило, используются греческие и латинские элементы.

Термин вводится путём определения, т. е. спецификации отношения данного понятия с другими, близкими к нему по смыслу (спецификация – установление специфических особенностей чего-либо). Строгое определение (дефиниция) понятия требует указания на ближайший род и отличительный (видовой) признак. Определение можно рассматривать как формулирование в сжатой форме основного содержания понятия. Определения понятий составляют важнейшую часть научных теорий.

Типы и виды учебных исследований/strong>

Учебные исследования могут быть теоретическими, эмпирическими и смешанными. Основанием такого деления служит типология источников познания.

Теоретические исследования основаны на освоении научной и научно-популярной литературы как источников познания конкретной проблемы (темы). Это монографии, статьи, тезисы, методические разработки, нормативно-правовые документы. Предметом исследования в теоретическом исследовании служат идеи, отдельные научные положения, законы, закономерности, принципы, концепции, теории, научные понятия и категории, статистические данные.

К теоретическим исследованиям относятся исторические и методологические исследования. Исторические исследования посвящаются, как правило, изучению неизвестных страниц истории социальной работы. К ним также относят: изучение тенденций развития тех или иных идей или явлений социальной работы, сравнительную характеристику каких-либо фактов, данных, научных положений, возникших в различные временные периоды истории социальной работы.

Методологические исследования чаще всего проводятся как феноменологические, посвящённые теоретическому изучению и описанию какого-либо социального феномена, а также как науковедческие, концептуальные и нацеленные на разработку новых методов исследования.

Эмпирические исследования связаны с изучением и описанием практики социальной работы. Их предметом становятся факты (события, явления, отношения, процессы) реальной социальной практики. Среди эмпирических исследований можно выделить исследования, посвящённые изучению и обобщению опыта социальной работы (как правило, инновационного), а также исследования, предметом которых являются опытно-экспериментальные социальные проекты и социальные программы.

Исследования, которые посвящаются разработке методических рекомендаций по совершенствованию социальной работы, также являются опытно-практическими.

Смешанные работы сочетают в себе оба указанных типа и их виды. В них могут объединяться теоретические и эмпирические исследования. Студенты прибегают чаще всего к смешанным исследованиям, посвящая одну главу теории вопроса, а другую – практическому исполнению.

Рекомендация: этими типами и видами исследования целесообразнее овладевать постепенно. Так, реферат предполагает один вид исследования – исторический, методологический или опытно-практический. В курсовой работе можно объединить теоретическое и эмпирическое исследования. Дипломное исследование следует выполнить как смешанное.


Общие требования к изложению и стилю текста

Методика изложения студенческой работы может быть различной — описательной, в виде развернутого доказательства выдвинутой гипотезы, хронологического изложения фактов и т. п. Методика подачи материала раскрывает профессиональную подготовленность автора, общую же его культуру характеризует уровень языка и стиля.

Стилистические требования, предъявляемые к студенческой работе, складываются из двух составляющих — требований современного русского литературного языка и требований так называемого академического этикета — научной речи.

Характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Он сводится к построению изложения в форме рассуждений и доказательств, к смысловой законченности и связности текста. Такой способ изложения материала достигается с помощью специальных языковых средств.

В качестве первого среди таких средств следует назвать функциональные связки — преимущественно вводные слова и обороты. На последовательность развития мысли указывают слова прежде всего, в начале, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и т. п. Противоречивые отношения характеризуют слова-связки однако, между тем, в то время как, тем не менее. Причинно-следственные отношения определяются словами следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же и т. д. Переход от одной мысли к другой помогают осуществлять связки рассмотрим, прежде чем перейти к..., остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть. Итог, вывод обеспечивают слова и обороты: итак, таким образом, значит, в заключение отметим, сказанное позволяет сделать вывод, подведя итоги, следует сказать и др.

В заключение подчеркнем, что ведущими принципами написания научной работы студента являются принципы однозначности мысли, ясности и краткости изложения.
Таковы вкратце требования, которые могут быть предъявлены к языку и стилю студенческой работы.

Научный текст характерен прагматической направленностью на конечный результат. Поэтому словоупотребление в работе должно быть максимально точ
ным, лишенным стилистических украшений. Подбор слов в предложениях должен отвечать требованиям их сочетаемости, характерной для деловой и научной речи (например: налог — взимать, облагать, платить, снижать; руководство — возлагать, осуществлять, укреплять и т. п).

Научный, деловой текст не требует эмоциональных средств выражения. Принципиальную роль в научном тексте играют специальные термины, которые необходимо употреблять в их точном значении. Нельзя смешивать также терминологию «своей» области знания стерминологией других наук. Не допускается применение оборотов разговорной речи, профессионализмов, произвольных словообразований, не установленных правилами русской орфографии и государственными стандартами сокращений слов.

Что касается синтаксиса научного текста, то следует отметить, что логическая цельность и связанность его частей вызывает необходимость широкого использования сложных предложений.
Таким предложениям присуща разветвленная синтаксическая структура с обилием союзов и связок. Преобладают сложноподчиненные предложения, поскольку они более гибко отражают логические связи внутри текста. Однако синтаксическая структура предложений не должна быть чрезмерно сложной. Необходимо найти оптимальную синтаксическую форму.

Стиль научной работы студента — это стиль безличного монолога, лишенного субъективной окраски. Не следует использовать местоимение «я», пишут местоимение «мы»: нами установлено, мы приходим к выводу и т. п. Предложения с местоимением «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями. Используется также изложение авторской позиции от третьего л и ца (автор полагает, что...) и страдательный залог (разработан специальный подход к решению...).

При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова и словосочетания: должен, следует, необходимо, требуется, чтобы, разрешается только, не допускается, запрещается, не следует. При изложении других положений находят применение такие словосочетания, как могут быть, как правило, при необходимости, может быть, в том случае, если и др.

Распространенные стилистические ошибки

(Басаков М.И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации студентам по оформлению текста: Учебн. пособие для студентов вузов и колледжей. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.— 64 с.)

Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся

Малиновская Евдокия Андреевна, учитель биологии

Статья отнесена к разделу: Внеклассная работа

I. Рекомендации по написанию исследовательской работы: экспериментальной или теоретической.





Дата: 2016-10-02, просмотров: 217.